Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Три сосуда с водой. Окончание сказки. Северное море




Три сосуда с водой

В давние времена правил в одной стране жадный и глупый шах. Совсем разорил свой народ, а жадность его все увеличивалась. " Зачем, - решил он, - старикам жить в моем государстве. Работать они уже не могут, а есть просят". И выгнал всех стариков на пустынные земли. Но один добрый человек спрятал своего отца от слуг шаха.

Случилась в том краю большая засуха. Высохли посевы, звери ушли и птицы улетели. И приказал шах объявить народу, что того, кто найдет воду, он осыплет золотом. Но только старые мастера знали, как ее искать, а стариков в государстве не осталось.

Пришел добрый человек к своему спрятанному отцу. Тот сказал: " Пойди к шаху и скажи, что берешься найти воду". И научил, как ее искать. Попросил добрый человек у шаха самого быстрого скакуна, выехал в поле и направился туда, куда летела птица. Птица села на камень, туда же опустились другие птицы, и стали они этот камень долбить клювами. Приехал добрый человек и сказал, что бежит с гор быстрый ручей с прохладной водой, но бежит он под землей, а выход ему преграж­дает большой камень.

Люди открыли дорогу воде, и вызвал шах к себе доброго человека. Предложил он ему золота, но добрый человек от золота отказался. Удивился шах. Он в первый раз увидел человека, который не хотел золота. " Так чего тебе надо? " -закричал шах.

Продолжите эту сказку.

 

 

Ответ

 

Окончание сказки

Рассказал добрый человек, что нашел воду по совету

 


 

 своего отца, и закончил свой рассказ словами: " Разреши, повелитель, старикам жить в нашем царстве".

Согласился с ним шах, и с тех пор старики живут в этом государстве в безопасности и в почете.

 

Задание 58         

 

Прочитайте стихотворение Ивана Бунина.

 

Северное море

Холодный ветер, резкий и упорный,

Кидает нас, и тяжело грести;

Но не могу я взоров отвести

От бурных волн, от их пучины черной.

 

Они кипят, бушуют и гудят,

В ухабахих, меж зыбкими горами,

Качают чайки острыми крылами

И с воплями над волнами скользят.

 

И ветер вторит диким завываньем

Их жалобным, но радостным стенаньям,

Потяжелее выбирает вал,

 

Напрягши грудь, на нем взметает пену,

 И бьет его о каменную стену

 Прибрежных мрачных скал.

 

1. Найдите глаголы, которые переводят слово ветер в разряд существительных одушевленных.

Только ли глаголы участвуют в создании образа одушевлен­ного ветра? Какие существительные и прилагательные тоже принимают в этом участие? Найдите их.

2. Как вы думаете, зачем во второй строфе авторы пособия выделили отдельные слоги?

 

 

Ответ

 

Ветер кидает (как человек кидает камешки), сам выбирает вал, напрягает грудь (очевидно, чтобы набрать воз-


 

духа), дальше подразумевается (заметьте, прямо об этом не сказано), что он дует на волны, чтобы на них появилась пена, то есть взметает пену, и сам бьет этот вал о скалы. Посмотрите, какие обычные глаголы выбрал поэт для своего стихотворения: кидает, напрягает, выбирает, бьет... В этих глаголах нет ничего образного. Откуда же возникает образ? А вот откуда: для создания образа Бунин использует олицетворение, а олицетворение получается потому, что ветер все это делает сам.

На олицетворение " работает" также и то, что у ветра есть грудь, то есть он представляется читателю в образе человека-великана.

Очень интересно значение слова упорный. Здесь это слово употреблено в абсолютно прямом, словарном значении: " последовательный и твердый в осуществлении чего-нибудь; твердо и неотступно осуществляемый". Это значение используется только в отношении живых су­ществ, обладающих волей и сознанием. Например, гово­рят упорное сопротивление, упорная борьба, упорный че­ловек. Назвать упорным ветер - значит одушевить его, очеловечить.

2. Выделенные слоги - одинаковые или очень похожие сочетания звуков: бу - шу - гу; ха - ах - их; тры - кры... Повторяясь в разных словах, они создают картину набе­гания волн, раскачивания, колебания. Волны движутся друг за другом на некотором расстоянии. То же самое делают и звуки в этой строфе.

 

 

Задание 59         

 

Прочитайте " птичью" историю и скажите, какие выводы из нее могут сделать люди.

 

Над одним из Мазурских озер на огромном дереве раз­мещалось гнездо цапли. Экспериментатор оборудовал на берегу озера кормушку, в которой всегда была рыба, так

 

 


 

 что цапли, когда вылупились птенцы, не должны были искать себе корм в озере, а пользовались кормушкой.   

Цапли кормят своих птенцов, вкладывая им корм в клюв. Но когда птенцы подрастают, взрослые цапли уже не могут обеспечить их пищей в достаточном количестве и выгоняют из родного гнезда, чтобы они сами нашли охотничьи угодья, которые должны быть по крайней мере за полкилометра от гнезда. Там молодые цапли вьют свои собственные гнезда.

В этом случае не было такой необходимости, и птенцов кормили до тех пор, пока они не стали взрослыми и не по­добрали себе пары. Они пристроили гнездо к гнезду роди­телей, а те по-прежнему кормили и не только их, но и вылупившихся новых птенцов. Так выросло пять поколений птиц, построивших гигантское гнездо-коммуну вблизи кормушки. Состарившаяся пара цапель - основателей рода - запихивала рыбу в клювы детям-цаплям, внукам-цаплям и правнукам-цаплям.

Но вот пара старых цапель умерла, а вслед за ними и вся птичья семья, не способная питаться самостоятельно, погибла от голода над кормушкой, полной рыбы.

(М. Вислоцкая. )

 

 

Ответ

 

Вывод для людей может быть такой: чрезмерная забота и опека, освобождая молодое поколение от забот, от необходимости обеспечивать себя, от повседневного труда, делает его нежизнеспособным и обрекает на гибель.

 

 

Задание 60

 

" Расшифруйте" предложение.                         

Лед держал его, но гнулся и трещал, и очевидно было, что не только под орудием или толпой народа, но под ним одним он сейчас рухнется.                              

 


 

Один из возможных ответов

 

На реке или на озере лед. На берегу находятся люди, скорее всего военные (с ними орудие). По-видимому, они вместе с орудием должны переправиться на другой берег. Но они не уверены, выдержит ли под ними лед. Вероятно, они посылают одного человека на разведку, чтобы узнать, каков лед и воз­можна ли переправа. И теперь, находясь на льду с опасностью для жизни (лед гнулся и трещал), он понимает, что переправа невозможна. Это понимают и люди на берегу (очевидно было).

(Предложение взято из романа Л. Н. Толстого

 " Война и мир". )

 

 

Задание 61

 

Продолжаем упражняться в " вычерпывании смысла". Прочи­тайте такую коротенькую фразу из рассказа А. П. Чехова.

 

Видно было, что ему дорого стоило его молчание.

1. Что означает выражение дорого стоило? Как эту же мысль можно выразить другими словами?

2. Если человек молчит, то по каким признакам мы можем заметить, что он страдает?

3. Придумайте (или вспомните) как можно больше вариантов поведения человека, его жестов, мимики (выражения лица), по которым было бы видно, что он страдает из-за своего вынуж­денного молчания.

 

Ответ

 

1. Были затрачены большие усилия, заплатил большую цену за что-то, приложил много сил...

2. Если человек молчит, то мы все равно можем многое уз­нать и о многом догадаться по его поведению, по жестам, по

 

 


 

 

выражению лица. В науке это называется невербальной коммуникацией, то есть бессловесным общением. На­пример, если кто-то покраснел - значит, ему стыдно или он смущен. А не приходилось ли вам самим, например, спе­циально зевать в знак того, что предмет разговора для вас скучен? Ситуации, когда человек что-то сообщает о себе без помощи слов, одним только своим видом, встречаются очень часто, буквально на каждом шагу. Нужно только уметь эти сообщения " читать".

3. Мы не можем, естественно, угадать, что именно вы придумали или вспомнили. Так что сравнивайте свои варианты с чеховскими.

В рассказе А. П. Чехова " Комик" происходит разговор между актерами провинциального театра, комиком и " инженю" (актрисой, которая играет роли простодушных, наивных девушек). Герой, которого зовут Иван Акимо­вич, хочет, но боится сказать актрисе одну штуку. Ему неловко: Скажешь вам спроста, без деликатесов... по-му­жицки, а вы сейчас и осудите, на смех поднимете...

Противоречие между " хочется" и " неловко" так отражается на поведении Ивана Акимыча:

возбужден, как-то странно смотрит, переминается с ноги на ногу,

подойдя к комоду, стал рассматривать ножницы и ба­ночку от губной помады,

тяжело вздохнул и крякнул. Видно было, что ему дорого стоило его молчание. Он стал красен как рак, и покри­вил рот в сторону... На лице его выражалось страдание...,

 на глазах выступили слезы с горошину величиной... Чтобы ответить на вопросы, поставленные в нашем зада­нии, больше ничего о героях рассказа знать не нужно. Но если вам стало интересно, про какую " одну штуку" комик боялся сказать (а ведь как страдал! ) и что решила про себя его собеседница-актриса, найдите и прочитайте рассказ. Он коротенький. И смешной.                   

Кстати говоря, чтение может оказаться и полезным. Мы уже рассказывали вам об установке: при восприятии

 


 

текста нельзя сосредоточиваться на каком-то одном пред­положении, или, как говорят, " зацикливаться" - чита­тельская установка должна быть гибкой. Рассказ А. П. Чехова - яркая и доходчивая иллюстрация этого явления.

 

 

Задание 62

 

Предскажите смысл предложения, если в нем есть слова не­смотря на.

 

 

Ответ

 

В этом предложении будет сказано о том, что проис­ходило, или происходит, или будет происходить вопреки чему-либо.

 

 

Задание 63

 

Из " рассыпанных" предложений составьте текст.

 

Почти все страны Европы объявляют Франции войну, но 14 революционных армий побеждают повсюду и зани­мают одну страну за другой.

Меж тем парижская гильотина (" национальная бритва" ) работает не переставая.

Собор Парижской Богоматери превращен в " Храм разума". Под конец террор поглощает и тех, кто его про­возгласил: последние слова Робеспьера в Конвенте:

" Республика погибла, разбойники победили". Парижане торжественно сжигают " дерево феодализма". На развалинах города, восставшего против революции, якобинцы велят воздвигнуть памятник - " Лион боролся против свободы - нет больше Лиона".

 


 

 Большинством в один голос Конвент приговаривает Лю­довика XVI к смерти.

Королевский дворец взят штурмом; 22 сентября 1792 года объявлен первым днем первого года новой эры.

 

 

Ответ

 

Парижане торжественно сжигают " дерево феодализма".

Собор Парижской Богоматери превращен в " Храм разума".

Королевский дворец взят штурмом; 22 сентября 1792 года объявлен первым днем первого года новой эры.

Большинством в один голос Конвент приговаривает Людовика XVI к смерти.

На развалинах города, восставшего против революции, якобинцы велят воздвигнуть памятник - " Лион боролся против свободы - нет больше Лиона".

Почти все страны Европы объявляют Франции войну, но 14 революционных армий побеждают повсюду и зани­мают одну страну за другой.

Меж тем парижская гильотина (" национальная бритва" ) работает не переставая.

Под конец террор поглощает и тех, кто его провоз­гласил: последние слова Робеспьера в Конвенте: " Респу­блика погибла, разбойники победили".

(Эйдельман Н. Последний летописец. - М., 1983. - С. 36. )

 

В этом тексте возможна и другая последовательность пре­дложений. Обратите внимание: почти каждое из них начинается с красной строки. Значит, сцепления между ними очень незначительны. Это и дает возможность монтировать текст по-разному, не искажая общего смысла отрывка.

 

 

Задание 64          

 

Прочтите приведенные ниже отрывки из стихотворений разных поэтов. В каждом из них встречается словно ночь. Определите, в

 


 

каких текстах оно использовано в значении " часть суток" (в своем прямом значении), а в каких - в новом, более глубоком, пе­реносном.

 

Какое счастие: и ночь, и мы одни!

(А. Фет. )

Неустанно ночи длинной

Сказка черная лилась,

И багровый над долиной

Загорелся поздно глаз.

(И. Анненский. )

 Я помню ночь, как черную наяду,

В морях под знаком Южного Креста...

(Н. Гумилев. )

Ты посмотри, какая в мире тишь!

Ночь обложила небо звездной данью.

(В. Маяковский. )

С каждым днем все диче и все глуше

Мертвенная цепенеет ночь.

Смрадный ветр, как свечи, жизни тушит:

Ни позвать, ни крикнуть, ни помочь.

(М. Волошин. )

Мне не надо пропуска ночного,

Часовых я не боюсь.

За блаженное бессмысленное слово

 Я в ночи советской помолюсь.

(О. Мандельштам. )

Мне раз еще увидеть суждено

Сверкающее это полотенце,

Божественную перемычку счастья,

 И что бы люди там ни говорили

-Я доживу, переберу позвездно

Перечитаю их по каталогу,

Перечитаю их по книге ночи.

(А. Тарковский. )

 


 

 Ответ

 

Слово ночь употребляется в буквальном смысле (в зна­чении " часть суток с вечера до утра" ) в стихах Гумилева и Фета. А у Маяковского ночь уже образ: олицетворение, потому что облагать данью может только человек.

В стихах Анненского и Тарковского слово ночь употре­бляется в переносном значении. Заметьте сходство метафор сказка ночи и книга ночи. Уподобление неба книге, тексту, а звезд - буквам встречается в поэзии не так уж редко: Была ему звездная книга ясна (Е. Бара­тынский), И в печальные строфы / Слагаются буквы созвездий (В. Брюсов), Истина сказана в звездном мерца­нье. / Книгу небес мы читаем сквозь воздух (Ю. Мориц).

В строках Мандельштама и Волошина слово ночь имеет глубокий переносный смысл. Выяснению и объяснению этих смыслов посвящены отдельные задания (144 и 162). Смотрите также задание 133, в котором комментируется строка И. Бродского " Ночь. Переулок. Мороз блокады... ".

 

 

Задание 65

 

Прочтите текст.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...