Глава 5. Исторические фантазии и реалии 13 глава
Последние имели собственные интересы в регионе, - прежде всего нефтяные, - и действовали по принципу «разделяй и властвуй». К тому же вчерашние союзники России по Антанте в войне с Тройственным союзом были лишь рады падению Российской империи и торопились погреть не совсем чистые руки у ее погребального костра. В интересах Лондона было поддерживать на окраинах империи антироссийские силы, к которым армян отнести было, ну, никак нельзя. Потому-то английское военное командование и предложило армянам Карабаха и Зангезура признать над собой власть мусаватистского Азербайджана. Что, в свою очередь, породило у последнего иллюзию возможности безнаказанного геноцида населения этих исконно армянских областей. Не прошло и года после ухода англичан, как в Баку вошли большевики. Аппетиты последних распространялись далеко за границы бывшей Российской империи. То есть не только на настоящий Азербайджан, но на территорию Персии в целом. Туда уже направлялись (десант в Энзели и т.п.) военные экспедиции с целью «экспорта мировой коммунистической революции». Сохранялась и надежда на советизацию постосманской Турции. В этих условиях «Азербайджанская Демократическая Республика» оказалась, как нельзя кстати, в качестве плацдарма для распространения коммунистической экспансии на юг и восток. Между прочим, тот же прием использовался Советами и впоследствии. И не только в том же северном Иране, где после Второй мировой войны уходящие из Ирана оккупационные советские войска создали и вооружили провозгласившие себя независимыми от Тегерана буферные Азербайджанскую и Мехабадскую республики. Другой яркий пример, - создание Сталиным накануне войны с Финляндией 16-й союзной республики - Карело-Финской ССР.
Готовясь же к возврату в лоно СССР Бессарабии, Сталин не только образовал, но и всячески укрепил в составе советской Украины, на левом берегу пограничного Днестра Молдавскую АССР, - плацдарм для броска в Бессарабию (будущую правобережную Молдавскую ССР). Так и получилось, что в первые десятилетия существования Молдавской ССР практически все руководящие ее кадры были выходцами из Приднестровья и ряда соседних регионов Украины… Исключительность Советского же Азербайджана заключалась в том, что он был искусственно создан на землях, никакого отношения к настоящему Азербайджану и вовсе никогда не имевших. Известный историк академик В.В. Бартольд уже в советское время писал в связи с этим: «...термин Азербайджан избран потому, что когда устанавливалась Азербайджанская республика, предполагалось, что персидский и этот Азербайджан составят одно целое... На этом основании было принято название Азербайджан, но, конечно, теперь, когда слово Азербайджан употребляется в двух смыслах - в качестве персидского Азербайджана и особой республики, приходится путаться и спрашивать, какой Азербайджан имеется в виду, Азербайджан персидский или этот Азербайджан...»7. Тот факт, что никакого Азербайджана в Закавказье не было вплоть до 1918 года, настолько очевиден, что даже самые маститые бакинские фальсификаторы и идеологи не могут что-либо возразить против него. Даже наиболее, на наш взгляд, подготовленный и опытный деятель азербайджанского агитпропа, руководитель департамента конфликтологии бакинского Института мира и демократии Ариф Юнусов явно дает в этом вопросе задний ход. Так, 17 декабря 2007 года А.Юнусов дал интервью информагентству «Day.Az», которое было посвящено «разбору» интервью директора Фонда «Возрождение Шуши» Григора Ованесяна, данному последним накануне тому же бакинскому информагентству.
Г-н Юнусов, владеющий предметом, наряду с пропагандистским выбросом очередных мифов, пару раз действительно «ловит» Ованесяна на распространенных в Ереване пропагандистских штампах и преувеличениях на карабахскую тематику. Вроде того, что относительно событий 23 марта 1920 г. в Шуше «говорить о гибели 30 тысяч армян в Шуше - это явная подтасовка, ибо, как показано выше, даже по российским статистическим данным видно, что тогда в Шуше вообще проживало 23 тыс. армян, и не все погибли в ходе тех трагических и кровавых событий». Однако когда речь заходит об интересующем нас вопросе, Юнусов ретируется под дымовую завесу демагогии: «Я уже устал читать «статьи» и «книги», а точнее пропагандистские опусы о том, что вообще не было до XX века такого народа, как азербайджанцы, а были мусульмане - всякие там персы, курды, татары и т.д.» Но если г-н Юнусов «устал читать пропагандистские опусы», может он представит хоть один реальный источник, подтверждающий существование в Закавказье такой страны, как «Азербайджан», и такого народа, как «азербайджанцы», хотя бы в начале XX века? Естественно, ни Ариф Юнусов, ни кто другой сделать этого не могут по той простой причине, что таких источников нет, и не могло быть в свете всего вышесказанного.
Подмена, опрокинутая в прошлое
Уникальность Советского Азербайджана заключалась также в том, что это образование, будучи искусственным, скроенным из разных земель и народов, в период вроде бы советских консолидации и «коренизации» новых социалистических наций, проводило вполне конкретную политику тюркизации. То есть ту же политику, которая велась в Кемалистской Турции, - государстве, сумевшем сохранить большую часть своих малоазиатских территорий благодаря военной и финансовой помощи большевистской России, но очень скоро отошедшей от прокоммунистической риторики и установившей фактически антисоветский курс. В идеологических лабораториях бакинского тюркизма уже в конце 1930-х гг. остро стала ощущаться потребность создания новой истории региона, известного еще какие-то 20 лет назад в качестве сборной солянки разноплеменных регионов и народов, но объединенного волей Кремля в «Советский Азербайджан».
Какими методами пытались экстраполировать на прошлое подмену географической идентификации «юго-восточного угла» Закавказья? Да самым простым. Все государственные и полунезависимые образования, когда-либо существовавшие в этом регионе Закавказья, произвольно объявлялись «азербайджанскими». Все государственные деятели, так или иначе связанные с современной территорией АзССР, в большинстве своем также объявлялись «азербайджанскими». Равным образом объявлялось «азербайджанским» и все культурное наследие, когда-либо существовавшее на этой территории. Это был беспрецедентный пример фальсификации, которому трудно найти аналог. Абстрагируясь от действительности, это примерно то же, как если бы власти СССР, заполучив по итогам Второй мировой войны Восточную Пруссию, объявили бы ее родиной русского народа. Хотя оснований на то у Москвы было бы куда как больше: ведь общеизвестно, что Пруссия была когда-то славянской землей. Однако, даже имея такие, казалось бы, весомые аргументы, никто в руководстве СССР все же не додумался объявить Кенигсберг «древним русским городом Царьгорском», а философа Иммануила Канта - «великим русским мыслителем»! Вот что писали известные российские ученые - доктор исторических наук Георгий Трапезников, канд. ист. наук Алла Тер-Саркисянц (ныне доктор ист. наук) и канд. ист. наук Михаил Мельтюхов - в работе «Исторические фальсификации с политической подоплекой», которая посвящена азербайджанским фальсификациям истории Закавказья. «Таким образом, налицо метод действия по принципу известной турецкой пословицы, гласящей: «город наш - и халва наша». То есть, что захвачено путем истребления и геноцида местного населения, - то мое, включая историю и культуру. Этот принцип активно применялся и применяется в Турции в отношении земель и исторических памятников культуры армян, греков, ассирийцев, а сегодня и курдов. В соответствии с этим методом в советское время пытались присвоить в Азербайджане памятники истории и культуры армян, персов, лезгин и др. народов.
Именно так фарсиязычный поэт Низами, одинаково почитаемый и в Иране, и в Таджикистане, был объявлен «азербайджанским», а труды его спешно переведены на азербайджанский язык, не имевший до начала 1920-х годов своей письменности. Поэт Физули, живший... в Северном Ираке, также объявлен «азербайджанским», и в честь него в конце 1950-х годов был переименован основанный русскими в прошлом веке карабахский райцентр Карягино... Не более чем смехотворны и попытки увязать принятые в Персии названия административно-территориальных образований «ханства» с никогда не существовавшим до 1918 г. «азербайджанским государством». Исходя из этого постулата, можно столь же смело утверждать, что значительные территории Средней Азии (например, Хивинское ханство и др.) были также «азербайджанскими землями». Исторические источники свидетельствуют, что закавказские ханства были разнородными по национальному составу: наряду с теми, где преобладали представители одного народа (как армяне в Карабахском ханстве), существовали ханства со смешанным населением, где наряду с автохтонными народами - армянами, лезгинами, удинами, талышами и др. - жили кочевые тюрки и курды, а некоторые их племена постоянно перемещались в поисках пастбищ по всей территории Закавказья и Северной части Ирана, - то есть Азербайджана настоящего, а не мнимого. Среди самих же ханов были люди самого разного этнического происхождения, в т.ч. армяне и грузины, принявшие ислам. Аналогичным образом тюркские топонимы, широко распространившиеся в Малой Азии и Закавказье после нашествия огузов, османов, племен ак-коюнлу и кара-коюнлу («белого и черного баранов»), а позже и взятые на вооружение русскими военными и картографами для унификации трудных для русского уха местных названий, отнюдь не являются каким-либо свидетельством исторической принадлежности указанных территорий кочевникам-тюркам. Исходя из этого, можно считать «азербайджанскими», «турецкими» и Дагестан, и весь Северный Кавказ, где имелось и сегодня имеется в наличии множество тюркских топонимов, и где многие народы именовались русскими чиновниками собирательным термином «татары», хотя ни по своему происхождению, ни даже по языку они часто не имели никакого отношения к тюркам»8. Дальше – больше. Советские и постсоветские азербайджанские ученые задались целью «доказать», что азербайджанские тюрки были автохтонным населением региона, а армяне-де были переселены в Закавказье, - то есть якобы в «Азербайджан», - на территории которого царизм и создал Армению, попутно осуществляя геноцид «азербайджанцев».
При этом с завидной легкостью были отвергнуты очевидные исторические факты. А именно, что Армения существовала на своем месте с незапамятных времен, - что и нашло отражение в известных исторических источниках древности: греческих, иранских, римских, арабских, грузинских, армянских и т.д. Что тюрки - османы, огузы и проч. впервые небольшими группами появились на территории Закавказья и Малой Азии в X-XI веках нашей эры. Что термин «азербайджанцы» в отношении кочевавших в Закавказье и ставших частично оседлыми сотню-другую лет назад тюркских и курдских племен появился лишь в советское время. И так далее. Естественно, фальсификация стала основным, если не единственным средством подобных «доказательств». Причем фальсификации подверглись даже ранее известные источники. В вышеупомянутой работе трех российских ученых читаем: «В 1959 году в Баку в издательстве Академии наук АзССР Институтом истории этой республики была издана рукопись Мирзы Джамала Джеваншира Карабагского «История Карабаха» на трех языках - фарси, русском и азербайджанском. Само произведение было написано в середине прошлого века на фарси. Русский перевод (сокращенный и вольный, как сказано в предисловии к изданию) был осуществлен А.Берже и напечатан в 1855 г. в издававшейся в Тифлисе газете «Кавказ» (N 61, 62, 65, 67, 68, 69). На азербайджанском языке произведение публиковалось впервые. Отметим, что современные азербайджанские ученые также сделали вольный перевод как на русский, так и на азербайджанский языки, поэтому в тексте появилось немало слов и географических терминов («Азербайджан», «азербайджанский»), которые, как это понятно любому историку, отсутствовали в фарсидском оригинале»9. То есть, спустя сотню лет в оригинальный текст задним числом произвольно «вбивались» названия и эпитеты, призванные доказать современному читателю, будто бы изложенные в рукописи события имели какое-то отношение к Азербайджану, бывшему-де территориально предшественником современной Азербайджанской ССР! Это примерно то же самое, как если бы современные учебники вкладывали бы в уста Александра Невского призыв «отразить вторжение Тевтонского ордена в Калининградскую область Российской Федерации», а Золотую Орду именовали бы Татарской или Башкирской республикой. Хотя и это сравнение еще слишком слабое: тевтонцы действительно вторглись когда-то в славянскую Пруссию, а разнородные тюркско-курдские племена кочевали по Азербайджану и другим территориям Персии, - включая и все Закавказье, - вовсе не задумываясь о том, где же в действительности их родина… Таким же образом задним числом стали корректировать старые карты и учебники. Эти фальсификации настолько прижились, что сегодня мало кто задастся вопросом, увидев в пособии или учебнике по истории, скажем, XIX века надпись «Азербайджан» на территории Закавказья, то есть севернее реки Аракс. Это и есть наследие «совка». Ведь, кажется, чему удивляться, если советские школьники начинали изучение курса «История СССР», - государства, возникшего в 1922 году на основе Советской России, - с Урарту и других древнейших государств, иные из которых находились вне территорий, вошедших в XX веке в Советский Союз? В независимой Азербайджанской Республике пошли куда как дальше, чем это было в АзССР. Ниже приведем всего лишь два примера «научных изысканий», которые не оставляют никаких сомнений в их полном соответствии «генеральной линии». В январе 1999 года азербайджанский официоз - информационное агентство «АзерТадж» сообщило о выходе первых двух томов «фундаментального 7-томного издания «История Азербайджана», подготовленных коллективом ученых Института истории АН республики». «Наши ученые, - сообщал «АзерТадж», - неопровержимыми документами, основанными на новых археологических находках, доказали, что Азербайджан является одним из самых древних мест поселения человека и культурным центром, возраст нашей истории – более полутора миллионов лет»10. В 1999 году во многих странах Среднего Востока отмечался 1300-летний юбилей эпоса «Китаби-деде Горгуд», написанного на фарси и почитаемого в качестве национального в Иране, в Средней Азии. В Баку прошло торжественное заседание госкомиссии АР под председательством Г.А. Алиева, посвященное этому событию. Вот некоторые фрагменты из выступления на этом заседании ректора Нахичеванского университета И.Габиббейли. «Присутствие в Нахичевани названий мест, упоминаемых в «Деде Горгуде», говорит о том, что наш Горгуд-баба поставил свою печать, тюркско-азербайджанскую печать на эту землю. А это может послужить хорошим ответом тем, кто и сегодня претендует на наши земли, лживым, живущим грезами армянским историкам и шовинистам… Для того, чтобы доказать, что территория надуманного армянского государства, объявившегося в конце XIX и реализованного в XX веке, является древней землей Азербайджана, одним из важных факторов является изучение топонимов из «Деде Горгуда» в Армении… Азербайджанский вариант этого (эпоса – прим. автора) является более древним, и он даже повлиял на созданную до нашей эры «Одиссею» Гомера… А это дает возможность обосновать, что история азербайджанского народа, создавшего дастан, простирается еще глубже»11. Возникает вопрос: не хочет ли автор, демонстрируя очевидную абсурдность подобных псевдоисторических изысканий, сказать, что современное государство Азербайджанская Республика не имеет права на существование? Конечно же, нет. Вопрос совсем в другом. Во-первых, искусственные границы этого прежде административного образования в составе СССР не могли при развале СССР, и не могут ныне считаться «незыблемыми». Ибо проведены они были вопреки воле насильственно включенных в АзССР народов: армян, лезгин, аварцев, талышей и других автохтонов региона, исконно проживавших на своих исторических землях. Проведены не договорами и соглашениями с этими народами и соседними республиками, а волюнтаристскими решениями партийных инстанций третьей страны - Советской России. И, во-вторых: исходя из вышеприведенных фактов, какие-либо звучащие из Баку утверждения о том, что та или иная спорная или самоопределившаяся территория бывшей АзССР является «исконной территорией Азербайджана» являются априори ложными и не могут рассматриваться в качестве аргумента о принадлежности Азербайджанской Республике как самих этих территорий, так и культурного наследства населяющих их народов.
Кто куда и откуда переселялся?
Факт опрокинутой в прошлое территориальной подмены персидского Азербайджана новоявленной советской Азербайджанской республикой столь показателен, что, опираясь только лишь на один этот факт, можно с легкостью развенчать все современные пропагандистские домыслы официального Баку и стоящей за ним Анкары. Однако обратимся и к конкретным фактам. Известно, что азербайджанская пропаганда голословно развивала и развивает две взаимоисключающие версии. Во-первых, что армяне переселились в Нагорный Карабах после 1828 года. Во-вторых, что армяне, жившие до того периода в Карабахе, были не армянами, а «албанцами»-христианами и представляли меньшинство. Посмотрим, что говорит на этот счет не бакинская пропаганда, а исторические источники. Античные источники констатируют, что во времена армянских царей Арташеса и Зареха (II век до н.э.) и позднее - во время Страбона (I век до н.э.)12 население Армении было однородным по языку. Арцах (Карабах) был составной частью Армении, что подтверждается и другими древними авторами: «Великая Армения ограничивается с севера частью Колхиды, Иверией и Албанией по вышеуказанной линии, проходящей через реку Кир (так именовалась Кура в древнегреческих и римских работах - прим. автора)»13. «Это племя (албанцев), расселившееся по кавказским горам, доходит, как сказано, до реки Кира, составляющей границу Армении и Иверии»14. Византийский император Константин Порфирородный (913-959 годы), направляя письмо на имя князя Хачена (одно из названий Арцаха, позже ставшее названием одного из княжеств-меликств Нагорного Карабаха), адресует его «в Армению»15. Побывавший в начале XV века в Карабахе немец Ганс Шильтбергер отмечал, что равнинный Карабах «лежит в Армении»16. В VII веке Арцах (известный также по греческим источникам как «Орхистена») был не только этнически армянской провинцией, но и имел свой диалект армянского языка, о чем свидетельствует Стефан Сюнеци17. Персидский анонимный географ начала XIII века также отмечает, что население Хачена «есть армянское» - «армани анд»18. О том же говорят и грузинские источники19. Этнический состав населения Карабаха не претерпел каких-либо существенных изменений и в последующие века. Вот некоторые данные о населении армянского Арцаха в XVIII веке и его динамике, отразившей период войн и нашествий турок, персов и кочевых тюркских племен и многократное сокращение численности населения края вследствие его гибели в ходе войн и эпидемий, а также вынужденного переселения части карабахцев за пределы края. Согласно посланию карабахских меликов (князей) Екатерине I от 1725 г., в каждом из 6 магалов (округов) Карабаха насчитывается 30, 40, 50 селений, в которых по 600, 500, 400, 200, 100, 50 дворов20. В записке грузинского царя Ираклия II от 1769 г. говорится: «Хамс (т.е. 5 меликств Арцаха) составляет владение... народ весь армянского закона, в том владении находится армянский патриарх»21. Сами названия многочисленных документов из Центрального Государственного архива древних актов (ЦГАДА), Архива внешней политики России (АВПР), других архивов бывшего СССР (ныне российских и ряда стран СНГ), содержащихся в Актах Кавказской археографической комиссии (АКАК), однозначно свидетельствуют об армянском характере Нагорного Карабаха на протяжении всего XVIII века. То есть в период, когда, по мнению бакинских фальсификаторов истории, в крае то ли вообще не было армян, то ли это были не армяне, а какой-то другой народ. Приведем лишь названия некоторых из этих документов, которые говорят сами за себя. «Донесение Минаса Вардапета о результатах поездки в Персию по поручению Петра I и, в частности, о численности армянского населения Карабаха» от 14 марта 1717 г. «Грамота Петра I армянскому народу о готовности России принять под свое покровительство армян Карабаха» от 3 июня 1723 г. «Обращение карабахских меликов к Петру I о готовности армянского населения силой оружия поддержать приход русских войск» от 5 марта 1724 г. «Свидетельство британского путешественника и купца Джонаса Ханвея об армянских укрепленных районах – сигнахах», зима 1727 г. «Заявление юзбаши Тархана в коллегии иностранных дел России о борьбе армян с турецкими завоевателями и о желании оставаться на своей родине – Карабахе», 21 октября 1729 г. «Фирман турецкого султана управляющему шекинской провинцией о наступлении на армянские укрепленные поселения – сигнахи с целью их уничтожения», март-апрель 1731 г. «Донесение барона Петра Шарифова императрице Анне Иоанновне о возможности при помощи армян завладеть малой Арменией, именуемой «армянским сигнаками», 14 сентября 1733 г. Эти и многие сотни других архивных документов собраны в вышедшем недавно в свет сборнике документов «Нагорный Карабах в международном праве и мировой политике»22. Составитель и ответственный редактор сборника – известный российский юрист-международник, профессор Юрий Георгиевич Барсегов23. Любопытная деталь открылась в ходе подготовки данного сборника, при работе с документами в общем зале Российской Государственной исторической библиотеки. Оказалось, что в некоторых томах АКАК, - а это толстенные и впечатляющие своим форматом фолианты, - многие посвященные Нагорному Карабаху документы были варварски вырваны неизвестной рукой. О чем пришлось ставить в известность руководство библиотеки и обращаться в зал, недоступный для студентов и аспирантов. А как считают составители сборника, именно студенты и аспиранты из Азербайджанской Республики направляются на темные дела по хищению документов из библиотек. Опять-таки, эта тактика не нова: именно так действовали в 1960-1970-х годах турецкие студенты и исследователи в архивах ФРГ, «изымая» из них документы, посвященные геноциду армян в Турции в 1915-1923 гг. Изымали до тех пор, пока немецкие власти не всполошились и не ужесточили контроль в научных библиотеках и архивах… Возвращаясь к главному предмету разговора, следует отметить, что именно по причине многочисленного и практически однородного армянского населения края российские монархи рассматривали Нагорный Карабах как базу для восстановления на Кавказе армянского государства как вассала Российской империи. В 1783 г. Г.А. Потемкин в своем рапорте Екатерине II сообщает: «Не имев еще повеления в. и. в., я дал резолюцию ген.-пор. Потемкину об Ибраим-хане Шушинском, сближающую его к повиновению. Тут предлежит разсмотрению, чтобы при удобном случае область его, которая составлена из народов армянских, дать в правление национальному и чрез то возобновить в Азии христианское государство, сходственное высочайшим в. и. в. обещаниям, данным чрез меня армянским меликам»24. В указе Павла I от 1797 г., там, где речь идет о численности армянского населения Нагорного Карабаха на тот момент, называется цифра в 11 тысяч семей25. В начале XIX века, вследствие пережитых войн, нашествий, междоусобиц, эпидемий и неурожаев, а также вынужденного переселения части карабахцев и их меликов в Грузию и Ширван26, количество армянских семей Арцаха сократилось. Так, в 1823 году на территории бывшего Карабахского ханства армян насчитывалось до 5107 дворов27. Здесь следует напомнить, что собственно карабахская провинция охватывала не весь горный армянский край, а лишь те его территории, которые входили во второй половине XVIII века в Карабахское ханство. Таким образом, в «Описании» не учитывается население северной части Арцаха, - предгорий и гор Малого Кавказа, входивших до прихода России в Закавказье в состав другого персидского ханства – Гянджинского. Учитывая традиционно большой размер армянских патриархальных семей (в среднем не менее 10 человек), в которых совместно проживали представители трех-четырех поколений, а также принимая во внимание, вероятно, несколько преувеличенные данные о числе домов в Карабахе, приводимые в письме меликов Екатерине I, можно получить, хотя и весьма приблизительную, динамику численности населения края в XVIII - начале XIX веков, свидетельствующую о том, что за какие-то сто лет его армянское население уменьшилось с нескольких сот тысяч до 50-60 тысяч человек. Об этом говорят и статистические данные времен русского господства. Так, по данным на 1823 год, население нагорной части территории Карабахской провинции, примерно соответствовавшей территории НКАО, составляло всего лишь 36490 человек. Из этого числа армяне составляли 84,6%, или 30850 человек; татары - 14,7%, или 5370 человек28. Как видно из приведенных данных, даже после столетия перманентного сокращения числа армян в Нагорном Карабахе вследствие войн, эпидемий и вынужденных миграций, коренное армянское население по-прежнему составляло подавляющее большинство его жителей. Но что же тогда насчет «великого переселения» армян в Закавказье в XIX веке? Ведь, по логике руководителей современной Азербайджанской Республики, армяне якобы «были переселены из Персии и Турции в Азербайджан, в том числе и в Карабах»29. «После подписанных между Россией и Ираном Гюлистанского и Туркманчайского мирных договоров на исторических азербайджанских землях началось массовое заселение армян, на юге Кавказа проводился курс на создание армянского государства. В то же время был осуществлен процесс изгнания, депортации азербайджанцев со своих исконных земель», - заявил Гейдар Алиев в своем «Обращении к азербайджанскому народу» в марте 2000 г.30 Председатель Милли меджлиса АР М. Алескеров 1 апреля 2001 года в ходе презентации в Милли меджлисе книги «Трагические страницы нашей истории: геноцид» заявил, что «геноцид азербайджанцев совершается с начала XIX века — с периода подписания между Россией и Ираном Гюлистанского и Туркманчайского договоров, со времени переселения армян из Ирана и других стран Ближнего Востока в Азербайджан, в частности, в Карабах, Иреван (так в Баку называют Ереван – прим. автора) и Нахчыван». Исторической науке хорошо известно, что на протяжении XVI и XVII веков сотни тысяч армян были насильственно выселены персидскими властями из Закавказья в Иран, главным образом для развития ремесел, земледелия, строительства и торговли. Особенно широкие масштабы этот процесс приобрел в начале XVII века при Шахе Аббасе Великом. В шахской Персии появились целые города и множество поселений армян. После вхождения Закавказья в состав России в 1813-1828 гг. потомки части этих людей вернулись обратно в Армению в конце 1820-х - начале 1830-х годов XIX века. В Туркманчайском мирном договоре между Россией и Персией, который закрепил переход к России часть Закавказской Армении, ранее административно разделенной на два персидских ханства – Эриванское и Нахичеванское, была особая статья 15. Этой статьей всем жителям и чиновникам «Аддербиджанской области» был предоставлен годичный срок для свободного перехода со своими семействами из персидских областей в российские и для вывоза и продажи недвижимого имущества; касательно же недвижимого положен был срок пятилетний.
Переселению из персидского Азербайджана в Российское Закавказье активно способствовал российский посол в Персии Александр Грибоедов, который в результате этого и пал жертвой разъяренной тегеранской черни. В 1831 году в Москве была издана книга известного тогда русского писателя-публициста Сергея Глинки «Описание переселения армян аддербиджанских в пределы России с кратким предварительным изложением исторических времен Армении». Отпечатанная в типографии Лазаревского Института Восточных языков, книга была призвана не только способствовать выводу христиан из-под власти магометанской Персии, - который автор расценивает как «доселе единственное в своем роде событие в летописях всемирных», - но и ознакомить русского читателя с историей Армении. Одним из организаторов переселения армян из Персии в Россию был полковник Лазарь Екимович Лазарев (Газарян), происходивший из известной дворянской армянской фамилии, обосновавшейся в Москве при Екатерине Великой. Лазаревы известны во многом благодаря созданному ими Лазаревскому Институту восточных языков (ЛИВЯ), - кузнице дипломатических кадров России на Востоке. В своем отчете командиру Отдельного Кавказского корпуса, Генералу от инфантерии, Генерал-адьютанту и кавалеру Графу Паскевичу Эриванскому полковник Лазарь Лазарев сообщал, что с 26 февраля по 11 июня 1828 года было переселено 8249 семейств31. Общепринятой в исторической науке считается цифра в 40 тысяч армян, переселенных из Азербайджана, и в целом из Персии в ставшее российским Закавказье. Подавляющее большинство из них поселены были в центре Восточной Армении – в Эриванском и Нахичеванском ханствах, где армянское население значительно уменьшилось в предыдущие два столетия вследствие войн и выселений в глубь Персии. Эти бывшие персидские ханства стали основой для создания так называемой Армянской области, - представлявшейся тогда началом реализации проекта по возрождению армянской государственности под сенью Российской империи. Впрочем, очень скоро область была превращена в обычную губернию, получившую название Эриванской.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|