Назначение и свойства смазочных материалов и спецжидкостей
Эксплуатационная надежность машин зависит в значительной степени от правильной их смазки, выбора смазочного материала, конструкции смазочных устройств. Смазка - это действие смазочного материала, в результате которого между двумя поверхностями уменьшается сила трения и (или) интенсивность изнашивания. Смазочный материал - это материал, вводимый на поверхность трения для уменьшения силы трения и (или) интенсивности изнашивания. Он может быть жидким, пластичным или твердым. Смазывание - это подведение смазочного материала к поверхности трения. Наиболее благоприятные режимы смазки обеспечиваются подбором оптимальных смазочных материалов, подачей их к трущимся поверхностям в необходимых количествах, рациональной конструкцией узлов трения, а также выбором правильной технологии смазывания и систем смазки. Смазочные материалы выполняют следующие функции: 1. снижают силы трения, а следовательно, уменьшают потери мощности на преодоление этих сил; 2. снижают износ трущихся поверхностей деталей вследствие создания жидкостного или граничного трения, а также смывают с поверхностей трения продукты износа и абразивные частицы; 3. охлаждают детали, работающие в условиях высоких температур или нагревающиеся при преодолении сил трения; 4. амортизируют ударные нагрузки; 5. уплотняют зазоры и защищают поверхности трения от попадания извне агрессивных жидкостей, газов, паров, пыли, грязи, абразивных частиц; 6. снижают шум и вибрации при контакте металлических поверхностей; 7. защищают от коррозии. По природе смазочные материалы подразделяются на: 1. минеральные, получаемые из нефти, угля, сланца и других минералов;
2. органические: животные из жира животных (китовый и рыбий жир, свиное сало и др.) и растительные из хлопка, клещевины, конопли и другие; 3. синтетические, получаемые путем химического синтеза. По физическому состоянию смазочные материалы подразделяются на жидкие масла в виде эмульсий, пластичные (консистентные) и твердые. К специальным жидкостям относятся смазочно- охлаждающие технологические средства, рабочие жидкости для гидросистем и моющие средства. Свойства смазочных материалов и спецжидкостей определяются вязкостно-температурными характеристиками, стойкостью к окислению, коррозионной активностью, зольностью и температурой застывания, а также коксуемостью масел и антипенной устойчивостью. Вязкостно-температурные характеристики определяются влиянием температуры на вязкость смазочного материала. Вязкость - внутреннее трение жидкого смазочного материала, возникающее между его молекулами и слоями при их относительном перемещении под действием внешних сил. Различают динамическую, кинематическую и условную вязкость. Динамической вязкостью г) называется сила сопротивления двух слоев жидкого смазочного материала площадью 1 см2, находящихся на расстоянии 1 см друг от друга и перемещающихся один относительно другого под действием внешних сил со скоростью 1 см/с. Единица динамической вязкости - Па с.
Кинематическая вязкость равна отношению динамическом вязкости смазочного материала к его плотности (v = /р). Единица кинематической вязкости — м2/с. Условная вязкость (ВУ) выражается в градусах, она показывает отношение времени истечения из прибора, называемого вискозиметром типа ВУ, 200 мл испытуемого смазочного материала при температуре испытания ко времени истечения 200 мл дистиллированной воды при 20 °С. Для перевода значений кинематической вязкости в условную, выраженную в градусах, используют специальные таблицы.
Чем больше вязкость масла, тем меньше его текучесть. От вязкости зависит коэффициент трения и, следовательно, надежность и экономичность работы машин, агрегатов и узлов трения. Для каждой машины, агрегата или узла трения необходимо подбирать смазочное масло определенной вязкости. Использование масла низкой вязкости приводит к повышению трения, нагреву и усиленному изнашиванию деталей. Использование масел чрезмерно высокой вязкости ведет к потерям мощности и, в конечном итоге, к снижению КПД машины. Вязкость смазочного масла изменяется в зависимости от температуры окружающей среды, двигателя, агрегата и узла трения: при нагревании вязкость масла уменьшается, а при охлаждении — увеличивается. Зависимость вязкости от температуры принято характеризовать отношением кинематической вязкости при t = 50 °С к кинематической вязкости при t= 100 °С. Чем меньше это отношение, тем выше вязкостно-температурные свойства масла. Степень изменения вязкости масла от температуры выражается также индексом вязкости (ИВ). Чем выше его значение, тем лучше масло. Стабильность смазочного масла против окисления. Смазочное масло при работе в двигателях, агрегатах и узлах трения окисляется кислородом воздуха, в результате чего изменяется состав масла, в нем появляются новые вещества (смолы, органические кислоты и т. п.). Изменяются физико-химические свойства масла, в частности, увеличивается вязкость, повышается кислотное число и т. п. Появляется необходимость оценивать термоокислительную стабильность моторных масел, т. е. их способность образовывать лаковые пленки на деталях двигателя при определенных температурах окисления. Коррозионные свойства. Коррозию металлов, особенно вкладышей подшипников двигателей внутреннего сгорания с баббитовой заливкой, могут вызывать низко- и высокомолекулярные органические кислоты, образующиеся при окислениимасла, и активные сернистые соединения, проникающие в масло после сгорания серистого топлива. Наибольшую опасность для двигателей представляют низкомолекулярные органические кислоты. Зольность. Зола образуется при сгорании масла. Содержание золы в масле должно быть минимальным. Чем лучше очищено масло, тем меньше его зольность. Однако зольность масла изменяется с введением в него присадок, в состав которых входят ме- таллоорганические соединения, поэтому в некоторых ГОСТах и ТУ на масла указывается их зольность до и после введении присадки.
По температуре вспышки и воспламенения масла судят об огнеопасности масла. Температура застывания. Потеря текучести масла может принести к прекращению поступления масла в холодное время года к подшипникам и узлам трения. Потеря текучести масла происходит в результате выделения из него твердых парафиновых углеводородов. Не допускается содержание в маслах механических примесей и воды. В маслах с присадками наличие минеральных веществ (не примесей) не должно быть более 0,015 % (эти вещества не являются абразивными; они появляются при наличии в составе масел присадок). Содержание воды в масле не допускается, так как ухудшаются его смазочные свойства; вода вызывает коррозию поверхностей трения, ослабляет действие присадок. Особенно опасно наличие воды в масле в зимнее время. При содержании в масле с присадкой ВНИИ НП-360 более 0,3 % воды возможно выпадение присадки в осадок. Коксуемость масла — это способность масла под влиянием высоких температур разлагаться с образованием твердых осадков (кокса). Она зависит от химического состава масла, степени его очистки, наличия присадок. Следует иметь в виду, что коксуемость масел с присадками выше, чем базовых масел, но это не означает, что качество масла с присадкой ухудшается. Антипенные свойства. Образование пены в масле ухудшает смазывание трущихся деталей, усиливает окисление масла, искажает уровень масла в картере двигателя. Для борьбы с вспениванием масла применяют антипенные присадки, например, присадка ПМС-.200А добавляется в масло в небольшом количестве (0,001—0,005 %). В зависимости от назначения смазочные материалы подразделяются на: · жидкие минеральные и синтетические масла; · пластичные, твердые и антифрикационные смазочные материалы;
· уплотнительные смазочные материалы; · консервационные смазочные материалы; · электроизоляционные жидкости; · смазочно-охлаждающие жидкости, применяемые при обработке металлов резанием и давлением. Жидкие минеральные и синтетические масла используются в моторных, трансмиссионных и гидравлических системах. Моторные масла для двигателей внутреннего сгорания наземной техники делят на масла для карбюраторных двигателей и масла для дизелей, а в зависимости от способа производства они делятся на дистиллятные, остаточные и компаундированные (смесь дистиллятного и остаточного масел). Практически во все моторные масла вводятся присадки, которые улучшают их эксплуатационные свойства. Подразделяются на летние, зимние и всесезонные загущенные масла. По эксплуатационным свойствам предусмотрены шесть групп моторных масел: А - универсальное, для тихоходных карбюраторных и дизельных двигателей; Б, В, Г - для мало-, средне- и высокофорсированных карбюраторных двигателей соответственно, а также для дизельных быстроходных стационарных двигателей V-образного типа (марка Б), автотранспортных дизельных двигателей, в том числе стационарных (марка В), и высокофорсированных дизелей автотракторного типа (марки Г) Д, Е - для тяжелых условий эксплуатации и только для дизельных двигателей. Индекс 1 присваивают маслам для бензиновых двигателей, индекс 2 - дизельным маслам. Примеры маркировки: марка М-63/10В указывает, что это моторное масло всесезонное, универсальное для среднефорсированных дизелей и бензиновых двигателей (группа В); М-43/8-В2Г1 - моторное масло всесезонное, универсальное для среднефорсированных дизелей (группа В2) и высокофорсированных бензиновых двигателей (группа Г1). Трансмиссионные масла используют для смазывания зубчатых, гипоидных и других передач. Гипоидные масла содержат противозадирные (до 2,2 %), моющие (до 0,35 %) и антипенные (0,007 %) присадки. Отечественная классификация трансмиссионных масел отражена в ГОСТ 17479.2-85. В зависимости от уровня кинематической вязкости при 100 °С трансмиссионные масла разделяют на четыре класса: 9, 12, 18, 34. В зависимости от эксплуатационных свойств и возможных областей применения масла для трансмиссий автомобилей, тракторов и другой мобильной техники отнесены к пяти группам: ТМ-1-ТМ-5. По классификации ГОСТ 17479.2-85 масла маркируют по уровню напряженности работы трансмиссии и классу вязкости. Например, в маркировке масла ТМ-5-18, ТМ означает начальные буквы русских слов трансмиссионное масло, первая цифра - группа масла по эксплуатационным свойствам, вторая цифра - класс вязкости масла.
В качестве рабочих жидкостей для гидравлических систем различного назначения (гидроцилиндров, гидротрансформаторов и гидромуфт, тормозных и амортизационных систем, систем охлаждения и т. п.) используются различные минеральные масла, синтетические жидкости и их смеси, в частности масла марок И- 12А, И-20А, И-40А, И-50А, ВНИИ НП-403 ВНИИ НП-406, ИГНСп-20, ИГНСп-40. При определенных условиях работы применяют синтетические смазочные материалы. Наиболее распространенными синтетическими маслами являются диэфирные - сложные эфиры карбонатных кислот. Эти масла превосходят минеральные по смазочным свойствам, однако они весьма активны по отношению к резине, что исключает их широкое применение в узлах трения с резиновыми уплотнениями. Для очень высоких или сверхнизких температур применяют неоптиловые масла, которые представляют собой эфиры неоптиловых кислот. Известны следующие синтетические масла- ВНИИ НП-50-1- 4Ф, ИПМ-10. Пластичные, твердые и антифрикционные смазочные материалы. В отличие от жидких смазочных материалов (масел) пластичные смазочные материалы (пластичные смазки) представляют собой продукт, состоящий из смеси минерального или синтетического масла и загустителя. В качестве загустителя используют твердые мыла и углеводороды, силикагель и др. В зависимости от загустителя пластичные смазки могут быть кальциевыми (солидолы), литиевыми (Литол-24,ЦИА-ТИМ-201 и др.), натриевыми, алюминиевыми и т. п., по назначению пластичные - антифрикционными, консервационными, уплотнительными. В условиях сверхвысоких и сверхнизких температур, вакуума, радиоактивного излучения и т. п. применяют твердые смазочные материалы (ТСМ) или твердые смазочные покрытия (ТПС). Наибольшее применение получили дисульфид молибдена (M0S2), графит, диселенид молибдена (MoSe2), дисульфид вольфрама (WS2), фторопласт-4 (иначе ПТФЭ), фталоционин меди (C32H16N8)Cu, фталоционин железа (C32H16N8)Fe и др. Наибольшее распространение для влажной среды получил графит, для сухой - дисульфид молибдена. Применяют также гальванические покрытия мягкими металлами (олово, свинец, цинк, серебро, медь, железо). Антифрикционные смазки: жировой солидол (ГОСТ 1033-76) и синтетический солидол (ГОСТ 4366-76), консталин, Литол-24, УНИОЛ-1, Фиол-1, Фиол-2М № 158, ЦИАТИМ-48 и др. При этом к смазкам общего назначения для обычных температур (Т = -20...+70 °С) относятся солидол С, солидол Ж, графитная смазка, а для повышенных температур (Т = -20... +120 °С) - смазка 1-13, Литин-2. К многоцелевым водостойким смазкам относятся Литол-24; 24РК, Фиол-1; 2; 2М, БНЗ-З (температурный диапазон работы -40...+120 °С). Термостойкие смазки ЦИАТИМ-221, ВНИИНП-207, 210, 219, 231, 235, 246, 247 работают при температурах 150...250 °С и выше, низкотемпературные смазки представлены марками ЦИАТИМ-203 (Т = -50...+100 °С), ГОИ-54п (Т = -40...+50 °С), Лита (Т = -50...+100 °С), Зимол (Т = -50... + 130 °С). К химически стойким смазкам относятся ЦИАТИМ- 205, ВНИИ 279, 280, 282, 283 и др. Температурный диапазон их работы -50...+150 °С. Существует также класс буровых смазок: Долотол Н; АУ; НУ, Пластол (для шарошечных долот), Геол 1 (для бурильных труб и керноприемников). Уплотнительные смазочные материалы используются для герметизации трубопроводной арматуры, резьбовых соединений труб и т. п. Уплотнительные материалы применяют также для облегчения монтажа и разборки резьбовых и других соединений. К уплотнительным смазкам относятся: для резьб буровых, обсадных и насосно-компрессорных труб Р2, Р-113, Р402; Резь- бол ОМ-2 для задвижек и кранов ЛЗ-162; для сальниковых уплотнений насосов - насосная смазка (водостойкая, нерастворимая в углеводородах); для устьевого оборудования Арматол 238; для смазки стальных канатов и тросов различного назначения - канатная 39У, БОЗ-1, Канатол, Торсиол 35Э, Ваерол Э; для пропитки сердечников стальных канатов Е86, ЛЗ-Е-91. Консервационные (защитные) смазочные материалы служат для предотвращения коррозионного разрушения металлических изделий и деталей машин при их хранении (консервации) и эксплуатации. Обычно для этого используют углеводородные пластичные смазочные материалы (вазелины). Находят также применение жидкие консервационные масла с ингибиторами коррозии и твердые покрытия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|