Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Окончание рассказа В. Драгунского




Окончание рассказа В. Драгунского

... И вдруг вспомнил, как давным-давно я с этим Миш­кой ни на минуту не расставался, повсюду таскал его за собой, и нянькал, и сажал его за стол рядом с собой обе­дать, и кормил его с ложки манной кашей, и у него такая забавная мордочка становилась, когда я его чем-нибудь перемазывал, хоть той же кашей или вареньем, такая забавная милая мордочка становилась у него тогда, прямо как живая, и я его спать с собой укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказ­ки прямо в его бархатные тверденькие ушки, и я его любил тогда, любил всей душой, я бы за него тогда жизнь бы отдал, и вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства, вот он сидит, смеется разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара...

" Что с тобой? " - сказала мама.

А я не знал, что со мной, я долго молчал, и отвернулся от мамы, чтобы она по голосу или по губам не догадалась, что со мной, и я задрал голову к потолку, чтобы слезы вкатились в меня обратно, и потом, когда я скрепился немного, я сказал: " Ты о чем, мама? Со мной ничего... Просто я раздумал. Я никогда не буду боксером".

 

 

Задание 49

 

От того, как писатель, поэт расставляет знаки препинания, зависит очень многое. Прежде всего - интонация. А измене­ние интонации влечет за собой изменение смысла. Пом­ня об этом, прочитайте стихотворение М. Цветаевой " Облачко".

Облачко, белое облачко с розовым краем

Выплыло вдруг, розовея последним огнем.

 

 


 

 Я поняла, что грущу не о нем,         

И закат мне почудился - раем.

 

Облачко, белое облачко с розовым краем

 Вспыхнуло вдруг, отдаваясь вечерней судьбе.

Я поняла, что грущу о себе,

И закат мне почудился раем.

 

Облачко, белое облачко с розовым краем

Кануло вдруг в беспредельность движеньем крыла.

 Плача о нем, я тогда поняла,

Что закат мне - почудился раем.

 

Сравните последние строчки в первой и в третьей строфе. Опишите, как меняется смысл фразы И закат мне почудился раем в зависимости от того, в какой ее части стоит знак тире.

 

 

Ответ

 

В первой строфе акцент ставится на слове раем, и смысл выражения в целом приблизительно может быть описан как " мне хорошо", " мне почудилось, что я в раю".

В третьей строфе акцент переносится на слово почудил­ся, и смысл всего выражения меняется на противополож­ный: " мне почудилось, что я в раю", то есть " мне плохо".

Смысл в этом стихотворении отчетливо движется по всему тексту. Сравните по строфам: выплыло — вспыхнуло - кануло, не о нем - о себе - о нем, грущу - грущу - плачу. Настроение лирической героини от первой строфы к тре­тьей меняется на противоположное.

И в первую очередь этот эффект создается средствами синтаксиса - перемещением тире из одной части фразы в другую.                                              

 

Задание 50

 

Прочитайте восточную легенду.

 


 

Пророк и длинные ложки

 Один человек обратился к пророку с вопросом, что такое ад и что такое рай. Вместо ответа пророк взял вопрошав­шего за руку и повел по темным переулкам во дворец. Они вошли в большой зал. Народу там было видимо-невидимо. В центре зала стоял на огне огромный котел, в нем кипел суп, от которого шел приятный запах. Вокруг толпились люди с впалыми щеками и запавшими глазами. Каждый старался получить свою порцию супа. У каждого в руках была ложка величиной с человека. Лишь на самом конце черенка имелась деревянная ручка. Остальная часть была железной и от супа нестерпимо горячей. С жадностью голодные люди тыкали свои ложки в котел. Они с трудом вытаскивали их из супа, но так как те были слишком длинными и большими, то и сильнейшие не могли отправить их в рот. Люди обжигали руки и лицо, обливали супом плечи соседей. С руганью набрасывались они друг на друга и дрались теми же ложками, которыми могли бы утолить голод. Пророк сказал своему спутнику: " Вот это -ад! " Они ушли и после долгих странствий по темным переходам вошли в другой зал. Там стоял такой же котел с кипящим супом и у людей были такие же ложки. Но люди были упитанными, в зале слышались лишь тихие довольные голоса и звук окунаемых ложек. Люди подходили парами. Один окунал ложку и кормил другого. Если для кого-нибудь ложка оказывалась слишком тя­желой, ему помогали, так что каждый мог спокойно есть. Как только насыщались одни, их место занимали другие. Пророк сказал своему спутнику: " А вот это - рай! "

Объясните, какая жизненная мудрость заключена в этой истории.

 

 

Ответ

 

Смысл этой легенды в том, что люди сами создают себе ад и рай. Где жадность, эгоизм и вражда, там ад. Где взаимная помощь и дружелюбие, там рай.

 

 


 

 Вот еще один, на наш взгляд, интересный ответ.  

 Сейчас наша жизнь похожа на эту сказку. Все мы в аду, и автор хочет рассказать нам об этом, хочет что-то изменить в лучшую сторону, чтобы мы не были такими же. Он хочет, чтобы мы были чуточку добрее и лучше.

 

 

Задание 51     

    

Продолжите предложение: Письма пишут разные:...

 

 

Ответ

 

Могут быть самые разные варианты прогноза: ... деловые, любовные, дружеские, или: ... длинные, короткие, или: ... умные, глупые, или: ... пустые, глубокие...

Может быть, вам будет интересно узнать, что классифи­кации писем и руководства к их написанию существовали уже в Древней Греции. Деметрий Фалерский, ученик Аристотеля, выделил 21 тип разных писем: дружеское, рекомендательное, порицательное, бранное, утешител­ьное, укоризненное, увещевательное, угрожающее, нас­мешливое, хвалебное, советоподательпое, просительное, вопрошающее, отрицающее, иносказательное, винослов­ное, обвинительное, защитительное, поздравительное, ироническое, благодарственное...

В русской традиции тоже существовали " Письмовники". Так, в книге " Хороший тон. Сборник правил и советов на все случаи жизни общественной и семейной" (1881г. ) на­ходим советы, как писать уведомления и извещения, просьбы и прошения, благодарственные письма, пригла­шения, извинения, напоминания и увещания, поздравле­ния и даже рекомендательные письма.

Однако в поэтическом произведении, откуда мы взяли начальную строку, письма вряд ли будут классифици­роваться по их назначению. Поэту важно другое - какие чувства вызывают в нас письма:

 

 


 

Письма пишут разные:

Слезные, болезные,

Иногда прекрасные,

Чаще бесполезные...

(К. Симонов. )

 

 

Задание 52       

  

Прочитайте стихотворение Вл. Соловьева.

 

На небесах горят паникадила,

А снизу - тьма.

 Ходила ты к нему иль не ходила?

Скажи сама!

 

Но не дразни гиену подозренья,

Мышей тоски!

 Не то смотри, как леопарды мщенья

Острят клыки!

 

И не зови сову благоразумья

Ты в эту ночь!

Ослы терпенья и слоны раздумья

Бежали прочь.

Своей судьбы родила крокодила

Ты здесь сама.

 Пусть в небесах горят паникадила, -

В могиле - тьма.

 

1. Найдите в тексте все метафоры. Что в них общего? Как они " устроены" (что с чем сравнивается)? Какое название вы могли бы предложить для такого типа метафор?

2. Как вы думаете, " серьезное" ли стихотворение вы прочи­тали? Могло бы оно быть помещено в сборнике с названием " Лирика"?

3. В творчестве других поэтов похожие метафоры встречают­ся, но очень редко: лев ненависти, слон обиды - у М. Цветае­вой, " Шкурой ревности медведь лежит когтист", " глупая вобла воображения", " быта кобыла" у В. Маяковского. И чуть ли не

 

 

 всё. Во всей поэзии А. Блока такой метафоры нет ни одной. Как вы думаете, почему?

 

 

Ответ

 

1. Все метафоры (их в стихотворении семь) " устроены" одинаково: они основаны на сравнении какого-то чувства или качества с животным. Ученые их так и называют: " зоологические" метафоры.

2—3. Текст Вл. Соловьева - пародия, одна из самых зна­менитых в русской литературе - потому, что она оказалась необычайно действенной. Редко кого удается перевоспитать словом, а вот Вл. Соловьеву удалось: после того как он высмеял ослов терпенья и сов благоразумья, поэты почти не создают " зоологических" метафор. Влияние пародии Вл. Соловьева ощутимо до сих пор. " Удар был нанесен сильный", - пишет известный современный языковед В. П. Григорьев.

В западной же поэзии зоологические метафоры есть, да и в русском языке для их создания нет никаких препятствий: все мы знаем устойчивое выражение червь сомнения. Это стертая (мертвая) метафора: никто уже не представляет себе червяка, когда это выражение употребляет. В русской прозе такие метафоры тоже возможны: в задании 78, в тексте Ф. Искандера, вы встретите зоологическую метафору волосатая гусеница мелкой зависти. Она не производит комического эффек­та, что непременно случилось бы с ней в стихах.

 

 

Задание 53

 

Прочтите узбекскую сказку.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...