Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ качества произведенной продукции




 

В условиях рынка обеспечение конкурентоспособности, получение наиболее выгодных контрактов возможны для тех предприятий, у которых уровень качества соответствует требованиям внешнего и внутреннего рынков. Поэтому оценка качества является важнейшей составляющей экономического анализа.

Основными задачами анализа качества продукции являются:

· оценка качества выпускаемой продукции;

· выявление причин снижения качества;

· установление влияния изменения качества на объем выпуска.

Качество продукции зависит от уровня применяемой техники и технологии, качественных характеристик применяемого сырья и материалов, уровня квалификации рабочих.

Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли за счет не только объема продаж, но и более высоких цен.

Качество продукции понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:

а) удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;

б) удельный вес продукции высшей категории качества;

в) средневзвешенный балл продукции;

г) средний коэффициент сортности;

д) удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;

е) удельный вес сертифицированной продукции;

ж) удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

з) удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:

а) полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания);

б) надежность (долговечность, безотказность в работе);

в) технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);

г) эстетичность изделий.

Косвенные показатели это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и др.

Один из обобщающих показателей, характеризующих качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения, это коэффициент сортности.

При анализе рассчитывают долю продукции каждого сорта в общем объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенную цену продукции в сопоставимых условиях. При оценке выполнения плана по первому показателю фактическую долю каждого сорта в общем объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества – с данными прошлых лет.

Средний коэффициент сортности определяется двумя способами:

1) отношением количества продукции 1 сорта к общему количеству;

2) отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции 1 сорта (табл. 8.5).

Ксорт = S(VВПi • Цi)

VВПобщ • Ц

Далее определяем влияние качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск товарной продукции (DТП), выручку от реализации продукции (DВ) и прибыль (DП).

Расчет производится следующим образом:

DТП = (Ц1 – Ц0) • К1; DВ = (Ц1 – Ц0) • VВП1,

D П = [(Ц1 – Ц0) • VВП1] [ (С1 – С0) • VВП1],

где Ц0 и Ц1 – соответственно цена изделия до и после изменения качества;

С0 и С1 соответственно уровень себестоимости до и после изменения качества; К1 количество произведенной продукции повышенного качества; VВП1 объем реализованной продукции повышенного качества.

Средневзвешенная цена

пл = S(Кiпл • Цi пл); ф = S(Кiф • Цi ф).

iплiпл

В условиях рыночной экономики усиливается значение экономических форм защиты интересов потребителей от поставок продукции низкого качества. Одной из форм защиты является право потребителя на предъявление поставщикам рекламаций. Таким образом, косвенными характеристиками качества продукции являются наличие рекламаций и производственный брак.

Рекламация – это претензия, предъявляемая поставщику в связи с поставкой продукции, качество которой не соответствует условиям договора или контракта на поставку продукции. Наличие или отсутствие рекламаций является обобщающим показателем нестабильности (стабильности) качества продукции. Наличие зарекламированной продукции уменьшает объем реализованной продукции, повышает себестоимость, снижает прибыль, ухудшает финансовое состояние. В процессе анализа выявляется:

· количество предъявленных и принятых рекламаций в целом и по важнейшим видам продукции;

· количество и стоимость продукции, по которой приняты рекламации;

· удельный вес зарекламированной продукции в общем объеме выпуска продукции в действующих оптовых ценах. Данные показатели рассматриваются в динамике, что дает возможность выявить изделия, на которые предъявлено наибольшее количество рекламаций. Далее разрабатываются организационно-технические мероприятия, направленные на устранение дефектов.

Производственный брак отражает качество организации и выполнения производственного процесса по изготовлению продукции. Брак – это изделия или детали, не соответствующие по своим свойствам уровню требований, предусмотренных в ГОСТ, ТУ, и непригодные для использования по прямому назначению. По своему характеру брак подразделяется на исправимый и неисправимый (окончательный). Исправимый брак – это такой брак, когда в результате устранения дефектов изделие может быть доведено до уровня, удовлетворяющего требования, предъявляеме к годной продукции. До этого момента бракованные изделия числятся в составе незавершенного производства. Неисправимым браком считается брак, который исправить невозможно или экономически нецелесообразно. Брак различают также по месту выявления и причинам образования. По месту выявления брак бывает внутренний, отслеженный на самом предприятии, и внешний, обнаруженный потребителями. Такое подразделение брака дает возможность правильно оценить работу отдела технического контроля (ОТК) предприятия, а также соответствующих структурных подразделений.

Причины брака классифицируются с учетом отраслевых особенностей технологии и организации производства. Наиболее общими причинами для любых отраслей промышленности являются низкий уровень квалификации рабочих, использование неисправного оборудования, инструментов и приспособлений; ошибки в технической документации; нарушение технологии производства, использование недоброкачественных материалов; недостаточность и неисправность контрольно-измерительных приборов.

При оформлении первичной документации о браке пользуются классификаторами, содержащими шифр видов брака, его причин и виновников. Результаты проверки качества отмечаются в сопроводительном документе (рабочем наряде или сменном задании), который предъявляется на контроль вместе с готовой продукцией. Неисправимый брак оформляется актом о браке, в котором указываются наименование изделия, характеристика брака с указанием шифра его вида, причины брака и виновников, суммы потерь, подлежащей взысканию с виновников.

Общий объем производственного брака определяется себестоимостью окончательно забракованных изделий и расходами на его исправление.

При выявленной отрицательной тенденции в затратах на производственный брак требуется тщательный анализ брака в разрезе отдельных производств, причин и виновников брака, что осуществляется по данным оперативной отчетности. Необходимо подсчитать влияние производственного брака на объем производства продукции. Обычно на практике это делается по упрощенной схеме: подсчитывается абсолютный размер брака путем сложения себестоимости окончательного брака и расходов на его исправление, находится удельный вес (или процент) полученной суммы в производственной себестоимости товарной продукции, затем на полученный процент умножается объем товарной продукции и, таким образом определяется размер недополученной продукции.

Повышение требований рынка к потребляемой продукции, усложнение процессов производства, заставляют предприятие изменять подход к проблеме качества. В настоящее время недостаточно контролировать качество конечного продукта и отдельных составляющих производственного процесса. Необходимым условием стало создание системы качества, охватывающей все стадии производства – от заключения контракта с поставщиками материалов до сбыта готовой продукции.

Система качества – это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего управления качеством продукции. Действие данной системы распространяется на все типы жизненного цикла продукции, образуя «петлю качества». «Петля качества» – это модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях: от определения потребностей до оценки их удовлетворения. Система качества разрабатывается с учетом конкретной деятельности предприятия, но в любом случае она должна охватывать все стадии качества:

· маркетинг, поиск и изучение рынка;

· проектирование и (или) разработку технических требований к продукции;

· материально-техническое снабжение;

· подготовку и разработку производственных процессов;

· производство;

· контроль и испытания;

· упаковку и хранение;

· реализацию и распространение продукции;

· монтаж и эксплуатацию;

· техническую помощь в обслуживании;

· утилизацию после использования изделия.

Система качества должна обеспечивать управление им на всех стадиях, участие всех работников в достижении качества конечной продукции, взаимосвязь деятельности по повышению качества и снижению затрат, обязательность выявления дефектов и устранения вызвавших их причин.

Последствиями в результате снижения качества продукции могут быть такие виды ущерба, как:

· недополученная прибыль;

· расходы по возмещению ущерба;

· расходы по устранению недостатков;

· дополнительные расходы по гарантийному ремонту;

· расходы по уплате санкций за нанесение ущерба.

Коэффициент сортности находится по формуле:

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...