Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Звуковая метафора и рифма. Рифма есть лишь один из множества типов созвучий, воз-




Звуковая метафора и рифма

 

Из чего складывается смысл поэтического текста? Пра­вильный ответ — из всего (" всюду лицо"! ). В этом деле участвуют и тропы, то есть преобразования слов, и син­таксис, то есть расположение слов в строке, и сами строки, которые складываются в те или иные строфы. Имеет значение и ритм: стихотворение грустного содер­жания никто не станет писать в виде залихватских часту­шек (а если напишет — значит, это будет входить в замы­сел автора: или сделать ярче контраст между грустью и весельем, или написать пародию... ).

И это еще не все. Но всего и не перечислишь. Сейчас мы поговорим о том, как смысл рождается из отдельных звуков.

Наверное, вам знакомы термины аллитерация и ас­сонанс. Но все же напомним, что это такое.

Аллитерация возникает, когда для создания образа поэт употребляет одни согласные звуки чаще других, как, например, в строчках С. Есенина:

Свищет ветер, серебряный ветер,

В шелковом шелесте снежного шума...

Вы слышите свист снежной бури?

А когда концентрируются гласные звуки - это назы­вается ассонансом:

Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела...

(Б. Пастернак. )

Однако бывают и гораздо более сложные случаи, когда смысл текста (не звуковая картина, а именно смысл) рож­дается непосредственно из звукового облика слов, даже если их звуки ничем не замечательны и ничего нам не напоминают. Это происходит, когда два (реже - боль­ше) слова, звучащие чем-то похоже, начинают объеди-

 


 

 няться в сознании автора и читателя и своими значе­ниями.

В лингвистике такие слова, звучащие похоже, но раз­личные по значению, называются паронимами. Учите­ля на уроках русского языка немало сил тратят для того, чтобы вы не путали адресат и адресант, экскаватор и эскалатор... Ведь так?

А в поэтической речи автор специально ищет такие слова (они подходят и для рифмы) и специально стал­кивает их в стихотворении, чтобы за счет объединения их смыслов получить какой-то иной, третий, нужный ему смысл, который никак иначе не выразишь.

Смысл этот часто неуловим, и его нельзя объяснить сло­вами. Вот несколько примеров, чтобы вы почувствовали, как поэт играет с похоже звучащими словами: выселение из Вселенной, тающая тайна, баклажаны бока отле­жали, чело - чулок (Н. Матвеева), гордые, как гренадеры (Б. Окуджава), рапсодия распада, лирическая религия, кроны - корни, скандалы точно кандалы (А. Воз­несенский), русалка - разлука, пчела - печаль - плечи (К. Ковальджи) и так далее... В. П. Григорьев - ученый, многие годы занимающийся изучением таких слов, сделал вывод, что XX веке в поэзии прогремел настоящий " паронимический взрыв".

Поговорим о рифме. Этот разговор может быть и очень простым, и очень сложным. С одной стороны, вы знакомы с ней едва ли не с колыбели (вспомните песенку, в кото­рой есть рифмы ... баю, ... на краю, ... волчок, ... за бочок). С другой стороны, чтобы хорошо понимать художественный текст, надо разбираться во многих тонкостях: различать рифму мужскую и женскую, точную и неточную и т. д. Рифме посвящено научных исследований и споров не меньше, чем метафоре или сравнению. Но поскольку нельзя объять необъятного, мы решили обратить внима­ние лишь на один аспект этой темы: на глубокую связь риф­мы с другими художественными приемами.

Рифма есть лишь один из множества типов созвучий, воз-

 


 

можных в стихе (М. Л. Гаспаров). Поэт подбирает рифмы примерно так же, как паронимы (находит смысл в звуковой оболочке), как метафоры (находит общее между " далековатыми" понятиями). " Объединяя одинаковым соз­вучием два разных слова, замыкающих стих, - пишет В. М. Жирмунский, - рифма выдвигает эти два слова по сравнению с остальными, делает их центром внимания и сопоставляет их в смысловом отношении друг с другом".

Самая первая задача читателя - заметить рифму как особенность формы. Это бывает не всегда просто. Рифма может быть, например, внутренней, как у К. Бальмонта:

 

Как живые изваянья, в искрах лунного сиянья,

 Чуть трепещут очертанья сосен, елей и берез;

Вещий лес спокойно дремлет, яркий блеск луны

                                                                                  приемлет

И роптанью ветра внемлет, весь исполнен тайных грез...

Конечных рифм здесь только две: берёз - грёз. Внутренних созвучий - намного больше: изваянья - сиянья - очертанья, дремлет - приемлет - внемлет.

Поиск и подбор рифмы - одна из технологий поэти­ческого творчества. У каждого дела есть свои правила, ко­торым нужно следовать в процессе его выполнения. И поэзия в этом смысле не исключение.

Прочитаем отрывок из романа Владимира Набокова " Дар", где рассказывается об оригинальной авторской системе подбора рифм.

Рифмы по мере моей охоты за ними сложились у меня в практическую систему несколько картотечного поряд­ка. Они были распределены по семейкам, получались гнез­да рифм, пейзажи рифм. " Летучий" сразу собирал тучи над кручами жгучей пустыни и неминучей судьбы. " Небосклон" направлял музу к балкону и указывал ей на клен. " Цветы" подзывали мечты, на ты, среди темно­ты. Свечи, плечи, встречи и речи создавали общую атмосферу старосветского бала. Венского конгресса и губернаторских именин. " Глаза" синели в обществе би­рюзы, грозы и стрекоз - и лучше было их не трогать...

 

 


 

 Не захотелось ли вам, когда читали этот отрывок, по­полнить картотеку рифм В. Набокова? Цветы вызвали к жизни мечты..., которые оказались, увы, пусты... Среди темноты - одно ощущение, а среди тесноты, доброты,

клеветы или нищеты - совсем другое... И не нужно спорить, какое из них лучше, до хрипоты...

Обращайте внимание на рифму! Пока можем по­советовать только это. Более подробный разговор о рифме мы будем вести в последующих выпусках наших задач.

 

 

Задание 10

 

Прочитайте стихотворение Новеллы Матвеевой.

 

Мне на ухо поэты нашептали

Созвучья для созвучья самого,

Но думается мне, что у Шампани

Нет общего с шампунью ничего.

 

И ведь не все же - в самом деле! - парни —

Родня Парни, не всякое чело

В чулок пролезет, да и Пермь не в Парме,

Хоть вынести все это тяжело.

 

Зачем скрывать! - и я люблю созвучья.

Простая муза тоже не глуха.

Люблю созвучья - веточки и сучья

Таинственного дерева — Стиха.

 

Вот только не люблю, когда созвучья –

Как на сосне березовые сучья.

 

1. Определите тему этого стихотворения.

2. Выпишите из первых двух строф примеры созвучий. Как называются такие слова - похожие по звучанию, но разные по значению? Что вы знаете о роли " созвучий" в стихотвор­ном тексте?

3. Внимательно присмотритесь к стихотворению и ответьте на


 

вопрос: как автор относится к " созвучьям"? (Это стихотворение написано от первого лица и выражает позицию автора, его взгляд на литературу и на собственное творчество. Такие стихи называются " программными". Можно считать, что автор гово­рит в них сам, своим голосом. Поэтому при ответе можно упо­треблять выражения автор считает, автор думает, хотя обычно в стихотворении " думает" не автор, а лирический ге­рой. )

Как относится к звуковым метафорам Н. Матвеева? Пра­вильно ли будет сказать, что Н. Матвеева любит созвучья? Или одни созвучья будут для нее " плохими", а другие " хорошими"?

4. Попробуйте включить приведенные в стихотворении примеры неудачных созвучий в такие контексты, где они станут оправданными.

 

 

Ответ

 

1. Тема стихотворения названа во второй строке: " со­звучья для созвучъя". Это выражение напоминает фор­мулу " искусство для искусства" и действительно вос­ходит к ней. Саму же формулу можно " перевести" при­мерно так: " стихи ради стихов", " поэт пишет не для пользы, а ради красоты" и т. п.

2. Шампань (область во Франции, отсюда шампанское) и шампунь (кстати, заметили ли вы ошибку? Нужно было: с шампунем), парни (мн. ч. от парень) и Парни (французский поэт, которым зачитывался Пушкин), чело (высокое, поэтическое слово, то же, что лоб) и чулок (нужны ли комментарии? ), Пермь (город в средней по­лосе России) и Парма (город в Италии, у Стендаля есть роман " Пармская обитель" ). Это примеры паронимов. Когда выяснишь значение каждого слова в паре, то становится видно, насколько они далеки друг от друга, несовместимы. Но в поэтическом тексте именно несходство значений (при похожем звучании) позволяет поэту выразить новые смыслы:

 

 


 

 Слова сулят негаданные встречи,

И шепчет страсть про старость, и пчела

Печали жалит согнутые плечи...

(К. Ковальджи. )

3. Однозначно сказать, любит или не любит Н. Матвеева созвучья, нельзя. Н. Матвеева, если разобраться, действи­тельно утверждает, что есть некие " хорошие" созвучия, которые она любит (простая муза тоже не глуха), и есть " плохие", примеры которых приводятся в стихотворении. " Плохими", как можно предположить, созвучия будут тогда, когда они употребляются в стихах не для смысла, а ради формы, когда они созвучья для созвучъя самого, ради того, чтобы " покрасоваться", поиграть словами. Если поэт думает не о смысле, а форме, то созвучья в его стихе будут искусственными, как на сосне березовые сучья, - вот что утверждает Н. Матвеева.

Кстати, спор о форме и содержании, о назначении искусства (что важнее: Польза или красота? ) поэты ведут уже несколько столетий, и конца ему не видно... А вы - знаете ли что-нибудь об этом споре?

4. Только один пример, который мы придумали сами.

Мы вспомнили метафору Маяковского печеные картошки личек (о лицах монахинь) и подумали, что метафора чулок чела  могла бы описывать сморщенный, собранный в складки лоб. Кстати, эта метафора была бы иронической, потому что чело и чулок стилистически несовместимы.

 

 

Задание 11

 

Найдите рифмы в отрывке из стихотворения В. Брюсова (сборник " Опыты" ).

Я печален, блуждаю меж знакомых развалин,

Где, давно ли, рыдал я от ласкательной боли!

 Камни те же, и тот же ветер медленный, свежий,

 Мглу колышет, и берег маргаритками вышит.

 

 


 

Ответ

 

Конечно, вы сразу заметили, что на концах строк рифм нет. И все же последние слова каждой строки рифмуются, но только внутри той же строки: печален - развалин, давно ли — боли, те же — свежий, колышет - вышит. Для наглядности приводим эту строфу еще раз, выделяя рифмы курсивом:

Я печален, блуждаю меж знакомых развалин,

 Где, давно ли, рыдал я от ласкательной боли!

 Камни те же, и тот же ветер медленный, свежий,

 Мглу колышет, и берег маргаритками вышит.

Такую редкую рифму принято называть внутренней кольцевой рифмой. В. М. Жирмунский говорит, что раз­ными типами внутренней рифмы была богата средневеко­вая поэзия, а сейчас она встречается довольно редко, только как эксперимент. Если вы читаете стихи со­временных поэтов, понаблюдайте, так ли это.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...