Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

I.1. Направления деятельности и функции психолого-акмеологической службы




 

Психолого-акмеологическая служба (ПАС) представляет собой структуру, обеспечивающую с помощью психолого-акмеологических средств успешность профессиональной деятельности кадрового состава организации, учреждения. Успешность профессиональной деятельности обеспечивается актуализацией и повышением личностного потенциала, сбережения резервных возможностей каждого сотрудника в единстве с активизацией условий среды, направленных на создание психологического комфорта деятельности и, соответственно, личностно-профессионального развития ее субъекта. Акмеологическая составляющая деятельности ПАС выражена в направленности всех ее средств на мотивационное и технологическое обеспечение готовности специалиста как личности и как субъекта профессиональной деятельности к саморазвитию и самосовершенствованию.

Уже в самом определении ПАС заложена ее основная цель: психолого-акмеологическое сопровождение деятельности организации на уровне системного обеспечения развития ее кадрового потенциала.

Более частными целями ПАС являются:

­ оказание психолого-акмеологической поддержки в личностно-профессиональном развитии субъекта деятельности;

­ акмеологизация среды как фактора успешности профессиональной деятельности субъекта;

­ психолого-акмеологическое обеспечение системы подбора, расстановки, оценки, повышения квалификации и переподготовки кадров.

Задачи ПАС:

­ выявление психолого-акмеологического содержания деятельности специалистов применительно к конкретной профессиональной области;

­ изучение условий и факторов среды, влияющих на успешность профессиональной деятельности (рассмотрение среды возможно в широком и узком смысле этого понятия применительно к деятельности специалиста);

­ исследование процесса и результатов успешности профессиональной деятельности субъекта (по объективному и субъективному критерию: экспертное оценивание соответствия выполняемых функциональных обязанностей должностным и личностным особенностям специалиста, выявление проблемного психологического поля);

­ определение особенностей личностно-профессионального развития конкретного специалиста, разработка акмеологического профиля личности;

­ выявление резервных возможностей личности в целях активизации личностно-профессионального потенциала;

­ подбор и применение технологий личностно-профессионального развития;

­ разработка акмеограмм и составление на их основе программ личностно-профессинального самосовершенствования;

­ проведение мониторинга личностно-профессионального развития кадров;

­ анализ получаемых данных, их теоретическое осмысление с целью выявления закономерностей движения личности к «акме», ступени «акме» и зоны ближайшего и отдаленного развития.

Психолого-акмеологическая служба в своей деятельности руководствуется Кон­ституцией Российской Федерации, федеральными законами, правовыми ак­тами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Кодексом законов о труде в РФ, уставом и другими нормативно-правовыми актами той организации, в рамках которой эта служба создана, и, наконец, Положением о самой психолого-акмеологической службе. Психолого-акмеологическая служба работает во взаимодействии с кадровыми структурами организации.

Содержание, виды и формы деятельности ПАС базируются на трех компонентах: научном, прикладном и собственно-процессуальном.

Научный компонент состоит в разработке теоретических и методических основ развития личности в процессе профессиональной деятельности на уровне психолого-акмеологического знания, моделировании успешной профессиональной деятельности специалиста в зависимости от специфики профессиональной деятельности, ее психологического содержания.

Прикладной компонент связан с отбором, разработкой технологий изучения и развития личности в процессе деятельности, составлением программ, рекомендаций личностно-профессионального развития специалиста, его профессиональной карьеры.

Собственно-процессуальный заключается в реализации всех перечисленных выше функций и направлений деятельности в практике работы службы.

Исходя из целей и задач ПАС выделяются следующие направления ее деятельности:

· информационно-аналитическое;

· психо- и акмедиагностическое;

· консультативное;

· коррекционно-развивающее;

· экспертное;

· социально-проективное;

· организационно-методическое;

· научно-исследовательское.

В деятельности ПАС реализуются следующие функции: обратной связи; диагностическая; оценочная; психотерапевтическая; коммуникативная; прогностическая; стимулирующая; конструктивная; профилактическая; просветительская; информативная.

Психолого-акмеологическое обеспечение деятельности кадров реализуется в таких направлениях как:

­ психологическое и акмелогическое программно-целевое моделирование профессио­нальной деятельности и личностно-профессионального развития кадров;

­ мониторинг психологической и акмеологической готовности кадров к про­фессиональной деятельности;

­ психо- и акметехнологическое обеспечение профессиональной деятельности и подготовки кадров организации.

Основными формами работы ПАС являются: социально-психологическая и акмедиагностика социальной среды организации; психо- и акмедиагностика личностно-профессиональных ресурсов субъекта деятельности: наличного уровня развития, личностного потенциала и резервных возможностей;консультационная, коррекционно-развивающая работа; психолого-акмеологическое сопровождение системы подбора, отбора, аттестации и развития персонала организации.

Опыт работы по психолого-акмеологическому сопровождению личностно-профессионального развития субъектов профессиональной деятельности в настоящее время нельзя отнести к категориям «богатого», «обширного», «распространенного». Скорее следует говорить об эпизодической работе в направлении психолого-акмеологического сопровождения личностно-профессионального развития субъекта деятельности, работе под определенную, имеющую реальное место в данный момент проблему. Пожалуй, более выражено такой опыт представлен в системах государственной службы за рубежом. Так, в США, Англии, Франции, Германии, Канаде, Японии и других странах на государственном уровне активно ведется работа по психологическому обеспечению деятельности государственной службы. Разрабатываются технологии воздействия на массовое и индивидуальное сознание, технологии выявления и блокирования причин конфликтных, чрезвычайных ситуаций, определения тенденций нарастания психической напряженности, оценки психологической обстановки в стране и ее регионах в целом. Это дает возможность правительству оперативно решать назревающие проблемы, своевременно корректировать социально-психологическую обстановку в государстве.

Не остается без внимания и сам государственный служащий как субъект деятельности, личный психологический комфорт которого является вопросом государственной важности. С одной стороны, решение этой проблемы связано с психологической поддержкой и защитой кадров государственной службы, оказанием помощи в решении личных проблем, заботой о постоянном повышении профессионализма работников государственной службы, организацией эффективной системы стимулирования личностно-профессионального развития, а с другой - своевременным предупреждением попадания в сферу государственной службы нежелательных с точки зрения соответствия личностных особенностей характеру и содержанию деятельности людей.

Определенный интерес вызывает опыт работы по психологическому сопровождению развития персонала, представленный в системе государственной службы Германии. Такое сопровождение начинается уже в ходе процедуры принятия на службу, введения в курс дела и инструктажа новых госслужащих, продолжается в ходе запланированного обучения и смены рабочих мест, а также систематически продуманного профессионального и служебного роста сотрудников.

Оперативное управление кадровым потенциалом в Германии включает следующие этапы:

§ Поиск персонала

§ Подбор персонала

§ Возможная подготовка

§ Использование кадров

§ Развитие кадрового потенциала

На каждом этапе существуют определенные системы оценивания, но основное развертывание оценки готовности персонала к профессиональной деятельности осуществляется на этапе развития кадрового потенциала, причем, персонал оценивается не только со статических позиций, не только по состоянию готовности к тому или иному уровню деятельности, но и с точки зрения успешности деятельности. Существуют специальные структуры (Assesment Сепtег), разрабатывающие критерии и осуществляющие оценку личностно-профессиональных качеств личности, ведутся методические разработки, связанные с проблемами психологии управления, существует четко отработанная система подбора, расстановки и аттестации кадров государственных служащих, где психологические критерии занимают одно из ведущих мест.

Психологическое сопровождение профессиональной деятельности государственных служащих в Англии проходит, в основном, через процедуру аттестации. Основными целями являются:

­ определение и конкретизация должностных обязанностей каждого госслужащего в аспекте осознания им персональной ответственности за выполнение работы; на государственном уровне;

­ выявление сильных и слабых сторон личности госслужащего и информирование его о мнении руководителя по этому поводу;

­ оказание помощи госслужащему в развитии его способностей и достижении успешности в деятельности;

­ стимулирование госслужащего в повышении результативности своей работы;

­ предупреждение государственного служащего о несоответствии его занимаемой должности;

­ выявление потенциальных возможностей сотрудника в достижении более высокого статуса по службе;

­ предоставление информации кадровым подразделениям о назначениях, продвижении сотрудников, целесообразности их подготовки, переподготовки, повышения квалификации;

­ обоснование вознаграждений или порицаний по результатам труда.

При этом основополагающими принципами аттестационной системы в Англии являются:

­ совершенствование профессиональной деятельности госслужащих;

­ измерение эффективности деятельности по очевидным показателям;

­ пятибалльная система оценки труда в целом и четырехбалльная оценка способности к карьерному росту;

­ ежегодность оценки труда;

­ совместный анализ результатов труда аттестуемого и аттестующего;

­ гласность результатов аттестации для аттестуемого;

­ равные шансы для всех аттестуемых независимо ни от каких условий (любая дискриминация – открытая или завуалированная исключены).

Таким образом, психологическое обеспечение профессиональной деятельности в рамках процедуры аттестации в Англии имеет выраженную психолого-акмеологическую составляющую, функционирование которой в силу незначительности временного интервала между процедурами аттестации – один год - практически постоянно.

В России психолого-акмеологическое сопровождение личностно-профессионального развития субъектов деятельности системы государственной службы представлено в аналогичных зарубежным формах: подбор, отбор и расстановка кадров, аттестация, подготовка, переподготовка и повышение квалификации, в меньшей степени непосредственно в процессе самой трудовой деятельности, где чаще всего ограничивается социальной поддержкой и эпизодической психологической подготовкой (семинары, тренинги, деловые игры и т.п.). К сожалению, психолого-акмеологические службы как институт в системе государственной службы Российской Федерации отсутствуют.

Не лучше обстоит дело и в негосударственной сфере. Реалии показывают, что проблемы, которые может и должна взять на себя психолого-акмеологическая служба, имеют место практически во всех организациях, но решаются они опять-таки по мере возникновения, ситуативно, и не всегда с помощью квалифицированных специалистов, превентивное же действие в этом направлении, как правило, отсутствует.

Недостаточность системного характератакой работы, который доступен только психолого-акмеологической службе, приводит к меркантильной взаимозависимости, когда предприятие жестко эксплуатирует профессиональные и личностные возможности работника, а работник пытается «урвать» от предприятия максимум возможного, пока сохраняет работоспособность.

Деятельность психолого-акмеологической службы осуществляется на основе Положения о психолого-акмеологической службе. В приложении к учебно-методическому пособию дается проект Положения о государственной психолого-акмеологической службе в качестве материала для анализа и последующей разработки подобного положения применительно к конкретной организации.

 

I.2. Структура психолого-акмеологической службы. Содержание деятельности основных подразделений службы.

В зависимости от ряда причин: масштабность деятельности организации, численность ее персонала, возможности организации в обеспечении условий для психолого-акмеологического сопровождения управления персоналом и т.п., создаваемая в рамках конкретной организации (учреждения) психолого-акмеологическая служба может иметь различную структуру: развернутую (полномасштабную) или частично представленную (неполную). Соответсвенно можно говорить о развернутой, полномасштабной или неполной, частично представленной психолого-акмеологической службе.

В структуре развернутой психолого-акмеологической службы выделяются:

· Иформационно-аналитическое подразделение.

· Подразделение моделирования профессиональной деятельности.

· Подразделение диагностики (психолого-акмеологической диагностики).

· Подразделение коррекционно- развивающих технологий.

· Подразделение кадрового развития.

Информационно-аналитическое подразделение определяет параметры психолого-акмеологической комфортности предметно-пространственной среды субъектов профессиональной деятельности, разрабатывает психолого-акмеологические критерии и показатели успешности деятельности организации в целом и отдельных субъектов профессиональной деятельности; выявляет и систематизирует основные психолого-акмеологические факторы, влияющие на успешность профессиональной деятельности; анализирует данные мониторинга личностно-профессионального развития сотрудников и успешности деятельности организации по психолого-акмеологическому сопровождению такого развития; выявляет претендентов для включения в кадровый резерв; вырабатывает акмеологически значимые эталоны деятельности (индивидуальной и групповой); изучает опыт работы управленческих кадров, определяет актуальные направления организационно-управленческой деятельности, разрабатывает программы и проекты психолого-акмеологического обеспечения деятельности ПАС; разрабатывает психолого-акмеологические рекомендации по коррекции и развитию деятельности организации и персонала, а также документов, регламентирующих деятельность организации,

Подразделение моделирования профессиональной деятельности занимается разработкой и апробацией различных моделей профессиональной деятельности специалистов различного типа, а также команды руководителя; организационным моделированием; определяет и обосновывает психолого-акмеологический алгоритм продуктивного решения профессиональных задач в системе работы кадров администрации: вырабатывает эффективные алгоритмы деловой и личностной коммуникации, самоорганизации, лидерства, деятельности управленческих команд, подбора и расстановки кадров; реализует профессиографический и акмеографический методы в моделировании профессиональной деятельности и личностно-профессионального развития специалистов.

Подразделение психо- и акмедиагностики осуществляет мониторинг личностно-профессионального развития субъектов деятельности и организации в целом по критерию успешности деятельности: проводит отбор, разработку, апробацию и внедрение психо- и акмедиагностических методик изучения личностно-профессионального развития сотрудников и параметров психолого-акмеологической комфортности предметно-пространственной среды субъектов профессиональной деятельности; составляет банк данных по результатам психолого-акмеологической диагностики.

Подразделение консультационное и коррекционно-развивающих технологий проводит консультационную, коррекционную и личностно-развивающую работу с целью обеспечения психологического комфорта деятельности, достижения личностно-профессионального "акме" каждым специалистом. С этой целью в рамках подразделения осуществляется отбор, разработка, апробация и внедрение психо- и акметехнологий подбора, расстановки и аттестации кадров, повышения уровня готовности их к профессиональной деятельности, формирования культуры профессионального мышления и развития лидерских качеств, а также профессионального творчества управленческих кадров, усвоения алгоритмов деловой и личностной коммуникации, самоорганизации. Задачами данного подразделения является психолого-акмеологическая поддержка талантливых руководителей; реализация технологий формирования успешных управленческих команд, психо- и акметехнологий подготовки кадров к оптимальному поведению в сложных, особых и экстремальных ситуация, психотехнологическое сопровождение переговоров, участие в разрешении конфликтов, выступлений субъектов деятельности, их психотерапевтическая защита и обеспечение высокого уровня психологической безопасности.

 

Подразделение кадрового развития (организационно-методической работы) разрабатывает и реализует программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов непосредственно по месту работы или посредством направления их на учебу в другие структуры, содействует кадровым отделам в подборе, расстановке и оценке кадров, формировании кадрового резерва, работе с молодыми специалистами, осуществляет работу в направлении повышения комфортности предметно-пространственной среды организации.

Все подразделения тесно связаны между собой и развивают свою деятельность на основе взаимного обмена информацией.

Неполная психолого-акмеологическая служба выраженных структурных подразделений может не иметь, или иметь не все из них. Обычно она создается в небольших организациях и частично вбирает в себя задачи каждого из подразделений развернутой ПАС.

I.3. Содержание профессиональной деятельности специалиста психолого-акмеологической службы

 

Характеристика акмеолога как специалиста ПАС вытекает из содержания деятельности службы.

Основная цель деятельности акмеолога в ПАС - обеспечение успешности профессиональной деятельности и личностно-профессионального развития сотрудников организации реализуется в следующих направлениях:

1. Информационно-аналитическое – cбор и анализ информации по проблемам оптимизации деятельности организации и личностно-профессиональному развитию специалистов и руководителей – для рядового сотрудника службы и - оперативное планирование и организация сбора и анализа информации по проблемам оптимизации и повышения продуктивности деятельности организации, и личностно-профессиональному развитию специалистов и руководителей, выявление и систематизация основных психолого-акмеологических факторов, влияющих на успешность профессиональной деятельности организации в целом и ее сотрудников, в частности; анализ и коррекция массовых психических явлений и процессов в организации и вне ее, связанных с ее деятельностью; осуществление системно-структурного анализа лидерской и административной позиции кадров различных уровней управления – для специалиста управленческого типа; психолингвистическая корректировка текстов документов, постановлений, приказов, инструкций (по ТБ), текстов выступлений и брифингов субъектов различных направлений деятельности организации; создание банка данных о личностно-профессиональном развитии кадров и кадровом резерве.

2. Программно-целевое моделирование профессиональной деятельности кадров - разработка и апробация различных моделей профессиональной деятельности кадров; разработка и обоснование психолого-акмеологического алгоритма продуктивного решения профессиональных задач в системе работы кадров администрации;

3. Диагностическое – психологическая и акмеологическая диагностика и мониторинг организации, специалистов и руководителей в целях оптимизации деятельности организации и личностно-профессионального развития сотрудников и, соответственно планирование и организационно-коммуникативное сопровождение данного направления для руководителя службы.

4. Консультационное – психологическое и акмеологическое консультирование специалистов и руководителей с целью оптимизации деятельности организации и личностно-профессионального развития сотрудников, консультации в области психотехнологий "паблик рилейшнз", подготовка и сопровождение различных внешних коммуникаций.

5. Коррекционно-развивающее – реализация психо- и акмеологических коррекционно-развивающих технологий (рефлексивных, аутопсихологических, креативных, когнитивных, организационных и др.) с целью совершенствования деятельности организации, а также оптимизации профессиональной деятельности отдельных специалистов и руководителей организации: разработка психо- и акметехнологий повышения уровня готовности специалиста к профессиональной деятельности на основе выявления и систематизации основных психолого-акмеологических факторов, влияющих на успешность профессиональной деятельности, в соответствии с личностно-профессиональными особенностями субъекта деятельности; формирование культуры профессионального мышления и развитие профессионального творчества управленческих кадров, изучение опыта их работы; психолого-акмеологическая поддержка талантливых руководителей; выработка эффективных алгоритмов деловой и личностной коммуникации, самоорганизации, профессиональной и информационно-интеллектуальной деятельности, технологий лидерства и формирования управленческих команд, подбора и расстановки кадров; разработка психо- и акметехнологий подготовки кадров к оптимальному поведению в сложных, особых и экстремальных ситуациях; психотехнологическое обеспечение и сопровождение переговоров, участие в разрешении конфликтов, выступлений субъектов деятельности, их психотерапевтическая защита и обеспечение высокого уровня психологической безопасности.

6. Организационно-методическое – разработка психологических и акмелогических основ подбора, отбора, расстановки и аттестации кадров; отслеживание процессов профессиональной адаптации, профессионального роста; использование банка данных о личностно-профессиональном развитии кадров и кадровом резерве; пропаганда акмеологических знаний в целях актуализации потребности организаций, специалистов, руководителей в личностно-профессиональном развитии и оптимизации профессиональной деятельности: психолого-акмеологическое сопровождение подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров; реализация научно-практических рекомендаций по управлению человеческими ресурсами в организации

7. Инновационно-исследовательское – проведение исследований с целью оптимизации деятельности организации и личностно-профессионального развития специалистов и руководителей: выявление закономерностей достижения профессионализма, психолого-акмеологических критериев, показателей и уровней продуктивности профессиональной деятельности кадров; разработка инновационных проектов развития организации и личностно-профессионального развития сотрудников; разработка методических рекомендаций по проведению психо- и акме процедур диагностики, коррекции, развития организации и ее сотрудников.

8. Экспертное – разработка и проведение экспертных процедур продуктивности профессиональной деятельности кадров, оценки их компетентности.

9. Самоменеджмент – разработка и технологическая реализация программ личностно-профессионального саморазвития, самосовершенствования, анализ собственного личностно-профессионального роста, отбор и систематическое использование психо- и акметехнологий саморазвития, самосовершенствования.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...