Звуковая метафора и рифма. Рифма есть лишь один из множества типов созвучий, воз-
Звуковая метафора и рифма
Из чего складывается смысл поэтического текста? Правильный ответ — из всего (" всюду лицо"! ). В этом деле участвуют и тропы, то есть преобразования слов, и синтаксис, то есть расположение слов в строке, и сами строки, которые складываются в те или иные строфы. Имеет значение и ритм: стихотворение грустного содержания никто не станет писать в виде залихватских частушек (а если напишет — значит, это будет входить в замысел автора: или сделать ярче контраст между грустью и весельем, или написать пародию... ). И это еще не все. Но всего и не перечислишь. Сейчас мы поговорим о том, как смысл рождается из отдельных звуков. Наверное, вам знакомы термины аллитерация и ассонанс. Но все же напомним, что это такое. Аллитерация возникает, когда для создания образа поэт употребляет одни согласные звуки чаще других, как, например, в строчках С. Есенина: Свищет ветер, серебряный ветер, В шелковом шелесте снежного шума... Вы слышите свист снежной бури? А когда концентрируются гласные звуки - это называется ассонансом: Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела... (Б. Пастернак. ) Однако бывают и гораздо более сложные случаи, когда смысл текста (не звуковая картина, а именно смысл) рождается непосредственно из звукового облика слов, даже если их звуки ничем не замечательны и ничего нам не напоминают. Это происходит, когда два (реже - больше) слова, звучащие чем-то похоже, начинают объеди-
няться в сознании автора и читателя и своими значениями. В лингвистике такие слова, звучащие похоже, но различные по значению, называются паронимами. Учителя на уроках русского языка немало сил тратят для того, чтобы вы не путали адресат и адресант, экскаватор и эскалатор... Ведь так?
А в поэтической речи автор специально ищет такие слова (они подходят и для рифмы) и специально сталкивает их в стихотворении, чтобы за счет объединения их смыслов получить какой-то иной, третий, нужный ему смысл, который никак иначе не выразишь. Смысл этот часто неуловим, и его нельзя объяснить словами. Вот несколько примеров, чтобы вы почувствовали, как поэт играет с похоже звучащими словами: выселение из Вселенной, тающая тайна, баклажаны бока отлежали, чело - чулок (Н. Матвеева), гордые, как гренадеры (Б. Окуджава), рапсодия распада, лирическая религия, кроны - корни, скандалы точно кандалы (А. Вознесенский), русалка - разлука, пчела - печаль - плечи (К. Ковальджи) и так далее... В. П. Григорьев - ученый, многие годы занимающийся изучением таких слов, сделал вывод, что XX веке в поэзии прогремел настоящий " паронимический взрыв". Поговорим о рифме. Этот разговор может быть и очень простым, и очень сложным. С одной стороны, вы знакомы с ней едва ли не с колыбели (вспомните песенку, в которой есть рифмы ... баю, ... на краю, ... волчок, ... за бочок). С другой стороны, чтобы хорошо понимать художественный текст, надо разбираться во многих тонкостях: различать рифму мужскую и женскую, точную и неточную и т. д. Рифме посвящено научных исследований и споров не меньше, чем метафоре или сравнению. Но поскольку нельзя объять необъятного, мы решили обратить внимание лишь на один аспект этой темы: на глубокую связь рифмы с другими художественными приемами. Рифма есть лишь один из множества типов созвучий, воз-
можных в стихе (М. Л. Гаспаров). Поэт подбирает рифмы примерно так же, как паронимы (находит смысл в звуковой оболочке), как метафоры (находит общее между " далековатыми" понятиями). " Объединяя одинаковым созвучием два разных слова, замыкающих стих, - пишет В. М. Жирмунский, - рифма выдвигает эти два слова по сравнению с остальными, делает их центром внимания и сопоставляет их в смысловом отношении друг с другом".
Самая первая задача читателя - заметить рифму как особенность формы. Это бывает не всегда просто. Рифма может быть, например, внутренней, как у К. Бальмонта:
Как живые изваянья, в искрах лунного сиянья, Чуть трепещут очертанья сосен, елей и берез; Вещий лес спокойно дремлет, яркий блеск луны приемлет И роптанью ветра внемлет, весь исполнен тайных грез... Конечных рифм здесь только две: берёз - грёз. Внутренних созвучий - намного больше: изваянья - сиянья - очертанья, дремлет - приемлет - внемлет. Поиск и подбор рифмы - одна из технологий поэтического творчества. У каждого дела есть свои правила, которым нужно следовать в процессе его выполнения. И поэзия в этом смысле не исключение. Прочитаем отрывок из романа Владимира Набокова " Дар", где рассказывается об оригинальной авторской системе подбора рифм. Рифмы по мере моей охоты за ними сложились у меня в практическую систему несколько картотечного порядка. Они были распределены по семейкам, получались гнезда рифм, пейзажи рифм. " Летучий" сразу собирал тучи над кручами жгучей пустыни и неминучей судьбы. " Небосклон" направлял музу к балкону и указывал ей на клен. " Цветы" подзывали мечты, на ты, среди темноты. Свечи, плечи, встречи и речи создавали общую атмосферу старосветского бала. Венского конгресса и губернаторских именин. " Глаза" синели в обществе бирюзы, грозы и стрекоз - и лучше было их не трогать...
Не захотелось ли вам, когда читали этот отрывок, пополнить картотеку рифм В. Набокова? Цветы вызвали к жизни мечты..., которые оказались, увы, пусты... Среди темноты - одно ощущение, а среди тесноты, доброты, клеветы или нищеты - совсем другое... И не нужно спорить, какое из них лучше, до хрипоты... Обращайте внимание на рифму! Пока можем посоветовать только это. Более подробный разговор о рифме мы будем вести в последующих выпусках наших задач.
Задание 10
Прочитайте стихотворение Новеллы Матвеевой.
Мне на ухо поэты нашептали Созвучья для созвучья самого, Но думается мне, что у Шампани Нет общего с шампунью ничего.
И ведь не все же - в самом деле! - парни — Родня Парни, не всякое чело В чулок пролезет, да и Пермь не в Парме, Хоть вынести все это тяжело.
Зачем скрывать! - и я люблю созвучья. Простая муза тоже не глуха. Люблю созвучья - веточки и сучья Таинственного дерева — Стиха.
Вот только не люблю, когда созвучья – Как на сосне березовые сучья.
1. Определите тему этого стихотворения. 2. Выпишите из первых двух строф примеры созвучий. Как называются такие слова - похожие по звучанию, но разные по значению? Что вы знаете о роли " созвучий" в стихотворном тексте? 3. Внимательно присмотритесь к стихотворению и ответьте на
вопрос: как автор относится к " созвучьям"? (Это стихотворение написано от первого лица и выражает позицию автора, его взгляд на литературу и на собственное творчество. Такие стихи называются " программными". Можно считать, что автор говорит в них сам, своим голосом. Поэтому при ответе можно употреблять выражения автор считает, автор думает, хотя обычно в стихотворении " думает" не автор, а лирический герой. ) Как относится к звуковым метафорам Н. Матвеева? Правильно ли будет сказать, что Н. Матвеева любит созвучья? Или одни созвучья будут для нее " плохими", а другие " хорошими"? 4. Попробуйте включить приведенные в стихотворении примеры неудачных созвучий в такие контексты, где они станут оправданными.
Ответ
1. Тема стихотворения названа во второй строке: " созвучья для созвучъя". Это выражение напоминает формулу " искусство для искусства" и действительно восходит к ней. Саму же формулу можно " перевести" примерно так: " стихи ради стихов", " поэт пишет не для пользы, а ради красоты" и т. п. 2. Шампань (область во Франции, отсюда шампанское) и шампунь (кстати, заметили ли вы ошибку? Нужно было: с шампунем), парни (мн. ч. от парень) и Парни (французский поэт, которым зачитывался Пушкин), чело (высокое, поэтическое слово, то же, что лоб) и чулок (нужны ли комментарии? ), Пермь (город в средней полосе России) и Парма (город в Италии, у Стендаля есть роман " Пармская обитель" ). Это примеры паронимов. Когда выяснишь значение каждого слова в паре, то становится видно, насколько они далеки друг от друга, несовместимы. Но в поэтическом тексте именно несходство значений (при похожем звучании) позволяет поэту выразить новые смыслы:
Слова сулят негаданные встречи, И шепчет страсть про старость, и пчела Печали жалит согнутые плечи... (К. Ковальджи. ) 3. Однозначно сказать, любит или не любит Н. Матвеева созвучья, нельзя. Н. Матвеева, если разобраться, действительно утверждает, что есть некие " хорошие" созвучия, которые она любит (простая муза тоже не глуха), и есть " плохие", примеры которых приводятся в стихотворении. " Плохими", как можно предположить, созвучия будут тогда, когда они употребляются в стихах не для смысла, а ради формы, когда они созвучья для созвучъя самого, ради того, чтобы " покрасоваться", поиграть словами. Если поэт думает не о смысле, а форме, то созвучья в его стихе будут искусственными, как на сосне березовые сучья, - вот что утверждает Н. Матвеева. Кстати, спор о форме и содержании, о назначении искусства (что важнее: Польза или красота? ) поэты ведут уже несколько столетий, и конца ему не видно... А вы - знаете ли что-нибудь об этом споре? 4. Только один пример, который мы придумали сами. Мы вспомнили метафору Маяковского печеные картошки личек (о лицах монахинь) и подумали, что метафора чулок чела могла бы описывать сморщенный, собранный в складки лоб. Кстати, эта метафора была бы иронической, потому что чело и чулок стилистически несовместимы.
Задание 11
Найдите рифмы в отрывке из стихотворения В. Брюсова (сборник " Опыты" ). Я печален, блуждаю меж знакомых развалин, Где, давно ли, рыдал я от ласкательной боли! Камни те же, и тот же ветер медленный, свежий, Мглу колышет, и берег маргаритками вышит.
Ответ
Конечно, вы сразу заметили, что на концах строк рифм нет. И все же последние слова каждой строки рифмуются, но только внутри той же строки: печален - развалин, давно ли — боли, те же — свежий, колышет - вышит. Для наглядности приводим эту строфу еще раз, выделяя рифмы курсивом: Я печален, блуждаю меж знакомых развалин, Где, давно ли, рыдал я от ласкательной боли!
Камни те же, и тот же ветер медленный, свежий, Мглу колышет, и берег маргаритками вышит. Такую редкую рифму принято называть внутренней кольцевой рифмой. В. М. Жирмунский говорит, что разными типами внутренней рифмы была богата средневековая поэзия, а сейчас она встречается довольно редко, только как эксперимент. Если вы читаете стихи современных поэтов, понаблюдайте, так ли это.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|