Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопросы. Расскажи про индюка, Джо




Вопросы

- Почему это Поползень

Вдруг уселся на оползень,

Ведь с него очень просто упасть?

 

- И зачем Уголовник

Утащил уполовник?

Мог бы что и получше украсть!

 

- Где и как Гладиатор

Мог найти радиатор

В лупанарии Древнего Рима?

 

- А зимою в Пекине

Разве ходят в бикини?

Как все это, поэт, объяснимо?

 


 

И подобные вещи,

А то и похлеще,

Преподносят нам

Взрослые дяди!

 

Но поэт

Не смутился

 И легко

Отшутился:

Ради рифмы, друзья,

Рифмы ради!

 

1. Все ли вы понимаете в этом тексте? Выясните значения незнакомых вам слов, используя любой имеющийся толковый словарь.

(Но в нем вряд ли найдется объяснение слова лупанарий. По­пробуем понять его значение без словаря? По-латыни люпус (lupus) - " волк", сравните пословицу Хомо хомини люпус эст -Человек человеку волк. Суффикс -арий (-ариум) известен по словам планетарий, делъфинарий, аквариум, террариуму др. Получается, что лупанарий - что-то вроде волчатника, зве­ринца... )

Теперь займемся употреблением слов. На минуту отвлекитесь от текста Б. Заходера. Представьте, что вы читаете стихотворение неизвестного автора, в котором говорится: Поползень усел­ся на оползень, Уголовник утащил уполовник, Зимою в Пекине ходят в бикини, а еще (наши примеры): На Луне горит огонь в окне, О молоке мечтают на потолке, Спрятан ключик под солнечный лучик. Поверите ли вы таким утверждениям? Если вы настраивались читать серьезные стихи, то какие вопросы вам захочется задать автору?

2. Как вам кажется, один герой задает вопросы или несколько? Хочет ли тот, кто задает вопросы, получить ответ? Посмотрите реплики внимательнее: только ли из вопросов они состоят?

Попробуйте сформулировать общий смысл " вопросов", позицию того, кто их задает, его отношение к стихам " поэта".

3. Прочитайте подсказку " Звуковая метафора и рифма" (с. 57) и выполните задание 10. Можно ли сказать, что рифмы - это те же паронимы?

 


 

 Определите, как соотносятся стихотворения Н. Матвеевой и Б. Заходера по своим идеям. Они дополняют друг друга? Повторяют? Противоположны?

 

 

Ответ

1. Всерьез такие утверждения воспринимать трудно, они не соответствуют действительности или " притянуты за уши", вряд ли они истинные. Вопросы, которые хочется задать, как раз и звучат в стихотворении: " Почему это...? ", " И зачем...? ", " Разве...? "

2. В стихотворении Б. Заходера мы слышим целый хор недоумевающих голосов, хотя, конечно, это может быть и один " упорный" читатель. Вопросы эти касаются поэти­ческого словоупотребления. Они риторические: тот, кто их задает, хорошо знает ответ. Ответ же такой: упо­треблять созвучные слова " просто так", для игры, " ради рифмы", нельзя. Кроме вопросов, в стихотворении звучит прямая критика поэта за то, что он " непонятно зачем" соединяет слова так, что получается бессмыслица.

Тот, кто задает вопросы, занимает обвинительную пози­цию: И подобные вещи, а то и похлеще... За этими сло­вами как бы есть продолжение: " Чему вы учите моло­дежь?! "

3. Паронимы (слова, звучащие похоже, но разные по значениям) подходят и для рифмы: поползень — оползень, чело - чулок. Но не всегда: например, парни и Парни, различающиеся ударением, не подойдут.

Позиции двух поэтов, идеи их стихотворений противо­положны: Н. Матвеева доказывает, что поэт не должен употреблять слова " ради рифмы", а Б. Заходер - что " созвучья для созвучья" тоже имеют право на поэтическую жизнь, хотя бы и в шутку.

С кем из авторов вы согласны? А может быть, у вас иная, третья, точка зрения?

 


 

Задание 81

 

" Расшифруйте" предложение.

 

Когда капитан увидел это, он так закричал, как будто его что-то душило, и убежал к себе в каюту, чтобы никто не видел, как он плачет.

 

 

Один из возможных ответов

 

Это случилось на корабле. То ли на самом корабле, то ли на море, то ли на суше произошло что-то немыслимо страш­ное (так закричал), потому что это вызвало хриплый крик (как будто его что-то душило) и даже слезы не просто у мужчины, даже не просто у моряка, а у капитана корабля. Капитан, наверное, старался подавить крик, поэтому то, что вырвалось наружу, скорее походило на хрип. Капитан не мог допустить, чтобы кто-то увидел его в таком состоянии, поэтому он быстро скрылся в своей каюте.

(Предложение взято из рассказа Л. Н. Толстого " Акула". )

 

 

Задание 82

 

Прочтите текст.

 

Расскажи про индюка, Джо

Он вышел из чащи порыжевшей травы и водорослей, окаймляющих озеро Корангамит. За ним шагал его старший брат. ... Он мне ужасно понравился. Я прикинул, что ему, пожалуй, года четыре с половиной, а брату вдвое больше. ... Мальчики шли с независимым видом, на­слаждаясь полной свободой. ...

Мы поздоровались. Мне показалось, что я понравился мальчикам.

- Откуда у тебя этот шрам? - поинтересовался я. Посе­редине его лба, между веснушками, виднелся рубец.

 


 

 Малыш бросил быстрый взгляд на брата. Тот стал отве­чать вместо него, на что младший, видимо, и рассчи­тывал. ...

- Он свалился с детского стульчика, когда был совсем маленький, - сказал старший мальчик. - Стукнулся баш­кой о лопату так, что потекла кровь.

- Кровь! - взволнованно пробормотал малыш, испыты­вая священный восторг перед пережитой некогда опас­ностью. Он смотрел на гладь озера, заново переживая историю со стульчиком, лопатой и кровью.

- А однажды его лягнула корова, - продолжал старший. ...

- Расскажи, Джо, - нетерпеливо попросил малыш, заглядывая брату в лицо.

- Он вздумал связать корове ноги, а она рванулась и как даст пинка ему в живот.

- В живот, - подтвердил малыш, поглядывая на меня и кивая головой. ...

- Ему спринцевали горло, - сказал Джо.

- Мне спринцевали горло, - медленно и неуверенно произнес малыш. - Что такое " спринцевали", а, Джо? ...

- Он совсем не мог дышать, — пояснил мне Джо. ... Он внимательно оглядывал брата, словно отыскивая на нем следы еще каких-нибудь несчастных случаев.

- Однажды на него свалилась лестница, - сообщил он. Малыш быстро взглянул на меня, проверяя, потрясен ли я. Сам он был глубоко потрясен словами Джо. ... Малыш наклонился и уперся руками в коленки. Джо оттянул во­ротник его рубашонки. ... На белом плечике была узкая полоска крошечного шрамика. ...

- Верно, на самом деле шрам, - признал я. — Ты, небось, здорово плакал тогда? Джимми повернулся к брату.

- Джо, я плакал, Джо?

- Ну, немножко, - ответил Джо.

- Я никогда не плачу долго; правда, Джо, я не плачу?

- Правда, - подтвердил Джо.

- Но как же это произошло? - спросил я.

 


 

- На лестнице были крючки... - стал объяснять Джо...

 - А он опрокинул лестницу на себя. ... Его здорово грохнуло...

- Меня здорово грохнуло, - вдумчиво произнес малыш, как будто впервые узнав о себе этот факт.

Пока Джимми предавался своим мыслям, мы молчали. Потом Джо попытался завязать со мной разговор на другую тему. ...

Малыш встал между нами, умоляюще заглядывая Джо в глаза.

- А еще что со мной случилось? - приставал он. Джо, грызя ноготь на большом пальце, задумчиво уста­вился в землю.

- Больше с тобой ничего не случилось, — изрек он наконец.

- Ох, Джо! - Малыш был совершенно убит этим оконча­тельным приговором. Внезапно он нагнулся, засучил шта­нину и принялся внимательно разглядывать свою ножку, ища на ней следы старых ран.

- А это что? - он дотронулся до еле заметной метки на колене.

- Это? Это ничего, - отмахнулся Джо. ...

- По-моему, это все-таки шрам, - перебил я, вглядываясь в отметинку. ...

Джо тщательно изучил метку и даже потер ее пальцем. Ма­лыш с напряженным вниманием следил за этой процедурой.

- Может, ты обжегся когда-нибудь, я не знаю.

- Я хочу, чтобы это я обжегся, Джо, - сказал Джимми. Это была мольба...

Тут позади нас раздалось " эй! ". К нам бежала маленькая девочка, прыгая по камням насыпи, отделявшей озеро от вспаханного поля. У нее были тонкие ноги в длинных черных чулках. Один чулок сполз, и она то и дело наклонялась и подтягивала его, стараясь подсунуть под резинку. Поэтому она то бежала, то прыгала.

Она выкрикивала имена братьев, и по тону слышно было, что у нее важные новости. ...

 

 


 

 

Малыша это неожиданное появление сестры сильно рассердило.                                            

- Что ей надо? - сказал он, надувшись.

Девочка добралась до ровной лужайки и помчалась быстрее. Ее короткие волосы развевались на бегу. Она ма­хала мальчикам рукой.

- У нас родилась сестренка! - вопила девочка.

- Подумаешь! - огрызнулся малыш.

Он отвернулся и начал дергать Джо за руку.

- Ты вспомнил еще что-нибудь страшное про меня, Джо? Тут на него нашло озарение, и лицо его просияло.

- Расскажи ему, как за мной гнался индюк!

(Алан Маршалл. Пер. с англ. Н. Шерешевской. )

 

Расскажите о характерах трех детей.

 

 

Ответ

 

В рассказе Алана Маршалла нет никаких оценок детей. Но их характеры очерчены так ясно, что мы легко можем описать их.

Малыш Джимми - то, что называется, эгоцентрик (от латинского эго - " я" и центр). Он сосредоточен на самом себе, никто и ничто больше его не интересует. Любой ценой хочет быть в центре внимания, а так как пока ни о каких его особых достойных хорошей оценки поступках рассказать нечего, малыш " вытаскивает" все мелкие " события" своей коротенькой жизни, лишь бы разговор был о нем.

Старший брат Джо - спокойный, выдержанный, терпе­ливый и доброжелательный человек. Для малыша он поддержка и опора.

Девочка - добрая, любящая своих близких, жизне­радостная.

 


 

Задание 83

 

Предскажите смысл предложения, если в нем есть словосоче­тание подвергли критике.

Ответ

 

Речь в этом предложении пойдет о том, что кому-то (в данном случае нескольким людям или многим) не понравилось что-то. Это мог быть поступок или поведение какого-то человека, или какое-то художественное произ­ведение (книга, фильм, картина, спектакль), или научная работа. Критиковать могли в газете, по телевидению, по радио, или на конференции, или на каком-то заседании или собрании, или в узком кругу.

 

 

Задание 84

 

Прочтите рассказ Л. Пантелеева, приведенный в сокращении. Этот рассказ был опубликован в 1942 году, во время Великой Отечественной войны 1941—1945 годов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...