Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Управление запасами с применением анализа АВС и XYZ (ссылка на Гаджинского)




 

Цель: приобретение практических навыков в дифференциации объектов управления в логистике.

В целях укрепления позиции на рынке руководство оптовой фирмы приняло решение расширить торговый ассортимент. Свободных финансовых средств, необходимых для кредитования дополнительных товарных ресурсов, фирма не имеет. Свободных складских помещений также нет.

Перед службой логистики была поставлена задача сокращения общего объема товарных запасов с целью сокращения затрат на содержание и высвобождения ресурсов для расширения ассортимента.

Снижение запасов при этом не должно отразиться на уровне клиентского сервиса, т.е. на готовности компании к поставке товаров потребителям.

Торговый ассортимент фирмы, годовые и квартальные объемы продаж по отдельным позициям представлены в табл.20 (по вариантам).

Норма запаса, установленная в компании, составляет 20 дней (Зср), т.е. средний запас рассчитан на 20 дней работы. Число рабочих дней в году составляет 330 дней (N).

Норма запаса одинакова по всем позициям ассортимента. Годовые затраты на хранение в среднем составляют 30% от стоимости среднего запаса: М = 0,3 ед. \ год, где М – доля затрат на хранение в стоимости среднего запаса.

Выполняя задание руководства, служба логистики разделила весь торговый ассортимент на три группы А, В и С по признаку доли в реализации, а затем предложила новые дифференцированные нормативы среднего запаса:

· для товаров группы А (лидеры в реализации) – сократить норму запаса и довести ее до 10 дней;

· для товаров группы В (средняя доля в реализации) норму запаса оставит без изменения;

· для товаров группы С (низкая реализация) увеличить норму запаса, доведя ее до 30 дней.

Анализ динамики продаж выполненный по кварталам года (табл. 1), свидетельствует, что разные позиции ассортимента компании существенно отличаются друг от друга по показателю стабильности продаж. Позиции с высокой амплитудой колебаний спроса при прочих равных условиях требуют более тщательного контроля и более высоких страховых запасов, чем позиции, потребляемые стабильно. В связи с этим служба логистики выполнила также анализ XYZ, разделив весь ассортимент по признаку стабильности спроса. Показателем при этом выбран коэффициент вариации квартального спроса. Результаты анализа XYZ, соединенные с результатами анализа АВС, позволили рекомендовать для отдельных продуктов компании разные системы контроля управления запасами.

 

Таблица 20

Исходные данные для проведения анализа АВС и XYZ (тыс. руб.)

 

Наименование продукта Годовая реализация продукта Реализация за квартал
       
             
1 вариант
  Батончик «Марс»          
  Батончик «Милки Уэй»          
  Батончик «Несквик»          
  Батончик «Твикс»          
  Баунти молочный          
  Жевательная резинка «Бумер»          
  Жевательная резинка «Дирол»          
  Жевательная резинка «Минтон»          
  Жевательная резинка «Стиморол»          
  Жевательная резинка «Супер»          
  Изюм          
  Инжир          
  Кетчуп «Болгарский»          
  Кетчуп «Монарх»          
  Киндер сюрприз          
  Кофе «Арабика» молотый          
  Кофе растворимый «Нескафе Голд»          
  Шоколад «Российиский»          
  Шоколад «Аленка»          
  Шоколад «Сказки Пушкина»          
  Шоколад «Сударушка»          
  Шоколад «Воздушный»          
  Шоколад с арахисом          
  Шоколад с кокосом          
  Шоколадный напиток «Несквик»          
  Итого:          
2 вариант
  Кофе растворимый «Нескафе Классик»          
  Кукурузные хлопья с сахаром          
  Лапша «Доширак»          
  Миндаль в шоколаде          
  Мюсли          
  Рис длинный          
  Рис круглый          
  Сахар – песок фасованный          
  Сникерс          
  Суп быстрого приготовления          
  Торт вафельный          
  Чай Ахмад          
  Чай индийский          
  Чупа - чупс          
  Шоколад «Альпен Голд»          
  Шоколад «Вдохновение»          
  Шоколад «Восторг»          
  Шоколад «Колокольня»          
  Шоколад «Кофе с молоком»          
  Шоколад «Мишка косолапый»          
  Шоколад «Несквик»          
  Шоколад «Нестле»          
  Шоколад «Путешествие»          
  Шоколад «Ретро»          
  Шоколад «Классический»          
  Итого:          

Задание 1. Дифференцировать ассортимент по методу АВС

Методические указания

1. Сформулировать цель анализа АВС.

2. Указать объект управления, анализируемый методом АВС.

3. Указать признак, на основе которого будет осуществлена дифференциация объектов управления.

4. Сформировать табл. 21, заполнив на основе исходных данных графы 1 и 2. Рассчитать долю отдельных позиций ассортимента в общей реализации. Результат внести в графу 3 табл.21.

5. Выстроить ассортиментные позиции в порядке убывания доли в общей реализации. Вновь организованный список (с указанием доли в реализации) разместить в табл.22, заполнив графы 1, 2 и 3.

6. Построить кривую АВС – анализа. С этой целью присвоить каждой позиции упорядоченного списка порядковый номер, указав его в графе 4 табл.22. Общее число позиций в нашем примере – 25. Следовательно, первая позиция упорядоченного списка составляет 4% от общего числа позиций. Две верхние позиции упорядоченного списка составят 8% от общего числа позиций. На их долю в нашем примере приходится 61,89% всего оборота склада (40,96 + 20,93 = 61,89). Следуя данной логике, заполнить графы 5 и 6 табл.22, а затем по данным этих граф построить кривую АВС – анализа в системе координат: ось ОY – доля продукта в общей реализации, исчисленная нарастающим итогом, % (данные графы 6 табл.22), ось OХ – позиции ассортимента, выстроенные в порядке убывания доли в общей реализации, в процентах к общему количеству позиций ассортимента, % (данные графы 5 табл.22).

7. Разделить анализируемый ассортимент на группы А, В и С методом касательной к кривой АВС – анализа. Результаты занести в табл.23.

 

Таблица 21

Расчет доли продукта в общей реализации

 

Наименование продукта Годовой объем реализации продукта, тыс. руб. Доля продукта в общей реализации,%
     
Кофе растворимый «Нескафе Классик»   40,96
и т.д., всего 25 позиций
Итого    

 

Таблица 22

АВС – анализ

 

Наименование продукта Годовой объем реализации продукта, тыс. руб. Доля продукта в общей реализации, % Номер строки упорядоченного списка Количество позиций ассортимента упорядоченного списка нарастающим итогом, % Доля продукта нарастающим итогом, %
           
Кофе растворимый «Нескафе Классик»   40,96     40,96
Сникерс   20,93     61,89
и т.д.
Итого     - - -

 

Таблица 23

Процентное соотношение групп А,В и С ассортимента

 

Группа Доля в ассортименте, % Доля в реализации, %
А    
В    
С    

 

Задание 2. Определить величину снижения затрат на содержание запасов в результате использования дифференцированных нормативов среднего запаса

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...