Ответы учеников. Авторское завершение ситуации. С женой поссорился
Ответы учеников 1. Отец в ярости закричал: - Как посмела ты ослушаться?! Какое ты имела право отступиться от правил нашей семьи? - Я... я..., - лепетала сестра, не зная, что сказать в свое оправдание, и снова залилась слезами. Весь вечер отец не мог успокоиться, а на следующий день забрал у сестры тетрадку и лишнюю промокашку. Я
думал, что он отдаст их мне, но ошибся. Отец рассудил, что так как я наябедничал, то мне ничего более не причитается. 2. Глаза сестры налились слезами, она с ненавистью посмотрела на меня и убежала в свою комнату. Я думал, она меня никогда не простит. В комнате наступила тишина. " Ты все-таки зря ее выдал", - сказал отец. Мне стало очень стыдно. На следующий день папа принес много сала. Он сказал: " Ешьте! " Он уже не сердился на сестру. 3. Отец сказал сестре: " Ты нарушила наш мусульманский обряд. Ты глупая и не понимаешь, что Аллах может наказать тебя очень жестоко. Поэтому ты получишь только одну тетрадь, а эти две тетради я отдам твоим братьям. Это очень маленькое наказание, по-настоящему тебя накажет Аллах". Я не верил тому, что говорит папа, потому что, может быть, это выдумка про Аллаха... Но спустя несколько месяцев сестра сильно заболела. И только тогда я поверил в Аллаха. И мне больше никогда не хотелось свинины. 4. В комнате стало очень тихо. Отец побагровел. - Предатель! - закричал он. - Что ты наделал! В конце концов, если она ела сало... Она, конечно, тоже хороша! Но ты, жалкий, подлый щенок! Ябеда! А доносчику первый кнут! - Но... - Никаких но!.. Выпороть тебя надо... Больше я ничего не помню. Но запомнил на всю жизнь:
" Доносчику - первый кнут".
Ответ Авторское завершение ситуации В комнате установилась неприличная тишина. Отец глядел тяжелым взглядом из-под припухших век. Глаза его медленно наливались кровью.
В следующее мгновение отец схватил меня за уши, приподнял и бросил на пол. " Сукин сын! - крикнул отец. -Еще предателей мне в доме не хватало! " Он вышел из комнаты и так хлопнул дверью, что штукатурка посыпалась со стен. Больше всего меня потрясла не боль и не слова, а то выражение брезгливой ненависти, с которым он схватил меня за уши. Я очень любил отца, и он впервые меня наказал. Я на всю жизнь понял, что никакой высокий принцип не может оправдать предательства, да и всякое предательство - это волосатая гусеница мелкой зависти, какими бы принципами оно ни прикрывалось.
Задание 79
Прочтите рассказ А. Чехова. С женой поссорился - Черт вас возьми! Придешь со службы домой голодный, как собака, а они черт знает чем кормят! Да и заметить еще нельзя! Заметишь, так сейчас рев, слезы! Будь я трижды анафема за то, что женился! Сказавши это, муж звякнул по тарелке ложкой, вскочил и с остервенением хлопнул дверью. Жена зарыдала, прижала к лицу салфетку и тоже вышла. Обед кончился. Муж пришел в кабинет, повалился на диван и уткнул свое лицо в подушку. " Черт тебя дернул жениться! - подумал он. - Хороша " семейная" жизнь, нечего сказать! Не успел жениться, как уж стреляться хочется! " Через четверть часа за дверью послышались легкие шаги... " Да, это в порядке вещей... Оскорбила, надругалась, а теперь около двери ходит, мириться хочет... Ну, черта с два! Скорее повешусь, чем помирюсь! "
Дверь отворилась с тихим скрипом и не затворилась. Кто-то вошел и тихими, робкими шагами направился к дивану.
" Ладно! Проси прощения, умоляй, рыдай... Кукиш с маслом получишь! черта пухлого! Ни одного слова не до- бьешься, хоть умри... Сплю вот и говорить не желаю! " Муж глубже зарыл свою голову в подушку и тихо захрапел. Но мужчины слабы так же, как и женщины. Их легко раскислить и растеплить. Почувствовав за своей спиной теплое тело, муж упрямо придвинулся к спинке дивана и дернул ногой. " Да... Теперь вот мы лезем, прижимаемся, подлизываемся... Скоро начнем в плечико целовать, на колени становиться. Не выношу этих нежностей!.. Все-таки... нужно будет ее извинить. Ей в ее положении вредно тревожиться. Помучу часик, накажу и прощу". Над самым ухом его тихо пролетел глубокий вздох. За ним другой, третий... Муж почувствовал на плече прикосновение маленькой ручки. " Ну, Бог с ней! Прощу в последний раз. Будет ее мучить, бедняжку! Тем более, что я сам виноват! Из-за ерунды бунт поднял... " - Ну, будет, моя крошка! Что, по-вашему, произойдет дальше? Муж протянул назад руку и обнял теплое тело. - Тьфу!!. Около него лежала его большая собака Дианка.
Ответ
Признайтесь: вас удивил такой конец? Возможно, кто-то из вас удивился, потому что, как и герой рассказа, ждал, что придет жена мириться с мужем. А кто-то, возможно, читая рассказ, чувствовал, что здесь что-то не так, что какую-то ловушку, наверное, устроил автор читателю. А кто-нибудь, может быть, даже догадался, что пришла не жена, а собака.
Однако представьте себе, что к герою рассказа вместо собаки Дианки действительно пришла бы его жена. Тогда для чего Чехову понадобилось бы писать этот рассказ? Ну, поссорились муж с женой; ну, помирились - разве это сюжет для рассказа? Кто-то может сказать: " Но ведь главные события могут начаться потом, после примирения". Но тогда при чем тут название рассказа? Ведь вы знаете, что автор обычно отводит важную роль названию: оно настраивает читателя, создает у него определенную установку. А если все важное произойдет после примирения, то и ссора не так уж важна, и тем более не надо выносить ее в заголовок. А теперь подумайте, какие детали в рассказе должны были нас насторожить (кто-то, может быть, действительно насторожился).
Вас не удивило, что автор так подробно описывает, как " жена" пришла мириться с мужем? Вы не почувствовали в этом какой-то подвох? Вспомните, как бывает в детективных романах, когда автор нарочно " подбрасывает" читателю детали, которые ведут его по ложному следу. Так делает и Чехов. При этом он как бы учит нас обращать внимание на детали: если бы они ничего не значили, он бы их и не приводил. Создавая " хитрую" драматургию рассказа, автор делает все, чтобы у читателя возникла установка на то, что сейчас к герою рассказа придет жена и они помирятся. Какие же это детали? Обратили ли вы внимание, что дверь отворилась и не затворилась? Собака действительно не привыкла закрывать за собой дверь, а жена вряд ли бы этого не сделала. Потом кто-то вздыхает, прикасается к герою, но не произносит ни слова. Может так вести себя женщина? -Конечно! Но все-таки уж очень долго она молчит... Наконец муж решил простить жену, и он обнял... не жену, не ее талию, а... теплое тело. Посмотрите, как умело поддерживает нашу установку
Чехов: ведь именно тело может быть и у жены, и у собаки. Вот как мастерски заманивает нас в свою ловушку автор. Скажите честно: вы в нее попались? Если попались, то это не удивительно. Но как мог так обмануться муж? Ведь он-то знал, что в доме есть собака, и, наверное, она не раз таким образом заходила к нему в комнату. Все дело в том, что у мужа тоже была установка: он ждал свою жену и очень хотел с ней помириться, тем более что она ждала ребенка, а он чувствовал, что сам виноват в ссоре. Теперь вы видите, как установка помогла Чехову сделать таким неожиданным конец рассказа. Мы взяли этот рассказ А. П. Чехова, чтобы вы могли на себе почувствовать, что такое установка и какое большое значение она имеет и при восприятии художественного текста, и в жизни.
Задание 80
Прочитайте стихотворение Бориса Заходера.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|