II.4. Документационное и материально-техническое обеспечение работы психолого-акмеологической службы
Документационное обеспечение работы психолого-акмеологической службы представляет собой очень важный участок работы психолога-акмеолога – специалиста такой службы. Ведение документации преследует несколько целей: · обеспечение правовой базы деятельности службы; · обеспечение планомерности, преемственности в работе службы: сохранность банка данных о работе службы, возможность использования данного банка другими специалистами в случае изменения кадрового состава службы; · осуществление объективного контроля за деятельностью психолого-акмеологической службы. Среди документов, используемых в работе службы, следует выделить два блока: общий и специальный. В общий блок документации входят: Конституция РФ, свод действующих законов о государственной службе РФ, трудовое законодательство, Устав организации, в рамках которой функционирует данная служба, различные документы организации (приказы, распоряжения и т.п.), касающиеся прямо или косвенно работы службы, Положение о психолого-акмеологической службе, должностные инструкции сотрудников службы. Блок специальных документов представляют журнал учета деятельности психолога-акмеолога, планы работы службы в целом и по подразделениям, отчетные материалы о работе службы, заключения, рекомендации специалистов службы, банк данных мониторинга личностно-профессионального развития сотрудников, психолого-акмеологические характеристики сотрудников, профессиограммы и акмеограммы специалистов организации различного профиля деятельности, материалы докладов, справок о состоянии того или иного направления работы службы и т.п.. Среди документов специального блока особое место занимает журнал учета деятельности психолога-акмеолога. Журнал заполняется ежедневно и отражает тот объем и характер работы, которые имели место в течение рабочего дня. В журнале имеется несколько граф. Примерная схема данного журнала представлена ниже.
Схема 3. Графы журнала учета деятельности службы (развертка на двух страницах)
В графе «Психолого-акмеологическая проблема» описывается суть обращения сотрудника в психолого-акмеологическую службу либо по собственной инициативе, либо по рекомендации специалистов службы, а также актуальное психолого-акмеологическое состояние сотрудника. Графа «Оказанная психолого-акмеологическая помощь» раскрывает содержание работы с проблемой, результаты ее совместного решения. В графе «Используемые методы и приемы» указываются те средства, которые применялись в работе с клиентом, дается полное название методик, результатов работы с ними. В графе «Примечания» указываются не только особые замечания по ходу и результатам конкретной работы, но и фамилия, имя, отчество сотрудника службы, выполняемого данную работу. Заключения и рекомендации специалистов писхолого-акмеологической службы должны быть научно обоснованными и корректными, носить конкретный характер и являться строго конфиденциальными. В целях систематизации психолого-акмеологической информации, а также учета принимаемых на основе предложений специалистов службы управленческих решений, заключения и рекомендации документируются в журнале учета деятельности службы.
Банк мониторинга (психолого-акмеологических данных о личностно-профессиональном развитии сотрудников) формируется на основе системы разработанных показателей оценки наличного и потенциального уровня личностно-профессионального развития специалистов. Сотрудники службы несут персональную ответственность за сохранность и передачу банка психолого-акмеологических данных[8]. Составление отчетов также является немаловажной документационной стороной деятельности сотрудника службы. Сотрудники службы готовят отчеты следующих категорий: - за квартал, о прохождении испытания кандидатами на работу в организацию, о результатах психолого-акмеологического сопровождения приема и увольнения сотрудников; - за полугодие, о состоянии психолого-акмеологического потенциала среды организации, о работе с молодыми специалистами и кадровым резервом организации; - за год, о состоянии психолого-акмеологической работы в целом, о психолого-акмеологическом сопровождении процесса подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Срок хранения отчетных материалов не менее трех лет, данных психолого-акмеологической диагностики сотрудника - весь период его работы в организации. В целях осуществления объективного контроля деятельности психолого-акмеологической службы сотрудники службы должны иметь: - документы, приказы вышестоящих органов организации, регламентирующие работу специалистов службы; - должностные инструкции сотрудников (психологов-акмеологов), утвержденные руководителем организации; - научно-методические материалы по организации и проведению психолого-акмеологической работы; - планы работы службы и конкретных специалистов (полугодовые и годовые); - планы и программы занятий по психолого-акмеологическому сопровождению личностно-профессионального развития сотрудников и организации в целом; - банк данных мониторинга о личностно-профессиональном развитии сотрудников; - журнал учета деятельности службы; - протоколы данных применения экспериментальных методик. Материально-технологическое оснащение деятельности психолого-акмеологической службы включает совокупность технических средств и помещений, используемых службой для своего нормального функционирования. В числе технических средств служба должна иметь:
· Компьютеры (из расчета одного компьютера на каждого сотрудника службы). · Систему видеозаписи и видеопроизводства. · Систему звукозаписи и звукопроизводства. · Копировальную технику. · Комплекты диагностических методик, диагностических компьютерных программ. · Мультимедийные диски. · Оверхед-проектор 600, 3-линзовый. · Ноут-бук.
Вопросы для самопроверки:
· Раскройте сущность процесса моделирования вообще и психолого-акмеологического моделирования, в частности.
· Дайте классификацию видов моделей, используемых в моделировании профессиональной деятельности госслужащих.
· Какие задачи в психолого-акмеологическом обеспечении профессиональной деятельности выполняет диагностическое направление деятельности ПАС?
· Назовите объекты, с которыми связана работа диагностического направления ПАС. · Перечислите исходные принципы отбора диагностических инструментариев, используемых в работе ПАС. · Охарактеризуйте цели и содержание работы организационно-методического подразделения ПАС.
· Как осуществляется переход от проблематизации к проектированию путей совершенствования использования кадров организации. · Раскройте роль документоведения в обеспечении успешности деятельности ПАС. · Перечислите законодательные и другие правовые основы деятельности службы.
· Опишите основные собственно документальные источники деятельности службы
· Дайте характеристику системе материально-технологического обеспечения деятельности ПАС.
· Перечислите основное оборудование ПАС и раскройте его назначение.
Литература 1. Акметехнологическое обеспечение личностно-профессионального развития человека акмеологической службой..//Акмеология. Учебник /Под общ. ред. А.А. Деркача. – М.: Изд-во РАГС, 2006. 2. Анисимов О.С. Развитие. Моделирование. Технологии. -Калуга, 1996.
3. Анисимов О.С., Деркач А.А. Основы общей и управленческой акмеологии. - М., 1995. 4. Базаров Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации. – М., 1996. 5. Битянова. Психология личностного роста. - М., 1995. 6. Генисаретский О.И. Опыт методологического конструирования моделей общественных систем. //Моделирование социальных процессов. -М., 1970. 7. Глинский Б.А. и др. Моделирование как метод научных исследований. 1965. 8. Деркач А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. – М., 1999. (с.124-128). 9. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология: Учебное пособие /А.Деркач, В.Зазыкин. – СПб.: Питер, 2003. 10. Деркач А.А., Марасанов Г.И. Психолого-акмеологическое консультирование управленческих кадров. - М., 1996. 11. Игровое моделирование (методология и практика). - Новосибирск, 1987. 12. Караяни А.Г., Сыромятников И.В. Прикладная военная психология. – СПб.: Питер, 2006. 13. Катаева Л.И. Психолого-акмеологическая служба в системе федерального и регионального управления. Учебно-методическое пособие. – М.: Изд-во РАГС, 2005. 14. Марков В.Н., Чирковская Е.Г. Психодиагностика: Диагностика личностно-профессионального потенциала. Диагностика мотивации: Учебное пособие. – М.: Изд-во РАГС, 2005. 15. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного подхода. /Под ред. Смирнова Э.А. -М., 1984. 16. Практическая психология образования. Учебное пособие. 4-е изд. /Под редакцией И.В. Дубровиной – СПб.: Питер, 2004. 17. Прикладная социальная психология /Под ред. А.Н. Сухова и А.А. Деркача. - М., 1998. 18. Психология управления персоналом: Пособие для специалистов, работающих с персоналом /Под ред. А.В. Батаршева, А.О. Лукьянова. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. 19. Психолого-акмеологическая служба. Настольная книга практического психолога. Методическое пособие. М.,2001. 20. Психолого-диагностическое обеспечение профессиональной подготовки кадров государственной службы. Учебно-методическое пособие /Синягин Ю.В., Яблокова Е.А., Мельничук А.С. М.: РАГС, 2000. 21. Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом /Под ред. А.А. Бодалева, А.А. Деркача, Л.Г. Лаптева. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. 22. Региональная акмеологическая служба в системе управления. - Спб, 1991. 23. Региональная амеологическая служба в системе образования. Материалы для работников образования. - Спб, 1995. 24. Селезнева Е.В. Маркелова Л.В. Личностно-профессиональное самосовершенствование государственных служащих. – М.: Изд-во РАГС, 2003. 25. Семочкин А.М. Теоретическая модель профессиональной деятельности руководящих кадров государственной службы. Ж. «Профессиональный потенциал», 1999, №4, с.2-8. 26. Штофф В.А. Моделирование и философия. -М., 1966. 27. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. -М., 1995.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|