Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Литературный энциклопедический словарь 47 глава




 

Быть ближе к строительству нового общества, к труду рабочего класса и крестьянства, к борьбе за социализм — такова, по мнению Л., важнейшая задача сов. лит-ры. Эта задача была темой переписки и бесед с Горьким и др. литераторами. С этой т. з. он одобрял очерки о гражд. войне А. С. Серафимовича, стихи и поэмы Д. Бедного (хотя и отмечал, что поэт: “Грубоват. Идет за читателем, а надо быть немножко впереди”— см. в кн.: Горький М., Собр. соч., т. 17, 1952, с. 45), роман В. Я. Зазубрина “Два мира”, кн. И. Г. Эренбурга “Хулио-Хуренито”, документ. записки А. И. Тодорского “Год с винтовкой и плугом”. Серьезное значение придавал Л. развитию сов. лит. периодич. прессы. А. В. Луначарскому он предложил пресечь нигилистич. выступления футуристов — их выпады против классич. наследия — в органе Наркомпроса “Искусство Коммуны”; Серафимовичу, редактору журн. “Творчество”, советовал “привлечь в литературу рабочих”; Л. принял непосредств. участие в организации первого “толстого” сов. ежемесячника “Красная новь”.

 

Идейное капитулянтство и сектантство — вот опасности, от к-рых Л. предостерегал коммунистов, работающих в области культуры и лит-ры. “Архифальшью” назвал он утверждение пролеткультовца В. Ф. Плетнева, что “задача строительства пролетарской культуры может быть разрешена только силами самого пролетариата” (Ленин В. И., О лит-ре и иск-ве, с. 453). По мнению Л., в создании новой культуры (и худож. лит-ры) должна принять участие и интеллигенция, вышедшая из мелкобурж. среды, и даже отдельные выходцы из буржуазии. Л. отвергал любые нападки на право партии руководить развитием лит-ры и иск-ва. Вместе с тем он никогда не выдавал своих личных суждений о тех или иных явлениях лит-ры и иск-ва за нечто обязательное для всех и был противником командования, администрирования и некомпетентного вмешательства в область иск-ва и худож. лит-ры.

 

Учение Л., его практич. деятельность оказали огромное влияние на развитие сов. лит-ры и иск-ва, сов. лит. критики и лит-ведения. См. также Маркс К. и Энгельс Ф. о литературе.

 

Изд. и лит.: Ленив В. И., О лит-ре и иск-ве. [Сб. ст.), 6 изд., М., 1979; Ленин и культура. Хроника событий, М., 1976; Ш е? б ина В. Р., Ленин в вопросы лит-ры, 2 изд., М., 1967; Me ила? Б., Ленив и проблемы рус. лит-ры XIX— нач. XX вв., 4 изд., Л., 1970; Д е м е н т ь е в А. Г., В. И. Ленин и сов. лит-ра, М., 1977; Э в е втов И. С., Пробуждение новых сил. В. И. Ленин о поэзии, Л., 1977; Иезуитов А. Н., В. И. Ленин и вопросы реализма, Л., 1980; его же, В. И. Ленин и рус. лит-ра, М., 1985; Лукьянов В., В. И. Ленин и худож. критика, М., 1982; Горбунов В. В., Развитие В. И. Лениным марксистской теории культуры. (Советский период), М., 1985.?. Γ. Δементьев.

 

ЛЕНИ

 

==179

 

 

*

 

ЛЕНИНИАНА литературная, худож. и худож.-документальная лит-ра различных родов и жанров о жизни и деятельности В. И. Ленина, о многообразных связях ленинских идей с жизнью совр. об-ва, с прошлым и будущим человечества.

 

Лениниана советская. У истоков сов. Л. стояли М. Горький и В. В. Маяковский, заложившие плодотворные основы разработки этой темы. Первоначально в сов. Л. осн. место занимала поэзия, тяготевшая к обобщенной символике. Образ вождя революции ассоциировался с образами капитана, рулевого — так сов. поэты стремились передать несокрушимую силу ленинского дела, укрупнить масштабы восприятия личности Ленина. Нек-рым из них (Маяковскому, Д. Бедному, С. А. Есенину) удалось вместе с тем придать образу Ленина и черты индивидуальной неповторимости. “Века уж дорисуют, видно, недорисованный портрет...”,—писал Н. Г. Полетаев в стих. “Портретов Ленина не видно...” (1923), размышляя о трудностях худож. воплощения образа вождя революции. К немногим подлинным удачам первонач. этапа сов. Л. следует отнести поэму Н. С. Тихонова “Сами” (1920), в к-рой ярко, худож конкретно раскрыт интернац. аспект ленинской темы.

 

Чувство глубокой личной причастности к ленинскому делу выразили в стихах, поев. смерти вождя, поэты разных народов Сов. Союза (А. Акопян, Микола Бажан, Сулейман Стальский, Г. Табидзе и др.). Постепенно в поэтич. Л. укреплялись эпич. тенденции, органически связанные с лирич. проникновенными раздумьями о Ленине, революции, судьбах народа, страны: “Анна Снегина” (1925) Есенина, “Улялаевщина” (1927) И. Л. Сельвинского и др. Вершина Л.— лиро-эпич. поэма Маяковского “Владимир Ильич Ленин” (1924). Преодолев абстрактность, свойственную ранее мн. стихам о вожде, опираясь на собств. поэтич. опыт (стихи “Владимир Ильич”, 1920; “Мы не верим!”, 1923; “Комсомольская”, 1924), Маяковский впервые в сов. лит-ре новаторски решил задачу — изобразить “самого земного изо всех прошедших по земле людей” и одновременно показать гигантский размах, величие его дела.

 

В 20-х гг. делаются первые попытки воссоздать образ Ленина в прозе: упоминания в произв. Л. Н. Сейфуллиной, Вс. В. Иванова; эпизоды документ. характера в разл. произв.; воспоминания обществ. деятелей, литераторов, лично знавших Ленина (А. В. Луначарский, В. Д. Бонч-Бруевич, А. К. Воронский, А. С. Серафимович и др.). Очерк-портрет М. Горького “В. И. Ленин” (1924, последняя ред. 1931) — классич. произв. худож. Л., в к-ром глубоко, многогранно, исторически правдиво нарисован образ вождя революции. Мн. поднятые здесь проблемы (личность и общество, человек и окружающий его мир, в т. ч. природный, роль интеллигенции в культурном строительстве) сохраняют острую актуальность до сих пор.

 

В разных формах (образ-упоминание, сцены с непосредств. участием вождя) ленинская тема реализуется в таких крупных эпич. полотнах, как “Жизнь Клима Самгина” (1925—36) Горького, “Тихий Дон” (1928—40) M. A. Шолохова и “Хождение по мукам” (1922—41) А. Н. Толстого. Появляются короткие повествоват. произв. о Ленине, основанные на реальных фактах или нар. преданиях: “Ленин на охоте” (1926) M. M. Пришвина, “Рассказы о Ленине” (1939) М. М. Зощенко, “Рисунок с Ленина” (1939) К. А. Федина. Традиции возникшего в 20-х гг. стихотв. повествования о Ленине (“Докладная записка”, 1924, М. В. Исаковского; “Баллада о Владимире Ильиче, о мужике и паре сапог”, 1924,?. Чаренца) получили развитие в стихотв. были А. Т. Твардовского “Ленин и печник” (1940), с большой психол. достоверностью передающей радость общения с Лениным человека из народа.

 

К оглавлению

 

==180 ЛЕНИ

 

Значит, достижением сов. лит-ры явилось худож. воплощение Ленина в сов. драматургии и кинодраматургии. Особый успех выпал на долю драматургич. трилогии Н. Ф. Погодина “Человек с ружьем” (1937), “Кремлевские куранты” (1940), “Третья патетическая” (1958) и кинодилогии “Ленин в Октябре” (1937) и “Ленин в 1918 году” (1939), пост. М. И. Роммом по сценарию А. Я. Каплера и Т. С. Златогоровой. В 30-х гг. драматургия стала осн. руслом развития худож. Л. В разных жанрах и тематич. ракурсах ленинская тема разрабатывалась в пьесах “Правда” (1937) А. Е. Корнейчука, позднее —“Семья” (1949) И. Ф. Попова, “Между ливнями” (1964) А. П. Штейна, в фильмах “Рассказы о Ленине” (1958) и “Ленин в Польше” (1966) С. И. Юткевича по сценариям Е. И. Габриловича и др.

 

В годы Великой Отечеств, войны образ Ленина, вдохновляющего на подвиг во имя правого дела, раскрывается в лирич., лиро-эпич. произв. многонац. сов. поэзии: поэмы “Баллада о ленинизме” (1942) Сельвинского, “Домик в Шушенском” (1944) С. П. Щипачева, стихи Тихонова, А. Лахути, Я. Судрабкална и др.

 

Особенно активно и плодотворно начинает развиваться Л. в лит-рах СССР со 2-й пол. 50-х гг. Во мн. поэтич. и прозаич. произв. большое внимание уделяется теме “Ленин и народ”: “Ходоки” (1954) H.A. Заболоцкого, “Горская поэма о Ленине” (1959—1960) К. Кулиева и др. Появляются повести и рассказы 3-Й. Воскресенской, М. П. Прилежаевой, К. Г. Паустовского, Е.Я. Драбкиной, С. С. Виноградской, В. П. Тельпугова, Л. Н. Радищева, С. В. Сартакова, Г. С. Фиша. Рождаются и крупные эпич. произв., в т. ч. романы В. В. Канивца “Ульяновы” (1967); “Золотой пояс” (1970) и “Перед прыжком” (1979) Д. И. Еремина. В “Дипломатах” (1966) С. А. Дангулова сцены с участием Ленина играют роль идейнокомпозиц. центров повествования. Обширная трилогия А. Л. Коптелова повествует о начале революц. деятельности Ленина (“Большой зачин”, “Возгорится пламя”, “Точка опоры”, 1963—77). Поисками новых поворотов темы и жанрово-стилистич. форм, возрастающей худож.-документ, конкретностью отмечены поэмы А. А. Вознесенского “Лонжюмо” (1963), В. А. Коротича “Ленин, том 54-й” (1967), Е. А. Евтушенко “Казанский университет” (1970); повести В. П. Катаева “Маленькая железная дверь в стене”

 

(1964), Э. Г. Казакевича “Синяя тетрадь” (1961); документ. и публицистич. драмы М. Ф. Шатрова (“Шестое июля”, 1964; “Революционный этюд. (Синие кони на красной траве)”, 1979; “Так победим!”, 1982).

 

Вершиной совр. Л. является удостоенная Лен. пр. тетралогия М. С. Шагинян, состоящая из романов “Рождение сына” (1957) и “Первая Всероссийская”

 

(1965), книги очерков “Четыре урока у Ленина” (1968) и эскиза к роману “Билет по истории” (1960, перераб. изд. 1970). Закономерности формирования в России нового типа личности в процессе революц. преобразований — такова осн. концептуальная направленность тетралогии.

 

Ленинская тема в лит-ре и иск-ве неисчерпаема: худож. и документ, произведения, воссоздающие образ живого Ленина, великого революционера, все глубже раскрывает историч. значение его идей и его дела.

 

Лениниана зарубежная. Уже в первые послеокт. годы появились документ, книги заруб, писателей, знавших и видевших Ленина. Основоположник заруб. Л.— Дж. Рид, автор кн. “Десять дней, которые потрясли мир” (1919, рус. пер. 1923), в к-рой Ленин изображен как “необыкновенный народный вождь. исключительно благодаря своему интеллекту”. С книгой о вожде “Ленин. Человек и его дело” (1919, рус. пер. 1925) впервые на Западе выступил А. Р. Уильяме, много сделавший для распространения правды о Великой Окт. социалистич. революции. Ленин, писал он,— “величайший реалист”, человек железной

 

воли. Яркий портрет Ленина создан в кн. чеш. писателя И. Ольбрахта “Картины современной России” (1920—21). О личном обаянии и демократизме вождя рус. революции свидетельствовали Л. Брайант в кн. “Зеркала Москвы” (1923), Дж. Джерманетто в кн. “Записки цирюльника” (1930) и др. Для прогрес. литераторов Запада Ленин являлся “великим гуманистом” (А. Барбюс). После посещения СССР в 1934 англ. писатель-фантаст Г. Уэллс воочию убедился в ошибочности своих первонач. суждений об Окт. революции и ее вожде, высказанных им в кн. “Россия во мгле” (1920), и должен был признать дальновидность ленинских планов и предвидений (“Опыт автобиографий”, 1934). Над проблемами культуры в свете идей Ленина размышляли К. Цеткин (“Воспоминания о Ленине”, на рус. яз. 1924, на нем. яз. 1929), Р. Роллан (1934), M. Андерсен-Нексё (1939), Дж.Х. Лоусон (1970).

 

Ленинская тема занимает значит, место в заруб. поэзии. Среди ранних поэтич. произв. о вожде пролет. революции — стихи и поэмы И. Бехера (“Гимн Ленину”, 1922, и др.), В. Незвала, Ж. Бриера и др. Разнообразны мотивы заруб, поэтич. Л.—от сурового лаконизма Б. Брехта (“Непобедимая надпись”) до высокой патетики Ирак. поэта А. аль-Баяти (“Ленин”). Многим ранним заруб, стихам о Ленине были присущи отвлеченность, политич. плакатность; с дальнейшим освоением темы все более отчетливо проявлялось умение передавать живые, конкретные черты его облика: “Ленин слушает „Аппассионату"” М. Циммеринга, “Ленин и соната Бетховена” Те Ханя (Вьетнам), “В Разливе” В. Ханчева. В заруб. Л. немало худож. и историко-публицистич. произв., связанных с ленинскими местами за рубежом (кн. Ж. Фревиля “Ленин в Париже”, 1968, кн. Ф. Хитцера “Ленин в Мюнхене”, 1977, и др.). О большой любви к Ленину простых людей мира рассказывают произв. писателей Востока: “Поэма о Ленине” Назыма Хикмета, “Эпоха Ленина” Жале (Иран), “С Лениным вместе” У. Наоки (Япония) и др.

 

Сов. и заруб. Л. столь обширна, что нет возможности назвать все произв., поев. вождю народов и его роли в мировой истории.

 

Изд. и лит.: Жизнь Ленина. Избр. страницы прозы и поэзии, в тт., т. 1—3, M., 1980—82; И л л и че в с к я и А. Ф., Образ В. И. Ленина в заруб, лит-ре, М., 1968; Лениниана Запада, в. 1—3, К., 1969; Землю всю охватывая разом... Стихи заруб, поэтов о Ленине. (Вступ. слово Р. Рождественского], М., 1969; Пискунов В., Сов. Лениниана, М., 1970; Великий образ, М,, 1970; Баранов В. И., Правда образа—правда истории. (Эстетич. проблемы Ленинианы. Рус. сов. проза). Г., 1971; В. И. Ленин и лит-ра заруб. Востока.Сб. ст., М., 1971; Мотылева Т., Ленин и заруб, писатели, в ее кн.: Достояние совр. реализма, М,, 1973; Человек с большой буквы, М.,1973; Капитан Земли. Писатели мира о В. И. Ленине, М., 1976; Потапов H.A., Живее всех живых, 2 изд., М., 1980; Позднякова Г., Войти в мир Ленина. Критико-библиографич. очерки из истории сов, Ленипианы, 2 изд.. Л., 1977; Живее всех живых. Сов. писатели о В. И. Ленине, М., 1977; Прост, как правда. Писатели Рос. Федерации о В. И. Ленине, М., 1978; В.И.Ленин в поэзии народов мира, М., 1980; В. И. Ленин в поэзии народов СССР, М., 1980; Галимов Ш., Сердцем и именем. Сов. поэтич. Лениниана. 1917—1970. Жанровая и идейно-худож. эволюция, Архангельск, 1981.

 

В. И. Баранов (сов. раздел), Б. А. Гиленсон (заруб раздел).

 

ЛЕНИНСКИЕ ПРЕМИИ в области литературы, см. Премии литературные.

 

ЛЕОНИНСКИЙ СТИХ (позднелат. versus Leoninus, происхождение назв. неясно), рифмованные гекзаметр и пентаметр, широко употребительные в ср.-век. латинской литературе (расцвет—11—12 вв.; эпоха Возрождения возвращается к нерифмов. гекзаметру антич. образца). Собственно Л. с. назывался гекзаметр, в к-ром первое полустишие рифмует со вторым (“Всех пленяет весна, она и мила и чудесна...”, Ф. А. Петровский, пер. из Марбода), но расширительно так назывался и гекзаметр с рифмующими парами стихов (“хвостатый стих”) и гекзаметр с тройным членением (“тройной стих”) и пр. По аналогии с лат. “тройным” Л. с. это название перешло на польск. и рус. силлабич. стих с внутр. рифмами (“Чиста птица, голубица, таков нрав имеет...”, Г. Конисский), широкого употребления не имевший. М. Л, Гаспаров.

 

ЛЕТОПИСИ, памятники историч. повествования, исторической прозы Др. Руси; один из осн. жанров др.-рус. Лит-ры, не находящий точных аналогий в других ср.-век. лит-рах; повествование велось по годам (рассказ каждого года начинался словами “В лето...”— отсюда назв. летопись).

 

Повествование в Л. было двух типов: собственно погодные записи — сообщения о событиях, и летописные рассказы — описания событий, с конкретными деталями, диалогами. Вторые, в свою очередь, представлены двумя типами: одни рассказы повествуют о событиях, современных летописцу, они литературно обработаны и более “реалистичны”; другие — о событиях давно прошедших: обычно это эпич. предания, легенды, лишь впоследствии внесенные в Л.; их отличает эпич. лаконичность описания, обобщенность образов героев, сюжетная занимательность и эффект неожиданности.

 

Л. относится к числу “объединяющих жанров” (термин Д. С. Лихачева), подчиняющих себе жанры своих компонентов: исторической, преим. воинской повести, жития святого, поучения, похвального слова, разл. документов. В составе Л. дошли мн. произведения др.-рус. лит-ры: “Поучение” Владимира Мономаха, “Хождение за три моря” Афанасия Никитина и др. Новые Л. составлялись обычно как своды и компиляции предшествующих Л. и заключались записями о совр. событиях. Продолжая труды своих предшественников, летописцы дополняли или сокращали их, стремясь создать единое повествование, подчиняя его определ. историч. концепции и политич. установкам. '

 

Записи историч. событий начали вестись в Киеве, по-видимому, уже в кон. 10 в. Однако Л. как жанр возникла в годы княжения Ярослава Мудрого (1019—54); по мнению Д. С. Лихачева, в 1-й пол. 1040-х гг. мог быть составлен свод преданий о возникновении христианства на Руси, продиктованный стремлением утвердить мысль, что история Руси подобна истории др. христ. гос-в, и тем самым поднять авторитет рус. церкви и молодого слав. гос-ва. След. этап приходится на 1060—70-е гг. и связан с деятельностью инока Киево-Печерского монастыря Никона; считают, что именно в 1060-х гг. летописному повествованию придается характерная форма погодных статей, к-рой рус. летописание принципиально отличается от визант. хроник, где историч. процесс членится по царствованиям. Ок. 1095 создается “Начальный свод”, сохранившийся в переработанном виде в Новгородской 1-й Л. и положенный в основу замечат. памятника др.-рус. летописания, не знавшего себе равных в тогдашней Европе по мастерству повествования, разнообразию источников, сложности историч. концепции,— “Повести временных лет” (ок. 1113), в к-рой рус. история связывается с историей всемирной. Общерус. значение “Повести...” осознавалось в Др. Руси: с сокращениями или дополнениями она открывает все почти позднейшие своды. В 12—13 вв. наряду с Киевом и Новгородом Л. ведутся в Галиче, Владимире Волынском, Чернигове, Владимире Залесском, Ростове, возможно, в Рязани. Областным Л. присущ разл. стиль повествования. Выдающимися памятниками 13 в. являются летописные повести о битве на Калке 1223 и нашествии Батыя 1237—41.

 

Новый подъем летописания связан с Куликовской битвой 1380 и возвышением Москвы; в 1408 (1409) создается первый общерус. свод, списком к-рого была Троицкая Л. (сгоревшая в моек. пожаре 1812). Наиболее замечат. памятником летописания 15 в. был свод 1448, лежащий в основе Софийской 1-й и Новгородской 4-й Л.; свод 1448 по-настоящему слил новгородское и владимиро-моск. летописание, добавив большие вставки из Л. Твери и Пскова, суздальские и ростовские известия. К 1470-м гг. относятся первые доступные нам моек. великокняжеские своды (свод нач. 1470-х гг., дошедший в составе Никаноровской и Вологодско-Пермской Л.; свод 1479). В 1480-х гг. независимое местное летописание в Рус. гос-ве (кроме Пскова) прекратилось. В 16 в. летописание окончательно сосредоточивается в Москве; записи текущих событий носят офиц. характер. Появляется рус. Хронограф (см. Хронограф русский), объединивший изложение всемирной истории (от библейских времен до падения Византии) и рус. истории (от древнейших времен до сер. 15 в.). В кон. 1520-х гг. при непосредств. участии митрополита Даниила были составлены Иоасафовская- и Никоновская Л., в 1530-х гг.— Воскресенская. На основе Никоновской в период 1568—76 по заказу Ивана IV создается самый крупный летописно-хронографич. памятник Др. Руси—Лицевой свод в 10 томах, украшенный миниатюрами (их более чем 16 тыс.). В 17 в. обществ. и историч. значение Л. стало постепенно падать. Н. М. Карамзин, А. И. Одоевский, А. С. Пушкин, А. К. Толстой и др. не раз обращались в своем творчестве к летописным рассказам.

 

ЛЕОН—ЛЕТО

 

==181

 

Списков Л. дошло не менее 1500, однако они относительно поздние (наиб. ранние; Синодальный список Новгородской 1-й Л., 13—14 вв.; Лаврентьевская Л., 1377; Ипатьевская и погибшая в 1812 Троицкая, нач. 15 в.; Радзивилловская, кон. 15 в., 617 мнниатюр). Поэтому история древнейшего летописания и последующие его этапы реконструируются по методике, разработанной А. А. Шахматовым и его преемниками (М. Д. Приселков, А. Н. Насонов, Я. С. Лурье), на основе сравнения реально дошедших Л.

 

Тексты: Поли. собр. рус. летописей, т. 1—37, СПБ, М.—Л., 1841—1982; Псковские летописи, в. 1—2, М.—Л., 1941—55; Новгородская 1-я летопись старшего и младшего изводов, М.—Л., 1950; Повесть временных лет, т. 1—2, М.—Л., 1950.

 

Φ Ψахматов А. А., Обозрение рус. летописных сводов XIV—XVI вв., М.—Л., 1938; Π ρ ΰ с ел ков М. Д., История рус. летописания XI—XV вв., Л., 1940; Дмитриева Р. П., Библиография рус. летописания, М.—Л., 1962; Насонов?.Η., Θстория рус. летописания XI—нач. XVIII в., М., 1969; Лурье Я. С., Общерус. летописи XIV—XV вв.. Л., 1976; Клосс Б. М., Никоновский свод и рус. летописи XVI—XVII вв., М., 1980.

 

_ Д. М, Буланин.

 

•“ЛЕТОПИСЬ”·, лит., науч. и политич. ежемес. журнал. Изд. в Петрограде в 1915—17 А. Н. Тихоновым. Осн. М. Горьким, сгруппировавшим вокруг “Л.” значит. лит. силы, выступавшие против империалистич. войны, национализма, шовинизма. Политич. линия журнала, во многом определявшаяся “впередовцами” и меньшевиками, подвергалась критике со стороны большевиков, тем не менее использовавших легальные возможности “Л.”. В журнале печатались лит. произв., ориентировавшиеся на традиции реализма и идеи интернационализма. “Л.” знакомила читателей с лит-рой нац. “окраин” страны, с новинками рус. и заруб, лит-ры. В отделах критики и библиографии помещались выступления против декадент, и реакц. направлений в лит-ре.

 

• Горький. Сб. статей в воспоминаний, М.—Л., 1928, с. 270—301.

 

ЛЕФ, Левый фронт искусств, лит.-худож. объединение. Создано в Москве в кон. 1922 во главе с В. В. Маяковским. Членами Л. были поэты (Н. Н. Асеев, В. В. Каменский, С. И. Кирсанов и др.; до 1927 —Б. Л. Пастернак), художники (А. М. Родченко, В. Е. Татлин и др.), критики и теоретики иск-ва (Б. И. Арватов, О. М. Брик, С. М. Третьяков, Н. Ф. Чужак, В. Б. Шкловский и др.). Близки к Л. были деятели кино (С. М. Эйзенштейн, Д.'Вертов и др.).

 

Лефовцы выдвинули идею иск-ва как <жизнестроения>, теорию <социального заказам (художник — только -“мастер”, выполняющий задания своего класса), а также “революции формы” (отсюда — отрицание худож.-познават. функций иск-ва, недооценка классич. наследия, формалистич. поиски). Л. призывал к созданию произв., имеющих определ. утилитарную функцию (программа производств. иск-ва), отрицал вымысел в лит-ре, противопоставляя ему документ, т. н. “литературу факта”.

 

Объединение издавало журналы “ЛЕФ” (1923—25) и “Новый ЛЕФ” (1927—28) под ред. Маяковского. В сер. 1928 Маяковский, осознав ошибки Л., вышел из объединения; в 1929 по инициативе поэта оно было преобразовано в РЕФ (Революционный фронт искусств).

 

• СурмаЮ., Слово в бою. Эстетика Маяковского в лит. борьба 20-х гг., Л., 1963; Метченко А., Маяковский. Очерк творчества, М., 1964; Перцов В. О., Маяковский. Жизнь и творчество, т. 2 (1918—1924).3 изд., М., 1976.

 

ЛИБЕРИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра народов Либерии. Народы кру, ваи, малинке и др., а также потомки амер. негров, говорящие на англ. яз., имеют богатый фольклор — сказки, легенды, басни, пословицы, поговорки, песни. В 30-х гг. 19 в. Масолу Дувалу написал на языке ваи первую историю своего народа. Совр. лит-ра развивается преим. на англ. яз. Наиболее известные литераторы — поэт Б. Мур, Р. Т. Демпстер, составивший антологию Л. л., писательница Дорис Бэнкс Хенрис, драматург Эдит Брайт. Лучшие стихи Мура^ Джин Холмс направлены против колониализма, подавляющего нац. культуру и иск-во африканцев, пронизаны любовью к Африке. Либер. драматич. и культурное общество стремится к возрождению лучших нар. традиций, развитию театра и драматургии, с. п. Картузов.

 

==182 ЛЕТО — ЛИВА

 

ЛИБЕРТЕНЫ, либертины (от лат. libertinus — вольноотпущенный), представители франц. свободомыслия (либертинажа), идеологич. течения, враждебного церкви и религ. догматам и игравшего важную роль в духовной жизни Франции 17 в. Среди ранних Л. выделяются поэт Т. де Вио, прославлявший земные радости, отвергая все, что стесняет личную свободу человека. С Л. связана материалистич. философия П. Гассенди, творчество, Ш. Сореля (“Франсион”) и С. Сирано де Бержерака (науч фантастич. романы, трагедия “Смерть Агриппины”). На протяжении 17 в. либертинаж как философия свободомыслия подвергался гонениям со стороны властей и церкви. Традиция Л. продолжала жить во франц. лит-ре (Мольер, Ж. Лафонтен, Ш. де СентЭвремон и др.), связывая передовые филос. учения эпохи Возрождения с философией просветителей.

 

• История франц. лит-ры, т. 1, М.—Л., 1946, с. 561—68.

 

Ю. Б. Виппер.

 

ЛИБРЕТТО (итал. libretto, букв.— книжечка; назв. связано с тем, что с кон. 17 в. оперные Л. выпускались для посетителей театров в виде книжечек), словесный текст оперы (в прошлом — и кантаты, оратории), лит. сценарий балетного спектакля, а также краткое изложение содержания оперы, оперетты, балета.

 

ЛИВАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра ливан. народа. Развивается на араб. и частично на франц. языках. Составная часть общеараб. культуры (см. Арабская литература).

 

В 19 в. в Ливане, подобно Египту, Сирии и др. странам араб. мира, получили распространение просветит. идеи, возникло движение за обновление араб. культуры, идеологами к-рого были просветители Н. аль-Языджи, поборник раскрепощения женщины А. Ф. аш-Шидийяк, педагог и энциклопедист Б. альБустани, драматурги М. Наккаш, Исхак Адиб и др. Получила развитие публицистика. Проникнутые антифеод. и просветит, идеями, ливан. поэзия и проза 2-й пол. 19 — нач. 20 вв. были еще тесно связаны с традициями араб. классич. словесности: публицистич. роман “Книга о жизни и приключениях Фариака” аш-Шидийяка, сб. макам “Собрание двух морей” и диваны стихов Н. аль-Языджи, творчество А. аль-Кавакиби, X. аль-Языджи. Эмигрировавшие в кон. 19 в. в Египет ливан. писатели-просветители стали зачинателями жанра историч. романа: Дж. Зейдан, Антун Фарах, Я. Сарруф (см. Египетская литература).

 

Незадолго до 1-й мировой войны 1914—18 начался новый этап в развитии Л. л., ознаменовавшийся отходом от традиц. форм, утверждением романтизма в поэзии и критич. реализма в прозе. Он связан с творчеством эмигрировавших в США и страны Юж. Америки X. Дж. Джубрана, А. ар-Рейхани, к-рые писали также на англ. яз. Участниками созданного этими писателями в 1920 в США лит. объединения “Ассоциация пера” был и М. Нуайме.

 

Превращение Ливана в 1920 в подмандатную терр. Франции разрушило надежды ливан. народа на обретение нац. независимости, вызвало пессимистич. настроения и декадент, явления в творчестве мн. писателей. В 30-х гг. популярными стали стихи Б. аль-Хури и С. Акля, призывавшие к социальной справедливости и борьбе с чужеземными угнетателями. Складывается революц.-демократии. направление, углубляется критика социального неравенства. Заметный вклад в развитие реалистич. Л. л. внесли О. Фахури, сумевший преодолеть влияние декадент. эстетики, Т. Ю. Аввад (сб. рассказов из жизни бедноты “Хромой мальчик”, патриотич. роман “Лепёшка”), М. К. Карам.

 

В годы 2-й мировой войны 1939—45 и в послевоен. годы прогрес. писатели Ливана группировались вокруг основанного Фахури, А. Табетом и Р. аль-Хури обществ.-политич. журн. “Ат-Тарик”. Видное место в культурной жизни Ливана заняли переводы и популяризация произв. рус. и сов. писателей, а также

 

прогрес. зап.-европ. и амер. авторов. Ведущими темами Л. л. становится борьба против фашизма, колониализма, критика социальной несправедливости. Тяжелому положению феллахов и судьбе ливан. молодежи поев. рассказы М. Аббуда. Сложные процессы социальной и политич. жизни араб. стран получили отражение в творчестве Ж. Ханны и С. Идриса. Героями новелл М. Дакруба стали люди рабочего класса. Поэт Р. аш-Шаххаль в 1950 создал поэму “Ленин”.

 

Проза 60—70-х гг. в осн. обращена к социальным и политич. проблемам совр. ливан. действительности, в т. ч. к теме борьбы против империализма и израильской агрессии: М. Айтани, Э. Бустани, Аввад, Идрис. В произв. Эмилии Насар Аллах, Лейли Баальбеки, Лейли Асаран, Ж. Ганема, Ю. Юнеса прослеживается влияние зап.-европ. модернист, лит-ры и философии экзистенциализма. Известны произв. А. Абу Саада. Нек-рые ливан. писатели пишут на франц. яз.: Ф. Хаик, Ф. Г. Наффах,,Ш. Горм, Ж. Шехаде. С обострением ближневост. конфликта в нач. 80-х гг. в Л. л. усиливается тема палестинского и араб. сопротивления: Дакруб, X. Мурувве, X. Садек, А. Сувейд и др. СП Ливана осн. в 1955.

 

Изд. журн. “Ат-Тарик” (с 1941), “Аль-Адаб” (с 1953).

 

• Крачковский И. Ю., Араб. лит-ра в XX в., Л., 1946; Лит-ра Ливана, в сб.: Совр. Ливан, М., 1963; Крымский А. Е., История новой араб. лит-ры. XIX—нач. XX в., М., 1971.

 

Д. И. Юсупов, В. Э. Шагаль.

 

ЛИВИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра ливийского народа на араб. яз. Возникновение Л. л. восходит к средним векам, когда на терр. Ливии развивалась общеараб. лит-ра (см. Арабская литература). В период тур. господства (с 16 в.) лит. жизнь в Ливии пришла в упадок. Движение за культурное возрождение охватило Ливию в 1-й пол. 20 в. Для Л. л. нач. 20 в. характерны освободит., антиколон., просветит, и социальные мотивы (касыды А. аш-Шарифа, М. Бен Зикри и С. аль-Баруни). В период итал. колонизации (1912— 1943) за национальное освобождение выступали поэты А. Р. аль-Махдауи, И. аль-Уста Умар и др. В поэзии были распространены также мотивы пессимизма и смирения.

 

После обретения независимости (1951) в Л. л. пришла группа поэтов (А. С. Абд аль-Кадер и др.), проявлявших интерес к обществ, проблемам, к жизни простого народа. Ливийская проза зародилась в 40—50-х гг., осн. лит. жанр — новелла, главные темы — борьба за социальное равенство, осуждение предрассудков и невежества; герои — бедуины, рыбаки, ремесленники и феллахи. Наиболее известные новеллисты: А. К. Абу Харрус, М. аль-Мисурати, X. ат-Тикбали, А. М. аль-Кувейри, А. И. аль-Факих, И. аль-Куни, Б. аль-Бахи. В 1959 в Ливии была создана Ассоциация деятелей культуры и иск-ва. СП Ливии осн. в 1977. Изд. журн. “Четыре времени года” (с 1978).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...