Экологические аспекты организации территории регионов
В нормативно-проектной документации организация территории регионов (ОТР) определяется как сфера комплексной конструктивной деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления по использованию территории области, построению ее функциональной и пространственной структуры, обеспечивающая эффективное и сбалансированное выполнение территорией основных социально-экономических, экологических и культурных функций [61. Таким образом, ОТР призвана служить разработке единой пространственной концепции развития субъекта Российской Федерации, удовлетворяющей многообразным требованиям (социального, экологического и иного порядка). Обшей целью ОТР является формирование такой пространственной структуры административной области и ее частей (муниципальных округов), которая в наилучшей мере способна обеспечить эффективное развитие региона с учетом природных предпосылок, демографических, экономических культурных и других жизненно важных условий и требований. Естественно, что генеральная цель ОТР распадается на ряд более частных целей, среди которых важнейшими представляются (рис. 3.2): • социальная — создание пространственных предпосылок для развития гра- • экономическая — обеспечение пространственных предпосылок для эффек
. экологическая — создание пространственных предпосылок для сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, возможности долговременного пользования территорией, предотвращенияэкологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровления и улучшения природной окружающей среды, а также сохранения историко-культурного наследия.
Таким образом, ОТРне в последнюю очередь ориентирована и на решение важнейших экологических проблем. Очевидно, что достижение заявленных целей организации территории неразрывно связано с решением ряда взаимосвязанных задач. Задачи организации территории регионов: • разработка рациональной пространственной структуры, включающей в • зонирование территории посредством установленияв каждой функцио-нальной зоне соответствующего хозяйственного, градостроительного и эко ■ определение возможностей рационального взаимоувязанною размещения
• определение конфигурации перспективной (системы расселения) сети • определение возможностей перспективного водообеспечения и водоотве- • определение возможностей развития крупных ареалов и зон кратковре • разработка принцип hilt ьных предложений по охране природы, восста Содержание процесса организации территории регионов: • анализ, определение проблем и целей развития территории; • прогноз развития региона; • разработка альтернативныхвариантов рекомендаций по использованию, • разработка и реализация конкретных предложений по проведению про- Инструменты организации территории регионов: • генеральное планирование; • отраслевое территориальное планирование и проектирование; • процедуры принятия решения по тем или иным мероприятиям, связан ■ оценка воздействия плановых и конструктивных мероприятий и их по Десятилетия градостроительной практики и генерального планирования позволили выработать основные принципы рациональной организации территории любого региона., впервые сформулированные В.В.Владимировым [5, 6]: • ориентация на интенсивное использование земли с учетом фактора сто • четкое разграничение урбанизированных территорий преимущественно ■ сохранение, восстановление и реставрация памятников истории и культуры, зон ценного ландшафта и историко-культурного наследия;
• сохранение и усиление экологических и рекреационных функций межма • резервирование и обустройство рекреационных территорий с учетом по Очевидно, что все перечисленные принципы имеют самое непосредственное отношение к ландшафтному планированию на верхнем региональном уровне. Таким образом, ландшафтное планирование на верхнем уровне может считаться частью процесса организации территории регионов, более конкретно — той ее частью, которая ранее номинировалась как экологические аспекты районной планировки или экологическая организация территории регионов. Вышедший в 2005 г. новый Градостроительный кодекс РФ задаетспециальное правовое и понятийное поле для процедуры организации территории. Вводится и закрепляется законодательно новое понятие — «территориальное планирование», которое определяется как «планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон... зон с особыми условиями использования территорий». Однако заложенное в кодексе содержание экологических аспектов территориального планирования оказывается несколько суженным по сравнению с содержанием наработанного опыта ЛП. С одной стороны, это может свидетельствовать о неготовности социума и законодателей понимать задачи, возможности и значение ЛП. С другой стороны, такое понимание — функция времени. В связи с вхождением России в правовое поле мирового сообщества и Евросоюза в нормативных документах так или иначе получает отражение императив устойчивого развития территорий, под контролем понимается «обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений». Определить условия корректного решения этой задачи вне процедуры ландшафтного планирования не представляется возможным.
3.3. Территориальное планирование в Схемах районной планировки Единственными документами, в которых рассматривалась проблематика пространственною развития в регионах, являлись так называемые районные планировки, в рамках которых выполнялось генеральное территориальное планирование: разработка, согласование и утверждение аналитической, плановой и проектной территориально-градостроительной документации. Районные планировки должны были, по сути, определять направления и границы территориального развития, функциональное зонирование, застройку и благоустройство территории, сохранение культурного и природного наследия, рациональное использование природных ресурсов. Однако выполнявшиеся в последние десятилетия Схемы районных планировок весьма слабо работали на идею экологической организации территории и не были свободны от недостатков. Во-первых, создатели Схем районных планировок, как правило, не сумели преодолеть узких рамок отраслевого подхода, который хоть и приобрел экологическую окраску, но, по сути, остался чисто ведомственным. Материалы для Схем районных планировок предоставлялись отраслевыми организациями — и полученная таким образом фактура (объемы текстовых и табличных сведений по лесопользованию, водопользованию и т.д.) явно довлела и на стадии аналитической графики территориальных проработок. Схемы районных планировок фиксировали сложившееся положение дел, которое могло быть (и почти всегда было!) далеким от оптимального. Соответственно ландшафтно-экологическая целесообразность возникшей пространственной мозаики соотношения освоенных и культурных, нарушенных и диких экосистем должным образом не анализировалась, следовательно, не мог быть корректно поставлен вопрос об экологической организации территорий. Кроме того, районная планировка, будучи одним из звеньев иерархической системы размещения производства и территориального планирования, подчинялась общим принципам этого подхода, установившимся в период господства жесткого вертикального планирования «сверху—вниз», и поэтому неизбежно несла в себе явные черты централизации хозяйственной жизни, всех аспектов управления хозяйством. Немаловажным является и то обстоятельство, что генеральные планы, являвшиеся основными правовыми документами в действовавшей (до января 2004 г.) системе градостроительного планирования, продолжали оставаться закрытыми документами. Отсутствие необходимой информации снижало поток инвестиций в строительство, поскольку трудности в процессе выяснения правового режима объектов недвижимости и отсутствие возможности гибко реагировать на изменение конъюнктуры рынка повышают риск инвестиций в нее.
Наконец, выводы (в том числе по территориальной организации) районных планировок имели рекомендательный характер и не обладали необходимым юридическим статусом, а приводной механизм их реализации на практике отсутствует и поныне. Поэтому Схемы районных планировок не создавали гарантий для выбора стратегически корректного сценария территориального развития того или иного региона. Таким образом, система централизованного планирования, основным документом которой являлся генеральный план, была направлена на обеспечение общественных интересов в процессе освоения территорий. Но излишняя жесткость таких планов, сложность принятия компромиссных решений, проблемы, связанные с их пересмотром, изменением и дополнением, привели в настоящее время к тому, что даже при наличии утвержденных лет 20 назад генеральных планов наиболее развитые в экономическом отношении регионы и мегаполисы ведут освоение (застройку) уже по совершенно другим правилам. Согласно исследованиям архитекторов реализация генеральных планов в России достигала менее 50%. В итоге по совокупности укапанных причин районные планировки не стали «воротами* в ландшафтное планирование, хотя, как отмечает А. В.Дроздов [4], именно в России идеология и ряд методов прикладных ландшафтных исследований (в частности, принципы геоэкологического проектирования в со-циофункционального анализаландшафта) были разработаны достаточно полно и получили воплощение в такой форме регионального экологического анализа, как составление «Территориальных комплексных схем охраны природы». 3.4. Правовые возможности и механизмы внедрения процедуры ландшафтного планирования
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|