Анализ рентабельности производства
В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) ее производства. Рентабельность – это относительный показатель, характеризующий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, прибыльность, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.). Они более полно, чем прибыль, характеризуют относительные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными и потребленными ресурсами. Анализ рентабельности проводится по показателям: Общей рентабельности производства, рассчитанной как отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных средств (основных производственных фондов) и материальных оборотных средств (запасов и затрат). Рентабельности (рентабельность продаж),которая исчисляется как отношение прибыли от реализации продукции к стоимости реализованной продукции (к выручке от реализации). Данный показатель характеризует изменения в политике ценообразования, способность предприятия контролировать себестоимость реализованной продукции. Динамика этого показателя может свидетельствовать о необходимости пересмотра цен или усиления контроля за себестоимостью. Таблица 10.6 Показатели рентабельности
Наиболее значимым является показатель рентабельности товарной продукции, определяемый как отношение чистой прибыли к полной себестоимости реализованной продукции. Этот показатель отражает, сколько рублей чистой прибыли принес каждый рубль затрат на производство и реализацию продукции.
Рентабельность единицы продукции определяется отношением разности между отпускной ценой и себестоимостью к себестоимости отдельного вида продукции. Данные показатели отражают как финансовое положение предприятия, так и эффективность управления хозяйственной деятельностью, имеющимися активами и вложенным собственниками капиталом, поэтому они интересуют всех пользователей. Поэтому расчет и анализ показателей рентабельности следует проводить в сравнении с плановыми данными, в динамике за ряд лет, в сравнении с показателями передовых предприятий аналогичной специализации. Дальнейший анализ должен показывать, за счет каких факторов складываются те или иные отклонения в рентабельности по видам продукции, по отраслям, по предприятию в целом; в сравнении с планом, с базисным годом, с уровнем других предприятий. Методика анализа рентабельности, применяемая на отечественных предприятиях, не учитывает взаимосвязь «Затраты-объём-прибыль». По этой методике уровень рентабельности не зависит от объёма продаж, так как с изменением последнего происходит равномерное увеличение прибыли и суммы затрат. Однако и прибыль, и издержки предприятия не изменяются пропорционально объёму реализации продукции, поскольку часть расходов является постоянной.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|