Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел I. Психолого-акмеологическая служба как форма сопровождения личностно-профессионального развития субъекта деятельности




Л.И. Катаева

ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

 

Учебно-методическое пособие

 

 

Под общей редакцией

доктора психологических наук, профессора,

действительного члена РАО

А.А. Деркача

 

Москва

Изд-во РАГС

 

 

ББК 38

Пс 86

 

 

Рекомендовано к изданию

кафедрой акмеологии и психологии

профессиональной деятельности

 

Рецензенты:

Селезнева Е.В. – доктор психологических наук, профессор;

Князев А.М. – кандидат педагогических наук, доцент

 

Катаева Л.И.

 

Психолого-акмеологическая служба: учебно-методическое пособие/ Под общ. ред. А.А. Деркача – М.: Изд-во РАГС, 2007. – 114 с.

 

Направлено на подготовку специалистов-психологов, акмеологов к развертыванию психолого-акмеологических служб; к определению задач и содержания деятельности службы с учетом конкретной ситуации в организации, учреждении; к выбору той или иной модели психолого-акмеологической службы; к внедрению новейших психо- и акметехнологий в практику работы.

Для магистрантов, обучающихся по программе «Акмеология» (направление «Психология») с дополнительной квалификацией «Преподаватель высшей школы» и студентов психологических специальностей по профилю акмеологической подготовки, практических психологов – специалистов психологических служб организаций различного профиля деятельности.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение  
Раздел I. Психолого-акмеологическая служба как форма сопровождения личностно-профессионального развития субъекта деятельности  
I. 1. Направления деятельности и функции акмеологической службы  
I. 2. Структура психолого-акмеологической службы.    
I. 3. Содержание профессиональной деятельности специалиста психолого-акмеологической службы    
Раздел II. Основные направления деятельности психолого-акмеологической службы  
II.1. Содержание, формы и методы работы психолого-акмеологической службы по моделированию профессиональной деятельности    
II.2. Технологическое обеспечение психодиагностического направления деятельности психолого-акмеологической службы    
II.3.Организационно-методическая деятельность психолого-акмеологической службы.    
II.4. Документационное и материально-техническое обеспечение работы психолого-акмеологической службы    
Раздел III. Проектирование психолого-акмеологи-ческой службы  
III.1. Основные этапы организации и развертывания психолого-акмеологической службы  
III.2. Проектирование организации и развертывания психолого-акмеологической службы    
III.3. Проектирование кабинета акмеолога в структуре психолого-акмеологической службы    
Список литературы  
Приложения: Приложение1. Положение о государственной (гражданской психолого-акмеологической службе (проект) Приложение 2. Модель профессиональной деятельности специалиста психолого-акмеологической службы. Приложение 3. Должностные обязанности акмеолога кадровой работы. Приложение 4. Профессиональный стандарт по профессии «Акмеолог».    

Введение

Реализация права человека на полноценное развитие во всех сферах жизнедеятельности предполагает заботу государства о создании условий для такого развития. Современные социально-политические и социально-экономические преобразования, происходящие в России, свидетельствует о наличии достаточно сложных, особых, а зачастую и экстремальных условий для жизнедеятельности человека. В такой ситуации человек особенно нуждается в поддержке своего развития, психического и психологического здоровья. Это касается как подрастающего поколения, так и трудоспособного населения страны и той ее части, которая уже перешагнула свой трудовой возраст и имеет право на успешную самореализацию своих возможностей вне трудового пространства деятельности. Сохранение и умножение личностного и профессионального потенциала нации на сегодняшний день - задача настолько реальная и важная, как и сохранение национальной безопасности, и решение этой задачи напрямую связано с оказанием психолого-акмеологической поддержки человека в его движении к самоосуществлению.

Гуманистические тенденции развития России настоятельным образом требуют коренных преобразований в политике управления человеческими ресурсами, разработки нового содержания и внедрения новых форм в практику работы с кадрами как будущими, так и настоящими. Радикальный пересмотр политики государства в этом направлении связан прежде всего с социальной, психологической и педагогической поддержкой человека в его личностно-профессиональном развитии.

Осознавая значимость и пытаясь обеспечить решение этой задачи, государство в конце ХХ столетия на законодательном уровне закрепило организацию психологических служб в системе образования, делая основную ставку на создание развивающей среды для подрастающего поколения. На основании «Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи», утвержденного постановлением правительства Российской Федерации от 31.07 1998 г. № 867 в настоящее время в России действует с той или иной степенью успешности более тысячи государственных и муниципальных образовательных учреждений, оказывающих такую помощь посредством различных служб практической психологии. Но если для подрастающего поколения такая поддержка имеет реальное воплощение, то взрослое население страны в значительной степени обречено решать проблемы своего личностного и профессионального развития самостоятельно, а создание развивающей среды для него является отнюдь не государственной, а частной проблемой той организации, в которой протекает трудовая деятельность ее субъекта.

Как показывает практика значительную роль в решении подобных вопросов способна оказать психолого-акмеологическая служба. Целесообразность ее организации и функционировании определяется необходимостью психолого-акмеологического обеспечения готовности человека к наиболее полной реализации своих возможностей во всех сферах жизнедеятельности, что связано с осознанием им себя как личности, индивидуальности, субъекта профессиональной деятельности, развитием потребности состояться в различных ролевых позициях в обществе. В отличие от существующих психологических служб, деятельность которых направлена на решение или предупреждение психологических проблем человека, психолого-акмеологическая служба не только помогает выявить и снять такие проблемы, но и раскрывает перед человеком разнообразные направления его самоактуализации, помогает определиться в достижении вершин в различных областях жизнедеятельности и, особенно, на профессиональном пути, занимающем значительную часть жизни и являющимся достаточно значимым в самоосуществлении человека.

Психолого-акмеологические службы оказывают содействие в реализации кадровой политики организации, основой которой является личностно-развивающая парадигма в управлении человеческими ресурсами, способствующая поддержке специалиста в карьерном росте и в целом в личностно-профессиональном развитии, обеспечивающая актуализацию личностного потенциала саморазвития. Функционирование службы позволяет результативно решать задачи подбора, расстановки, повышения квалификации кадров, формирования кадрового резерва, обеспечивать культуру управления, иными словами, создавать ту личностно-развивающую среду для субъекта профессиональной деятельности, которая благоприятно влияет на достижении им вершин в своем личностно-профессиональном развитии.

Программа 521023 М «Акмеология» подготовки магистрантов включает учебный курс «Психолого-акмеологическая служба», который в целом носит проективный, проблемно-дискуссионный характер, что является чрезвычайно важным для развития у магистрантов способности к нестандартному мышлению, творческому воображению, активизации проективных умений. Вместе с тем практикоориентированный характер самого предмета курса позволяет придать его теоретической основе выраженную прикладную направленность

В данном учебно-методическом пособии, содержание которого позволяет расширить и углубить знания магистрантов о психолого-акмеологи-ческом сопровождении личностно-профессионального развития субъекта деятельности, особое внимание уделено содержанию деятельности и созданию психолого-акмеологических служб на предприятиях, в организациях, учреждениях различного профиля, в том числе в системе федерального, регионального и муниципального управления.

 

 

Раздел I. Психолого-акмеологическая служба как форма сопровождения личностно-профессионального развития субъекта деятельности

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...