Окончание рассказа В. Драгунского
Окончание рассказа В. Драгунского ... И вдруг вспомнил, как давным-давно я с этим Мишкой ни на минуту не расставался, повсюду таскал его за собой, и нянькал, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и кормил его с ложки манной кашей, и у него такая забавная мордочка становилась, когда я его чем-нибудь перемазывал, хоть той же кашей или вареньем, такая забавная милая мордочка становилась у него тогда, прямо как живая, и я его спать с собой укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные тверденькие ушки, и я его любил тогда, любил всей душой, я бы за него тогда жизнь бы отдал, и вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства, вот он сидит, смеется разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара... " Что с тобой? " - сказала мама. А я не знал, что со мной, я долго молчал, и отвернулся от мамы, чтобы она по голосу или по губам не догадалась, что со мной, и я задрал голову к потолку, чтобы слезы вкатились в меня обратно, и потом, когда я скрепился немного, я сказал: " Ты о чем, мама? Со мной ничего... Просто я раздумал. Я никогда не буду боксером".
Задание 49
От того, как писатель, поэт расставляет знаки препинания, зависит очень многое. Прежде всего - интонация. А изменение интонации влечет за собой изменение смысла. Помня об этом, прочитайте стихотворение М. Цветаевой " Облачко". Облачко, белое облачко с розовым краем Выплыло вдруг, розовея последним огнем.
Я поняла, что грущу не о нем, И закат мне почудился - раем.
Облачко, белое облачко с розовым краем Вспыхнуло вдруг, отдаваясь вечерней судьбе.
Я поняла, что грущу о себе, И закат мне почудился раем.
Облачко, белое облачко с розовым краем Кануло вдруг в беспредельность движеньем крыла. Плача о нем, я тогда поняла, Что закат мне - почудился раем.
Сравните последние строчки в первой и в третьей строфе. Опишите, как меняется смысл фразы И закат мне почудился раем в зависимости от того, в какой ее части стоит знак тире.
Ответ
В первой строфе акцент ставится на слове раем, и смысл выражения в целом приблизительно может быть описан как " мне хорошо", " мне почудилось, что я в раю". В третьей строфе акцент переносится на слово почудился, и смысл всего выражения меняется на противоположный: " мне почудилось, что я в раю", то есть " мне плохо". Смысл в этом стихотворении отчетливо движется по всему тексту. Сравните по строфам: выплыло — вспыхнуло - кануло, не о нем - о себе - о нем, грущу - грущу - плачу. Настроение лирической героини от первой строфы к третьей меняется на противоположное. И в первую очередь этот эффект создается средствами синтаксиса - перемещением тире из одной части фразы в другую.
Задание 50
Прочитайте восточную легенду.
Пророк и длинные ложки Один человек обратился к пророку с вопросом, что такое ад и что такое рай. Вместо ответа пророк взял вопрошавшего за руку и повел по темным переулкам во дворец. Они вошли в большой зал. Народу там было видимо-невидимо. В центре зала стоял на огне огромный котел, в нем кипел суп, от которого шел приятный запах. Вокруг толпились люди с впалыми щеками и запавшими глазами. Каждый старался получить свою порцию супа. У каждого в руках была ложка величиной с человека. Лишь на самом конце черенка имелась деревянная ручка. Остальная часть была железной и от супа нестерпимо горячей. С жадностью голодные люди тыкали свои ложки в котел. Они с трудом вытаскивали их из супа, но так как те были слишком длинными и большими, то и сильнейшие не могли отправить их в рот. Люди обжигали руки и лицо, обливали супом плечи соседей. С руганью набрасывались они друг на друга и дрались теми же ложками, которыми могли бы утолить голод. Пророк сказал своему спутнику: " Вот это -ад! " Они ушли и после долгих странствий по темным переходам вошли в другой зал. Там стоял такой же котел с кипящим супом и у людей были такие же ложки. Но люди были упитанными, в зале слышались лишь тихие довольные голоса и звук окунаемых ложек. Люди подходили парами. Один окунал ложку и кормил другого. Если для кого-нибудь ложка оказывалась слишком тяжелой, ему помогали, так что каждый мог спокойно есть. Как только насыщались одни, их место занимали другие. Пророк сказал своему спутнику: " А вот это - рай! "
Объясните, какая жизненная мудрость заключена в этой истории.
Ответ
Смысл этой легенды в том, что люди сами создают себе ад и рай. Где жадность, эгоизм и вражда, там ад. Где взаимная помощь и дружелюбие, там рай.
Вот еще один, на наш взгляд, интересный ответ. Сейчас наша жизнь похожа на эту сказку. Все мы в аду, и автор хочет рассказать нам об этом, хочет что-то изменить в лучшую сторону, чтобы мы не были такими же. Он хочет, чтобы мы были чуточку добрее и лучше.
Задание 51
Продолжите предложение: Письма пишут разные:...
Ответ
Могут быть самые разные варианты прогноза: ... деловые, любовные, дружеские, или: ... длинные, короткие, или: ... умные, глупые, или: ... пустые, глубокие... Может быть, вам будет интересно узнать, что классификации писем и руководства к их написанию существовали уже в Древней Греции. Деметрий Фалерский, ученик Аристотеля, выделил 21 тип разных писем: дружеское, рекомендательное, порицательное, бранное, утешительное, укоризненное, увещевательное, угрожающее, насмешливое, хвалебное, советоподательпое, просительное, вопрошающее, отрицающее, иносказательное, винословное, обвинительное, защитительное, поздравительное, ироническое, благодарственное...
В русской традиции тоже существовали " Письмовники". Так, в книге " Хороший тон. Сборник правил и советов на все случаи жизни общественной и семейной" (1881г. ) находим советы, как писать уведомления и извещения, просьбы и прошения, благодарственные письма, приглашения, извинения, напоминания и увещания, поздравления и даже рекомендательные письма. Однако в поэтическом произведении, откуда мы взяли начальную строку, письма вряд ли будут классифицироваться по их назначению. Поэту важно другое - какие чувства вызывают в нас письма:
Письма пишут разные: Слезные, болезные, Иногда прекрасные, Чаще бесполезные... (К. Симонов. )
Задание 52
Прочитайте стихотворение Вл. Соловьева.
На небесах горят паникадила, А снизу - тьма. Ходила ты к нему иль не ходила? Скажи сама!
Но не дразни гиену подозренья, Мышей тоски! Не то смотри, как леопарды мщенья Острят клыки!
И не зови сову благоразумья Ты в эту ночь! Ослы терпенья и слоны раздумья Бежали прочь. Своей судьбы родила крокодила Ты здесь сама. Пусть в небесах горят паникадила, - В могиле - тьма.
1. Найдите в тексте все метафоры. Что в них общего? Как они " устроены" (что с чем сравнивается)? Какое название вы могли бы предложить для такого типа метафор? 2. Как вы думаете, " серьезное" ли стихотворение вы прочитали? Могло бы оно быть помещено в сборнике с названием " Лирика"? 3. В творчестве других поэтов похожие метафоры встречаются, но очень редко: лев ненависти, слон обиды - у М. Цветаевой, " Шкурой ревности медведь лежит когтист", " глупая вобла воображения", " быта кобыла" у В. Маяковского. И чуть ли не
всё. Во всей поэзии А. Блока такой метафоры нет ни одной. Как вы думаете, почему?
Ответ
1. Все метафоры (их в стихотворении семь) " устроены" одинаково: они основаны на сравнении какого-то чувства или качества с животным. Ученые их так и называют: " зоологические" метафоры.
2—3. Текст Вл. Соловьева - пародия, одна из самых знаменитых в русской литературе - потому, что она оказалась необычайно действенной. Редко кого удается перевоспитать словом, а вот Вл. Соловьеву удалось: после того как он высмеял ослов терпенья и сов благоразумья, поэты почти не создают " зоологических" метафор. Влияние пародии Вл. Соловьева ощутимо до сих пор. " Удар был нанесен сильный", - пишет известный современный языковед В. П. Григорьев. В западной же поэзии зоологические метафоры есть, да и в русском языке для их создания нет никаких препятствий: все мы знаем устойчивое выражение червь сомнения. Это стертая (мертвая) метафора: никто уже не представляет себе червяка, когда это выражение употребляет. В русской прозе такие метафоры тоже возможны: в задании 78, в тексте Ф. Искандера, вы встретите зоологическую метафору волосатая гусеница мелкой зависти. Она не производит комического эффекта, что непременно случилось бы с ней в стихах.
Задание 53
Прочтите узбекскую сказку.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|