Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Игрушка. Текст А. Грина




Игрушка

В один из прекрасных осенних дней, полных светлой хо­лодной задумчивости, неяркого сияния солнца и желтых, бесшумно падающих листьев, я гулял в городском саду. Аллеи были пусты, пахло прелью, земляной сыростью; в ба­грянце листвы светилось чистое голубое небо. ... Повернув с аллеи на узкую кривую тропинку, я заметил двух мальчу­ганов, присевших на корточки в густой высокой траве... Один, постарше, лет, вероятно, двенадцати, круглоголовый и низенький, выглядел сильным, задорным крепышом, румяный и загорелый. Другой тоненький, высокий, с блед­ным истощенным лицом и оттопыренными ушами... Одеты были оба они в летние гимназические блузы и белые фор­менные фуражки...

Старший мальчик согнулся, стругая что-то перочинным ножом, и я увидел два невысоких кола, торчавших из земли очень близко друг к другу. Верхние концы их соединялись короткой, прибитой гвоздями перекладиной. Тут же сзади бледного мальчугана валялась грязная скомканная тряпка...

Гимназистик кончил строгать и встал. В руках у него был толстый заостренный кусок дерева. Он воткнул его в землю между вертикально торчащими кольями, взял бечевку и крепко аккуратно завязал один ее конец вокруг только что воткнутого колышка. Другой конец спустил через перекладину, и я увидел... петлю.

" Готово, Синицын! - сказал крепыш и... прибавил торжественным, сухим голосом: — Введите преступника! "

И тут я сделался свидетелем неожиданной отвратительной сцены. Грязная тряпка оказалась мешком. Синицын вы­тряхнул его, и на траву, беспомощно расставляя крошечные дрожащие лапы, вывалился слепой котенок. Он шатался,

 

 


 

 тыкался головой в траву и жалобно, тонко скулил, дрожа всем тельцем.

... " Он думает, что мы его оправдаем, - сердито отозвался Буланов, хватая котенка поперек туловища. - Ведь все прес­тупники перед смертью притворяются, что они не виноваты"...

Мое появление смутило маленьких палачей... Но уходить я не собирался. " Что это у вас? Качели? " Буланов вдруг неожиданно и громко прыснул, побагровев, как вишня... Синицын откашлялся и протянул тоскливым, умоляющим голосом: " Это... это... видите ли... вот... ви­селица... Мы хотели поиграть... вот... а... " ... Буланов под­держал его. " Так, ничего, - равнодушно процедил он. -... Играем. А вам что? Может быть, драться думаете? - продолжал Буланов. - Так не нарывайтесь, у меня рогатка в кармане". ... " Совсем не хочу драться. А вот зачем вы хотели котенка повесить? " - " А вам что? " - торопливо заговорил Синицын. " Котенка оставьте, - сказал я. - Жалко. Бросьте эту затею! "

Дети молчали. ... Наконец, сердясь и краснея, Буланов сказал: " Людей можно, а котят - нет? " - " И людей нельзя". - " Дядя говорит - можно, - возразил мальчик, окинув меня критическим взглядом, и прибавил: — Он умнее вас. Он за границей был".

Возражения становились бесполезными. Авторитет дяди окончательно уничтожал меня в глазах моих противников. ... Я ударил ногой миниатюрную виселицу, и она рассыпалась. Гимназистики, оторопев, пустились бежать со всех ног, бросив на произвол судьбы котенка, мешок и неиспользованную бечевку. ...

Я обратил их в бегство, но был ли я победителем?

Приведите обоснованный ответ на вопрос рассказчика.

 

Ответ

 

Текст А. Грина

Нет, потому что они остались при своем ясном и логическом убеждении:

 

 


 

Если можно людей, то кошек - тем более... Впечатления детства... Какова их судьба?

 

 

Задание 108        

 

В рассказе современного писателя Вячеслава Пьецуха " Оазис" нет никакого особого сюжета. Его герой просто едет поездом от Чарджоу до Красноводска, отчаянно скучает, в вагоне жарко, за окном печальные Каракумы - пепельно-желтое пространство с натыканными тут и там серыми кустиками...

Но вот поезд неожиданно останавливается.

Что было дальше? Прочитайте фрагмент рассказа. Мы наме­ренно пропустили в нем несколько слов: вам нужно будет их восстановить или додумать за писателя, а потом проверить себя по ответу. Только прочитать нужно обязательно до конца, иначе вы " не увидите" того, что увидел автор, когда сказал, какое чувство вызывает в нем вся эта картина.

Посреди бесконечных песков, метрах в двадцати от же­лезнодорожного полотна, я увидел одинокое глиняное строение с плоской крышей. На стене, обращенной к путям, была прибита белая станционная табличка с надписью " Оазис"... _____________. Вокруг ни деревца, ни кустика, ни скотинки; единственно поблизости от строения валялись сносившаяся покрышка, моток колючей проволоки и казан.

 

Пропущенные в тексте слова выражают впечатление героя от увиденного, чувство, которое он испытал при этом. Какими словами можете выразить это впечатление вы?

Небольшая подсказка: прежде всего вы должны очень хорошо представлять себе, что такое настоящий оазис.

 

 

Ответ

 

Оазис. В " Толковом словаре русского языка" С. И. Оже-

 


 

гова и Н. Ю. Шведовой читаем: место в пустыне или полупустыне, где есть растительность и вода. В пере­носном значении: о чем-нибудь отрадном, выделяющемся на общем мрачном фоне.

Оазис, таким образом, - вообще любое " цветущее" мес­то, он всегда выделяется на фоне гиблой унылой пустыни своей богатой растительностью. Подумайте, что ожидал увидеть герой, прочитав табличку с надписью " Оазис"? Прочитайте еще раз, что он увидел на самом деле, - и вы поймете его чувства.

Приводим пропущенный фрагмент текста: ... с надписью " Оазис", которая наводила приятное недоумение.

Главное слово здесь - недоумение. Именно это чувство возникает, когда мы сталкиваемся с оксюмороном - с соединением несоединимого, например, в выражениях жареный лед или живой труп. " Как же так?! - думаем мы. - Разве так бывает?! " Это чувство и есть недоумение. Оазис, который ничем не отличается от окружающей его пустыни, вызывает именно это чувство.        

     Почему недоумение названо приятным - так просто не объяснишь. Надо читать рассказ.           

 

          

Задание 109         

 

" Расшифруйте" предложение.

 

Он не баловал ее, то есть не нянчился с нею; но любил ее страстно и никогда ничего ей не запрещал: он в душе считал себя перед ней виноватым.

 

 

Один из возможных ответов

 

Кто-то, кто воспитывал девочку, очень любил ее. Но почему-то он считал себя перед ней виноватым. В чем была его вина, мы не знаем. Вероятно, чтобы как-то

 

 


 

искупить свою вину, он предоставляет ей полную свободу (никогда ничего не запрещал). При этом он не баловал ее, как маленького ребенка (не нянчился с нею).

(Предложение взято из повести И. С. Тургенева " Ася". )

 

 

Задание 110

 

Во время чтения стихотворения А. Фета представляйте его образы в виде наглядных картин.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...