Литературный энциклопедический словарь 44 глава
ΚΟΡΑ — ΚОРЕ
==167
Ким Сисыпа наблюдается отход от традиционных сюжетов, даются образы простых людей, содержится острая сатира на феод. порядки и конфуцианскую мораль. Большую роль в развитии кор. сюжетной прозы сыграли также аллегории Лим Дже. В 1478 Со Годжоном была составлена обширная антология <Тонмунсон> (< Восточный изборник”), включившая лучшие образцы прозы и поэзии на ханмуне до нач. 15 в.
Заметное влияние на дальнейшее развитие К. л. оказали освободит, настроения, вызванные Имджинской отечеств, войной с Японией (1592—98) и сопротивлением маньчжурским завоевателям (1627, 1636). Непосредств. откликом на события войны явилась патриотич. лирика Пак Инно. В период ожесточенной борьбы придворных группировок в 16—17 вв. мн. литераторы вынуждены были искать пристанища вдали от столицы, на лоне природы. Отшельнич. настроения породили в поэзии на кор. языке “литературу рек и озер”. С социально-утопич. “Повестью о Хон Гильдоне” Хо Гюна связано начало ср.-век. повести на кор. алфавите. С распространением идейного течения сирхакпха (“школа практических наук”, 17 — нач. 19 вв.), представители к-рого выступали с критикой традиц. общества и призывали к просвещению и реформам в области управления, в К. л. постепенно усиливаются демократич. и реалистич. тенденции. В 17 в. появляются первые в К. л. романы Ким Манджуна, в центре к-рых — освобождение личности от пут конфуцианской морали, гневное обвинение сословного феод. общества, а также анонимные романы (“Сон в Нефритовом павильоне” и др.). Идеи сирхакпха наиболее полно отразились в сатирич. новеллах на ханмуне писателя-реалиста 18 в. Пак Чивона.
В 18—19 вв. особенно популярен был жанр повести на кор. яз.— сосолъ, гл. обр. анонимной: героич. “Имджинская хроника” (17 в.), лирические -“Повесть о Чхунхян” (18 в.; см. -“Чхунхян Джон”·), “Повесть о Сим Чхон” (кон. 18 в.) и др. В 18 в. на кор. алфавите распространились также “дворцовые дневники”, писавшиеся придворными дамами, анонимные многотомные романы (“Удивительное соединение двух браслетов”, “Им, Хва, Чон и Ен” и др.); поэзия на родном языке была собрана в антологии “Неувядаемые слова Страны зеленых гор” (ок. 1727) и “Песни Страны, лежащей к востоку от моря” (1763). Последними яркими представителями поэзии на ханмуне были идеолог сирхакпха Чон Ягён, поэт-скиталец Ким Саккат. Как лит. жанр оформляется лиро-эпич. песенный сказ — пхансори, реформатором к-рого выступил Син Джэхё. Ему принадлежит также большая заслуга в развитии муз. драмы ч? а н г ы к.
С подъемом антифеод, (крест, война 1893—94) и антиимпериалистич. борьбы в Корее в кон. 19 — нач. 20 вв. развертывается патриотич. культ.-просветит. движение, бурж.-демократич. по характеру. Кор. писатели знакомятся с рус. и зап.-европ. лит-рой. Ханмун перестает быть господствующим языком ху дож. лит-ры; кор. письмо переживает пору возрождения. Романы Ли Инджика, Ли Хэджо, пронизанные культурно-просветит. идеями, знаменуют собой этап т. н. новой прозы — син сосоль. Переходной формой от ср.-век. поэзии к совр. свободному стиху были ч? а н г а, злободневные по содержанию.
Рождение новой К. л. происходило в тяжелых условиях колон, ига, установившегося после аннексии Кореи Японией (1910). Начало совр. прозе положили ранние произв. (1917) идеолога бурж. национализма Ли Гвансу. Движение за “новую поэзию” возглавили в 10-х гг. Чхве Намсон и Ким Ок. После подавления нар. восстания в марте 1919 среди писа телей происходит размежевание: журн. “Чханджо” стал трибуной символистов, журн. “Пэкчо” объединил
==168 КОРЕ
романтиков, жури.' <Чосон Мундан”— натуралистов. Одновременно под влиянием марксизма формировалась пролет, лит-ра. Ее предшественницей явилась т. н. “школа нового направления” (синкёнхянпха). Среди видных ее представителей — Чхве Сохэ, для новелл к-рого характерна ярко выраженная патриотич. и социальная направленность. Реалистич. черты свойственны лирике Ким Соволя, воспевшего родную землю. В 1925 была создана Кор. федерация пролет. иск-ва (распущена в 1935 япон. колон, властями), отстаивавшая принцип партийности и классовый характер иск-ва. В нее входили известные прозаики (в т.ч. Ли Гиен, Чо Мёнхи, Сон Ен), поэты, критики. Развитие получил реалистич. роман о кор. деревне (Ли Гиен). С началом кит.-япон. войны 1937 произошло усиление япон. реакции, сопровождавшееся ужесточением цензуры, гонениями на прогрес. деятелей культуры и лит-ры. Одни писатели обратились к жанру историч. романа с детальным описанием кор. обычаев и быта (Хон Мёнхи, Ли Гвансу), другие — искали выход в утонченно-субъективистских настроениях, интеллектуализме (Ли Сан, произв. к-рого близки литературе “потока сознания”). В годы 2-й мировой войны 1939—45 лит. публикации на кор. яз. почти полностью были запрещены. В районах, охваченных в 30-х гг. антияпон. партиз. движением, популярностью пользовались революц. стихи, песни, одноактные пьесы.
С 1945 в Сев. Корее (с 1948 — КНДР) происходит становление социалистич. лит-ры, продолжавшей традиции кор. прогрес. лит-ры, особенно пролетарской. В 1946 была образована Ассоциация работников лит-ры и иск-ва Сев. Кореи. Осн. темы связаны с демократич. преобразованиями в стране. Среди поэтов популярностью пользовался Чо Гичхон, создавший эпич. поэму “Гора Пэктусан” об антияпон. партиз. движении 30-х гг. Отечеств, освободит, война 1950— 1953 обусловила появление героич. и патриотич. тем. Значит, место заняла воен. публицистика, рассказы, фронтовые стихи. В 1953 был учрежден СП Кореи. В 60-х гг. появились крупные историч. полотна Ли Гиена, Чхон Себона, Чхве Мёнъика, распространилась мемуарная лит-ра (гл. обр. о борьбе против япон. колонизаторов); в 70-х гг.— произв., созданные коллективами авторов по мотивам пьес периода антияпон. борьбы 30-х гг.: “Море крови” (1973), “Судьба охранника” (1977). В совр. лит-ре остаются ведущими темы мирного созидат. труда, борьбы за объединение родины, партиз. движения, антиимпериалистич. тема. Орган СП Кореи — журн. “Чосон мунхак” (с 1953).
В Южной Корее в первые годы после изгнания япон. колонизаторов (1945—48) мн. писатели выра жали надежды на воссоединение родины. После войны 1950—53 в южнокор. лит-ре усилились антикоммунистич. тенденции; на ее развитие сильное влияние оказали экзистенциализм, концепции “новой критики^, теории антиромана (см. “Новый роман”·). Преобладают темы войны, абсурда, одиночества, эротич. тема. После Апрельского восстания 1960 наметилось нек-рое оживление прогрес. гуманистич. тенденций; получила развитие т. н. лит-ра участия, содержащая критику южнокор. действительности (проза Ким Сонхана, поэзия Ким Джиха). В поэзии 60—70-х гг. господствуют эксперименталистские направления как модернист, толка, так и тяготеющие к возрождению традиц. стихотв. приемов. Издается неск. лит.-худож. журналов.
Изд.: Совр. кор. поэзия, М., 1950; Совр. кор. пьесы, М., 1957, Кор. классич. поэзия, пер, А. Ахматовой, 2 изд., М., 1958; История о верности Чхун Хян Ср.-век. кор. повести, М., 1960; Черепаховый суп Кор. рассказы XV—XVII вв., Л,, 1970; Бамбук в снегу Кор. лирика VIII—XIX вв., М.,1978; Классическая проза Д. Востока, М 1975, с. 229—368; Классическая поэзия Индии, Китая, Кореи. Вьет нама, Японии, М., 1977; Кор. предания и легенды из ср.-век. книг М 1980: Сон в Нефритовом павильоне Роман. М, 1982
• Еременко Л., Иванова В., Кор. лит-ра. Краткий очерк, М-, 1964; Н-и к и т и н а М. И., Троцевич А. Ф., Очерки история кор. лит-ры до XIV в., М., 1969; Троцевич А. Ф., Кор. ср.-век. повесть, М., 1975; Елисеев Д. Д., Новелла кор. средневековья, М., 1977; Тэн?.Η., радиции реализма в кор. классич. лит-ре, А.-А., 1980; Никитина М. И., Древняя кор. поэзия в связи с ритуалом и мифом, М., 1982; Агеева Г. М., Кор. худож. лит-ра. Указатель переводов и критич. лит-ры..., 1945—1978, в. 1, M., 1980; Чосон мунхак тхонса, т. 1—2, Пхеньян, 1959; Пэк Чхоль,Ли Вен Г и, Кунмунхак чонса, Сеул, 1975. Л, Р. Концевич.
КОРЕЙСКОЙ НАРОДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ЛИТЕРАТУРА, см. в ст. Корейская литература.
КОСТАРИКАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра костарик. народа. Развивается на исп. яз. В период исп. колон, господства письм. лит-ра почти не существовала; К.-Р. л. фактически зародилась после провозглашения независимости страны (1821). Первые значит. произв. созданы в кон. 19 — нач. 20 вв., в период распространения костумбризма (М. Гонсалес Селедон и др.). В творчестве X. Гарсии Монхе костумбрист. традиции постепенно уступают место реалистич. тенденциям (первые нац. романы “Сиротка” и “Дочери полей”). Его просветит, и публицистич. деятельность (издавал в 1919—58 лит. журн. “Repertorio Ameriсапо”) сыграла значит, роль в становлении лат амер. демократич. лит-ры 1-й пол. 20 в. В поэзии реалистич. течение, представленное гл. обр. поэтами (в т. ч. А. X. Эчеверрия), опубликовавшими коллективный сб. “ Костариканская лира” (1890—91), утверждалось с нач. 20 в. в борьбе с модернизмом (представителем к-рого был известный поэт и литературовед Р. Бренес Месен).
С 20—30-х гг. под влиянием успехов демократич. движения в стране в лит-ре активно разрабатывается социальная и политич. тематика; в творчестве ведущих писателей она сочетается с антиимпериалистич. направленностью (К. Гахини, X. Марин Каньяс). Интересы нар. масс, протест против империалистич. эксплуатации выразили в 40—50-х гг. писатели-коммунисты: прозаики Кармен Лира, К. Л. Фальяс, в романе к-рого “Мамита Юнай” впервые в центр.-амер. лит-ре прозвучала тема пробуждения классового сознания пролетариата, X. Гутьеррес, поэт и прозаик Ф. Доблес, поэт А. Монтеро Вега. Социально-критич. направленность характерна для творчества Ф. Амигетти, А. Кардоны Пеньи и др. В К. л. 60—70-х гг. утверждаются темы социально-классовой и революц. борьбы: Гутьеррес (романы “Умрем, Федерико?...”, “Ты помнишь, брат?”), поэт и прозаик А. Часе и др. Известна также интеллектуальная поэзия X. Дебраво.
φ Bonilla A., Historia y antologia de la literatura costarricense, v. l—2, San Jose, 1957—61; Poesia contemporвnea de Costa Rica, San Josй, 1973; Narrativa contemporвnea de Costa Rica.v. 1—2, San Josй, 1975. С. Н. Табунов.
“КОСТЕР”·, ежемес. журнал для детей. Орган ЦК ВЛКСМ, Центр, совета Всесоюзной пионерской орг-ции им. В. И. Ленина и СП СССР. Изд. в Ленинграде с 1936. В 1947—55 не выходил. Осн. по инициативе С. Я. Маршака. Печатает прозу, поэзию, публицистику для детей среднего школьного возраста. КОСТУМБРЙЗМ (исп. costumbrismo, от costumbre — нрав, обычай), направление в лит-ре и изобразит. иск-ве Испании и Лат. Америки 19 в. Родившись из интереса романтиков к нар. быту, К. выражал подъем нац. самосознания, явился поворотом к реалистич. изображению действительности. Для К. характерно стремление к максимально точным описаниям природы, особенностей нац. жизни, нередко — с идеализацией патриарх, нравов и обычаев. Писатели-костумбристы разрабатывали преим. жанр очерка, но писали также романы, драмы, стихи.
Утверждение К. в Испании связано с именами Р. Месонеро Романоса, М. X. де Ларры, С. Эстебанеса Кальдерона и др.; в 1843 опубл. коллективный сб. “Испанцы, изобразившие сами себя”, вызвавший мн. подражания. В Лат. Америке К. представляли X. X. Вальехо (Чили), X. Дьос Рестрепо и Т. Карраскилья (Колумбия), Р. Пальма (Перу), М. Пайво (Мексика) и др.
КОТ-ДИВУАР РЕСПУБЛИКИ ЛИТЕРАТУРА, см. Берега Слоновой Кости литература. “КОШЕЛЕК”, рус. еженед. журнал. Изд. в Петербурге с 8 июля по 2 сент. 1774 Н. И. Новиковым. Печатались гл. обр. соч. самого издателя, высмеивавшие невежество дворян-галломанов. “К.” защищал нац. рус. традиции и подлинную европ. культуру.
Изд.: Сатирич. журналы Н. И. Новикова, М.—Л-, 1951; Н. И. Новиков и его современники. Избр. соч., М., 1961.
“КРАСНАЯ НИВА”, лит.-худож. иллюстрированный массовый еженед. журнал. Выходил в изд-ве “Известия ВЦИК” (Москва) в 1923—31. Публиковал рус. и заруб, поэзию и прозу; хронику иск-ва, библиографию, информацию об изд-вах. Ред. журн. в разные годы: А. В. Луначарский, Ю. М. Стеклов, И. И. Скворцов-Степанов, В. П. Полонский и др.
“КРАСНАЯ НОВЬ”, первый рус. сов. “толстый” лит.-худож. и науч.-публицистич. журнал. Выходил в Москве с 1921 (первоначально — раз в два месяца, затем — ежемесячно). Создан при участии В. И. Ленина. Ответств. ред.— А. К. Воронский (до 1927). Первым ред. лит.-худож. отдела был М. Горький. Ведущее место в журнале занимал отдел прозы, вокруг к-рого группировались многие сов. писатели, гл. обр. т.н. попутчики. Последний номер “К.н.” вышел в авг. 1942.
КРАТКИЙ СЛОГ, элемент метрического стихосложения, слог, занимающий единицу времени — мору; см. также Античное стихосложение.
“КРИТИКА”, ежемес. журнал, поев. вопросам лит-ведения, критики и библиографии. Выходил на укр. яз. в Харькове в 1928—32 (его продолжение: в 1932—35 журн. “За марксо-лешнську критику”; в 1935—40 —“Лпературна критика”; последний выходил в Киеве).
КРИТИКА ЛИТЕРАТУРНАЯ, вид лит. творчества, оценка и истолкование худож. произведения, а также явлений жизни, в нем отраженных. Нередко рассматривается как одна из областей литературоведения. В отличие от истории литературы, К. л. освещает по преимуществу процессы, происходящие в совр. лит. движении, рассматривает текущую журнальную и книжную продукцию. Однако не столько материал, сколько сам подход, продиктованный совр. обществ, задачами и живым восприятием читателя, отличает К. л. даже в тех случаях, когда речь идет о классич. наследии, входящем в культурный обиход современности.
Слово критика происходит от греч. kritike— искусство разбирать, судить. Критич. суждения о лит-ре возникли одновременно с самим ее рождением, первоначально как мнение наиболее уважаемых, умудренных читателей. Выделившись уже в эпоху античности как отрасль лит. труда, К. л. еще долгое время сохраняла скромное “прикладное” значение — общей оценки произв., рекомендации его читателям, поощрения или осуждения автора. С развитием лит-ры цели и характер К. л. становятся сложнее, а требования к ней разнообразнее и ответственнее. Т. о., само теоретич. определение К. л. должно быть осознано исторически. Так, рус. критика допушкинской поры — в согласии с классицистской эстетикой — требовала лишь беспристрастной и основанной на здравом вкусе оценки произв. с указанием на отд. “красоты” и “погрешности”. Во времена В. Г. Белинского оценка произв. строится уже на истолковании его как худож. целого, в единстве его идей и образов, а сама деятельность писателя рассматривается в отношении к эпохе, обществу, лит. современности. Не удовлетворяясь лишь характеристикой произв. в свете идейного замысла автора, Н. А. Добролюбов выдвинул в качестве гл. задачи К. л. суждение о самой жизни, ее процессах, социальных типах, составленное на основе правдивых свидетельств художника, изображенных им картин. Не навязывая произв. смысла, какого в нем объективно не содержалось, “реальная критика” Добролюбова вместе с тем впервые приобретала откровенно публицистич. характер. Лучшие стороны просветит.
КОСТ—КРИТ
==169
(Г. Э. Лессинг и др.) и революц.-демократич. критики продолжены марксист, критикой, вооруженной пониманием осн. законов социально-историч. развития (см. Маркс К. и Энгельс Ф. о литературе). В статьях и суждениях В. И. Ленина о лит-ре, в развитой им теории отражения принципы К. л. получили марксист. обоснование (см. Ленин В. И. о литературе).
В ходе идейно-лит, борьбы в разное время выдвигались также концепции “биографической критики” (tit. Q. Сент-Бёв и его последователи), “эстетической критики” (А. В. Дружинин и др.), “органической критики” (А. А. Григорьев) и пр. Эти теории отражали внимание к тем или иным существенным свойствам худож. произведения и творч. процесса, но взятым односторонне — без учета социальной функции иск-ва. С течением времени от К. л. обособились в отд. отрасли знания теория литературы и история литературы. Но и критика в узком смысле слова удержала те свойства, какие сопутствовали развитию литературоведения как науки,— историзм, теоретич. оснащенность, связь с общеэстетич. критериями.
Совр. марксист, критика стремится рассматривать худож. произв. в единстве всех его определений и качеств — с т. з. эстетической, социологической, этической и т. д. К. л., подобно самому худож. творчеству, служит, т. о., средством познания жизни и воздействия на нее. Однако достоинства передового мировоззрения и метода в критике — лишь самая общая предпосылка успеха. Как и в др. областях творчества, критику необходим талант, родственный талантам и художника, и ученого, хотя и не идентичный с ними, а также возможность широкого общения и взаимопонимания с читателем. Упадок или расцвет критич. жанров находятся в зависимости от обществ.-лит. атмосферы, меры активности читат. аудитории, представителем к-рой выступает критик. К. л. должна рассматриваться в ее взаимоотношениях как с писателем, так и с читателем. Критика, обращенная преим. к писателю (а тем более к собратьям по критич. “цеху”), обычно ставит перед собой узко профессиональные цели и имеет сравнительно небольшой диапазон обществ. влияния. Критика, адресующаяся к читателю, не теряя своих профессиональных качеств, становится в то же время как бы мерой обществ, признания произв. и часто бывает более убедительна для самого художника.
Обращаясь к читателю, критик не только истолковывает ему произв., но и вовлекает в живой процесс совместного осмысления прочитанного, дает возможность заново пережить худож. впечатления — на новом уровне понимания. В этом отношении талант критика предполагает качества, близкие самому иск-ву. Критик должен обладать высоким вкусом; И. С. Тургенев говорил даже об особом “инстинкте прекрасного” у Белинского. Способность рассматривать произв. как худож. целое, не упрощая его примитивным разбором, не омертвляя его ткань, стоит в связи с обостренной чуткостью к образному восприятию мира. Пытаясь уяснить себе и другим созданное автором, критик как бы воссоздает его вторично. Общие социальные и моральные проблемы он, вслед за художником, рассматривает в частных проявлениях и судьбах людей, а в конкретных этич. и эстетич. моментах произведения обнаруживает их обществ, содержание. В этом смысле критика, как и лит-ра, может быть отнесена к области “человековедения”. Это исключает субъективное своеволие критика по отношению к образному миру, созданному/художником. Обязанности критика перед автором заключаются в том, чтобы учитывать особенности образного мышления именно этого художника, законы, “им самим над собой признанные”
К оглавлению
==170 КРИТ
(А. С. Пушкин). Только доверчиво войдя в мир воображения писателя, почувствовав его личность, можно по заслугам оценить и сильные его стороны, и его слабости, противоречия, дать его образам и картинам более широкое социальное и эстетич. объяснение.
В совр. К. л. культивируются такие жанры, как статья, рецензия, обзор, эссе, литературный портрет, лит.-критич. диалог, полемич. реплика, библиографич. заметка. В зависимости от жанра и цели, начиная от простой информации читателя о вышедшей книге и кончая постановкой больших обществ, и лит. проблем, критика по-разному обнаруживает свои возможности и свойства. В целом же совр. критик соединяет в себе политика, психолога, этика, иногда экономиста с эстетиком и художником, и лишь в соединении этих качеств его фигура, по выражению А. В. Луначарского, становится законченной. В сов. критике особое значение приобретает партийная направленность критич. выступлений, основательность марксистско-ленинской подготовки критика. Доказательная и убедительная К. л. получает возможность влиять на ход развития лит-ры, последовательно поддерживая одни и отвергая другие тенденции. В свою очередь, критик не может не испытывать давления худож. материала, к-рый служит почвой его наблюдений и выводов. Следовательно, критик не только “учит” лит-ру, но и учится у нее. Чуткость к новому в иск-ве — необходимая черта К. л., гарантирующая ей внимание читателей и авторитет среди писателей. Субъективизм и догматизм — наиболее распространенные болезни критич. жанра. Субъективная, импрессионистская критика, полагая гл. свою цель в сохранении свежего, непосредств. восприятия произв., считает себя свободной от концепций и не стремится к выработке целостного взгляда на вещи. Своевольно группируя отд. наблюдения, критик субъективистского толка принимает в расчет только одного читателя — самого себя, собств. эмоции. Импрессионист, критике нередко сопутствуют изящество слога, парадоксальная манера изложения. Напротив, нормативная догматич. критика не доверяет непосредств. читательским впечатлениям, даже игнорирует их. Опираясь на некий свод правил, в той или иной мере оправданных традицией, прошлым опытом иск-ва или вовсе произвольных, она прибегает к шаблонным формулам оценки и оттого не может уловить гл. свойство иск-ва — его новизну. По этой причине она часто с большим отставанием признает истинные достижения иск-ва, зато легко удовлетворяется малозначит. эпигонскими соч., дающими лишь новые вариации знакомых сюжетов и образов. Если критика в целом представляет собой отражение суждений и интересов разл. читательских слоев, то нормативная критика опирается на наиболее консервативную, отсталую часть читателей, принимая и культивируя ее предрассудки. В борьбе с субъективизмом импрессионист, критики и догматизмом нормативной завоевывает себе авторитет критика, общественная по характеру, творческая по методу, аналитич. по приемам исследования, демократич. по связи с обширной читательской аудиторией.
Вследствие положения, занимаемого критиком в лит. процессе, его ответств. роли в судьбе книги и ее автора большое значение приобретает критич. этика. Всякого рода натяжки, передержки, необоснованные сближения, произвольное цитирование, тенденциозные придирки, голословные выводы несовместимы с самой сутью этой лит. профессии. Вместе с тем исключительно важно требование “искренности в критике”, выдвинутое Н. Г. Чернышевским. Критик призван проявлять высокую взыскательность, он должен быть свободен от гипноза известных имен, разрушать атмосферу лит. чинопочитания и сановничества. Прямота и резкость в суждениях о ремесленной, серой
лит-ре — качество, присущее передовой рус. критике со времен Белинского, писавшего: “Будь всё тихо и чинно, будь везде комплименты и вежливости, тогда какой простор для бессовестности, шарлатанства, невежества: некому обличить, некому изречь грозное слово правды!..” (Поли. собр. соч., т. 1, 1953, с. 70).
Постановления ЦК КПСС “О литературно-художественной критике” (1972), “О творческих связях литературно-художественных журналов с практикой коммунистического строительства” (1982) подчеркивают необходимость сочетания партийности с объективностью, строгой взыскательности со взвешенностью суждений, указывают на необходимость постановки эстетич. проблем в тесной связи с жизнью народа, с решением коренных социальных проблем современности. В этом основа морального авторитета сов. критики, залог ее влияния на лит-ру.
φ.Λуначарский А. В., Критика и критики. Сб. ст., М., 1938; Очерки по истории рус. журналистики и критики, т. 1—2, Л., 1950—65; Сов. лит-ведение и критика. Рус. сов. лит-ра... 1917—62. Библиографич. указатель, М., 1966; то же, 1963—67, M., 1970; Рус. критика XVIII—XIX вв. Хрестоматия. Сост. В. И. Кулешов, М., 1978; Совр. лит. критика, М., 1977; Кулешов В. И., История рус. критики XVIII—XIX вв., 2 изд., М., 1978; Бурсов Б. И., Критика как лит-ра. Л., 1976; Проблемы теории лит. критики. Сб. ст., М., 1980; Актуальные проблемы методологии лит. критики, М., 1980. В. Я. Лакшин.
КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ, направление в реалистич. лит-ре и иск-ве 19—20 вв. (см. в ст. Реализм). КРЫЛАТЫЕ СЛОВА, широкоупотребит. меткие слова, образные выражения, изречения историч. лиц, имена мифол. и лит. персонажей, ставшие нарицательными, и др. (ср. Афористика). Источники К. с.— антич. и библейские мифы, фольклор, худож. и науч. лит-ра, публицистика и др., напр.: “благоглупости” (M. E. Салтыков-Щедрин), “Пришел, увидел, победил” (Юлий Цезарь), “А все-таки она вертится” (Г. Галилей), “Лучше меньше, да лучше” (В. И. Ленин), “Кто был ничем, тот станет всем” (“Интернационал”). Среди К. с. есть такие, к-рые являются не подлинными цитатами из к.-н. источников, а образными выражениями, созданными на их основе и передающими обобщенный смысл, напр., “запретный плод” (из библейской мифологии), “потемкинские деревни” (из мемуаров 18 в.). Они давно потеряли непосредственную связь с источниками и переосмысливаются в каждый историч. период в соответствии с социально-историч. действительностью. К. с.— объект исследования фразеологии.
Изд.: АшукинН.С., АшукинаМ.Г., Крылатые слова. Лит. цитаты. Образные выражения, 3 изд., М-, 1966.
Г. В. Вентцелъ, КРЫМСКОТАТАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра татар, живших до 1944 в Крыму и ныне проживающих гл. обр. на терр. Узб. ССР. Развивается на крымскотат. яз. Фольклор представлен эпич. и лиро-эпич. произв., легендами о природе и истории Крыма. Соприкосновение с культурами соседних народов сказалось прежде всего в песнях, “поражающих изящным соединением восточных и западных мелодий” (А. В. Луначарский). В период Крымского юрта Золотой Орды (13—15 вв.) создавали свои произв. Абдулмеджит (поэма “Юсуф и Зулейха”) и др. поэты. К периоду Крымского ханства (15—18 вв.) относятся произв. дидактич. характера. В 19—20 вв. изданы собрание сатир и од Гази-Герая “Роза и соловей”, стихи Досмамбета Азовского (оба — поэты 16 в.), “Диван” Ашик Умера, поэма “Сефернаме” Джанмухаммеда (оба — поэты 17 в.), историч. повествование писателя 18 в. Сеида Мухаммеда Ризы “Семь планет”. В нач. 20 в. развивается демократич. лит-ра. В годы Сов. власти в области поэзии, прозы, драматургии успешно выступили М. Сулейман, Б. Чобан-заде, Э. Шемьи-заде, Ш. Алядин, Ю. Болат. В кон. 50-х гг. в К. л. пришло новое поколение (С. Эмин, Р. Халид); с романами выступили Алядин,
Болат, сб-ки стихов и поэм опубл. Шемьи-заде. Писатели обращаются к историч. прошлому народа, Отечеств, войне, проблемам совр. жизни. В Ташкенте работает секция крымскотат. писателей.
Лит. периодика: журн. <Йылдыз> (с 1980). Р. Музафарое, “КУБАНЬ”, лит.-худож. и обществ.-политич. ежемес. альманах. Орган Краснодарской писательской орг-ции. Изд. в Краснодаре с 1945.
КУБИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра кубин. народа. Развивается на исп. яз. Сведений о лит. памятниках доколумбового периода (до 1492) и народном поэтич. творчестве индейцев, населявших Кубу и почти истребленных уже к кон. 16 в. йен. завоевателями, не сохранилось. Складывавшаяся в 16—18 вв. на острове лит-ра выходцев из Испании — креолов — носила подражат. характер по отношению к лит-ре метрополии. Развивалась также креольская нар. поэзия, возникшая на основе исп. поэтич. форм (особенно популярной была десима — десятистишие). Наиболее значительное произв. этого периода — эпико-героич. поэма “Зерцало терпения” С. де Бальбоа, в к-рой отразились зачатки нац. самосознания. Наряду с духовной и светской поэзией развивался жанр историч. хроники. Появление в 1723 первой типографии положило начало книгопечатанию. В кон. 18 в. передовые мыслители и публицисты, представители т. н. креольского Просвещения, сгруппировавшиеся вокруг газ. “Papel periodico de la Habana” (1790) и Экономического общества друзей страны (1793), развивали жанр лит филос. и политич. публицистики, проникнутой идеями свободолюбия и гражданственности. В поэзии распространился неоклассицизм.
Становление нац. лит-ры в 1-й пол. 19 в. происходило в обстановке усиления антиисп. настроений и было связано с ростом нац. самосознания. Основоположником нац. К. л. является поэт X. М. Эредия. Его творчество, проникнутое идеалами освободит, борьбы, высоким патриотизмом и стремлением отразить мироощущение простого народа, знаменовало переход от классицизма к романтизму. Романтич. направление, с к-рым было связано освоение нац. действительности, было ведущим в поэзии 19 в. вплоть до 80-х гг.
Значит, роль в развитии К. л. в 30—40-х гг. 19 в. сыграла деятельность поэта и публициста Д. дель Монте-и-Апонте. В созданном им лит.-обществ, кружке объединились мн. передовые поэты и прозаики, в творчестве к-рых романтич. поэтика сочеталась с просветительско-классицистич. идеями (Пласидо, X. X. Миланес и др.). Лирике крупнейшего поэта-романтика Пласидо присущи гражданственность и патриотизм. Романтич. мотивами проникнута лирика, проза и драматургия Хертрудис Гомес де Авельянеды. В сер. 19 в. в русле романтизма возникла школа т. н. сибонеизма, в основе к-рого лежало идиллич. изображение жизни индейцев-сибонеев. С “сибонеизмом” связано творчество X. К. Наполеса Фахардо, обратившегося в поисках нац. форм к креольской нар. поэзии. Усиление нац.-освободит, движения на Кубе начиная с сер. 19 в. способствовало утверждению гражд. мотивов в творчестве поэтов-романтиков (X. Л. Луасеса, Луисы Перес де Самбрана и др.).
В прозе с сер. 19 в. определяющей была бытотк-ательная тенденция—т.н. костумбризм. Крупнейший писатель 19 в. С. Вильяверде, выразивший протест против рабства в романе “Сесилия Вальдес, или Холм Ангела”, вышел за рамки костумбризма, реалистически воссоздав социальную атмосферу колон. Кубы. Значит, развитие со 2-й пол. 19 в. получила лит филос. публицистика. Большой вклад в развитие К. л. внес X. Марти, эстетич. кредо к-рого эволюционировало от романтизма к реализму (сб-ки “Свободные
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|