Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Добрая услуга




Ива

Сядем здесь, у этой ивы.

Что за чудные извивы

На коре возле дупла!

А под ивой как красивы

Золотые переливы

Струй дрожащего стекла!

 

Ветви сочные дугою

 Перегнулись над водою,

 Как зеленый водопад;

Как живые, как иглою,

 Будто споря меж собою,

Листья воду бороздят.

 

В этом зеркале под ивой

 Уловил мой глаз ревнивый

 Сердцу милые черты...

Мягче взор твой горделивый...

 Я дрожу, глядя, счастливый,

 Как в воде дрожишь и ты.

 

1. Во второй строфе прямо сказано, что ива растет у самой воды. А можно ли было догадаться об этом раньше? Как? Най­дите в первой строфе метафору-загадку. Почему ее легко отга­дать (присмотритесь к последней строчке)?

2. Найдите еще одну метафору-загадку в третьей строфе. Она имеет то же само значение, что и первая.

3. Что такое золотые переливы? Вернее, почему они золотые? О чем это говорит?


 

 

 Ответ

 

1. Стекло значит " вода". Это очень распространенный в поэзии образ. А догадаться легко еще и потому, что в начале строки мы встречаем слово струй, которое подсказывает нам, что речь идет о воде. Догадаться можно было и еще раньше, если знать, что ива всегда растет около воды. Это " скважина".

2. В третьей строфе метафора-загадка зеркало тоже значит " вода" (в этом зеркале под ивой). Попробуйте своими словами описать разницу между образами стекло воды и зеркало воды.

3. Струи воды дрожат и переливаются, конечно, на солнце. Солнечный свет - " золотой". Кстати, интересно, что слово переливы имеет в этом контексте и прямое, и переносное значения одновременно: переливаются и вода (струи), и цвет (оттенки цвета).

 

 

Задание 111     

   

Из " рассыпанных" предложений составьте текст. Вначале отделите предложения, развивающие две совершенно разные темы, затем составьте два " параллельных" текста и только потом решите, какой из них должен идти первым.

 

Утро в Фонтанном доме начиналось рано, вместе с просыпающимся городом.                        

Впервые рожки запевали ранней весной, - это значило, что трава поспела, налилась соками.                    

В просторной сводчатой " Рис-каморе" в то раннее утро трудились два старика.

Стада гнали на выпасы к Неве.

И не смолкать тем зовам до предзимья.

Отец примы-танцовщицы, так же как отец знаменитой певицы графского театра, конечно, никакой Гранатовой и

 

234            


                                               

Жемчуговой не признавали, а называли своих дочерей просто Танькой и Панькой.

С Литейной першпективы доносились звуки пастушеских рожков, щелканье бичей, мычание коров.

Первый из них — оружейник Василий Шлыков - смотрительствовал в " Рис-каморе".

По их разговору выходило, что девки вовсе разбаловались в " господском верхе", отбились от крестьянского дела, и куда бы лучше - сидеть им дома, у печи, за пяльцами.

Второй - кузнец Иван Ковалев, останкинский житель, - приехал в Фонтанный дом приладить заново сделанные поковки для старых алебард.

В этом оба были согласны, но только в этом.

Но что поделаешь - " против барской воли не попрешь".

 

 

Ответ

 

Утро в Фонтанном доме начиналось рано, вместе с просыпающимся городом. С Литейной першпективы доносились звуки пастушеских рожков, щелканье бичей, мычание коров. Стада гнали на выпасы к Неве.

Впервые рожки запевали ранней весной, - это значило, что трава поспела, налилась соками. И не смолкать тем зовам до предзимья.

В просторной сводчатой " Рис-каморе" в то раннее утро трудились два старика...

Первый из них - оружейник Василий Шлыков - смотрительствовал в " Рис-каморе". Второй - кузнец Иван Ковалев, останкинский житель, - приехал в Фонтанный дом приладить заново сделанные поковки для старых алебард.

Отец примы-танцовщицы, так же как отец знаменитой певицы графского театра, конечно, никакой Гранатовой и Жемчуговой не признавали, а называли своих дочерей просто Танькой и Панькой.

По их разговору выходило, что девки вовсе разбало-

 


 

вались в " господском верхе", отбились от крестьянского дела, и куда бы лучше - сидеть им дома, у печи, за пяльцами. Но что поделаешь - " против барской воли не попрешь".                                            

В этом оба были согласны, но только в этом.      

  (Вересов А. Фонтанный дом. - Л., 1990. - С. 67-68. )

 

 

Задание 112

                         

Прочтите армянскую сказку.        

                   

Добрая услуга

Арба крестьянина перевернулась на дороге, и из нее ссы­пались пшеничные снопы. Аробщик растерялся. По дороге шел сосед аробщика. Он помог соседу, они погрузили снопы в арбу и продолжали путь. " А ведь тебе повезло, - сказал аробщику сосед. - Если бы не я, разве ты смог бы поднять арбу? " - " Благодарю, - сказал крестьянин. - Действительно, одному с этим не справиться". Они продолжали путь. " Ну, как самочувствие, братец? - спросил сосед. - А как хорошо, что я встретился с тобой и помог тебе нагрузить арбу". -" А для чего соседство? " - ответил крестьянин.

Они прошли еще немного. " Что же ты молчишь? Ведь если бы я не встретил тебя, тебе пришлось бы очень туго,

ты продолжал бы горевать". И так сосед твердил все время. Видя, что сосед не оставляет его в покое, ...

Продолжите эту историю.

 

Ответ

 

... крестьянин крикнул: " Э-э-э, волы, остановитесь! " Он перевернул арбу, рассыпал снопы и, обратившись к соседу, сказал: " Ну вот, избавился я от тебя. Иди-ка ты своей до­рогой. Больше никто никогда не попросит у тебя помощи".

 


 

К этому ответу можно добавить такой вывод. Настоящая доброта не хвастлива. В одной из басен И. А. Крылова ска­зано: " Кто добр поистине, в молчанье тот добро творит". Напоминать о своей помощи - бестактность, очень неприятная для тех, кому помогли.

 

 

Задание 113

 

Довольно часто бывает так: чтобы понять смысл целого текста, нужно предварительно объяснить самому себе некоторые слова и понятия.

Одно из четверостиший Игоря Губермана начинается

фразой:

Мир столько всякого познал

с тех пор, как плотью стала глина...

1. Попробуем понять, с каких именно пор мир столько всякого познал. Что значит выражение с тех пор, как плотью стала глина? Про какую плоть здесь говорится и при чем здесь глина?

Посмотрите в ответе, правильно ли вы поняли это выражение.

 

Если правильно, прочитайте четверостишие полностью:

Мир столько всякого познал

с тех пор, как плотью стала глина,

 что чем крикливей новизна,

 тем гуще запах нафталина.

2. При чем здесь нафталин? Что это такое?

 

Ответ

 

1. Комментируем первые две строки. Надо знать, что выражение с тех пор. как плотью стала глина имеет значение " с начала мира", " с сотворения мира", " с тех пор, как на земле появился человек", потому что, по одному из преданий, Бог создал плоть человека из глины и затем вложил в эту плоть душу. Во всяком случае

 

 


 

И. Губерман отсылает нас именно к этой концепции создания человека.                                  

2. Надо знать, что нафталин — это такой порошок, которым посыпают вещи, чтобы уберечь их от моли, когда складывают на длительное хранение. Чем больше срок хранения - тем гуще их засыпают нафталином. Следовательно, тем гуще и запах.

Идея текста - разумеется, в известном приближении - может быть выражена пословицей: " Все новое - хорошо забытое старое". И. Губерман уточняет: чем " новое" кажется новее, тем из большей старины оно вынуто. К содержанию пословицы надо прибавить еще и оценку, которая есть в стихотворении. Всякое новое должно быть скромнее, помнить о своем происхождении, и уж тем более глупо кичиться новизной и кричать о ней, потому что Мир столько всякого познал...

Задание 114

 

" Расшифруйте" предложение.

 

Еще издали, завидев меня, встречные начинали улы­баться, а к тому времени, как мы сходились, у меня обыч­но была готова фраза, от которой улыбка их разрешалась смехом.

 

 

Возможный ответ

 

Какой-то человек постоянно всех смешил. Окружающие тоже при встрече с ним всегда ожидали чего-то смешного. Он это знал и старался не обмануть их ожидания. Поэтому, завидев знакомых, он немедленно готовил какую-нибудь шутку. Шутить, по-видимому, он умел, потому что то, что он говорил, вызывало смех.

(Предложение взято из рассказа О'Генри

" Исповедь юмориста" в пер. М. Лурие. )

 


 

Задание 115        

 

Продолжите афганскую сказку, название которой мы пока не приводим.

 

Однажды римский император послал вестника к па­дишаху Анушривану. Тот прибыл ко двору падишаха, смо­трит - стоит дворец. Вестник стал его осматривать, и одна стена показалась ему кривой. " Почему эта стена кривая? " - спросил он у кого-то. " Здесь был дом одной старухи, - ответил тот. - В те времена, когда падишах строил этот дворец, он просил старуху продать ему дом. Но она не согласилась, и падишах не сумел ее уговорить. Поэтому одна стена во дворце осталась кривой".

В ответ посланец сказал: ...

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...