Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Волна и дума




 Дума за думой, волна за волной –

Два проявленья стихии одной:

В сердце ли тесном, в безбрежном ли море,

Здесь - в заключении, там - на просторе, -

Тот же все вечный прибой и отбой,

Тот же все призрак тревожно-пустой.

 

 

ИРОНИЯ

 

Что такое ирония, вы хорошо знаете. Вы наверняка - и не один раз - встречались с этим тропом, с этим приемом художественной выразительности в своей реальной жизни, а не только в художественных текстах. Например, когда взрослые, вместо того чтобы вас ругать, говорят:

 

 


 

 

Ну, умница! Ну, молодец! - и при этом иронически улыбаются.

Ирония всегда связана с двойным смыслом. При этом прямой смысл слова или фразы как бы " остается в словаре", а в речи ему придается смысл прямо проти­воположный. Без контекста это понять и почувствовать сложно, но в живой речи (а в художественном тексте - в описании ситуации) проблем обычно не возникает. Ирония узнается по особой, сопровождающей ее, ирони­ческой интонации.

Герой повести М. Булгакова " Собачье сердце" Шариков - еще не вполне человек, " недочеловек", многие смыслы ему недоступны, но иронию в речи профессора Филиппа Филипповича он почувствовал, услышал сразу.

Филипп Филиппович умолк, глаза ушли в сторону. " Надо все-таки сдерживать себя". - подумал он. Подойдя к буфету, он одним духом выпил стакан воды.

- Отличпо-с, - поспокойнее заговорил он, - дело не в словах. Итак, что говорит этот ваш прелестный домком?

- Что ему говорить? Да вы напрасно его прелестным ругаете. Он интересы защищает.

Шариков сразу понял, что прелестный в этом контексте имеет " ругательный" смысл... В ироническом контексте слово или высказывание всегда будет иметь значение, противоположное его прямому значению в языке.

Ирония чрезвычайно многолика. Ироническим отноше­нием может быть окрашено все: от отдельного слова до целого текста. Тогда этот текст будет называться паро­дией.

Какое практическое значение имеет то, что вы теперь теоретически знакомы с иронией? Очень большое. А вдруг слова, которые вы читаете в художественном тексте, нужно понимать не в прямом смысле, а в ироническом, то есть наоборот? Будьте внимательны. Подсказку ищите в контексте. В наших заданиях вы познакомитесь с иронией на примере конкретных текстов.                 

 

 

78    


                                                      

Задание 17

 

Прочитайте один из эпизодов приключений Алисы в Стране Чудес.

 

Увидев Алису, все бросились к ней, но она пустилась наутек и вскоре оказалась в дремучем лесу.

- Прежде всего нужно принять свой прежний вид, -сказала Алиса, пробираясь меж деревьев. - А потом - найти дорогу в тот чудесный сад. Так и поступлю — лучше плана не придумаешь!

И вправду, план был замечательный — такой простой и ясный.

 

Вы тоже считаете что замечательный - это справедливая оценка плана? Или слово замечательный звучит здесь ирони­чески? Чтобы ответить на этот вопрос, подумайте, такой ли уж простой и действительно ли ясный Алисин план?

 

 

Ответ

Предложение И вправду, план был замечательный -такой простой и ясный принадлежит повествователю, который иронизирует над Алисой. Настоящую оценку ее плана мы увидим в следующем же предложении. Вот оно:

Одно только плохо: Алиса не имела ни малейшего представления о том, как все это осуществить.

***

Для того чтобы научиться " вычерпывать" из художест­венного текста всю информацию, нужно уметь извлекать смыслы не только из слов-превращений, тропов, но и из обычных слов, употребленных в прямом значении, из звуков, из словосочетаний и предложений - из всех особенностей организации языка художественного текста.

 


 

 IV. КАК УЧИТЬСЯ УМЕНИЮ ПРОГНОЗИРОВАТЬ

 

У человека есть удивительная особенность: он умеет предугадывать. Конечно, не все на свете, а только кое-что. Например, при чтении он может дога­даться, что будет дальше. И даже, не отдавая себе в этом отчета, определить, каким будет следующее предложение:

простым или сложным, вопросительным или повество­вательным, восклицательным или не восклицательным.

1. Что вы можете сказать о предложении, которое начи­нается со слов: а) Ой, как...; б) Чей...

(Первое предложение по эмоциональной окраске будет восклицательным. Второе предложение по цели высказы­вания - вопросительным. )

2. Что вы можете сказать о типе предложения, в кото­ром есть такие слова: а) Тот..., который...; б) Для того чтобы...; в) Там, где...

(Все эти предложения будут сложные. )

Придумайте примеры, которые подтвердили бы ваши догадки.

Эти догадки будут в какой-то мере неопределенными, но есть случаи, когда что-то можно предсказать совершенно точно. Например, слово в предложении.

Закончите предложения:

1) На небе сгущались темные...

2) Пароход издал длинный, протяжный...

3) В ноябре выпал первый пушистый...

4) Самая интересная особенность жирафа - это его длинная...

Человек предчувствует не только слово, но даже звуки, которые он собирается произнести. Это доказал ученый-психолог Н. И. Жинкин своими удивительными опытами.

Во время Великой Отечественной войны 1941—1945 годов он наблюдал людей, которые были ранены в горло. Когда они говорили, было видно, как работает их речедвигательный аппарат. Ученому удалось установить, что

 

 


 

весь этот аппарат настраивается на тот звук, который он собирается произнести.

Итак, человек умеет предугадывать и звуки, и слова, и - в общем виде - предложения. Предугадывание ученые на­зывают прогнозированием. Оно есть во всем, что делают люди. Так, синоптики составляют прогноз погоды, врачи - прогноз развития болезни, политики - прогноз общественной жизни.

Слово прогноз пришло к нам из греческого языка. Пре­фикс про- обозначает предшествование, упреждение, а ко­рень -гноз - знание. Таким образом, слово прогноз можно понимать как знание того, что будет.

Чтобы попробовать свои силы в прогнозировании, допи­шите слова в следующих фразеологизмах:

Окладистая.... кромешная..., восклицательный..., насту­пить на..., одержать..., расквасить..., сгорать от..., ска­лить..., трескучий...

Теперь сами выполните упражнения на прогнозирование.

1. Прочтите текст и допишите его.

Известный английский писатель Бернард Шоу сказал однажды: " Если у вас есть одно яблоко, и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея, и у меня есть идея, и мы обменяемся идеями... "

2. Вы взяли в руки книгу, прочли заголовок, и начался прогноз.

Представьте себе, что книга называется " Сказки для горчичников". Как по-вашему, что можно предугадать по этому названию?

3. Подумайте, о чем может идти речь в книгах или гла­вах, которые называются:

1) Сто лет тому вперед.

2) Целый том чепухи.

3) Загадки в темноте.

4) Пока хозяина не было дома.

4. Прочитайте стихотворение Даниила Хармса, угадывая недостающие слова:

 


 

 Я захотел устроить бал,

 И я гостей к себе...

Купил муку, купил творог,

Испек рассыпчатый...

Пирог, ножи и вилки тут,

Но что-то гости...

Я ждал, пока хватило сил,

 Потом кусочек...

Потом подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту...

Когда же гости подошли,

 То даже крошек...

 

Сейчас мы вам дадим несколько заданий на прогнозиро­вание, и к ним будут приведены ответы. Имейте в виду, что могут быть разные варианты прогноза, а не только те, которые приведены в ответе.

 

 

Задание 18

 

Предскажите смысл предложения, если в нем есть слова не­вероятно или невероятный.

 

Ответ

 

В этом предложении пойдет речь о чем-то удивительном, что трудно себе представить, о каком-то поражающем во­ображение событии, или явлении, или предмете, или даже человеке. Например, человек невероятного размера, невероятной силы и т. д.

 

 

Задание 19

 

Предскажите смысл предложения, если в нем есть словосо­четание ни при каких обстоятельствах.

 

 


 

 

Ответ

 

Речь пойдет о чем-то, что невозможно, что никогда не может произойти, ни при каких условиях.

 

 

Задание 20         

 

Продолжите предложение:

Я взглянул на нее и испугался:..

 

Ответ

 

... её лицо выражало глубокое страдание, на глазах сверкали слезы (М. Лермонтов).

Могут быть и другие варианты. Например: ... она изменилась в лице, или: ... она страшно побледнела, или: ... она покрылась красными пятнами, или: ... она рыдала...

 

Задание 21

 

Предскажите смысл предложения, если в нем есть слово нас­торожился.

 

Ответ

В этом предложении будет сказано о том, что кого-то что-то обеспокоило, насторожило и он мобилизовал свое внимание.

 

 


 

 Задание 22                             

 

Предскажите смысл предложения, если в нем есть сло­восочетание продолжаются поисковые работы.

 

Ответ

 

В этом предложении будет говориться о том, что кто-то потерялся, или погиб, или пропал и теперь его или их ищут. Могут вестись поиски чего-то: янтарной комнаты, полезных ископаемых...

 

 

Задание 23

 

Продолжите предложение:

Никогда не должно отвергать кающегося преступ­ника:...

 

 

Ответ

 

... с отчаяния он может сделаться еще вдвое преступнее (М. Лермонтов).

Возможны варианты: ... так как вы поступите не по-христиански, или: ... вы проявите жестокость, или: ... вы наживете себе врага...

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...