Уровень развития потенциал возможности ная среда окружение
Объектами психо-акмедиагностического направления работы ПАС являются непосредственно специалисты (руководители, основной штат, вспомогательный персонал), а также коллектив учреждения, группы (постоянные и временные) сотрудников, занятые выполнением определенного дела. Первый объект может быть рассмотрен, по-крайней мере, в двух измерениях: как личность с ее разнообразными психолого-акмеологическими составляющими, и как субъект данной профессиональной деятельности. Второй объект рассматривается в рамках психо- и акмедиагностического направления работы ПАС в качестве фактора, обеспечивающего условия личностно-профессионального развития специалиста. Предметом диагностики здесь являются межличностные отношения, психологический климат в коллективе, группах, функциональные связи, продукты деятельности коллектива и группы, а также уровень готовности и возможности достижения акме в этих пространствах. Деятельность психо-акмедиагностического направления ПАС направлена на реализацию двух задач: 1. Выявление особенностей личностно-профессионального развития специалиста на основе использования акмеологического подхода; 2. Выявление условий и факторов, влияющих на успешность профессиональной деятельности ее субъекта. Предметом направленности первой задачи являются наличный (актуальный) уровень развития, личностный потенциал и резервные возможности сотрудников. Все это объединяется в единое понятие - ресурсы личности. Предмет направленности второй задачи – профессиональная среда (межличностные отношения, психологический климат в коллективе, группах, функциональные связи, продукты деятельности коллектива и группы) и социальное окружение (семейные отношения, личностные связи и т.п.).
Диагностические инструментарии, используемые в деятельности ПАС разнообразны. Это - традиционные методы диагностики: наблюдение (включенное, опосредованное), позволяющее провести первичный анализ и оценку психологических особенностей личностно-профессионального развития специалиста или особенностей коллектива, группы; экспертный опрос, беседа, позволяющие выявить проблемное психолого-акмеологическое поле деятельности специалиста; психобиографический метод, использование которого дает возможность установить предопределенность психолого-акмеологических особенностей развития субъекта деятельности и проблем такого развития. Наиболее часто применяемым является метод психологического тестирования. Привлекательность его очевидна. Он позволяет получить данные на основе самооценки испытуемого. Негативные стороны метода в определенной степени снимаются за счет использования батареи тестов, позволяющей оценить личность многоаспектно, а также перепроверить данные, полученные с помощью одного теста, данными другого. При отборе психо- и акмедиагностических инструментариев для работы ПАС важно опираться на: 1. Концептуальный подход к оценке личностно-профессионального развития специалиста. 2. Критерии и показатели успешного специалиста в данной деятельности (основой может служить профессиограмма специалиста). 3. Основные (типичные) для данной профессиональной деятельности деформации личности. 4. Индивидуальные особенности субъекта профессиональной деятельности. Концепция оценки личностно-профессионального развития субъекта деятельности разрабатывается специалистами ПАС с учетом специфики профессиональной деятельности организации в целом и ее сотрудников в частности. Она включает в себя совокупность основных теоретических положений, на которые опирается разрабатываемая впоследствии диагностическая модель. Концепция служит основой для разработки диагностической программы оценивания личностно-профессионального развития субъекта деятельности (психолого-акмеологической готовности специалиста к деятельности), включающей в себя описание используемых диагностических инструментариев, этапы психодиагностического обследования от его начала до завершения, специфику обработки данных диагностики и прикладное назначение полученных данных.
Главное назначение диагностического инструментария, используемого в работе ПАС - интеграция оценочного и развивающего начала в нем. Диагностический инструментарий должен не только выявлять уровень личностно-профессионального развития субъекта деятельности, но и стимулировать рефлексивно-оценочную сферу его самосознания, побуждать к самопознанию, самосовершенствованию в процессе профессиональной деятельности и других сферах жизнедеятельности. Недопустимо использование в работе специалиста службы инструментария, цель которого неясна для диагностируемого. Любая используемая методика должна быть предъявлена после предварительного ознакомления не только с инструкцией по работе с ней, но и разъяснения возможности использования полученных результатов в аспекте саморазвития, самокоррекции. По окончанию работы с диагностическими инструментариями совместно с диагностируемым необходимо проанализировать полученные результаты и разработать программу его личностно-профессионального роста. Подробнее о диагностических инструментариях, используемых в работе службы, смотри в указанных в конце данного раздела пособия источниках (14, 16-17, 19, 20-21).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|