Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Танки. Лебединая песня. Давайте прочитаем этот текст. Еще раз вместе




Танки

Писал японские танки                    

О небе, о детстве счастливом.

Прошли под окошком танки   

Прямо по вишням и сливам.       

Когда громыхают танки,

 Не звучат японские танки.

 

Задание 73   

      

Прочтите текст.

Лебединая песня

Джимми никогда не видел Ниагарский водопад, и отец,

 

 


 

едущий по делам в Буффало, взял его с собой. Отец кончил дела, и в два часа они уже стояли на самом краю пропасти.

Столб туманной мглы, сверкающие радуги, гигантские потоки воды - все кружилось перед глазами Джимми, как в чудесном сне. Вдруг до них донеслось далекое, но чистое музыкальное эхо, словно свист сотни ртов. Это летели птицы. На спокойные воды, обманчиво притихшие над водоворотами, опускались один за другим прекрасные белоснежные лебеди. Они смертельно устали, а притаив- шийся поток готовил им западню. " Джимми! - закричал отец, - они погибли! Они не видят опасности, а если бы увидели, у них не хватило бы сил подняться выше".

Бешеный гигантский поток подхватил доверчивых птиц и с неистовой силой увлек их к самому краю водопада. Мальчик зажмурился и бросился ничком на камни. Когда он открыл глаза, река была пуста.

 Отец с сыном опустились к ледяному мосту. Перекрывая яростный шум водопада, несся жалобный предсмертный крик белоснежных птиц и возгласы собравшихся зрите­лей.

На ледяном обрыве лежала истекающая кровью, переби­тая стая - все, что осталось от великолепного отряда. Их искалеченные тела, предсмертные судороги могли бы растопить даже каменные сердца.

Толпы людей, кто с камнями, кто с палками добивали беспомощных птиц. Они выхватывали их друг у друга, ссорились. Джимми заметил, что несколько лебедей не пострадали, но прежде, чем он успел до них добраться, взрослые люди забили их насмерть. " Перестаньте! - кри­чал Джимми. - Отпустите их! " - " Как бы не так! - рявк­нул здоровенный мужчина. - Эти птицы стоят двадцать долларов за штуку! Я заберу их всех! " Последние из тех, что пытались подняться, одна за другой падали на землю, пока не остался один-единственный лебедь. Джимми ки­нулся к жертве и загородил ее своим худеньким детским телом от занесенной дубинки.

 


 

 Так случилось, что спасти эту прекрасную птицу удалось маленькому мальчику. Он завернул ее в свою куртку, привез домой и раздвинул прутья клетки, чтобы она свободно могла гулять во дворе. Многие жители городка советовали Джимми посадить лебедя за решетку или отдать в музей.

(Полин Джонсон. Пер. с англ. Н. Шерешевской. )

 Продолжите эту историю.

 

Ответ

 

Он не соглашался. Шли дни, а лебедь оставался у Джимми и казался довольным. Но в один особенно яркий майский день лебедь расправил свои царственные крылья и поплыл вверх. Джимми следил за ним гла­зами, полными печали, но и несказанной радости, пока лебедь не исчез в вышине.

 

 

ДАВАЙТЕ ПРОЧИТАЕМ ЭТОТ ТЕКСТ

ЕЩЕ РАЗ ВМЕСТЕ

Какого рассказа можно ожидать, прочитав заголовок " Лебединая песня": жизнерадостного или печального?

(Для того чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно знать, что обозначает фразеологизм лебединая пес­ня. Напомним его значение: есть предание, что лебеди поют один раз в жизни - перед смертью. Эта песня обоз­начает их близкую гибель. Те ребята, которые знали, в чем смысл данного фразеологизма, считают, что рассказ с таким заголовком может быть только печальным. )

Вначале Джимми видит водопад как в чудесном сне. В какой момент рассказа это описание чудесного сна сме­няется у вас чувством тревоги?

(Скорее всего, оно возникло при словах: Они смертельно устали, а притаившийся поток готовил им западню. )

Как вы поняли, откуда грозила опасность птицам, опус­тившимся на воду? (Для этого надо представить себе, что такое водопад.

 

 


 

Река Ниагара спокойно течет по своему руслу, но вот русло обрывается, и воды Ниагары обрушиваются вниз с высоты около пятидесяти метров. Горе живым существам, попавшим в этот водопад! )

Какого развития событий вы ожидали после слов: Их искалеченные тела, предсмертные судороги могли бы растопить даже каменные сердца?

(Большинство читателей ожидает, что люди бросятся им на помощь и постараются спасти тех, кого еще можно спасти. )

Что можно было подумать, прочитав слова: Толпы людей, кто с камнями, кто с палками добивали беспо­мощных птиц?

(Многие ребята подумали, что люди добивали их, чтобы они не мучились. )

Какое впечатление произвело на вас сообщение, что лю­ди забивали насмерть даже уцелевших птиц?

(Большинство читателей потрясено этой жесткостью и бесчеловечностью. Такое не сразу можно понять и совсем нельзя простить. )

Попробуйте объяснить, почему Джимми провожал уле­тающую птицу взглядом, полным не только печали, но и несказанной радости.

(Многие на этот вопрос отвечают так: Джимми было жаль расставаться с прекрасной птицей и горько вспоминать о ее погибших собратьях, но он был счастлив, что спас хотя бы одного и что эта гордая птица снова свободна. )

 

Задание 74

 

Прочитайте четверостишие Игоря Губермана.

Я пришел к тебе с приветом,

я прочел твои тетради:

в прошлом веке неким Фетом

был ты жутко обокраден.

 

 

 


 

1. Что представляет собой первая строчка? О чем она напоми­нает? Какого продолжения ждет читатель?

2. Как связаны по смыслу первая и третья строки четверостишия?

3. В каком значении употребляется выражение был обо­краден? Вспомните его синоним, который употребляется по отношению к тетрадям, то есть к творчеству. Как в этом случае называется кража? Как можно " перевести" на обычный язык перифразу двух последних строчек?                    

4. Возможна ли в действительности ситуация, когда современный писатель оказывается " обокраден" автором прошлого века? Если нет, то как тогда нужно понимать это утверждение? Как называется этот прием?

Сформулируйте ваше понимание смысла этого текста.

 

 

Ответ

 

1. Первая строка - это начало стихотворения А. Фета:

Я пришел к тебе с приветом,           

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало...         

       ... И далее.

2. Появление имени Фета в третьей строке не будет неожиданностью для читателя, который узнал цитату в первой строке четверостишия.                       

3. Речь идет, конечно, о литературном воровстве, которое принято называть плагиат (от лат. plagio - по­хищаю). В последних двух строчках утверждается, что

стихи Фета, поэта прошлого века, - это плагиат, что этот " некий" Фет " обокрал" современного автора.

4. Ситуация, когда современный писатель оказывается " обокраден" автором прошлого века, - абсурдна, такого быть не может. Значит, это утверждение нужно понимать так: в " тетрадях" и в стихах Фета настолько много общего, что невольно возникает мысль о плагиате. А отсюда уже можно сделать единственно возможный вы­вод: " обокраден" на самом деле не кто иной, как А. Фет.

 

 


 

В этом " отзыве" звучит убийственная ирония, которую еще более усиливает разговорное (якобы сочувственное) словечко жутко и определение некий по отношению к одному из величайших, известнейших поэтов XIX века. Так и кажется, что стихотворение адресовано Никифору Ляпису из " Двенадцати стульев" И. Ильфа и Е. Петрова -горе-поэту, который примет все за чистую монету и не поймет иронии этого текста...

 

Задание 75

 

" Расшифруйте" предложение.

Несмотря, однако ж, на размолвку, гость и хозяин поу­жинали вместе, хотя на этот раз не стояло на столе ни­каких вин с затейливыми именами.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...