Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Литературный энциклопедический словарь 40 глава




 

Изд.: Гороглы, Ашгабад, 1958; Кёроглу, Баку, 1959.? К a p p ы е в Б. А., Эпич. сказания о Кёр-оглы у тюркоязычных народов, М., 1968; Короглы X., Текстологич. характеристика публикаций эпоса <Гёроглы> и <Гуругли>, в кн.: фольклор. Издание эпоса, М., 1977 X. Г Короглы.

 

“КЕЭЛЬ Я КИРЬЯНДУС” (“Язык и литература”), литературоведч. и языковедч. ежемес. журнал, орган АН Эст. ССР и СП Эст. ССР. Изд. в Таллине с 1958 на эст. яз.

 

КЙЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ ПАТЕРИК, памятник др.-рус. лит-ры 13 в., сб. рассказов об иноках и истории создания Киево-Печерского монастыря (осн. в сер. 11 в.). Первый оригинальный рус. патерик (в основе лежит переписка владимирского епископа Симона и печерского инока Поликарпа; редакции: Арсениевская, 1406; Феодосиевская, сер. 15 в.; две Кассиановские, 1460-е гг., и др.). Опубл. в Киево-Печерской лавре в 1661.

 

Изд.: Памятники лит-ры Др. Руси, [кн. 2] — XII в., М., 1980.

 

КИПРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра народа Республики Кипр на греч. и тур. языках, а также на кипр. диалекте греч. яз. К. л. на греческом языке возникла и развивается в тесном взаимодействии со всей греч. лит-рой. Первые памятники К. л. относятся к 6—7 вв. до н. э.—“Кипрские сказы” Стасина и “Гомеровские гимны” в честь Афродиты. К 8 в. н. э. стал складываться кипр. диалект греч. яз. “Акритские песни” (8—10 вв.)—кипр. вариант ср.-век. эпоса “Дигенис Акрит^. К 14—15 вв. относятся циклы “Любовной лирики”, в к-рых ренессансные мотивы сочетаются с самобытными нац. чертами. Известное произв. эпохи венецианского владычества (1489— 1571) — нар. поэма “Ародафнуса”, рассказывающая о любви короля Кипра к девушке из народа. Историч. хроники Л. Махераса (15 в.) и Е. Вустрониоса (15 — нач. 16 вв.) — ранние памятники прозы на новогреч. яз. В период тур. завоевания (1571—1878) на Кипре существовало лишь устное нар. творчество. Новый подъем письм. К. л., наступивший во 2-й пол. 19 в., отражает рост нац. самосознания и освободит, движения против тур. ига, а затем (с 1878) против англ. колонизаторов. Произв. В. Михаилидиса, автора историч. поэм и лирич. стихотворений, проникнуты духом нар. поэзии, отражают стремления киприотов к нац. свободе. Популярность приобретают “Кипрские песни” Д. Липертиса. На кипр. диалекте пишет известный поэт Кипра — П. Лиасидис. Бережно храня традиции нар. кипр. сказителей —“пиитариев”, Лиасидис вносит в поэзию революц. мотивы. С нач. 20 в. усиливаются связи К. л. с греческой. Влияние греч. романтизма испытали в своем творчестве И. Карагеоргиадис, П. Лоизу. (Творчество Н. Николаидиса, основоположника кипр. прозы на новогреч. яз., насы щено социальной тематикой. Появляются реал” тич. произв. М. Николаидиса. В 30-х гг. получает известность творчество поэтов Т. Антиаса и Т. Пиеридиса, обратившихся в 40—50-х годах к антифаш. тематике. Идея борьбы кипр. народа за освобождение от англ. колониального ига, за самоопределение получает яркое выражение в творчестве А. Пилиотиса, Т. Стилиану, П. Иоанидиса, Ф. Пиеридиса. Лирико-филос. мотивы звучат в произв. К. Монтиса, М. Кралиса. Создают свои произв. и кипр. писатели, живущие в Греции; творчество М. Николаидиса проникнуто религ. духом; социальные темы сильны в произв. Л. Акритаса.

 

После завоевания независимости (I960) на Кипре были созданы объединения кипр. писателей и поэтов, Союз литераторов (в 1978). Лит. силы страны сплочены вокруг журн. “Неа эпохи” (с 1959). В К. л. пришло новое поколение поэтов и прозаиков: Э. Пеониду, М. Пасиардис, Я. Кацурис, Е. Молескис. В 1979 был издан сб. стихов нар. сказителей “Кипрские пиитарии”, традиции к-рых продолжают развиваться на Кипре на кипр. диалекте, греч. и тур. языках. В 1980 выпущен сб. “Под одним небом”, в к-рый вошли про изв. кипр. поэтов, пишущих на греч и тур языках

 

К. л. на турецком языке появилась на Кипре в кон. 19 — нач. 20 вв. и представлена гл. образом поэзией. Совр. прозу представляют Н. С. Эбеоглу, О. Яшин, X. Маполар, поэзию — Ф. Демираг, драматургию — Ф. Коркут.

 

Изд.: Кипрская рапсодия. Стиха поэтов Кипра, М-, 1961; Молодые поэты Кипра, [M., 1971].

 

• ЧернвшоваТ., Мужш голоси Kinpy, <Всесв!т>, 1979, М 8; <Ин. лит-ра”, 1980, М 12, с. 224—26. Е. Молескис.

 

КИРГИЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра киргизов на кирг. яз. В дореволюц. годы своей письм. традиции не имела; отд. произв. акынов-письменников (т. е. грамотных, записывавших свои произв.) печатались (араб. алфавит) в Казани или Ташкенте. Богатый фольклор впервые стал известен науке по записям казах, ученого Ч. Валиханова (в 1856) и акад. В. В. Радлова (начиная с 1862). В сов. время записаны и изданы мн. произв. кирг. фольклора, прежде всего эпос “Мамйс”, в к-ром отразилась борьба кирг. народа за независимость, история его духовной жизни и материальной культуры. Существуют и т. н. малые эпосы, популярные и разнообразные, а также многочисл. сказки, песни трудовые, обрядовые и бытовые, поговорки, пословицы, загадки, легенды. Особую область фольклора представляет творчество акынов, традиционно владевших даром импровизации и оттачивавших свое мастерство в поэтич. состязанияхайтышах. Крупнейшими акынами были Токтогул Сатылганов — лирик и сатирик, сосланный царским пр-вом за свои социальные обличения в Сибирь, и Тоголок Молдо. Оба они дожили до сов. времени и по праву считаются зачинателями сов. нар. поэзии киргизов.

 

Годом рождения письменной К. л. считается 1924, когда вышла первая кирг. газета, в к-рой печатались стихи зачинателя кирг. сов. поэзии А. Токомбаева и др. поэтов. Кирг. проза началась с рассказа К. Баялинова “Аджар”. Развиваясь, К. л., с одной стороны, опиралась на фольклор, обладавший разнообразием жанров, стилей, образных средств и имевший многовековую историю, а с другой — отталкивалась от него, т. к. консервативная образная система и клишированные приемы фольклорной поэтики оказывались преградой на пути становления новой лит-ры социалистич. реализма. К нач. 40-х гг. К. л. достигла значит, успехов в поэзии, прозе, драматургии. Немало черпала она из сокровищницы рус. классич. и сов. лит-ры, из опыта др. лит-р СССР. Большую роль при этом сыграли переводы на кирг. яз. произв. писателей др. народов; особенно успешно занимались переводами Дж. Боконбаев и А. Осмонов, к-рый начал приобщение к лит-ре со знакомства с рус. лит-рой и как поэт оказался глубоким новатором, большим мастером формы, автором мн. стихов о тружениках Сов. Киргизии. Поэзия в первые десятилетия существования К. л. была наиболее активно развивающимся родом лит-ры, что в известной мере связано с устойчивой устно-поэтич. традицией. Становление прозы шло медленнее. Развивался жанр романа, первоначально опиравшийся на сказовую форму фольклора (К. Джантошев, М. Элебаев). Отход от сказовости, утверждение реалистич. принципов прослеживаются в творчестве Т. Сыдыкбекова, автора произв. о жизни кирг. аила, о социальных и иных преобразованиях в нем (роман “Среди гор”; начат в 30-х гг., завершен в 1958).

 

В годы Великой Отечеств, войны в К. л. главной стала тема воинского подвига и труда сов. людей в тылу; она сохранилась и на долгое время после войны, особенно в творчестве писателей-фронтовиков Т. Уметалиева, У. Абдукаимова, С. Эралиева, С. Джусуева и др. В 50-х и 60-х гг. К. л. все более активно обращается к глубинным, сложным проблемам социального и нравств. бытия современника. Развиваются жанры рассказа и повести, достигая высокого худож. уровня

 

КЕЭЛ—КИРГ

 

==153

 

в творчестве мн. писателей послевоен. поколения, особенно в творчестве Ч. Айтматова, каждая из повестей к-рого, начиная с “Джамили”, переводится на десятки языков мира. Проза Айтматова, отразившая жизнь совр. Киргизии в острых нравственно-психол. коллизиях, по-новому интерпретировавшая фольклорные мотивы, оказала влияние не только на развитие жанра повести, но и на кирг. прозу в целом. Наряду с малыми жанрами продолжает развиваться роман как на совр. (Н. Байтемиров, Ш. Бейшеналиев и др.), так и на историч. темы (Т. Касымбеков). К совр. тематике обращается драматургия, начинавшая в 30-х гг. свой путь со сценич. вариантов фольклорных сюжетов. В 50—70-х гг. пьесы К. Маликова, Т. Абдумомунова, М. Байджиева и др. обретают совр. реалистич. форму и остроактуальное звучание. В совр. кирг. поэзии достиг высокого уровня жанр поэмы (М. Абылкасымова), получили развитие разнообразные формы лирики (М. Джангазиев); характерно, что в 60—70-х гг. в поэзии, четко ориентированной на “классический” рифмованный стих установившихся ритмов, появился и стих свободный (творчество Эралиева, О. Султанова и др.).

 

Лит. периодика: журналы <Ала-Тоо” в ^Литературный Киргизстан”; газ. “Кыргыэстан мад<2нияты>.

 

Изд.: Горные родники. Кирг. рассказы, М., 1976; Кирг. повести, М., 1981.

 

• Очерки истории кирг. сов. лит-ры, фр., 1961; История кирг сов. лит-ры, М., 1970; Озмитель Е., Наследие классики и кирг лит-ра, Фр., 1980; Кирг. лит-ра и современность. Сб. ст., фр., 1981 Самаганов Дж., Писатели Сов. Киргизстана. Биобиблиографич справочник, Фр., 1969. Л. И. Лебедева.

 

КИТ'А, жанровая форма лирич. поэзии в лит-рах Бл. и Ср. Востока, Ср. и Юго-Вост. Азии. Используется для создания небольших стихотворений филос. либо дидактич. характера. Как газель и касыда, К. является моноримом, но не имеет парной рифмы в первом бейте (схема ba ca da...). Излюбленный жанр поэтич. импровизации, К. нередко выступала в роли пробного камня при испытании новых поэтов.

 

φ Θстория перс. и тадж. лит-ры, под ред. Я. Рипки, пер. с чеш., М., 1970, с. 105—06.

 

“КИТАБИ ДЕДЕ КОРКУД” (“Книга моего деда Коркуда”), письм. эпич. памятник огузских племен, позднее вошедших в состав туркм., азерб. и тур. народов.

 

Известен в двух записях: Дрезденская рукопись, состоящая из 12 сказаний, и Ватиканская рукопись из 6 сказаний. Полный перевод памятника на рус. яз., осуществленный в 1922 В. В. Бартольдом, опубл. в 1962. Эпос неоднократно издавался также в Турции, где ему поев. обширная лит-ра. В 1952 исследователь Э, Росси опубл. комментированный перевод на итал. яз. и факсимиле второй рукописи <К.д.К·>, обнаруженной им в Ватиканской б-ке; ее текст почти не отличается от текста Дрезденской рукописи.

 

В эпосе нет единого сюжета. Каждое из 12 сказаний самостоятельно, но 10 сказаний более тесно связаны между собой и составляют некий цикл, описывающий героич. подвиги огузских богатырей. Осн. содержание эпоса — война огузов с “неверными” за утверждение своей власти на завоеванных кавк. землях. Следы эпоса обнаруживаются на древней родине огузов — в Центр, и Ср. Азии (легенды и предания о Коркуде сохранились среди киргизов, казахов и др. тюркоязычных народов). Очевидно, интеграция огузского героич. эпоса происходила еще на Востоке. Окончательно эпос сложился, по-видимому, в Азербайджане.

 

Изд.: Книга моего деда Коркуда, М.—Л., 1962.

 

• Кор оглы X., Огузский героич. эпос, М., 1976.

 

X. Г Короглы.

 

КИТАЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра кит. народа на кит. яз. Одна из древнейших лит-р мира, имеющая трехтысячелетнюю традицию. Поздние записи и об работки свидетельствуют о существовании у китайцев сравнительно развитой системы мифологии, но значит. эпич. памятники периода древности и раннего средневековья отсутствуют. Первое крупное поэтич. произв. др.-кит. лит-ры —“Шицзин” (“Книга песен”, 11—6 вв. до н. э.) представляет собой собрание нар. песен, ритуальных гимнов, к-рые отражают чувства

 

==154 КИТА — КИТА

 

и переживания простых людей, осуждают недостойных правителей, рассказывают о бедствиях страны. В насыщенном яркими мифол. образами творчестве первого известного по имени кит. поэта Цюй Юаня раскрывается возвышенный мир поэта-человеколюбца, смело обличавшего тиранию. Стихи и поэмы Цюй Юаня и его учеников представлены в антологии “Чу цы” (“Чуские элегии”, 2 в. до н. э.). Худож. проза 1-го тыс. до н. э. неотделима от филос., историч., географич. и др. сочинений, мн. части к-рых сюжетно организованы и эмоционально окрашены: “Шан шу> (“Книга исторических преданий”), летопись эпохи Чжоу (“Цзо чжуань”), “Чжаньго цэ” (“Книга о борющихся царствах”) и др. Особое значение для последующего развития К. л. имели конфуцианские “Лунь юй> (“Беседы и суждения”, 5 в. до н. э.) и “Мэн-цзы” (4—3 вв. до н. э.), а также даосские “Дао дэ цзин” (“Книга пути и добродетели”, 5 в. до н. э.) и “Чжуанцзы” (3 в. до н. э.). Большой интерес представляют притчи и нар. легенды, включенные в “Чжуан-цзы” и в др. филос. труды 4—3 вв. до н. э. (“Сюнь-цзы”, “Хуайнань-цзы”), а также написанное в форме фантастич. путешествия “Предание о сыне неба My” (5 в. до н. э.).

 

Крупнейшим памятником прозы эпохи Хань (206 до н. э.— 220 н. э.) являются “Ши цзи” (“Исторические записки”) Сыма Цяня — огромный труд, включающий яркие характеристики деятелей прошлого и их высказывания. В “высокой” поэзии того времени господствовал отличавшийся выспренностью прозопоэтич. жанр фу. Лишь в нек-рых фу Сыма Сянжу и в лирич. “малых фу” ощущается живое чувство. Яркую поэтич. страницу составили лирич. и сатирич. нар. песни — юэфу. В поэме “Павлины летят на юго-восток”, представляющей собой одно из немногих эпич. произв. классич. К. л., рассказывается о трагедии любящей четы и о произволе родителей.

 

Песни юэфу оказали заметное влияние на первых представителей (в их числе Цао Чжи) лит-ры раннего средневековья (3—7 вв.), к-рые писали о тяготах воен. жизни, о страданиях народа, гибнущего во время войн и эпидемий. Антидеспотич. настроения отразились в творчестве Жуань Цзи и Цзи Кана. В поэзии господствовал пятисложный рифмованный стих, но его первоначальная безыскусственность постепенно стала сменяться стремлением к изысканности поэтич. речи. К концу периода Юж. и Сев. династий (4—6 вв. или 5—6 вв.) появились фонетически строго организованные стихи “новых форм”. Крупнейший поэт кон. 4 — нач. 5 вв.— Тао Юаньмин. Для его новаторской (при внеш. традиционности) поэзии характерны глубокие раздумья над смыслом жизни, над призванием человека. К 5 в. относится проникнутая буддийскими настроениями утонченная пейзажная и филос. лирика Се Линъюня. Ей противостоят “подражания юэфу” выходца из народа Бао Чжао, в к-рых поэт сетует на царящую вокруг несправедливость. Наиболее полно лит-ра периода Юж. и Сев. династий представлена в антологии “Вэньсюань”.

 

Под влиянием юж. юэфу тема любви проникла и в “высокую” поэзию (антология “Новые напевы нефритовой башни”, 6 в.). В 4—5 вв. были созданы первые сб-ки коротких новелл и анекдотов на фантастич. и реже бытовые сюжеты, очень часто фольклорные. Но в бессюжетной худож. прозе до нач. 7 в. господствовал изощренный, насыщенный лит. и историч. аллюзиями, “параллельный стиль”.

 

После объединения страны Танской династией (618—907) возникли благоприятные условия для рас цвета лит-ры. Общему культурному подъему способствовало возникновение многолюдных городов, расширение связей с соседними странами, изобретение книгопечатания. Именно тогда окончательно формируется кит. лит. язык вэньянь. Расцвету К. л., наступившему в 8 в., положили начало певец природы и дружбы Мэн Хаожань и лирик, художник и музыкант Ван Вэй. Гуманистич. лирика Ли Бо, впитавшая

 

достижения предшествующей лит-ры и нар. поэзии, проникнута стремлением к постижению смысла бытия. Образы его лирики часто гиперболичны, атмосфера жизнерадостна. Творчество другого великого кит. поэта Ду Фу пронизано болью за страдающий народ; в его сдержанной и суровой по колориту поэзии гражд. мотивы соседствуют с сугубо личными переживаниями. Дальнейшее развитие социальная тема получила в “Новых народных песнях” Во Цзюйи, прославившегося также пейзажными и филос. четверостишиями и поэмами. Для ряда крупнейших лириков 8—9 вв. (Юань Чжэнь, Ли Шанъинь, Ду My и др.) характерны усиление субъективного начала и усложненность образов.

 

В нач. 9 в. Хань Юй и Лю Цзунъюань возглавили конфуцианское в своей основе движение за “возрождение древности”. Господствующему в прозе украшательскому “параллельному стилю” они противопоставляли ясную, содержательную прозу “древнего стиля” (г у в э н ь). В прочно утвердившихся с этого времени разл. жанрах гувэнь — эссе, послания, притчи, предисловия — ярко проявились свойственные К. л. дидактич. тенденции, стремление к прямому воздействию на читателя. На лит. яз. вэньянь появляются любовные, авантюрные и фантастич. новеллы Во Синцзяня, Юань Чжэня, Ли Гунцзо и др. Одновременно на разг. яз. формируется генетически связанный с буддийскими проповедями прозо-поэтич. сказовый жанр б я н ь в э'н ь, гор. повесть хуабэнь, крупная прозо-поэтич. форма чжугундяо, подготовившие появление романа и драмы.

 

В период правления династии Сун (960—1279) наряду со строгим классич. стихом ши (филос., историч. и гражд. поэзия Оуян Сю, Ван Аньши) широкое распространение получила песенная лирика цы, для к-рой характерно эмоц. начало и более свободная поэтич. форма. Популярнейшими среди авторов цы были Лю Юн, поэтесса Ли Цинчжао, поэт-патриот Синь Цицзи. В жанрах ши и цы писал Су Ши, творчество к-рого отличает многообразие тем и настроений, искусное владение лексикой. Обществ, тематика — жизнь крестьян, зашита страны — занимала значит, место в творчестве Лу Ю — видного представителя поэзии ши. Прекрасные образцы прозы гувэнь создали также Оуян Сю, Су Ши и др. Однако к концу периода в “высоких” жанрах поэзии и прозы уже заметны признаки застоя. Последним из известных сунских поэтов был Вэнь Тяньсян, погибший в борьбе с монг. завоевателями.

 

Время правления монг. династии Юань (1280—1368) отмечено дальнейшим ростом городов и ухудшением положения служилого образованного сословия. Следствием этого было временное усиление влияния буддийской и даосской идеологий, а также широкое распространение демократич. жанров, особенно драмы, ранние образцы к-рой относятся к 13 в. (т. н. “южная драма”). В 13 в. на севере страны утверждаются тесно связанная с музыкой строго канонизированная четырехактная драма цзацзюй на историко-героич. и социально-бытовые темы, а также лирич. комедии и сказания о небожителях Гуань Ханьцина, Ma Чжиюаня, Ван Шифу и др. Хотя сюжеты пьес б. ч. основывались на старинных преданиях и лит-ре прежних веков, обличит, пафос и внимание к простому люду делали их злободневными. Появились новая разновидность песенной лирики саньцюй и сб-ки прозаич. заметок.

 

Важным явлением лит-ры 14 в. были циклизация нар. повестей и возникновение на этой основе романов-эпопей, объединяющих большое число сюжетно завершенных, но не всегда органично связанных друг с другом глав-эпизодов. Первыми среди эпопей были “Троецарствие” Ло Гуаньчжуна и “Речные заводи” Ши Найаня. “Троецарствие” представляет собой беллетризацию хроники политич. событий — войн, интриг, заговоров 3 в. “Речные заводи” прославляют

 

героев нар. восстания 12 в. Оба романа эпичны по масштабам, населены множеством персонажей, написаны близким к разговорному языком. Образы основных героев, при однозначности и статичности, ярки и впечатляющи; они завоевали огромную популярность в народе. Эти романы вызвали большое количество переработок, драматургич. и сказовых вариантов.

 

При династии Мин (1368—1644) вновь выдвигаются “высокие” жанры. Наряду с утратившими значит. долю своего демократизма цзацзюй, были созданы более крупные по объему и свободные по форме “южные драмы”. Высшими образцами драматургии этого периода явились написанные в жанре чуаньци “Пионовая беседка” Тан Сяньцзу — романтич. история любви, побеждающей смерть, и историч. драмы “Дворец бессмертия” Хун Шэна, “Веер с персиковыми цветами” Кун Шанжэня.

 

В кон. 16 в. Ли Чжи и др. литераторы выступили против ставшего официальным течения “возврата к древности”. Отмечается новый подъем повествоват. прозы на разг. языке: фантастич. роман-эпопея “Путешествие на Запад” У Чэнъэня, представляющий собой обработку легенд о путешествии монаха Сюань Цзана в Индию; анонимный социально-бытовой роман •“Цзинь, Пин, Мэй” и др. Оба произв. вызвали много подражаний. Появились также многочисл. обработки нар. лит-ры и оригинальные новеллы (Фэн Мэнлун и др.).

 

Маньчжурское вторжение (1644) обусловило появление плеяды оппозиционно настроенных поэтов и мыслителей, для творчества к-рых характерны просветит. тенденции. Пороки общества обличаются в насыщенных фантастикой и иронией новеллах Пу Сунлина. У Цзинцзы в сатирич. романе “Неофициальная история конфуцианцев” клеймил с позиций “истинного” конфуцианства пошлость, карьеризм и консерватизм служилой интеллигенции. Вершиной классич. романа явился “Сон в красном тереме” Цао Сюэциня — психологически углубленное, окрашенное в пессимистич. тона повествование о несчастливой любви молодых героев, о моральном и экономич. упадке феод. аристократии. В дальнейшем, в обстановке усиливавшегося цензурного давления маньчжурских властей, привилегированное место в лит-ре вновь заняли “высокие” жанры ортодоксально-конфуцианской “тунчэнской школы”. Им противостояли соч. прогрес. мыслителей (Гун Цзычжэнь и др.), сатирико-фантастич. роман с элементами утопии “Цветы в зеркале” Ли Жучжэня, нар. пьесы, сказки, песни и др. произв. “низких” жанров позднего средневековья, игнорировавшиеся офиц. филол. наукой. О жанрах К. л. см. также в ст. Поэтика.

 

Лит-ра нового времени (сер. 19 в. — 1917) отразила освободит, движение против маньчжуро-кит. феодалов и экспансии капиталистич. гос-в Запада, упадок феод. общества и интенсивное знакомство с достижениями мировой культуры. Появляются многочисл. переводы, переработки произв. европ. классиков и совр. авторов, а также писателей Америки, Японии, Индии. Получили известность вольные переводы и пересказы произв. У. Шекспира, Л. Н. Толстого, В. Скотта, А. Дюма и др., сделанные Линь Шу. С 1909 появляются первые точные переводы рус. писателей, принадлежащие Лу Синю. Кит. романисты нач. 20 в. использовали нек-рые приемы зап. лит-ры. На фоне эпигонских соч. выделяется патриотич. лирика Хуан Цзуньсяня, к-рый выступал за обновление классич. поэтич. форм. Своеобразная лит-ра была порождена восстанием тайпинов (стихи, гимны нар. песни и предания), а также движением за реформы в 90-х гг. (Тань Сытун, выдвинувший лозунг “революции в поэзии”, Лян Цичао, внесший значит, вклад в развитие повествоват. прозы; как теоретик он утверждал ее высокое обществ, назначение). В романе господствовали направления, связанные с нравоописат.

 

КИТА

 

==155

 

и авантюрно-героич. традициями. В 1900—10-х гг. прозаич. произв. заполнили многочисл. лит. журналы. Значит, интерес представляют “обличительные романы” (напр., “Путешествие Лао Цаня” Лю Э). Наибольшей радикальностью отличается роман “Цветы в море зла” Цзэн Пу, в к-ром четко выражены антиманьчжурские и антиимпериалистич. взгляды, с симпатией изображаются кит. и рус. революционеры. Революц. подъем нач. 1900-х гг. получил отражение гл. обр. в прогрес. публицистике, в поэзии Цю Цзинь, Су Маньшу; на позициях борьбы с маньчжурской монархией стояло также поэтич. “Южное общество”. В период революции 1911—13 наступил кратковременный расцвет политически окрашенной прозы и драматургии, однако в годы юаньшикаевской реакции (1912—16) их сменила поверхностная развлекательная лит-ра.

 

Новейшая К. л. родилась в ходе антиимпериалистич., антифеод, борьбы, в период освободит, движения “4 мая” (1919), развернувшегося под влиянием Окт. революции в России. Черты новейшей К. л. (отрицание старого мира, демократичность идеалов, обновление языка, связь с передовой заруб., особенно рус., культурой) воплотились в творчестве ее основоположника Лу Синя, впервые сделавшего рядового человека гл. героем худож. произведения. В его рассказах, вошедших в сб-ки “Клич” и “Блуждания”, особенно в повести “Подлинная история А-кью” критич. реализм достиг зрелости. Реалистич. направление господствовало и в произв. участников созданного в 1921 “Литературного сообщества” (Е Шэнтао, Сюй Дишаня и др.), в числе основателей которого были Мао Дунь и Чжэн Чжэньдо, работавшие над изучением нац. и мирового лит. наследия и теории лит-ры. Большое место в деятельности “Литературного сообщества” занимали переводы, особенно из рус. лит-ры

 

19—нач. 20 вв. Группе “Творчество” (основана в 1922) были свойственны романтич. тенденции: стихи и драмы Го Можо, рассказы Юй Дафу и др. К нач.

 

20-х гг. новые формы поэзии на разг. языке почти полностью вытеснили классические (творчество Вэнь Идо, Чжу Цзыцина, Сюй Чжимо). Для “разговорного” театра создавали драмы Хун Шэнь, Тянь Хань и др.

 

По мере развития политич. борьбы происходило расслоение среди сторонников новой культуры; выделились бурж.-либеральное крыло (общество “Новолуние” и др.) и революц. течение, усилившееся в ходе революции 1925—27 (Цзян Гуанцы, Жоу Ши, Инь Фу, Ху Епинь). В кон. 20-х гг. начался процесс становления марксист, критики, на позиции к-рой перешел Лу Синь. Вместе с видным деятелем компартии Китая Цюй Цюбо он стал идейным руководителем пролет. Лиги левых писателей Китая (1930—36), к-рая вела борьбу с бурж.-националистич. и “надклассовыми” течениями в лит-ре, пропагандировала произв. сов. писателей. Среди ее членов были тяготевший к многоплановым социальным романам Мао Дунь, создательница социально-психол. повестей Дин Лин, авторы реалистич. рассказов Ай У, Ша Тин, поэт Пу Фэн, драматурги Тянь Хань, Ся Янь и др. Реалистич. направление в прозе представляли также Ба Цзинь, отобразивший тягу молодежи к радикальным переменам, сатирик и бытописатель Лао Шэ и Чжан Тяньи. Социально-психол. драмы большого эмоц. накала создал Цао Юй. Антиреалистич. модернист, течения не заняли большого места в К. л. Символизм, эстетизм и нек-рые др. декадент, направления, возникшие в поэзии, не получили в ней широкого распространения; молодые поэты смело овладевали новыми формами реалистич. отражения действительности (Цзан Кэцзя, Кэ Чжунпин).

 

Начало нац.-освободит, войны кит. народа против япон. захватчиков (1937) обусловило бурный рост патриотич. лит-ры малых форм—очерки, стихи для декламации, агитац. пьесы популярные у демократич.

 

==156 КИТА

 

аудитории (поэзия Ай Цина, Тянь Цзяня, Сяо Саня, драмы Лао Шэ, рассказы и очерки Лю Байюя и др.). Писатели-патриоты, объединившиеся в период войны против япон. захватчиков во Всекитайскую ассоциацию работников литературы и искусства по отпору врагу (март 1938), немало сделали для пробуждения в народе сознания опасности, угрожавшей стране, и ненависти к япон. империализму. С кон. 1938 политика подавления прогрес. лит-ры гоминьдановским пр-вом заставила писателей обращаться либо к истории (пьесы Го Можо), либо к сугубо бытовой проблематике. Лишь в нек-рых произв. (роман “Распад” Мао Дуня, рассказ “Господин Хуа Вэй” Чжан Тяньи) содержалась критика отрицат. сторон жизни гоминьдановского тыла.

 

После разгрома империалистич. Японии (1945) прогрес. К. л. развернула борьбу за демократич. развитие страны. В 1945—47 были созданы сатирич. стихи Юань Шуйпо, романы “Четыре поколения одной семьи” Лао Шэ и др. Однако в 1948 чанкайшистский террор снова вынудил большинство писателей замолчать или уехать с подвластной гоминьдановцам территории.

 

В освобожденных районах развивалась революд. лит-ра, неразрывно связанная с борьбой масс, впитав шая традиции нар. творчества. Ее ведущая тема — новые отношения между людьми: рассказ “Песенки Ли Юцая”, повесть “Перемены в Лицзячжуане” Чжао Шули, романы “Ураган” Чжоу Либо и “Солнце над рекой Сангань” Дин Лин. Появились первые произв. о рабочем классе: повесть “Движущая сила” Цао Мин. Большую популярность приобрели муз. драма “Седая девушка” Хэ Цзинчжи и Дин И, лирикогероич. поэма “Ван Гуй и Ли Сянсян” Ли Цзи и пер вая часть поэмы “Возница” Тянь Цзяня.

 

Победа нар. революции в 1949, создание КНР дали новый импульс лит. творчеству; появляются произв. о социалистич. стр-ве и воспитании нового человека. Жизнь рабочих и крестьян, героизм народа, руководимого коммунистами,— общая тема созданных в 50-х гг. романов “Деревня Саньливань” Чжао Шули, “Стальной поток” Чжоу Либо, рассказов Ли Чжуня, очерков Вэй Вэя и др. авторов. Разрабатывались историко-революц. сюжеты (роман “Битва за Яньань” Ду Пэнчэна). В поэзии 50-х гг. получили распространение темы борьбы за мир, дружбы с народами др. стран (стихи и поэмы Ай Цина, Тянь Цзяня). Приобрело известность творчество писателей, представляющих нац. лит-ры Китая,— монг., уйгур., казахскую и др. Поддерживались тесные связи с писателями социалистич. стран и прогрес. литераторами мира, широко переводились произв. сов. лит-ры и др. социалистич. стран. Но уже в кон. 50-х гг. начали нарастать сектантские и догматич. тенденции в культурной жизни Китая; критика пережитков бурж. и феод. идеологии приобретала примитивно-вульгаризаторский характер. Организовывались разного рода “проработочные кампании”, затронувшие писательницу Дин Лин, поэта Ай Цина, лит. критика Ху Фэна и др.

 

В 1958 ведущим творч. методом было провозглашено “сочетание революц. романтизма с революц. реализмом”. Осн. упор делался на самодеят. коллективное творчество. Правда, в нач. 60-х гг. еще продолжали появляться авторские произв., в т.ч. историкореволюц. роман “Лучшие люди эпохи” Оуян Шаня, роман о кооперировании деревни “Начало” Лю Цина, пьесы Го Можо и Цао Юя. Критич. отношение к отд. сторонам кит. действительности было в иносказат. форме выражено в драматургии Тянь Ханя, У Ханя и в публицистике Дэн То. В сер. 60-х гг., с началом “культурной революции”, издание новых худож. произв. и переводов практически прекратилось, за ис ключением публицистики и стихов, пропагандировавших политич. лозунги. Приостановилась также деятельность Союза кит. писателей (создан в 1953) В 1966 перестали издаваться такие лит. журналы, как “Жэньминь вэньсюэ”, “Вэньи бао”, “Цзюйбэнь”,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...