Литературный энциклопедический словарь 45 глава
КРИТ—КУБИ
==171
стихи”, “Простые стихи” и др.). Его новаторская поэзия внесла решающее обновление в поэзию Кубы. В эссеистике и политич. прозе Марти отразились антиимпериалистич. идеи.
Неприятие бурж. цивилизации, болезненная реакция интеллигенции на поражение кубин. народа в освободит. войне 1868—78 предопределили появление в 80-х гг. кубин. модернизма. В творчестве связанного с ним крупного поэта X. дель Касаля черты декаданса сочетались с поисками нац.-самобытных форм.
В первые годы после провозглашения республики (1902), в условиях усиления политич., экономич. и культурной экспансии империализма США, в К. л. сложилось т. н. первое республиканское поколение, к-рое представляли поэты и прозаики разл. направлений, сгруппировавшиеся вокруг жури. “Cuba Gontemporаnea” (1913—27). Среди них—поэты Р. Э. Боти, X. М. Поведа и др., творчество к-рых, отразившее разочарование в нац. действительности, обнаруживало модернист, черты. В прозе этого периода, отмеченной чертами натурализма, преобладает острая социальная критика (М. де Каррион, К. Ловейра, А. Эрнандес Ката, X. А. Рамос, Л. Ф. Родригес).
В 20—30-х гг. в условиях борьбы против империализма США развернулось передовое идейно-худож. движение, значит, роль в к-ром сыграли •“группа меньшинства” (или “группа миниористов”, 1923—29), возглавляемая Р. Мартинесом Вильеной, и жури. “Revista de Avance” (1927—30), осн. X. Маринельо и А. Карпентьером. С протестом против социальной несправедливости, разоблачением бесчеловечной эксплуатации трудящихся выступили поэты Р. Педросо и М. Наварро Луна, положившие начало революц. поэзии. В этот период возникает т. н. афро-кубинское (или негристское) направление, для представителей к-рого (Э. Бальягас и др.) характерны интерес к негритян. фольклору, стремление воссоздать в худож. образах мировосприятие и обычаи негров. Традиции социальной и афро-кубин. поэзии органично соединились в творчестве крупнейшего кубин. поэта Н. Гильена. С афро-кубин. направлением связано и начало творчества Карпентьера, одного из известных романистов Лат. Америки 20 в.
Активизация классовой борьбы на Кубе в 30—40-х гг. определила социальную и революц. тематику (проза Э. Серпы, П. де ла Торриенте Брау, проза и поэзия Ф. Питы Родригеса и др.). Отчетливую анти империалистич. направленность приобрело творчество Л. Ф. Родригеса Усилилось социальное звучание поэзии Гильена.
В 40—50-х гг. заметную роль в К. л. играли т.н. поэты-трансценденталисты во главе с X. Лесамой Ли мой, к-рые тяготели к усложненной системе образов. Выделяется также творчество А. Аухьера, внесшего в интимную лирику социальные мотивы. Проза была отмечена мотивами социального критицизма (Пита Родригес, О. X. Кардосо и др.) В эти годы начинает ся новый этап творчества Карпентьера, ставшего од ним из зачинателей т. н. нового лат.-амер. романа.
После победы Кубинской революции 1959 откры лись широкие возможности для развития лит-ры, мощ ный толчок к-рому дали мероприятия Революц. пр-ва в области культуры. Были созданы обществ.-лит. орг-ция Дом Америк (1959) и Союз писателей и деятелей культуры Кубы (1961). Большое место в К. л. за няла тема революции. Значит, развитие получила поэ зия Особенно плодотворный характер приобрело творчество Гильена, Наварро Луны, Питы Родригеса Поиски новых форм и худож. средств, адекватных от ражаемой революц. действительности, характерны для произв Ф Хамиса, Р. Фернандеса Ретамара С Витьера, Э Диего С Фейхоо и др
==172 КУЗН — КУЛЬ
Новаторскими чертами отмечена и послереволюц. проза, представленная романами Карпентьера, Доры Алонсо, X. Солера Пуига, Л. Отеро Гонсалеса, повестями и рассказами Кардосо, Питы Родригеса. Характерным жанром стала документально-публицистич. проза (т. н. тестимониос — жанр “свидетельств”). В 60—70-х гг. прозаики, показывая революц. действительность Кубы, строительство новой жизни, стремятся вскрыть социально-историч. корни революции, показать процесс формирования нового человека (М. Кофиньо, Г. Эгурен и др.).
Лит. периодика: журналы <Casa de las Americas” (с 1960), <Union> (с 1962), <Е1 Caiman Barbudo” (с 1966).
Изд.: Заря над Кубой. Стихи, М., 1962; Кубин. новелла XX в., М., 1965; Остров зари багряной. Кубин. поэзия XX в., М., 1968; Поэзия кубин. романтизма, М., 1971; Кубин. повесть, М-, 1976; Кубин. рассказ XX в., М., 1981; Антология кубин.поэзии XIX— XX вв., М., 1982; Кубин. публицистика. Сб., М., 1981.
• ПортуондоХ.А., Историч. очерк кубин. лит-ры, пер. с исп., М., 1961; Мамонтов С. П., Испаноязычная лит-ра стран Лат. Америки XX в., М., 1972; Гончарова Т., Призваны революцией. Заметки о кубин. лит-ре 70-х гг., <Лит. обозрение”, 1979, № 7; Henrlquez Urena M., Panorama historico de la literatura cubana, t. 1—2, [La Habana], 1967; Chaple S., Estudios de literatura cubana. La Hab., 1980; Diccionario de la literatura cubana, t. 1, La Hab., 1980; A I va re z Garcia J.. La novela cubana en el siglo XX, La Hab., 1980. С. Н. Табунов.
КУБОФУТУРЙЗМ, см. Футуризм. “КУЗНИЦА”, лит. группа, созданная в 1920 поэтами, вышедшими из Пролеткульта (В. Д. Александровский, М. П. Герасимов, В. В. Казин, С. А. Обрадович, С. А. Родов и др.). Оставаясь в рамках вульгарносоциологич. представлений Пролеткульта о путях развития новой послеоктябрьской культуры, “К.” вместе с тем больше внимания уделяла поэтич. практике, худож. мастерству. Творчество поэтов “К.”—характерный пример пролет, романтич. лирики периода воен. коммунизма. С наступлением нэпа мн. поэты “К.” испытали творч. кризис, а на первый план вышли прозаики-реалисты (Ф. В. Гладков, А. С. НовиковПрибой, В. М. Бахметьев и др.). “К.” выпускала журналы “Кузница”, “Рабочий журнал” и др. В 1931 влилась в РАПП (см. в ст. Ассоциации пролетарских писателей).
φ Βоронский А., Прозаики и поэты <Кузницы”, в его кн.: Лит.-критич. статьи, М., 1963.
КУЛЬМИНАЦИЯ (от лат. culmen—вершина), момент наивысшего напряжения действия в произв., когда особенно ярко выявляются сюжетный конфликт, цели героев и их внутр. качества. Напр., сцена “мышеловки” в “Гамлете” У. Шекспира или сцена неудачного выстрела Войницкого в “Дяде Ване” А. П. Чехова. Все развитие конфликта произв. стремится к К., после к-рой действие движется к развязке. В произв. крупной формы, где переплетается неск. сюжетных линий, возможны и две и более К. (“Анна Каренина” Л. Н. Толстого). В. Л. Сапогов.
КУЛЬТУРА РЕЧИ, уровень речевого развития, степень владения нормами Языка или диалекта вместе с умением “обоснованно отступать” (Л. В. Щерба) от этих норм. Наука о К. р. (в ее нормативном лингвистич. статусе) опирается на учение о нормах совр. литературного языка. Эти нормы кодифицированы в грамматиках, толковых и иных словарях и пособиях с учетом стилистич. дифференциации норм в зависимости от разл. целей и содержания речи — книжной или разговорной. К. р. как правильность ре ч и и умение выбирать из уже имеющихся в языке синонимич. средств выражения тесно связана с понятием культуры языка, т. к. предполагает наличие в самой языковой системе, кроме развитых подсистем обозначений (в частности, терминологической) и пра вил их употребления, также ряда вариантов и соответственно оценку нормой каждого из них. Нормы лит языка как образцовой разновидности нац. языка, обслуживающей осн сферы деятельности об щества, " одной стороны, неизбежно характеризует
нек-рая жесткость, направленная против антинормализаторской стихии, с другой — нормам лит. языка непременно должны быть присущи вариантность и известная гибкость, иначе восторжествовал бы чрезмерный нормативизм, или пуризм.
Это относится ко всякой нормальной речевой деятельности, творчески использующей диалектику экспрессии и стандарта. Не менее существенно верное понимание роли норм лит. языка при обращении к <верхним этажам” К. р., начиная от своеобразной поэтики ежедневной газетной полосы или от борьбы вкусов вокруг стилистики речевых жанров в телевиз. передачах и кончая величайшими произв. словесного иск-ва с их особого рода <неправильностями”, природа к-рых определяется уже синтезом лингвистического и эстетического. Поэтому социальные оценки речевой деятельности как элемента К. р. приобретают особенно острую форму, ответственный и нередко противоречивый характер в критике литературной, т. е. в такой ^критике языка”, к-рая стремится утвердить тоже по-разному понимаемую культуру художественной речи. Многое зависит здесь не только от объективного уровня развития филологии как теории лит. критики, но и от систематич. соотнесения с этим меняющимся уровнем субъективных (а нередко попросту эклектических) позиций, отстаиваемых тем или иным критиком. Однако в совр. учении о языке художественной литературы, тесно связанном с теорией лит. языка, проблемы языковой критики пока еще только намечены и почти не разработаны.
Причины и следствия такого положения разнообразны. Прежде всего, в общеэстетич. плане недостаточно выяснены отношения между идиолектом и идиостилем художника слова. Между тем, напр., т. н. отрицательный языковой материал (отклонение от лит. нормы и др.), длит. время остающийся в творчестве ряда наиболее читаемых совр. писателей вне объективного анализа критикой, не может не сказаться на уровне самой критики и на состоянии К. р. и ее теории. Далее, филология сделала лишь первые шаги в изучении общей типологии стилей языка худож. лит-ры в связи с т. н. стилевыми течениями. В то же время несомненно, что требования общества к К. р. писателей существенно различны в зависимости от того стиля языка худож. лит-ры, на к-рый в осн. ориентируются конкретный писатель и его читатель. Так, напр., текст совр. лирич. песни адресован обычно “самому широкому читателю”, но этот последний в ряде случаев может оказаться и недостаточно требовательным к эстетике беллетристич. стиля, доступность к-рого часто сопряжена с легковесностью, терпимостью в отношении штампов, псевдонародностью и т.п. “Красота простоты”, т. о., имеет своим пределом простоватость и примитивизм К. р. С др. стороны, и более сложные стили языка поэзии (и прозы) не застрахованы от издержек “инерции стиля”, а “красота сложности” в пределе способна обернуться герметизмом, обнаружить тенденции к эстетич. элитарности и культурноречевому снобизму. Принципиальное пушкинское требование “соразмерности и сообразности” остается руководящей идеей К. р., хотя отд. художники слова существенно отступают от этой гармонич. формулы и лишь в конце концов доказывают непредвзятому читателю свое столь же принципиальное право на такие отступления “в меру таланта”, подкрепляя и общий тезис о том, что речь художественная представляет собой реальную и потенциальную область высших достижений К. р., не всегда очевидных, но тем более важных как проблема филологии.
• Винокур?.Ο., Κультура языка, 2 изд., М., 1929; Вопросы культуры речи. Сб., в. 1—8, M., 1955—67; Виноградов B.B., Рус. речь, ее изучение и вопросы речевой культуры, <ВЯ>, 1961, №4; его же, Проблемы культуры речи и нек-рые задачи рус. языкознания, там же, 1964, JMo 3; Пражский лингвистич. кружок. Сб. ст., М., 1967; Чуковский К. И., Живой как жизнь. [Разговор о рус. языке], 4 изд., М., 1968; Книга о рус. языке, М., 1969, с. 175—207; Актуальные проблемы культуры речи, М., 1970; Костомаров В. Г., Рус. язык на газетной полосе, М., 1971; Горбачевич К. С., Изменение норм рус. лит. языка. Л., 1971; О ж е г о в С. И., Лексикология. Лексикография. Культура речи, М., 1974; Мукаржовский Я'., Эстетич. функция, норма и ценность как социальные факты, в сб.: Труды по знаковым системам, в. 7, Тарту, 1975; Языковые процессы совр. рус. худож. лит-ры, [кн. 1 — Проза, кн. 2 — Поэзия], М., 1977; Григорьев В. П., Поэтика слова, М., 1979, гл. 1, 2; С к вор? о в Л. И., Теоретич. основы культуры речи, М., 1980; Калинин А. В., Культура рус. слова, М., 1984. В. П. Григорьев.
“КУЛЬТУРБУНД” (“Kulturbund”), объединение передовой интеллигенции ГДР (осн. в 1945; первый президент — И. Бехер), ставящее целью содействие развитию социалистич. культуры и духовное формирование человека социалистич. общества. Высший
орган — конгресс, избирающий президента, президиум и центр, ревизионную комиссию; входит в Нац. фронт ГДР, имеет фракцию в Нар. палате ГДР. Печатный орган—еженедельник “Sonntag” (с 1946). КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА, направление в лит-ведении, сложившееся в сер. 19 в. и представленное крупными учеными: И. Тэн, Ф. Брюнетьер, Г. Лансон (Франция), Г. Брандес (Дания), В. Шерер, Г. Гетнер (Германия), Ф. де Санктис (Италия), М. Менендес-и-Пелайо (Испания), А. Н. Пыпин, Н. С. Тихонравов (Россия) и др. Осн. импульсы К.-и. ш. получила от культурологии поздних нем. просветителей (И. Г. Гердер) и романтиков, от франц. романтич. историографии (Ф. Гизо, О. Тьерри, Ж. Мишле), от позитивист, философии О. Конта и отчасти от “биографического метода” в лит. критике (Ш.О. Сент-Бёв).
Принципиальная черта К.-и. ш.— ее историзм, сознательно возведенный в ранг метода. В противоположность нормативным теориям 17—18 вв., строившимся на вневременном противопоставлении “правильного”, допустимого иск-ва и иск-ва “неправильного”, “дикого”, незрелого, К.-и. ш. стала рассматривать худож. произведение как органич. запечатление “духа” народа в разл. историч. моменты его жизни (“...Искусства появляются и исчезают одновременно с определенными течениями в области мысли и нравов, с которыми они связаны”, Тэн И., Философия искусства, М., 1933, с. 6). Отсюда — принципиальное оправдание и утверждение равноправия иск-ва любого народа, эпохи, стиля, а также переориентация лит-ведения на изучение закономерностей, управляющих развитием культурно-историч. мира (история лит-ры “не навязывает правил, а констатирует законы”, там же, с. 8). Отсюда же и вторая черта К.-и. ш.— генетич. подход к худож. произведениям, разыскание их “причин”, стремление эмпирич. “видимости” лит. факта противопоставить стоящие за ним “невидимые”, “первоначальные силы”. Таковыми, по Тэну, являются “раса” (врожденный нац. “темперамент”), “среда” (природа, климат, социальные обстоятельства) и “момент” (достигнутый уровень культуры и “традиция”). Третья особенность К.-и. ш.— борьба против спекулятивных построений традиц. онтологич. философии истории и иск-ва (рапионалистич. учения 17—18 вв., а также эстетика И. Канта, Г. Гегеля, Ф. Шеллинга), позитивист, упор на опытный, конкретный характер социального знания и уподобление наук о “духе” наукам о природе. Отстаивая тезис о единстве науч. знания, мн. представители К.-и. ш. стремились распространить на обществ. явления естеств.-науч. методы, установить аналогию между худож. произведением и биол. организмом, перенести в историю лит-ры эволюционистские схемы (Брюнетьер).
Натуралистич. редукционизм (см. Натурализм), непонимание специфики гуманитарных объектов и гуманитарного знания (что немедленно подверглось критике со стороны духовно-исторической школы) заставили К.-и. ш. сводить иск-во к запечатленному в нем предмету (“Прекрасен не Гомер, прекрасна гомеровская жизнь, прекрасны те фазисы человеческого существования, которые описаны Гомером”, Ренан Э., Собр. соч., т. 1, К., 1902, с. 131), трактовать произв. как пассивный “документ”, “памятник” своей эпохи, подменять историю лит-ры историей обществ. мысли. В силу этого К.-и. ш. не замечала идеологич. самостоятельности и “обратного влияния” иск-ва на “жизнь”, недооценивала его худож. специфику, индивидуальность творца и пр. Мн. ученые (напр., Лансон)
НУЛЬ—КУЛЬ
==173
признавали практически равнозначными любые “причины”, влияющие на произв., и видели свою задачу в накоплении “фактов”, а не в выработке целостных концепций.
К заслугам К.-и. ш. относятся вклад в разработку историко-генетич. методологии, создание историй нац. лит-р (хотя и растворенных в истории обществ. психологии и материальной культуры народов), подготовка принципов сравнительно-исторического литературоведения и психологической школы, накопление огромного историко-культурного материала, опыта текстологич. анализа и науч. источниковедения.
В 20 в. К.-и. ш. распалась как направление, однако ее методологич. установки продолжали оказывать серьезное влияние на мн. ученых [П. Н. Сакулин, Н. К. Пиксанов (до сер. 20-х гг.) (Россия), В. Л. Паррингтон (США), Р. Менендес Пидаль (Испания), т. н. “университетская критика” во Франции (вплоть до 60-х гг.) и др.]. Марксист, лит-ведение, поддержавшее в период своего становления (Г. В. Плеханов, П. Лафарг) генетизм К.-и. ш., в принципе противостоит ее редукционист. тенденциям и подчиняет ее позитивный опыт задачам конкретно-историч. изучения лит-ры.
φ Γришунин А. Л-, Культурно-историч. школа, в кн.: лкадемич. школы в рус. лит-веденяи, М., 1975. Г. К. Косиков.
КУМЫКСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра кумыков (см. Дагестана литературы). Развивается на кумыкском яз.' Письм. лит-ре предшествовал богатый фольклор: эпич. и лирич. песня (“Песня об Айгази”, “Картгочак”), сказки, предания и легенды. Поэт-просветитель М.-Э. Османов составил “Сборник ногайских и кумыкских народных песен”, к-рый был издан в Петербурге в 1883. Зачинатель К. л.— поэт Ирчи Казак создает в сер. 19 в. произв. демократич. направленности, в них звучат протест против социальной несправедливости, сочувствие к угнетенным. Необходимость широкого просвещения народа, а также образования для женщин отстаивает в нач. 20 в., вслед за просветителями, писатель Н. Батырмурзаев, автор первых повестей на кумыкском яз. В 1917—18 Н. Батырмурзаев и 3. Батырмурзаев издают в ТемирХан-Шуре журн. “Танг-Чолпан” (“Утренняя звезда”), где печатается публицистика, худож. лит-ра. 3. Батырмурзаев создает первые в К. л. пьесы. После Окт. революции расширяются тематич. и жанровые границы К. л., укрепляются ее связи с, рус. лит-рой и лит-рами др. народов Дагестана. Развиваются героико-романтич. лирика, драматургия, худож. проза, лит-ра для детей (А. П. Салаватов, А. Аткай, А. А. Аджиев, К. Д. Султанов).
• Мусаканова Г., Очерки кумык, дореволюц. лит-ры, Махачкала, 1959. А. Алимова. КУПЛЕТ (франц. couplet), строфа песни, особенно вставной песни в водевиле, оперетте или эстрадном дивертисменте; обычно — с припевом. В поэтике классицизма куплетами назывались строфы в низких жанрах, стансами — в средних (элегии), собственно строфами — только в высоких (оды), м. л. r испоров. КУРДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра курдов, населяющих р-ны сев.-вост. и центр. Турции, Сев.-Зап. и Зап. Ирана, Сев. Ирака, Сев. Сирии, частично р-ны Арм. ССР, Груз. ССР, Азерб. ССР и Туркм. ССР. Развивается на курд. яз. Для К. л. характерна тесная связь с фольклором и эпосом, отразившими патриотизм курд. народа и его трагич. судьбу. История К. л. изучена недостаточно, мн. памятники не исследованы, нет точной датировки творчества нек-рых поэтов средневековья. Лит-ра 11—18 вв. развивалась на диалекте курманджи в р-не курд. феод. княжества (Турецкий Курдистан). Один из выдающихся поэтов раннего средневековья, писавший под влиянием суфизма (см. Суфийская литература), основатель первой лит. школы, автор большого дивана лирич. и филос. стихов — придворный поэт Мелае Джизри (12 в.). Легендарным стало имя нар. певца, поэта-философа
==174 КУМЫ — КЫРГ
и лирика Факи Тейрана (14 в.). В 17 в. с именем поэта Ахмеди Хани связаны появление просветит, идей, стремление отразить реальную действительность, в его произв. впервые в К. л. затронута нац. проблема курдов. Для газелей Ахмеди Хани характерен отказ от арабизмов, стремление к доступности поэзии.
К нач. 17 в. в Иранском Курдистане при дворе правителей курд. княжества Ардалан возникает другой лит. центр. Он объединял поэтов, писавших на диалекте гурани. Их творчество носит преим. суфийский характер. В кон. 18 — нач. 19 вв. лит. центр переместился в Сев. Ирак, лит. языком стал юж. диалект (сорани, мукри). В лит-ре этого периода сосуществовали произв. религ.-мистич., любовно-лирич. и патриотич. характера. Основоположник демократич. поэзии — участник и певец восстаний Хаджи Кадыри Койи (вторая пол. 19 — нач. 20 вв.). В нач. 20-х гг. 20 в. формируется новейшая К. л., связанная с нвц освободит. борьбой курдов. Большое влияние на совр. К. л. оказала Окт. революция и сов. поэзия. Из курд. поэтов — борцов за нац. и гражд. права наиболее известны А. Горан и А. Хажар. Развивается худож. реалистич. проза. Значит, событием в истории К- л. является издание “Антологии курдской поэзии” (Сулеймания, 1945, на араб. и курд. яз.), к-рая содержит произв. 124 курд. поэтов.
К. л. в СССР возникла после Окт. революции. Осн. центр ее — Арм. ССР. В 30-х гг. появились коллективные сб-ки “Первые произведения” (1932), “Курдские писатели” (1934), “Третья книга” (1935). Опубл. повести и романы А. Шамилова, рассказы Аджиэ Джинди, сб-ки стихов Аминэ Авдала, Джасмэ Джалиля, Везирэ Надри. Произв. курд. писателей в годы Великой Отечеств, войны проникнуты сов. патриотизмом, верой в победу. Являясь неотъемлемой частью всей сов. лит-ры, К. л. отражает совр. действительность, а также жизнь курдов за рубежом. Серьезных успехов достигла поэзия (Качахэ Мурад, Микаэлэ Рашид, К. Чачани). к. Чачани. КУРТУАЗНАЯ ЛИТЕРАТУРА (от франц. courtois учтивый, вежливый), придворно-рыцарское направление в европ. лит-ре 12—14 вв. (в Провансе, Сев. Франции, Германии, позднее в Англии, Испании, Италии). Пафос К. л.— идеалы сословной чести и доблести, причем не во имя рода или страны, как в героич. эпосе, а личной славы и нравств. совершенства. Куртуазная лирика трубадуров, труверов, миннезингеров обогатила поэзию новыми темами, жанровыми формами, стихотв. размерами, рифмой; рыцарский роман и новелла (ле) разрабатывали антич. и визант. сюжеты. В 'К. л. выделяется фигура творца, с чем связано прославление индивидуальных качеств, углу ление психол. характеристик, более тонкое восприятие природы, установка на занимательность, “авантюрность”, приверженность индивидуальной манере. К. л. оказала влияние на героич. эпос, гор. и клерикальную лит-ру.
К. л. представляют Прованс, трубадуры Джауфре Рюдель, Бернарт де Вентадорн, Бертран де Борн, франц. труверы Конон де Бетюн, Кретьен де Труа, Мария французская и др. (см. Провансальская литература), нем. миннезингеры Вальтер фон дер фогельвейде, Гартман фон Ауэ, Вольфрам фон Эшевбах. К. л. получила развитие и на Бл. Востоке (“романтический эпос” Низами Гявджеви). Уникальный образец К. л. на Д. Востоке—роман <ГэндзиМоногатари” (ок. 1001—06) япон. писательницы Мурасаки Сикибу.
φ BezzolaR., Les origines et la formation de la literature courtoise en Occident, [v. 1—3], P., 1944—63. A. Δ. Михайлов.
“КЫЗ-ЖИБЕК”, казах, нар. лирич. поэма. Сложилась прибл. в 17 в.
Названа по имени героина — красавицы Кыз-Жибек. Сюжет построен на утверждении брачного обычая левирата, по к-рому вдова должна была выйти замуж за брата умершего мужа; но этич. стержнем произв. является поэтизация верности в любви и дружбе, отваги, патриотизма. Это одно из лучших поэтвч. созданий казах, фольклора. Поэма исполнялась мн. акынами, неоднократно издавалась начиная с 1894.
Изд.: Кыз-Жибек. Тексты и переводы. А.-А., 1963.
“КЫРГЫЗСТАН МАДАНИЯТЫ” (“Культура Киргизии”), лит.-худож. еженед. газета. Орган СП и Мин-ва культуры Кирг. ССР. Изд. во Фрунзе с 1967 на кирг. яз.
00.htm - glava16
Л
ЛАКОНИЗМ (от греч. Iakonismos), лапидарность, предельная сжатость и точность языка, культивировавшаяся в древней Спарте (расположенной на территории Лаконии — отсюда назв.) и вошедшая в пословицу. Л. характерен для афористики, нар. пословиц, крылатых слов. м. л. гаспаров. ЛАКСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра лакцев на лакском яз. (см. Дагестана литературы). Фольклор с его многообразными темами и жанрами оказывал влияние на письм. лит-ру. Эпич. песни •“Парту Патима”, “Кайдар”, “Батыр Хучилов”, “Хан-Муртазаали”, “Бархаллал Давди” изображали важные историч. события, они исполнялись певцами-импровизаторами. Поэты-ученые 17—19 вв. писали стихи в осн. религ. содержания на араб. яз. Во 2-й пол. 19 в., после присоединения Дагестана к России, начался процесс демократизации Л. л. В 1862 создан алфавит на рус. основе. В нач. 20 в. появляются жанры революц. публицистики, первые произв. прозы и драматургии. После Окт. революции открылись широкие перспективы развития Л. л. Лирич. поэзия отмечена чертами романтизма и реализма. В 30-х гг. Л. л. становится на путь социалистич. реализма. Издаются сб-ки стихов А. Гафурова, Ю. Хаппалаева, пьесы М. Чаринова. В годы Великой Отечеств, войны 1941—45 всесоюзную известность приобрело творчество Э. Капиева. Л. л. послевоен. десятилетий обращается как к историч. прошлому, так и к совр. социальным и нравств. проблемам (Гафуров, Хаппалаев, Б. Рамазанов).
• Кассиев Э., Очерки лакской дореволюп. лит-ры, Махачкала, 1959; Гусейнаев А. Г. и Кассиев Э. Ю., Очерки лакской сов. лит-ры, Махачкала, 1064. А. Климова, ЛАОССКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра лаосского народа. Развивается на лаосском яз. Ранние памятники эпиграфики, обнаруженные на терр. Лаоса, восходят к кон. 13 в. Первые произв. религиозного, а затем и светского содержания появляются после создания гос-ва Лансанг (14 в.) и распространения буддизма: поэма “Принц Хунг” о междоусобных распрях лаосских правителей, прозаич. “Сказание о Кхуи Боломе”— легендарном основателе одного из первых княжеств в Лаосе (предположительно 13—15 вв.) и др. Значит, воздействие на формирование Л. л. оказала др.-инд. лит-ра, в т. ч. разл. джатаки. Сюжеты др.-инд. лит-ры под влиянием местных фольклорных Традиций подверглись в Л. л. заметной переработке и переосмыслению. Вершина развития ср.-век. Л. л.— эпич. поэма “Синсай” Панкхама (16—17 вв.). К этому периоду относятся также религ.-дидактйч. и дидактикобытовые произв., в к-рых отразились этич. нормы И правовые отношения ср.-век. Лаоса. С 18 в. в результате распада гос-ва Лансанг (1707) и потери лаосскими территориями независимости (кон. 19 в.) Л. л. находилась в состоянии длит. застоя. Ее возрождение началось лишь после 2-й мировой войны 1939—45 и fi период подъема нац.-освободит, движения. После создания ЛНДР (1975) господствующее место заняла реалистич. лит-ра. Преобладают произв. малых форм. Наиболее значительные произв. совр. Л. л.— романы Кхамлиенга Фолсены и Сувантхонга Бупханувонга, Чантхи Дыансавана, поэмы Десакхампху Сомсй.
Лит. периодика: журн. <Ваннасин> (с 1979).
• Лаос. Справочник, М., 1980, с. 220—36. Л. Н. Морев.
“ЛАСАРЙЛЬО С ТОРМЕСА” (полн. назв.—“Жизнь Ласарильо, его невзгоды и злоключения”, “La vida de Lazarillo de Tormes y de sus fortunas y adversidades”), исп. анонимная повесть, изд. в 1554 в Бургосе, Алькала-де-Энаресе и Антверпене. Одно из наиболее ярких произв. ренессансной лит-ры, положившее начало плутовскому роману.
Рассказывает о мальчике, в жестокой борьбе с голодом и нищетой становящемся плутом. В 1559 была запрещена инквизицией и с 1573 до нач. 19 в. издавалась в искаженном виде. Продолжения и подражания повести появлялись с 1555 до сер. 20 в.; 2-я ч., выпущенная в 1620 X. де Луной, отличается острой антиклерикальной сатирой. На рус. яз. повесть впервые опубл. в 1775; в сов. время —· в 1955, a пер. К. Н. Державина.
• Томашевский Н., Традиция и новизна, М., 1981, с. 256—74; Macaya L a h m a nn E., Bibliografia del <Lazarillo de Tonnes”, San Josй, 1935. В. К. Ясный.
ЛАТИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра народов Зап. Европы после 5 в., развивавшаяся на лат. яз. Л. л. играла ту же историч. роль, что византийская литература в Вост. Европе: была связующим звеном между античностью и новыми нац. лит-рами. В раннее средневековье она была единственной, в зрелое средневековье — одной из ведущих письм. лит-р, в эпоху Возрождения — гл. школой усвоения “возрождаемой” культуры античности. В Л. л. средних веков преобладало религ. содержание (в прозе — жития святых, “видения”, проповеди, в поэзии — дидактич. эпос, лирич. гимны и секвенции), в Л. л. Возрождения — светское содержание в антич. жанровых формах (речи, письма, элегии, идиллии, стихотворные послания, сатиры, эпиграммы, стихи на случай). Рассчитанная на образованного читателя, Л. л. тем не менее пользовалась и нар. материалом, перерабатывая фольклорные повествоват. сюжеты и усваивая нар. песенные ритмы.
Основные этапы развития Л. л. 1) “Темные века” (сер. 6 — сер. 8 вв.): традиция светского обравоваиия прекращается, немногочисл. памятники анТИЧ. лит-ры продолжают читаться лишь в монастырях; писатели этого времени редки и разобщены (в Галлии — поэт Венанций Фортунат и историк Григорий Турский, 6 в.; в Испании — энциклопедист Исидор Севильский, 7 в.; в Англии — историк Беда Достопочтенный, 8 в.). 2) “Каролингское Возрождение” (или “вергилианское”) (сер. 8—9 вв.): при дворе Карла Великого (ок. 800) собирается придворная “академия” (историк и поэт Павел Диакон из Италии, повт и педагог Алкуин из Англии, поэт Теодульф из ЮЖ. Галлии; их ученики-франки — поэт Ангильберт, историк Эйнхард и др.), наследниками ее становятся монастырские школы (энциклопедист Храбан Мавр, философ Иоанн Скот Эриугена, поэт Валафрид Страбон, гимнограф Ноткер Заика), традиции светской культуры сохраняют придворная лирика Седулия Скота, “каролингские ритмы” о совр. событиях, героич. поэма “Вальтарий”. 3) “Оттоновское Возрождение” (или “горацианско-теренцианское”) (10 — нач. 11 вв.): центр его—императорский двор и германские монастыри, крупнейшие фигуры — поэтесса Хросвита (“комедии” на житийные темы) и историк Лиутпранд; в 11 в. появляется лат. любовная лирика (“Кембриджские песни”) и “Руодлиб”, первый европ. рыцарский роман в лат. стихах. 4) “Овидианское Возрождение” (кон. 11—12 вв.): осн. культурный центр перемещается во Францию, монастырские школы оттесняются епископскими, идеология духовенства подвергается влиянию рыцарской; оживает философия (П. Абеляр), филос. публицистика (Иоанн Солсберийский), религ.-филос. историография (Оттон Фрейзингенский), филос. эпос (Алан Лилльский); расцветают элегии, послания и дидактич. поэмы в манере Овидия (Хильдеберт Турский, Марбод Рейнский, Бальдерик Бургейльский), разрабатываются мифол., сказочные и сатирич. сюжеты (“Александреида” Вальтера Шатильонского, “Изенгрим” Ниварда Гентского, “Зерцало
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|