Волна и дума
Дума за думой, волна за волной – Два проявленья стихии одной: В сердце ли тесном, в безбрежном ли море, Здесь - в заключении, там - на просторе, - Тот же все вечный прибой и отбой, Тот же все призрак тревожно-пустой.
ИРОНИЯ
Что такое ирония, вы хорошо знаете. Вы наверняка - и не один раз - встречались с этим тропом, с этим приемом художественной выразительности в своей реальной жизни, а не только в художественных текстах. Например, когда взрослые, вместо того чтобы вас ругать, говорят:
Ну, умница! Ну, молодец! - и при этом иронически улыбаются. Ирония всегда связана с двойным смыслом. При этом прямой смысл слова или фразы как бы " остается в словаре", а в речи ему придается смысл прямо противоположный. Без контекста это понять и почувствовать сложно, но в живой речи (а в художественном тексте - в описании ситуации) проблем обычно не возникает. Ирония узнается по особой, сопровождающей ее, иронической интонации. Герой повести М. Булгакова " Собачье сердце" Шариков - еще не вполне человек, " недочеловек", многие смыслы ему недоступны, но иронию в речи профессора Филиппа Филипповича он почувствовал, услышал сразу. Филипп Филиппович умолк, глаза ушли в сторону. " Надо все-таки сдерживать себя". - подумал он. Подойдя к буфету, он одним духом выпил стакан воды. - Отличпо-с, - поспокойнее заговорил он, - дело не в словах. Итак, что говорит этот ваш прелестный домком? - Что ему говорить? Да вы напрасно его прелестным ругаете. Он интересы защищает. Шариков сразу понял, что прелестный в этом контексте имеет " ругательный" смысл... В ироническом контексте слово или высказывание всегда будет иметь значение, противоположное его прямому значению в языке.
Ирония чрезвычайно многолика. Ироническим отношением может быть окрашено все: от отдельного слова до целого текста. Тогда этот текст будет называться пародией. Какое практическое значение имеет то, что вы теперь теоретически знакомы с иронией? Очень большое. А вдруг слова, которые вы читаете в художественном тексте, нужно понимать не в прямом смысле, а в ироническом, то есть наоборот? Будьте внимательны. Подсказку ищите в контексте. В наших заданиях вы познакомитесь с иронией на примере конкретных текстов.
78
Задание 17
Прочитайте один из эпизодов приключений Алисы в Стране Чудес.
Увидев Алису, все бросились к ней, но она пустилась наутек и вскоре оказалась в дремучем лесу. - Прежде всего нужно принять свой прежний вид, -сказала Алиса, пробираясь меж деревьев. - А потом - найти дорогу в тот чудесный сад. Так и поступлю — лучше плана не придумаешь! И вправду, план был замечательный — такой простой и ясный.
Вы тоже считаете что замечательный - это справедливая оценка плана? Или слово замечательный звучит здесь иронически? Чтобы ответить на этот вопрос, подумайте, такой ли уж простой и действительно ли ясный Алисин план?
Ответ Предложение И вправду, план был замечательный -такой простой и ясный принадлежит повествователю, который иронизирует над Алисой. Настоящую оценку ее плана мы увидим в следующем же предложении. Вот оно: Одно только плохо: Алиса не имела ни малейшего представления о том, как все это осуществить. *** Для того чтобы научиться " вычерпывать" из художественного текста всю информацию, нужно уметь извлекать смыслы не только из слов-превращений, тропов, но и из обычных слов, употребленных в прямом значении, из звуков, из словосочетаний и предложений - из всех особенностей организации языка художественного текста.
IV. КАК УЧИТЬСЯ УМЕНИЮ ПРОГНОЗИРОВАТЬ
У человека есть удивительная особенность: он умеет предугадывать. Конечно, не все на свете, а только кое-что. Например, при чтении он может догадаться, что будет дальше. И даже, не отдавая себе в этом отчета, определить, каким будет следующее предложение: простым или сложным, вопросительным или повествовательным, восклицательным или не восклицательным. 1. Что вы можете сказать о предложении, которое начинается со слов: а) Ой, как...; б) Чей... (Первое предложение по эмоциональной окраске будет восклицательным. Второе предложение по цели высказывания - вопросительным. ) 2. Что вы можете сказать о типе предложения, в котором есть такие слова: а) Тот..., который...; б) Для того чтобы...; в) Там, где... (Все эти предложения будут сложные. ) Придумайте примеры, которые подтвердили бы ваши догадки. Эти догадки будут в какой-то мере неопределенными, но есть случаи, когда что-то можно предсказать совершенно точно. Например, слово в предложении. Закончите предложения: 1) На небе сгущались темные... 2) Пароход издал длинный, протяжный... 3) В ноябре выпал первый пушистый... 4) Самая интересная особенность жирафа - это его длинная... Человек предчувствует не только слово, но даже звуки, которые он собирается произнести. Это доказал ученый-психолог Н. И. Жинкин своими удивительными опытами. Во время Великой Отечественной войны 1941—1945 годов он наблюдал людей, которые были ранены в горло. Когда они говорили, было видно, как работает их речедвигательный аппарат. Ученому удалось установить, что
весь этот аппарат настраивается на тот звук, который он собирается произнести. Итак, человек умеет предугадывать и звуки, и слова, и - в общем виде - предложения. Предугадывание ученые называют прогнозированием. Оно есть во всем, что делают люди. Так, синоптики составляют прогноз погоды, врачи - прогноз развития болезни, политики - прогноз общественной жизни. Слово прогноз пришло к нам из греческого языка. Префикс про- обозначает предшествование, упреждение, а корень -гноз - знание. Таким образом, слово прогноз можно понимать как знание того, что будет.
Чтобы попробовать свои силы в прогнозировании, допишите слова в следующих фразеологизмах: Окладистая.... кромешная..., восклицательный..., наступить на..., одержать..., расквасить..., сгорать от..., скалить..., трескучий... Теперь сами выполните упражнения на прогнозирование. 1. Прочтите текст и допишите его. Известный английский писатель Бернард Шоу сказал однажды: " Если у вас есть одно яблоко, и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея, и у меня есть идея, и мы обменяемся идеями... " 2. Вы взяли в руки книгу, прочли заголовок, и начался прогноз. Представьте себе, что книга называется " Сказки для горчичников". Как по-вашему, что можно предугадать по этому названию? 3. Подумайте, о чем может идти речь в книгах или главах, которые называются: 1) Сто лет тому вперед. 2) Целый том чепухи. 3) Загадки в темноте. 4) Пока хозяина не было дома. 4. Прочитайте стихотворение Даниила Хармса, угадывая недостающие слова:
Я захотел устроить бал, И я гостей к себе... Купил муку, купил творог, Испек рассыпчатый... Пирог, ножи и вилки тут, Но что-то гости... Я ждал, пока хватило сил, Потом кусочек... Потом подвинул стул и сел И весь пирог в минуту... Когда же гости подошли, То даже крошек...
Сейчас мы вам дадим несколько заданий на прогнозирование, и к ним будут приведены ответы. Имейте в виду, что могут быть разные варианты прогноза, а не только те, которые приведены в ответе.
Задание 18
Предскажите смысл предложения, если в нем есть слова невероятно или невероятный.
Ответ
В этом предложении пойдет речь о чем-то удивительном, что трудно себе представить, о каком-то поражающем воображение событии, или явлении, или предмете, или даже человеке. Например, человек невероятного размера, невероятной силы и т. д.
Задание 19
Предскажите смысл предложения, если в нем есть словосочетание ни при каких обстоятельствах.
Ответ
Речь пойдет о чем-то, что невозможно, что никогда не может произойти, ни при каких условиях.
Задание 20
Продолжите предложение: Я взглянул на нее и испугался:..
Ответ
... её лицо выражало глубокое страдание, на глазах сверкали слезы (М. Лермонтов). Могут быть и другие варианты. Например: ... она изменилась в лице, или: ... она страшно побледнела, или: ... она покрылась красными пятнами, или: ... она рыдала...
Задание 21
Предскажите смысл предложения, если в нем есть слово насторожился.
Ответ В этом предложении будет сказано о том, что кого-то что-то обеспокоило, насторожило и он мобилизовал свое внимание.
Задание 22
Предскажите смысл предложения, если в нем есть словосочетание продолжаются поисковые работы.
Ответ
В этом предложении будет говориться о том, что кто-то потерялся, или погиб, или пропал и теперь его или их ищут. Могут вестись поиски чего-то: янтарной комнаты, полезных ископаемых...
Задание 23
Продолжите предложение: Никогда не должно отвергать кающегося преступника:...
Ответ
... с отчаяния он может сделаться еще вдвое преступнее (М. Лермонтов). Возможны варианты: ... так как вы поступите не по-христиански, или: ... вы проявите жестокость, или: ... вы наживете себе врага...
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|