Талисман. Окончание сказки Андерсена
Талисман Принц с принцессой праздновали еще свой медовый месяц. Счастливы они были чрезвычайно, и только одна мысль не давала им покоя: им очень хотелось знать, будут ли они так же счастливы всю свою жизнь? Поэтому стали они мечтать о талисмане, который оградил бы их от всяческого недовольства в супружестве. А были они очень наслышаны об одном человеке; жил этот человек в лесу, и все уважали его за мудрость. В любой беде и во всяком затруднении мог он дать дельный совет. Отправились к этому мудрецу принц с принцессой и рассказали ему обо всем, что было у них на душе. Выслушал их мудрец и сказал: - Ступайте странствовать по белу свету, и как встретятся вам счастливые и всем довольные муж с женой, попросите у них лоскуток нижнего белья, а как раздобудете такой лоскуток, носите его всегда как талисман. Это средство испытанное. Сели принц с принцессой на коней и отправились в путь; вскоре услыхали они от людей об одном знатном рыцаре, который будто бы жил со своей женой счастливее всех других. Приехали они к нему в замок и стали расспрашивать, правда ли они так довольны своей жизнью, как говорит про то молва. - Все правда, - ответили те, - одно только горе: детей у нас нет! Стало быть, здесь искать талисман было нечего, и пришлось принцу с принцессой отправиться дальше на поиски счастливых и всем довольных супругов. И вот приехали они в город, где, по слухам, был один честный горожанин, который жил со своей женой в мире, любви да согласии. К нему-то они и пошли и точно так же спросили, правда ли он так счастлив в браке, как о том рассказывают. - Да уж, что правда, то правда! - ответил муж. - Живем мы с женой душа в душу, вот только детей у нас многовато, а с ними много у нас и забот, и горя!
Стало быть, и у него искать талисман было нечего, и принц с принцессой отправились дальше, расспрашивая
повсюду, не слыхал ли кто про счастливых и довольных супругов. Но такие все не объявлялись. Однажды, едучи полями и лугами, увидали они неподалеку от дороги пастуха, который весело играл на свирели. И видят, что к пастуху идет женщина с грудным младенцем; другого ребенка, мальчика, она ведет за руку. Как только пастух заметил женщину, он пошел к ней навстречу, взял малютку и стал целовать и ласкать его. А собака пастуха, прыгая и лая от радости, подбежала к мальчику и лизнула ему ручонку. Между тем жена пастуха достала глиняный горшок, который принесла с собой, и сказала: - Иди-ка, отец, поешь. Муж сел на землю и принялся за еду, но первый кусок он отдал малютке, а второй разделил с мальчиком и собакой. Все это видели и слышали принц с принцессой. Подошли они поближе и заговорили с мужем и женой: - Уж вы-то, наверное, самые что ни на есть счастливые и довольные супруги? - Да уж, что правда, то правда, - ответил муж. - Слава Богу. На свете нет ни одного принца с принцессой счастливее нас. - Знаете что, - сказал тогда принц, - помогите нам, вы об этом не пожалеете! Дайте нам по лоскуточку от рубашки, которую вы носите на теле! При этих словах пастух с женой как-то чудно переглянулись. А пастух сказал: - Видит Бог, мы бы рады дать вам не то что по лоскутку, но и целую сорочку, будь она у нас. Но у нас и тряпки-то никакой в доме нет. Пришлось принцу с принцессой отправляться дальше не солоно хлебавши. Под конец долгие напрасные скитания им наскучили, и они повернули домой. Когда принц с принцессой проезжали мимо хижины мудреца, они упрекнули его за то, что он дал им такой плохой совет, и рассказали про свое путешествие. Улыбнулся на это мудрец и сказал: Продолжите сказку.
Ответ
Окончание сказки Андерсена - Неужто вы и вовсе понапрасну съездили? Разве не вернулись вы домой умудренные опытом? - Да, - ответил принц, - я узнал, что счастье и довольство своей судьбой - редкий дар на этом свете! - А я, - сказала принцесса, - поняла: чтобы быть счастливым, нужно только одно: быть довольным своей судьбой, и все! Протянул тут принц принцессе руки, и поглядели они друг на друга с такой нежной любовью! Благословил их мудрец и сказал: - В вашем собственном сердце отыскали вы истинный талисман! Храните его бережно, и тогда злой дух неудовлетворенности никогда не овладеет вами. (Пер. с датск. Л. Брауде. )
Задание 120
Прочитайте стихотворение Андрея Вознесенского.
Во время взлета и перед бураном мои душа и уши не болят – болит какой-то совестибулярный неясный для науки аппарат.
Когда, снижаясь, подлетаю к дому, я через дно трепещущее чую, как самолет жестяною ладонью энергию вбирает полевую.
Читаю ль тягомотину обычную или статьи завистливую рвотину, я думаю не об обидчике – что будет с родиной?
Неужто и она себя утратит - с кукушкой над киржачною болотиной - и распадется, как Урарту, - что будет с родиной?
Она атавистически сладима – кому-то Кремль, оттиснутый на сотенной, а мне - язык мой непереводимый... Что будет с родиной?
Не административная система — блеск ее верст, на спиннинги намотанный. Она за белой церковью синела нерадиоактивною смородиной.
Я не хочу, чтобы кричала небу чета берез, белеющих в исподнем. Отец и мать в моих проснулись генах: " Что будет с родиной? "
Прочитайте первую строфу еще раз.
Во время взлета и перед бураном мои душа и уши не болят – болит какой-то совестибулярный неясный для науки аппарат.
Что значит совестибулярный? Какие известные вам слова напоминает это слово? Можно ли (хотя бы приблизительно) описать назначение такого аппарата? У всех ли людей он есть? Для чего он, по-вашему, может быть нужен?
Ответ
Совестибулярный аппарат получился, по-видимому, из соединения в одно целое слов совесть и вестибулярный аппарат. Вестибулярный аппарат есть у каждого человека, он отвечает за ориентацию в пространстве. Этот аппарат - физиологическое приспособление, и сам человек не может им управлять, как не может управлять, например, скоростью движения крови по сосудам. Человек во многом зави-
сит от своего вестибулярного аппарата: некоторых укачивает в машине или в самолете, и перед поездкой они должны учитывать эту особенность своего организма. Совесть - понятие духовное, нравственное и, наверное, только человеческое. Совесть может проснуться, пробудиться - вдруг, без всякого желания самого человека. Она может мучить, даже терзать, но при этом человек волен и не прислушиваться к ее голосу и даже (средств много) полностью заглушить этот голос. То есть человек может в какой-то степени управлять своей совестью. (Так ли это, поговорим чуть ниже. ) Таковы исходные данные - знания, которые нужны для понимания принципа действия " неясного аппарата". Что сказано в стихотворении Вознесенского? Попробуем " перевести". Во время взлета... уши не болят - значит, вестибулярный аппарат в норме. Перед бураном мои душа и уши не болят - значит, и давление нормальное, и нервы в порядке. Что же у него болит? Совесть. Но не " обыкновенная", а совесть как заложенный в человека " аппарат", подобный вестибулярному, с которым приходится считаться и который нельзя " отключить". Примерно так мы понимаем определение совестибулярный. Может быть, вы расшифруете это понятие точнее? А теперь - о том, действительно ли совесть можно заглушить. Думаем, нет. А если можно, то лишь на короткое время. Если у человека есть совесть, то она не может не проявить себя. Можно вспомнить Раскольникова, который пытался, но не смог поставить на место совести теорию. Можно вспомнить пушкинского Скупого рыцаря: ... что меня И совесть никогда не грызла, совесть, Когтистый зверь, скребущий сердце, совесть, Незваный гость, докучный собеседник, Заимодавец грубый, эта ведьма,
От коей меркнет месяц и могилы Смущаются и мертвых высылают?.. Фазиль Искандер написал статью " Государство и
совесть", в которой он предлагает сделать совесть - поскольку это главное в человеке - главным и в политике. Писатель предупреждает: " Нас ждут трагические неудачи, пока мы не осознаем, что базисом, фундаментом человеческой жизни и целого государства является совесть". В доказательство Фазиль Искандер приводит такой пример: " Самые людоедские государства, душившие совесть, никогда ее теоретически не отрицали, а просто искажали в свою пользу. Даже они мистически боялись прямо и громко ее отрицать. Интересный в этом отношении диалог был у нашего знаменитого священника-хирурга Войно-Ясенецкого со Сталиным. Передаю суть. - Что это вы говорите - душа, душа. Ее нет. Ее никто не видел, - сказал ему Сталин. - Совесть тоже никто не видел, - отпарировал знаменитый священник-хирург, - но ведь вы не станете отрицать, что она есть. И Сталин промолчал. Не осмелился сказать, что и совести нет. В этом великая, непобедимая тайна совести".
Задание 121
Предскажите смысл предложения, если в нем будет слово наотрез.
Ответ
В предложении будет говориться о том, что кто-то решительно не хочет что-то делать, или кому-то предъявили какое-то обвинение, и тот от него отказался, или кто-то отрекся от каких-то своих прав, или от прежних мыслей, или от надежд, или произведений, или кто-то отказался поверить во что-то...
Задание 122
Прочитайте отрывок из книги основоположника кибернетики Норберта Винера " Творец и робот", который мы назвали
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|