Направления профессиональной деятельности
| Профессиональные
задачи
| Профессиональные действия
| Адекватные психолого-акмеологические характеристики личности
| Противопаказания к деятельности
|
Информационно-аналитическое
| Анализ психолого-акмеологи-ческого содержания явлений и процессов, сопровождающих деятельность организации и внеорганизационное пространство, коррекция нежелательныхмассовых психических явлений и процессов в организации и вне ее, связанных с ее деятельностью; осуществление системно-структурного анализа лидерской и административной позиции кадров различных уровней управления; психолингвистическая корректировка текстов документов, постановлений, приказов, инструкций (по ТБ), текстов выступлений и брифингов субъектов различных направлений деятельности организации; создание банка данных о личностно-профессиональном развитии кадров и кадровом резерве.
| Сбор и анализ средовых психолого-акмеологи-ческих явлений и процессов, информации по проблемам оптимизации деятельности организации и личностно-профессиональному развитию специалистов и руководителей.
Изучение продуктов деятельности организации и субъектов различных направлений профессиональной деятельности.
Выявление и систематизация основных психолого-акмеологических факторов, влияющих на успешность профессиональной деятельности организации в целом и ее сотрудников.
| Устойчивые ценностные ориентации, наличие системно-аналитического мышления.
Развитая социальная перцепция.
Направленность на достижение полноты и глубины знаний в сфере трудового законодательства.
Потребность в самосовершенствовании познавательной сферы.
| Отсутствие системно-аналитического мышления, развитой социальной перцепции, интереса к анализу явлений и процессов.
|
Программно-целевое моделирование профессиональной деятельности кадров
| Разработка и апробация различных моделей профессиональной деятельности кадров; разработка и обоснование психолого-акмеологического алгоритма продуктивного решения профессиональных задач в системе работы кадров администрации;
| Изучение содержания реальной и прогнозируемой профессиональной деятельности организации и ее сотрудников, различных вариантов моделей такой деятельности.
| Проективные, конструкторские способности. Системно-аналитическое мышление. Развитая антиципация.
| Жестко формализованное мышление. Отсутствие профессиональной интуиции.
|
Диагностическое
| Психологическая и акмеологическая диагностика и мониторинг уровня развития организации, специалистов и руководителей в целях оптимизации деятельности организации и личностно-профессионального развития сотрудников.
| Отбор, разработка и применение диагностического инструментария для проведения психолого-акмеологического исследования уровня развития организации и личностно-профессионального развития сотрудников
| Диагностическая компетентность.
Социальная ответственность.
Развитая социальная перцепция.
Оперативность, наблюдательность.
Чуткость, тактичность.
Направленность на совершенствование способности к восприятию и оценке человека.
| Отсутствие операциональных способностей.
|
Консультационное
| Психологическое и акмеологическое консультирование специалистов и руководителей с целью оптимизации деятельности организации и личностно-профессионального развития сотрудников.
Консультации в области психотехнологий "паблик рилейшнз", подготовка и сопровождение различных внешних коммуникаций.
| Проведение психолого-акмеологического консультирования различных категорий сотрудников организации по различным вопросам, связанным с деятельностью организации и личностно-профессиональным развитием сотрудников; организация консультаций по результатам психолого-акмеологической диагностики.
| Человековедческая компетентность. Гуманистическая направленность.
Развитая социальная перцепция.
Оперативность, наблюдательность.
Чуткость, тактичность.
Направленность на совершенствование способности к восприятию и оценке человека.
Четкость, организованность.
Культура делового общения.
Социальная гибкость.
Чуткость, внимательность, тактичность.
Способность к соблюдению конфиденциальности по отношению к служебной информации.
| Ригидность социальных установок.
Низкая коммуникативная компетентность.
|
Коррекционно-развивающее
| Реализация психо- и акмеологических коррекционно-развивающих технологий с целью совершенствования деятельности организации, а также оптимизации профессиональной деятельности отдельных специалистов и руководителей организации. Повышение уровня готовности специалиста к профессиональной деятельности; формирование культуры профессионального мышления; развитие профессионального творчества управленческих кадров, психолого-акмеологическая поддержка талантливых руководителей Выработка эффективных алгоритмов деловой и личностной коммуникации, самоорганизации, профессиональной и информационно-интеллектуальной деятельности. Разработка технологий лидерства и формирования управленческих команд, подбора и расстановки кадров. Психо- и акметехнологическая подготовка кадров к оптимальному поведению в сложных, особых и экстремальных ситуациях. Психотехнологическое обеспечение и сопровождение переговоров, участие в разрешении конфликтов, выступлений субъектов деятельности, их Психотерапевтическая защита и обеспечение высокого уровня психологической безопасности организации и ее сотрудников.
| Отбор и применение психо- и акмеологических коррекционно-развивающих технологий (рефлексивных, аутопсихологических, креативных, когнитивных, организационных и др.).
Проведение тренингов, деловых игр, др. активных форм личностно-профессионального развития сотрудников.
Изучение опыта работы управленческих кадров по критерию ее успешности. Разработка психо- и акметехнологий развития культуры профессионального мышления, профессионального творчества управленческих кадров.
Организация различных форм психолого-акмеологической работы по развитию лидерских качеств руководителей, формированию эффективного управленческого взаимодействия.
Разработка и применение психо- и акметехнологий подготовки кадров к оптимальному поведению в сложных, особых и экстремальных ситуациях. Разработка программ психотехнологического обеспечения и сопровождения переговоров. Оказание содействия в разрешении конфликтов. выступлений субъектов деятельности. Проведение работы по психотерапевтической защите и обеспечению высокого уровня психологической безопасности организации и ее сотрудников.
| Социальная ответственность, наличие зрелых социальных установок, такт, чуткость.
Системно-аналити-ческое, прогностическое мышление.
Психо- и акметехнологическая компетентность.
Стремление к самосовершенствованию этического сознания и психолого-педагогических умений и навыков работы с персоналом. Самосовершенствование конструктивных и организаторских умений и навыков.
| Ригидность социальных установок.
Низкий уровень способности к воздействию на поведение других людей.
Динамика процессов торможения по отношению к процессам возбуждения.
|
Организационно-методическое
| Разработка психологических и акмелогических основ подбора, отбора, расстановки и аттестации кадров.
Отслеживание процессов профессиональной адаптации, профессионального роста.
Использование банка данных о личностно-профессиональном развитии кадров и кадровом резерве. Пропаганда акмеологических знаний в целях актуализации потребности организаций, специалистов, руководителей в личностно-профессиональном развитии и оптимизации профессиональной деятельности: психолого-акмеологическое сопровождение подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.
Реализация научно-практических рекомендаций по управлению человеческими ресурсами в организации.
| Изучение специфики профессиональной деятельности подразделений организации, должностных обязанностей, инструкций применительно к конкретным должностям.
Подбор и отбор диагностического инструментария, составление вопросников для проведения собеседований с претендентами.
Составление адаптационных программ для новых сотрудников, проведение собеседований с последними по вопросам, связанным с их вхождением в должность, выявление проблем и оказание психолого-акмеологической поддержки в их решении.
Определение базы обучения сотрудников.
Организация обучающих семинаров и других форм работы, направленных на пропаганду акмеологических и психологических знаний в организации для различных категорий сотрудников.
Разработка перспективных и ежегодных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров на основе использования банка данных о личностно-профессиональном развитии каждого сотрудника организации.
Составление планов реализации научно-практических рекомендаций по управлению человеческими ресурсами в организации.
| Стратегическое мышление.
Организационно-методические способности. Способность к прогнозированию деятельности по развитию персонала.
Самосовершенствование конструктивных и организаторских умений и навыков.
| Ригидность социальных установок.
Низкая социальная активность, безынициативность.
|
Инновационно-исследовательское
| Проведение исследований с целью оптимизации деятельности организации и личностно-профессионального развития специалистов и руководителей: выявление закономерностей достижения профессионализма, психолого-акмеологических критериев, показателей и уровней продуктивности профессиональной деятельности кадров; разработка инновационных проектов развития организации и личностно-профессионального развития сотрудников.
Разработка методических рекомендаций по проведению психо- и акме процедур диагностики, коррекции, развития организации и ее сотрудников.
| Разработка исследовательских программ, определяющих цели, задачи, технологии изучения путей оптимизации деятельности организации и личностно-профессионального развития специалистов и руководителей организации.
Подбор диагностического инструментария для проведения исследования, апробация и внедрение диагностических методик. Сбор, анализ полученного материала.
Определение путей оптимизации психолого-акмеологического сопровождения управления персоналом организации.
Подготовка научных статей, книг.
Участие в различных формах обмена опытом по психолого-акмеологическому сопровождению управления персоналом.
| Системно-аналитическое мышление.
Конструктивные и прогностические способности.
Развитая интуиция.
Направленность на самосовершенствование исследовательских умений и навыков.
| Отсутствие интереса к научному познанию.
Отсутствие системно-аналитического мышления. Низкая креативность мышления.
|
Экспертное
| Разработка и проведение экспертных процедур продуктивности профессиональной деятельности кадров, оценки их компетентности.
| Определение психолого-акмеологических критериев и показателей для проведения экспертных процедур продуктивности профессиональной деятельности кадров, оценки их компетентности.
Участие совместно с спецалистами кадровых подразделений в оценке продуктивности профессиональной деятельности сотрудников.
| | |
Самоменеджмент
| Разработка и технологическая реализация программ личностно-профессионального саморазвития, самосовершенствования.
| Анализ и оценка собственного личностно-профессионального роста. Отбор и систематическое использование психо- и акметехнологий саморазвития, самосовершенствования.
| Развитая система самоконтроля за личностно-профессиональным уровнем.
Честолюбие.
Мотивационная готовность к самосовершенствованию профессиональных знаний, умений, навыков.
Направленность на профессиональное и личностное саморазвитие самосовершенствование.
| Ригидность ауторегулятивных свойств личности.
Мотивация избегания неудач.
|
Приложение 3.