Глава 5. Исторические фантазии и реалии 12 глава
Тем временем, по указанию из ЦК КПСС, 21 ноября 1990 года Совет по делам религий при Сомине СССР отменил свое предыдущее решение о передаче двух наиболее известных храмов Карабаха Гандзасар и Амарас христианам Арцаха.26 Это было сделано по требованию Совмина АзССР, который ранее обратился в Совет по делам религий при Совмине СССР с требованием отменить «принятые в нарушение суверенитета республики решения Совета» по вопросу «передачи памятников истории и культуры Азербайджана» и усиленно лоббировал в Москве вопрос отмены решения о передаче храмов карабахским верующим. Напомним читателю, что это произошло в то время, когда в СССР так много говорилось о правах верующих, а в других регионах страны массово передавали церкви ранее закрытые, недействующие храмы. Однако в Нагорном Карабахе, подвергавшемся блокаде и тотальному террору со стороны Азербайджана и Кремля, разговоры о правах человека, в том числе о свободе совести, были просто пустым звуком. По иронии судьбы, фамилия партийного чиновника, руководившего Советом по делам религий и выполнявшего волю Баку и ЦК КПСС о лишении верующих Карабаха храмов, была... Христораднов! «Как я оцениваю позицию Совета по делам религий? Христораднов, который является председателем этого совета – партийный функционер, назначенный на это место, – сказал в интервью московской газете «Армянский вестник» народный депутат СССР от НКАО Борис Дадамян. - Партийный функционер подписывает документы не сообразно исторической справедливости, а поддерживая линию партии в конкретный политический момент. Вы же не будете отрицать, что дискриминация армянского народа осуществляется не только Советом по делам религий, но и ЦК КПСС. Сам Президент занимается этой неблагодарной деятельностью».27
А вот некоторые цитаты из откликов ряда деятелей религии и культуры бывшего СССР на отчуждение карабахских армян от их наиболее известных духовных святынь. Отец Иозеф Гунчага, помощник настоятеля костела св. Людовика в Москве: «Мне кажется, что идет психологическая война против христианства в этих краях, чтобы сделать их жизнь более трудной, а в духовном смысле, может быть, и невозможной... Я слышал, что в Карабахе долгое время не было христианских храмов, но были мечети, и я боюсь, что если эти храмы попадут в руки врагов христианства, то могут быть уничтожены»28. Клара Халлик, народный депутат СССР, ведущий научный сотрудник Института философии, социологии и права Академии наук Эстонии, бывший член Комиссии ВС СССР по Нагорному Карабаху: «Решение Совета по делам религий – это попытка прибавить к уже существующему в регионе противостоянию новый конфликт, уже на конфессиональном уровне, что крайне безответственно, просто провокационно в политическом отношении. Это - посягательство на самые святые права людей, попытка унизить армянское население Нагорного Карабаха. Похоже, что те, кто принял столь провокационное решение, уверены, что нынешнее – фактически военное положение в Нагорном Карабахе будет продолжаться до бесконечности... Это грубое оскорбление религиозных чувств армянского, то есть христианского населения. Попытка лишить армян Нагорного Карабаха их святынь настолько вопиюща и беспрецедентна, что и не нуждается в особых комментариях»29. Александр Огородников, председатель Христианско-Демократического Союза (ХДС) России: «Беспрецедентное решение, которое кроме как возбуждения религиозной розни, ненависти, ничего иного не принесет... Отдали на растерзание армянскую национальную святыню в ситуации, когда армянский народ Карабаха борется за право жить на своей скромной территории... Это удар, посягающий на веру, это духовный геноцид армян, как продолжение геноцида»30.
Однако этот геноцид продолжался. Пользуясь Советской армией как собственным карательным корпусом с молчаливого согласия Москвы, Азербайджан в апреле-августе 1991 года начал силами союзных войск и республиканского МВД операцию по депортации армян из Карабаха. В ходе операции, получившей название «Кольцо», было изгнано население 24 сел Ханларского, Шаумянского, Шушинского и Гадрутского районов Нагорного Карабаха. Сотни людей были убиты и ранены, тысячи ограблены и изгнаны из своих домов, а их села были разграблены, опустошены и отданы переселенцам-азербайджанцам для последующего заселения.31 В ходе военных акций против мирных жителей судьбу последних разделили и их храмы. 1 мая 1991 г. в ходе погрома и депортации Советской армией, внутренними войсками и отрядами ОМОН Азербайджана армянских сел Геташен и Мартунашен Ханларского района выстрелами прямой наводкой из танковых орудий уничтожена расположенная близ села Геташен церковь монастыря Егникасар (Оленья гора) VIII века. В Гадрутском районе Карабаха, в депортированных армянских селах были разрушены и осквернены церкви: в селе Доланлар - церковь Сурб Аствацацин XIX века; в селе Хандзадзор - церковь Сурб Ованес, 1698 г. постройки; в селе Баназур - церковь Сурб Аствацацин; в селе Цамдзор - церковь XVII века; в селе Аракел (Аракюль) - церковь Мариам Аствацацин, построенная в 1902-1907 гг. (один из наиболее известных в Арцахе памятников поздней, современной церковной архитектуры). В указанных селах, а также в населенных пунктах Цор, Джраберд, Караглух, Арпагядук, Бинятлу, Джилан, Спитакашен, Петросашен осквернены кладбища, хачкары (крест-камни) и ряд других памятников. В июле-сентябре 1991 года в занятых частями Советской армии и МВД Азербайджанской ССР селах Манашид, Эркеч и Бузлух Шаумянского района были осквернены и разрушены расположенные в этих селах средневековые церкви, отреставрированные на средства местных жителей в 1990-1991 гг. После провала в августе 1991 года коммунистического путча в СССР ситуация в Нагорном Карабахе стала меняться. Советская Армия и внутренние войска постепенно прекратили свое вмешательство в конфликт между Нагорным Карабахом и Азербайджаном на стороне последнего. В Карабахе были воссозданы органы власти, легализованы вооруженные отряды самообороны, провозглашена Нагорно-Карабахская Республика (НКР). В декабре 1991 года, на основании действовавшего тогда законодательства бывшего СССР в НКР был проведен всенародный референдум, в ходе которого подавляющая часть населения края высказалась за независимость от Азербайджана. Последний, сформировав собственные войска на базе дислоцированной в АзССР 4-й армии вооруженных сил СССР, начал войну против Карабаха. Эта война, как известно, продолжалась с осени 1991 года до мая 1994 года с переменным успехом.
8-9 мая 1992 г. карабахские силы самообороны штурмом взяли город Шушу. Сразу же после освобождения города началось восстановление храма Христа Спасителя (известного также как церковь Казанчецоц), в котором азербайджанские солдаты, обстреливавшие из Шуши Степанакерт, складировали боеприпасы для реактивных систем залпового огня (РСЗО) БМ-21 «Град». Летом 1992 года азербайджанские войска оккупировали весь Шаумянский и почти две трети Мардакертского района НКР, подвергнув разрушению многочисленные населенные пункты, в том числе десятки церквей и кладбищ. И сегодня Шаумянский район остается под оккупацией; по имеющимся сведениям, в районе практически завершено разрушение армянских церквей и историко-культурных памятников. Сильно пострадали храмы и иные памятники архитектуры в приграничных населенных пунктах Аскеранского, Гадрутского и Мартунинского районов НКР, подвергавшихся обстрелам азербайджанской артиллерии, авианалетам. Некоторые из этих сел оказались в зоне боев, временно находились под азербайджанской оккупацией, сопровождавшейся повальным разрушением зданий, культовых сооружений, осквернением кладбищ. В ходе боевых действий азербайджанские войска регулярно подвергали ракетно-бомбовым и артиллерийским ударам города и села края; удары целенаправленно наносились и по храмам. Например, летом 1992 года бомбардировке 500-килограммовыми бомбами с боевых самолетов подвергся храм Гандзасар, - был разрушен ряд строений храмового комплекса, лишь по воле Божьей сам храм не пострадал.
Невозможно еще точно подсчитать размер ущерба, который понесли материальные памятники христианской армянской культуры Карабаха в ходе навязанной Азербайджаном войны. Шаумянский район НКР полностью, а Мардакертский и Мартунинский НКР - частично все еще оккупированы войсками Азербайджана. Ясно одно, - потери эти огромны и во многом невосполнимы. Мало сведений об армянских храмах и иных памятниках материальной культуры в Северном Арцахе, откуда армянское население было изгнано еще в 1988-1990 гг. По данным исследователя армянской архитектуры Самвела Карапетяна, в 2006 году в селе Чирагидзор Дашкесанского района была разрушена церковь Святой Богоматери, а в 2007 году в селах Мирзик и Восканапат Ханларского района были полностью разрушены армянские церкви XVII века32. Ведь на протяжении всех последних лет властями Азербайджанской Республики уничтожались все следы материальной культуры исконных хозяев этих территорий - армян. Не кто иной, как сам президент АР Ильхам Алиев, выступая с речью по случаю 60-летия азербайджанской Академии наук, заявил: «Армяне, являясь гостями, появившимися в Карабахе в 70-х годах XIX века, не имеют исторических прав на территории Нагорного Карабаха». А поскольку сами древние армянские храмы являются доказательством абсурдности подобных заявлений, они подлежат варварскому уничтожению. При этом поражает цинизм и бездействие европейских структур в связи с варварскими актами азербайджанской стороны. Так с 1998 года началось уничтожение крупного средневекового армянского кладбища в нахичеванской Джульфе (Джуге), где к тому времени еще насчитывалось около 3000 хачкаров и несколько часовен. Вандализм возобновился в 2003 году, а вопрос необходимости сохранения старинного кладбища неоднократно поднимался неправительственными организациями перед ЮНЕСКО и Советом Европы. В декабре 2005 года это армянское кладбище было окончательно разрушено силами местного гарнизона, а на его месте построено стрельбище. По требованию Республики Армения подкомитет Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) по вопросам культуры принял решение о направлении в регион миссии по оценке состояния памятников культуры. В распоряжение ПАСЕ были предоставлены фото и видеоматериалы о разрушении всемирно известного своими хачкарами кладбища Джульфы, сделанные с сопредельной территории Ирана.
Первоначально визит докладчика подкомитета Эдварда О’Хара был запланирован на май 2006 года, однако затем сроки визита миссии переносились на осень 2006 г., весну и лето 2007 года33. К июлю 2008 года, когда работа над этой книгой завершалась, «культуртрегеры» из ПАСЕ так и не добрались до региона. Они увязли в дипломатической переписке с официальным Баку, чьи капризы и ответные требования каждый раз являются поводом для очередного откладывания в долгий ящик визита миссии. Наконец, еще один яркий, совсем свежий пример попытки отчуждения азербайджанскими «учеными» армянских храмов от их создателей, - на этот раз уже в третьей стране. В июле 2008 года, по представлению властей Исламской Республики Иран, Комитет по всемирному наследию ЮНЕСКО включил в список объектов этого наследия три армянских монастыря на северо-востоке Ирана34. Факт, этот, кстати, наглядно демонстрирует, что уважение к культурному наследию соседей является категорией нравственной и вовсе не зависит от конфессиональных различий. Вскоре после известия о включении армянских монастырей в Иране в список всемирного наследия азербайджанские и армянские СМИ сообщили, что азербайджанские ученые и МИД этой страны готовят… протест в ЮНЕСКО, пытаясь «объяснить» миру, что монастыри, дескать, вовсе не армянские. Так, вопреки общеизвестным фактам известная своими фальсификациями вышеупомянутая Фарида Мамедова голословно заявила: «Сами эти три монастырских ансамбля не могут, строго говоря, считаться армянскими. Эти ансамбли в свое время были возведены сирийцами, выселенными из Малой Азии». А кандидат наук Лятифа Мамедова, и вовсе выдала: «Конечно же, все это полная ерунда. Я считаю, что в данном случае мы имеем дело с очередными происками международного армянского лобби, не более того»35.
Спасены и возрождаются
В 1993 году Армия обороны Нагорного Карабаха переломила ход войны и освободила большинство территорий НКР, заняв в ходе последующих боевых действий ряд прилегающих к ней районов Нагорного и равнинного Карабаха, входивших непосредственно в бывшую АзССР. Сегодня Армия обороны Нагорного Карабаха контролирует 8 процентов территории Азербайджанской Республики, в то время как последняя продолжает занимать 15 процентов территории НКР (образованной в 1991 г. путем объединения бывшей НКАО и примыкающего к ней Шаумянского района Нагорного Карабаха). Обнадеживает тот факт, что на территории края, контролируемой властями Нагорно-Карабахской Республики, духовная жизнь возрождается повсеместно. Силами населения, при поддержке властей НКР, помощи благотворительных организаций Республики Армения, армянской диаспоры и некоторых международных организаций восстанавливаются и открываются ранее отобранные и заброшенные храмы. В НКР действует возглавляемая архиепископом Паркевом Мартиросяном Арцахская епархия Армянской Апостольской церкви (ААЦ). В Шуше при епархиальном центре открыты специальные учебные заведения для детей. В открывающиеся церкви направляются священнослужители, хотя их еще не хватает. Рядом с монастырским комплексом храма Гандзасар закончено строительство семинарии. Немалая заслуга в этом и зарубежных религиозных организаций и объединений, в том числе организации «Международная христианская солидарность» («ChristianSolidarityInternational»). В храмах и церквях можно видеть все больше людей, особенно в дни Праздников. Важно и то, что на занятых в ходе военных действий исторических территориях Арцаха, ранее практически недоступных для армянских исследователей, - прежде всего в Лачино-Кельбаджарском регионе – выявлены, взяты на учет сотни памятников армянской христианской культуры. Исследователь Самвел Карапетян в ходе многолетних полевых исследований в этом и других регионах Нагорного Карабаха провел обмеры, описи и фотографирование этих памятников. В результате этой кропотливой работы на средства международной Организации по изучению армянской архитектуры был издан специальный труд на английском, армянском и русском языках36. Некоторые из вновь открытых и спасенных памятников были успешно отреставрированы, как, например, храм Цицернаванк (Ласточкина церковь) V-VII вв. в Лачинском, ныне Кашатагском районе Нагорного Карабаха. Кстати, этот выдающийся памятник армянского зодчества числится в уже упоминавшемся списке «азербайджанских» памятников Карабаха, опубликованном в бакинской газете «Зеркало» от 7 сентября 2001 года. Между прочим, он указан в качестве единственного «азербайджанского» памятника Лачинского района бывшей АзССР. Как говорится, комментарии излишни. Интересно отметить, что не только в этих, но и других перешедших под контроль карабахцев районах бывшей АзССР мусульманских культовых сооружений или не было вовсе, или они были относительно современными, то есть датировались прошлым веком. …25 ноября 1996 года в жизни жителей Карабаха произошло важное событие. Над восстановленным куполом храма во имя Христа Спасителя в Шуше, - стоявшего на протяжении 76 лет без креста и со снесенным куполом, торжественно, в присутствии большого числа людей, руководителей Нагорно-Карабахской Республики был водружен 5-метровый крест. Крест словно вознесся над огромным зданием храма, купол которого сегодня - как и в начале прошлого века - являет собой наиболее высокую точку городской застройки. Это укрепило надежду карабахцев на то, что духовная жизнь христиан армянского Нагорного Карабаха отныне не будет нарушена злой волей, откуда бы она ни исходила.
Глава 5. Исторические фантазии и реалии
«...Термин Азербайджан избран потому, что когда устанавливалась Азербайджанская республика, предполагалось, что персидский и этот Азербайджан составят одно целое... На этом основании было принято название Азербайджан, но, конечно, теперь, когда слово Азербайджан употребляется в двух смыслах - в качестве персидского Азербайджана и особой республики, приходится путаться и спрашивать, какой Азербайджан имеется в виду, Азербайджан персидский или этот Азербайджан...» Василий Бартольд, академик, востоковед «И в дальнейшем надо создавать такие произведения, чтобы они постоянно, в последовательной форме доказывали принадлежность Азербайджану земель, где ныне расположена Армения. Мы должны сделать это. Мы должны открыть дорогу будущим поколениям». Гейдар Алиев, президент АР, «Бакинский рабочий» 11 февраля 1999 года
Мифы о якобы имеющих место спорах об историческом первенстве армян или азербайджанцев в Закавказье лишены какой-либо не только научной, но и логической базы. Ибо в принципе невозможно ставить на одну доску исторические реалии и высосанные из пальца псевдоисторические доктрины, пусть и освященные на «самом верху» в период коммунистического беспредела в исторической науке. Нижеследующий случай из реальной жизни как нельзя лучше характеризует суть этих «исторических споров». Очередное заседание Минской группы СБСЕ по Нагорному Карабаху проходило летом 1992 года в Риме. Заместитель руководителя карабахской делегации Аркадий Гукасян - в последующем министр иностранных дел и президент Нагорно-Карабахской Республики, отличаясь остроумием и быстротой реакции, часто ставил оппонентов в неловкое положение. Пресекая рассуждения одного из членов азербайджанской делегации, заявившего, что Карабах-де всегда был частью Азербайджана, Гукасян резонно заметил, что нельзя говорить о Карабахе как составной части Азербайджана, коли Арцах или Карабах известен всему миру более тысячи лет, а Азербайджану всего-то чуть более 70-ти. В перерыве к Аркадию подходит Низами Бахманов, представлявший в бакинской делегации азербайджанцев Карабаха. Уже тогда взрослый дядька, бывший прораб Бахманов пробыл мэром Шуши всего две недели до взятия города карабахскими силами самообороны. Этот человек сильно уставал в зале переговоров, ибо мало понимал, что происходит вокруг, и вообще плохо говорил по-русски. Бахманов говорит Гукасяну, которого знал еще по прошлой, мирной жизни: «Слушай, Аркадий, зачем ты такое говоришь? Мой дед жил в Шуше, прадед 150 лет назад жил в Шуше, а ты говоришь, что Азербайджану 70 лет, да?!». Вечером Аркадий Гукасян идет на прогулку по Риму и натыкается на мост, на котором барельефно изображена карта Древнего мира, включая Римскую империю и Великую Армению. Гукасян возвращается в гостиницу, находит Низами Бахманова и говорит тому: «Низами, я был не прав: только что я видел в городе древнюю карту мира, и на ней есть Азербайджан!» Он объясняет Бахманову, как пройти до искомого места. Бахманов собирает азербайджанскую делегацию, и они направляются к указанному Гукасяном мосту. Приближаются к нему и… застывают в немой сцене!
Азербайджан как он есть
В советское время, особенно после Второй мировой войны, история Закавказья была извращена самым бессовестным образом. Средний советский человек, даже студент-историк, обучавшийся по препарированным коммунистами учебным пособиям, был уверен, что все три закавказские советские республики – Грузия, Армения и Азербайджан – были древними государствами, существовавшими под своими названиями не одно тысячелетие. Если бы тот же советский человек заглянул в зарубежные учебники (что было, по понятным причинам, практически невозможно), дореволюционные или первого десятилетия советской власти справочники и энциклопедии, он бы страшно удивился. Ибо он не нашел бы в них никакого Азербайджана севернее Аракса, - то есть на той территории Российской империи, а затем – Советской России, на которой была создана Азербайджанская ССР. Вот пример реакции на столь ошеломляющее открытие, взятый из статьи Андрея Сербы «Уральское казачество хочет быть в составе России», опубликованной в приложении «Содружество» к «Независимой газете» в апреле 1999 года. Автор, рассуждая о судьбах народов, отрезанных ленинско-сталинским волюнтаризмом от своих стран и народов и насильно присоединенных к совершенно чуждым национально-территориальным образованиям, рассматривает в качестве примера и Нагорный Карабах. «Заглянув в русский Энциклопедический словарь издания 1901 г., об Армении мы не узнаем ничего нового: страна существует с древнейших времен... Гумбольдт называл ее центром тяжести античного мира. Относительно Карабаха история свидетельствует, что он был заселен армянами как минимум за полтора тысячелетия до того, как в Закавказье появились первые кочевники-тюрки. А вот об Азербайджане из словаря можно приобрести прежде неизвестную информацию: «Азербейджан, или Адербейджан (степная страна), в древности Атропатена, провинция Персии; 104 000 кв. км с 1,5 млн. жителей, премущественно туркмен и курдов…» Вот он, дореволюционный Азербайджан – персидская провинция, не имеющая к России никакого отношения! Но кто же тогда обитал на территории, которую несколько последних десятилетий называли «Советским Азербайджаном», как и почему возникло это словосочетание?»1 Да и в первые десятилетия советской власти, - по крайней мере, в период существования Закавказской Федерации (ЗСФСР) – в советских справочных изданиях не скрывали, что Советский Азербайджан есть не что иное, как искусственное производное от провинции «Азербайджан» в соседнем с СССР Иране. Посмотрим, что говорится об Азербайджане в I-м томе (1932 г.) Малой Советской энциклопедии. «Азербайджан, 1) крупная сев. провинция Персии, площадь – ок. 104 тыс. км2. Ок. 1.500 тыс. человек. Главные города – Тавриз, соединен жел. дор. с СССР (через Джульфу), Урмия, Хой, Соудж-Булак, Ардебиль, судоходное озеро Урмия, реки Аракс и Кизил-Узен. А. связан шос. Дорогой Эрзерум-Трапезунд с Черным морем. Богатый фруктами район, хлопководство. Оживленные торговые сношения с СССР. Импорт – около 20 млн. р., экспорт - около 12 млн. р. 2) А. – см. Азербайджанская ССР»2. Итак, Азербайджан – провинция на севере Ирана. Азербайджан - трансформировавшееся сначала в арабской, а затем в тюркской транскрипции иранское название этой земли - «Атрпатакан». Последнее же происходит от греческого «Атропатена», то есть страна Атропата, сатрапа Александра Македонского, создавшего на развалинах былой империи государство, которое сатрап назвал собственным именем. Отметим, что ни в МСЭ, ни в дореволюционных изданиях, Азербайджан никогда не называется ни страной, ни государством. И это правильно, ведь Азербайджан - всего лишь историческая провинция государства Персия. Обратим внимание в той же МСЭ на статью, посвященную Армении: «Армения, горная страна между Малой Азией и Каспийским морем. Состоит из высоких горных хребтов. Много потухших вулканов (Арарат, Алагез и друг.). Между горными хребтами лежат высокие котловины или нагорные плато. Реки принадлежат к бассейнам Черного моря, Каспийского моря (Аракс) и Персидского залива (Евфрат). Имеются большие озера: Ван, Урмия, и сточные Гокча (Севан – прим. автора) и друг. Климат континентальный с суровыми зимами. Растительность по б. ч. степная. Местами распространены леса. Население – армяне, курды, азербайджанские тюрки и турки-османы. В политическом отношении А. разделена на три части: Армянскую ССР, Турецкую А. и Персидскую А.»3. И лишь на стр. 422 в статье «Армянская ССР» прочитаем об Армении советской. Как говорится, почувствуйте разницу! Армения – «страна между Малой Азией и Каспийским морем»; Азербайджан – «северная провинция Персии». Оказывается, Армянская ССР являет собой лишь небольшую часть страны Армении. Оказывается, реки Аракс и Евфрат (а также Тигр и Кура) берут свое начало в стране Армении, и там же расположены озера Ван и Урмия, которые на политической карте относятся соответственно к Турции и Ирану. Что не кажется чем-то удивительным: ведь страна Армения «в политическом отношении разделена на три части: Армянскую ССР, Турецкую Армению и Персидскую Армению». Весь этот набор школьной информации является откровением лишь для людей, воспитанных в советское время и лишь по советским же учебникам. По крайней мере, до середины 1930-х все эти сведения умещались в багаже любого более или менее образованного человека. О дореволюционном (до 1917 года) периоде и говорить не приходится. Представьте, что прошедшему гимназический и, тем паче, училищный курс истории дореволюционному россиянину кто-либо сказал, что Азербайджан расположен в российском Закавказье. Да он просто посчитал бы своего визави выжившим из ума! Ибо заявить такое было аналогично тому, чтобы сказать, что Афганистан находится в Туркестане… Вернемся вновь к Азербайджану и его населению, прочитав в том же томе МСЭ статью «Азербайджанские тюрки»: «азербайджанские татары, азербайджанцы, народ, населяющий юго-восточный угол Закавказья, а также Персидский Азербайджан». А.т. – народ сравнительно недавнего происхождения, создавшийся в результате слияния покоренных туземцев Вост. Закавказья и сев.-зап. Персии с завоевателями тюрками. Тюркская колонизация указанных областей началась вместе с завоеваниями турок-сельджуков в 11 в. Чрезвычайное усиление этой колонизации имело место в 13-14 вв. после монгольских завоеваний, нашествия Тамерлана и туркменских орд. Именно тогда тюрки массами оседают в Вост. Закавказье и сев.-зап. Персии. Постепенная тюркизация населения Вост. Закавказья наблюдается еще и ныне»4. Итак, как же случилось, что «юго-восточный угол Закавказья» в 1918 году получил название «Азербайджан», коим до того называлась исключительно северная провинция Персии? Ведь ни в одном историческом источнике, ни на каком языке вплоть до начала XX века в рамках Закавказья (т. е. севернее Аракса) не упоминается о существовании Азербайджана. Возьмем, например, изданный в 1936 году сборник документов «Колониальная политика российского царизма в Азербайджане в 20-60-х гг. XIX в.», посвященный территориям, вошедшим после советизации Закавказья в АзССР. К удивлению человека непосвященного, в 460-страничном сборнике, в который включены архивные документы русской администрации Закавказья, слово «Азербайджан» («Азербиджан») упоминается лишь единожды. И, разумеется, в отношении персидского Азербайджана5. Не правда ли странно: ни слова «Азербайджан» применительно к территориям, сведенным воедино в советском сборнике, посвященном политике царизма в Азербайджане? Впрочем, таковы были парадоксы коммунистической историографии. Между тем, прекрасно известно, что название «Азербайджан» применительно к территориям, вошедшим в 1920-е годы в АзССР, стало применяться лишь после 1918 года. А именно после установления на части этих территорий турецкого оккупационного режима в последний год Первой мировой войны и провозглашения так называемой «Азербайджанской Демократической Республики». Искусственность и политическая ангажированность этого были очевидны современникам. Вот что писал о создании марионеточного образования русский патриот, лидер Белого движения генерал Антон Деникин в своих «Очерках русской смуты»: «Все в Азербайджанской республике было искусственным, «не настоящим», начиная с названия, взятого заимообразно у одной из провинций Персии. Искусственная территория, обнимавшая лезгинские Закаталы, армяно-татарские Бакинскую и Елизаветпольскую губернии и русскую Мугань и объединенная турецкой политикой в качестве форпоста пантюркизма и панисламизма на Кавказе. Искусственная государственность, так как на этих землях, лежавших на пути великого переселения народов и подвергавшихся воздействию разнообразных культур сменявшихся завоевателей, жили всегда разрозненные мелкие племена, враждовавшие друг с другом и доныне еще сохранившие черты кочевого быта. Наконец, искусственно держалось и азербайджанское правительство: первоначально - волею Нури-паши, потом - генерала Томсона и в дальнейшем - просто по инерции»6. После захвата бакинских нефтепромыслов в середине сентября 1918-го у турко-германских союзников на короткое время появилась иллюзия, что война еще не проиграна, и на волне этой эйфории турецкие османские войска попытались предпринять «последний бросок на Восток», - к вожделенному мифическому Турану и вполне реальным землям Туркестана. А для этого нужно было владеть как российским Закавказьем, так и Азербайджаном, - то есть северной провинцией Персии, что позволило бы заиметь коммуникации для переброски войск в Закаспийский край и Туркестан. В Азербайджане турки завязли основательно, встретив ожесточенное сопротивление отступавших армянских частей, отдельных отрядов русских войск и вооруженных ополченцев из числа беженцев-армян и ассирийцев. В Закавказье успели больше. Оставив в тылу обескровленную крошечную Армянскую Республику, с которой турки вынуждены были заключить мирный договор «до лучших времен», и непокоренный Нагорный Карабах, османские войска бросились на Северный Кавказ, к Дербенту, в надежде поднять на джихад против «неверных» мюридов Дагестана и Чечни. Но было уже поздно: союзники сломили сопротивление турок в Палестине, фронт стремительно обрушился, и Османская империя капитулировала. Однако, проиграв войну на Западе и вынужденно уходя из Закавказья, турки возложили свои надежды на буферную «Азербайджанскую Демократическую Республику». Тысячи турецких офицеров, инструкторов и просто аскеров с начала оккупации Закавказья влились в ряды так называемой Кавказской мусульманской армии, ставшей прообразом армии АДР. Турецкие советники и получившие добрый заряд пантюркизма в Стамбуле, Казани и Бахчисарае лидеры закавказских татар встали у руля никем не признанной АДР, которую вскоре заняли англичане.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|