Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Метафора-загадка и перифраза




 

Разгадывать загадки любят многие. Не думайте, что это только детское занятие. Конечно, взрослых уже не спра­шивают: " Два конца, два кольца, посредине гвоздик - что такое? " Зато взрослые придумали себе целый литера­турный жанр — детектив - специально для того, чтобы разгадывать сюжетные и психологические загадки, тре­нировать ум, сообразительность и находчивость.

Поэты тоже иногда задают читателям загадки. Им это нужно для того, чтобы задержать внимание читателя.

В науке о литературе есть даже специальный термин - остранение. Писатель специально затрудняет худо­жественную форму, чтобы читатель не скользил глазами по строчкам, " узнавая" предметы описания, а, наоборот, как бы пробирался, или даже продирался, через " странную" форму к новым, нужным писателю, смыслам.

 

 


 

 У Александра Блока есть такие строчки:

Случайно на ноже карманном

 Найди пылинку дальних стран —

И мир опять предстанет странным,

 Закутанным в цветной, туман...

Вот такой " странный", новый, " закутанный в цветной ту­ман" мир и создает искусство. При этом важно, что этот " туман" поначалу кажется туманом непонимания... Ав­тору зачем-то нужно, чтобы сначала, при первом прочте­нии, его не поняли, чтобы его текст показался " странным".

Приемов остранения чрезвычайно много. Один из них заключается в том, что поэт задает читателям загадки в прямом смысле этого слова: вместо того, чтобы просто назвать предмет, автор приводит его описание, а читатель должен догадаться, о чем идет речь.

Все это нужно поэту для того, чтобы читатель не " про­скочил" мимо образа, а замедлил чтение, остановился — и в привычном, знакомом, а то и скучном увидел что-то новое, неожиданное. Чтобы это новое увидеть, загадки нужно уметь расшифровывать.

Потренируемся.

Прочитайте отрывок из поэмы А. Пушкина " Полтава":

И то сказать, в Полтаве нет

 Красавицы, Марии равной.

Она свежа, как вешний цвет.

 Взлелеянный в тени дубравной.

Отгадываем загадку. Вешний - значит весенний. Какие мы знаем весенние цветы? Подснежник? Но давайте вни­мательно посмотрим в текст. Что значит взлелеянный в тени дубравной? Разве бываетв дубраве тень, если еще не сошел снег? Значит, цветок этот должен расти поздней весной, когда листья на дубах уже распустились. А еще нужно учесть, что цветок этот - эталон свежести (ведь поэт сравнивает с ним девушку! ), значит, он не может быть ни лиловым, ни ярко-красным, а может быть только белым... Итак?

 

 


 

Правильно, это ландыш.

Свои " загадки" поэт может загадывать в форме развер­нутого описания, именно такой пример мы только что увидели. Развернутое описание называется перифразой.

Но бывает, что признаки предмета не перечисляются, никакого описания нет - просто одно слово употреблено вместо другого. Это уже " загадка" в чистом виде:

По беломраморным щекам

 Струились крупные бериллы. 1

(А. Блок. )

Если воспринимать эти строки буквально, то покажется, что речь идет о... статуе. По щекам статуи, сделанной из белого мрамора, катятся крупные прозрачные полудраго­ценные камни? Конечно, это не так, и буквально воспринимать ни эти, ни любые другие стихи нельзя. Зная о переносном значении слов, мы понимаем, что беломраморные щеки - это щеки прелестного цвета, по­хожего на цвет белого мрамора. А вот что такое бериллы9 Что у нас обычно катится по щекам? Читатель по кон­тексту должен догадаться (в этом случае - легко), что бериллы - это слезы. Для такого поэтического сло­воупотребления ученый-филолог Ю. И. Левин предложил термин метафора-загадка.

В заданиях мы приводим и перифрастические (опи­сательные), и метафорические (однословные) загад­ки, специально их не различая.

 

 

Задание 12      

 

Прочитайте отрывок из стихотворения Иннокентия Анненского " Конец осенней сказки":

 

Неустанно ночи длинной

Сказка черная лилась,

 

__________

' Бериллы — это прозрачные драгоценные камни: изумруд, аквамарин и др.

65 


                                                               

 И багровый над долиной

Загорелся поздно глаз.

 

1. Попробуйте догадаться, что за багровый глаз загорелся над долиной.

2. Разверните метафору сказка ночи. Какие определения к слову сказка вы можете подобрать? Иными словами, какая это сказка?

 

Ответ

 

1. Это луна. Но почему она такого цвета? Видели ли вы сами когда-нибудь багровую луну? Когда это бывает?

- Вы совершенно правы. Багровая, кровавого цвета луна бывает перед ненастьем, при ветре - вообще при какой-то " тревожной" погоде... Конечно, не один И. Анненский заметил это явление. У А. Блока есть строчки:

Из длинных трав встает луна

 Щитом краснеющим героя...

Почувствовали ли вы сходство образов, несмотря на раз­ницу приемов?

2. Ночь, похожая на сказку. Ночь, словно сказка. Общие для этих двух слов смыслы — " похожее на сон", " с каким-то сюжетом". Заметьте, пожалуйста, что определения типа увлекательная или любимая к этой сказке совсем не подходят. Эта сказка - страшная. Откуда берется такое ощущение? Можете ли вы это доказать?

Не сомневаемся, что вы заметили слово черная как опре­деление сказки. Черный цвет - цвет ночи, которая, кстати, длинная, то есть тянется до бесконечности... Страшная, черная сказка длинной ночи льется неустанно, не отпуская от своего кошмара...

 

Задание 13    

     

Прочитайте первую строфу стихотворения А. Фета, которое начинается словами Какая грусть!... Что вы почувствовали

 

 

 

сразу, с первой же строчки? Постарайтесь увидеть картину, которую описывает поэт.

Какая грусть! Конец аллеи

Опять с утра исчез в пыли,

Опять серебряные змеи

Через дорогу поползли.

 

В этом контексте - сразу две метафоры-загадки. Что такое, по-вашему, пыль и что такое серебряные змеи ?

 

Ответ

 

Пыль в строчках Фета - это метель (возможно, начи­нающаяся), то есть мелкий сухой снег, похожий на пыль. Вы наверняка знаете и сами употребляете выражение снежная пыль. Однако заметьте, что информация о времени года поступает к читателю только из следующих двух строк. Хотя и тут возможны различные варианты вос­приятия у разных читателей. Некоторые ученики сразу понимали, что это зима, что описывается снежная пыль. " Если бы это была летняя пыльная буря, то она вызывала бы не грусть, а раздражение", " Это не может быть дождь: водяная пыль не бывает такой плотной, чтобы конец аллеи исчез", - говорили они.

Серебряные змеи - это поземка. В " Толковом словаре живого великорусского языка" В. Даля это слово объяс­няется так: поземная метель, буран или метель снизу, вьюга от земли, метель тягун, буран низом... К слову поземка Даль приводит такие синонимы: волокуша, за­меть, тащиха, поползуха, понизовка, тягуша... Как ви­дим, обращение к словарю помогает лучше понять " вну­треннюю форму" слова поземка.

А вот почему змеи - серебряные, вы, наверное, догадались сами. Снег в русской поэзии серебрится очень часто.

Если вы, перечитав строфу (а лучше - стихотворение) в целом, увидели эту картину, то, надеемся, вместе с нами восхитились точностью поэтического образа.

  

 

 

67  


                                                   

Приведем стихотворение полностью.

 

Какая грусть! Конец аллеи

 Опять с утра исчез в пыли,

 Опять серебряные змеи

Через сугробы поползли.

 

На небе ни клочка лазури,

В степи все гладко, все бело.

Один лишь ворон против бури

Крылами машет тяжело.

 

И на душе не рассветает,

В ней тот же холод, что кругом,

Лениво дума засыпает

Над умирающим трудом.

 

А все надежда в сердце тлеет,

Что, может быть, хоть невзначай,

Опять душа помолодеет,

Опять родной увидит край,

 

Где бури пролетают мимо,

Где дума страстная чиста, -

И посвященным только зримо

 Цветет весна и красота.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...