Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требуется флейтист. Ответ ученика




Требуется флейтист

1. Ваши предположения? О чем будет заметка?

 Ответили? Читаем заметку.

 

Трудно поверить, но во всем Лиссабоне не нашлось сколько-нибудь приличного флейтиста. Симфонический оркестр есть, театр оперетты есть, музыкальным труппам -несть числа, а вот флейтиста нет.

 

 


 

2. Может ли такое быть? Чувствуете ли вы подвох? В чем он состоит? Читаем дальше.

 

Во всяком случае, только так можно объяснить тот факт, что старая часть города в течение последних месяцев подвергается нашествию огромных крыс.

 

3. Какой вопрос вы себе (или тексту) с недоумением задаете?

 

Дальше текст статьи приводить нет смысла, поверьте. Она вся посвящена масштабам бедствия и рассказывает только о крысах. Слово флейтист больше не упоминается в ней ни разу. Поэтому лучше попробуем подумать.

При чем же здесь все-таки флейтист? Какую сказку (про крыс и флейтиста) нужно вспомнить, чтобы понять мысль этой статьи?

Попробуйте сформулировать рецепт спасения Лиссабона. Это и будет главная мысль статьи, которую журналист словами не выразил, а только намекнул на нее заголовком. Автор оставил это сделать читателю, то есть вам.

 

Ответ

 

1. Заметка будет, наверное, о том, что какой-нибудь ор­кестр или концертный ансамбль набирает музыкантов.

2. Скорее всего такого быть не может. Просто не может -и все. В каком-нибудь районном центре Урюпинске флей­тиста действительно может не найтись, но в Лиссабоне -европейской столице - наверняка флейтистов много. Но, может быть, они ищут какого-то особенного, уникального флейтиста? Или это журналистский подвох? (Автор специально так интригующе начинает свою статью, чтобы мы заинтересовались, как это может быть, что во всем Лиссабоне нет флейтиста. )

3. Читатель задает себе примерно такой вопрос: " При чем здесь флейтист?! Если речь зашла о крысах... " Это явная несостыковка смыслов, противоречие. Кроме того, остается неясным, почему отсутствием флейтиста объясняется нашествие крыс.

 


 

 Чтобы понять смысл этой статьи, нужно вспомнить один довольно распространенный сказочный сюжет - он исполь­зован не в одной, а во многих сказках под разными назва­ниями. Немецкая сказка, например, рассказывает о том, как в городе Гаммельн развелось жуткое количество крыс, и никто не знал, как с этой бедой справиться. Вызвался флейтист (в других вариантах сказки он играет на дудочке). Он заворожил крыс звуком своего инструмента, и они покорно шли за ним, не видя ничего вокруг... Так флейтист завел всех крыс в море, где они утонули, и спас город.

" Единственное средство избавления Лиссабона от крыс -это чудо из сказки. Поэтому требуется флейтист" -приблизительно так можно сформулировать основную мысль этой статьи.

Кстати говоря, сказка на этом вовсе не заканчивается... Помните ли вы, что было дальше?

 

 

Задание 97

 

" Расшифруйте" предложение.

 

Софья рассказывала, как она встречала и прятала бежавшего из ссылки человека, как боялась шпионов и как смешно вел себя этот беглый.

 

Ответ ученика

Мужчина бежал из ссылки. Его побег был подготовлен, поэтому его встречала Софья и она же его прятала. Это было опасное мероприятие, тем более что на их пути встречалось много шпионов. Наверное, этот человек из ссылки бежал впервые. А Софья, по-видимому, не в первый раз выполняла такую работу. И теперь она кому-то рассказывает об их " приключениях". По-видимому, Софья - женщина смелая, сильная, умеющая владеть собой, потому что страх перед шпионами не парализовал у нее чувство юмора: в опасной ситуации она замечает, как смешно ведет себя ссыльный.

 


 

Какая информация в этом тексте лишняя или неверная?

 

Ответ

 

Из предложения не вытекает, что на их пути встреча­лось много шпионов. Хотя ученик использовал вводное слово, из заданной фразы не следует, что этот человек бежал из ссылки впервые, а Софья выполняла эту работу не в первый раз. Чувство юмора могло проявиться у Софьи, когда она рассказывала о происшествии, а не в момент опасности.

(Предложение взято из романа А. М. Горького " Мать". )

 

Задание 98

 

Поработаем с подтекстом. Попробуем " разгадать тайны" текста, читая стихотворение Игоря Губермана. Оно из четырех строчек. Нас будут интересовать прежде всего события текста, его сюжет.

1. Первая строка. Ночью вдруг раздался стук в окош­ко.

Что произошло? Какие эмоции это событие могло вызвать? Закройте листом бумаги (" движком" ) первую строку и открывайте постепенно по одному слову. Постарайтесь прона­блюдать, как последовательно " приращивается" смысл.

2. Вторая строка. Быстрым был короткий мой прыжок.

Прыжок - куда? К окну? К двери? Под кровать?

Прыжок - зачем? С какой целью? Спасти, защитить что-то?

Но что именно?

Прыжок назван быстрым и коротким. Это одна и та же ха­рактеристика или разные? Узнаем ли мы что-нибудь дополнительно из слова короткий?

3. Третья строка. Это банку лапой сбила кошка.

 

 


 

           Получены ли ответы на вопросы ко второй строке?

Изменилось ли настроение, заданное первой строкой?

Посмотрите на предлог, употребленный в первой строке.

Правдоподобны ли объяснения стука в окошко?

Поддается ли объяснению несоответствие первой и третьей строк?

Чем, по вашему мнению, закончится стихотворение?

Попробуйте (не обязательно в рифму, главное – событийный прогноз) записать свой вариант последней, четвертой, строки.

 

 

Ответ

 

1. Первая строка, кроме того, что информирует о событии, еще и создает особое настроение. Почитаем, как бы открывая по одному слову, и почувствуем это настроение.

Ночью... Так может начинаться любой текст, в том числе и " ласковый", " нежный", " любовный". Но все же ночь связывается с чем-то темным, даже страшным, -чаще, чем с приятным и радостным. Вы можете провести свой собственный психолингвистический эксперимент. Спросите у ваших друзей, родителей, знакомых: что они чувствуют при слове ночь?

Вдруг... Становится тревожно. Потому что ночью никакого " вдруг" быть не может. Все равно, что вы делаете: спите, читаете книжку, разговариваете по ду­шам... Любое " вдруг" ночью заставит вас встревожиться.

Раздался... О Господи, что там? Крик " убивают! "?!

Стук... Кто мог прийти?! Зачем? Почему?

В окошко... В дверь было бы не лучше, но понятнее. Впрочем, может быть, это ветка дерева стучит? Все равно чувствуется, что автор испугался: первые два смысла, которые создают наше настроение, - ночь и неожи­данность.

2. Вторая строка - неясная. Прыжок назван быстрым - значит, человек мгновенно среагировал на этот стук, и

 


 

прыжок назван коротким — мы понимаем, что то, куда человек бросился, находилось где-то рядом с ним. Но зачем был этот прыжок и куда - неизвестно. Ждем продолжения.

3. Третья строка - успокаивающая: " ничего страш­ного, это просто кошка". Из-за рифмы кошка - окошко все становится очень " домашним", даже этот стук. А что стук был не на окошке (на подоконнике), а в окошко - просто почудилось.

Заметим, что мы получили ответы далеко не на все воп­росы. Нам объяснили только причину стука. Куда и - главное - зачем был мгновенный прыжок героя, мы так и не узнали.

Вариант продолжения у вас у каждого свой. Приведем лишь некоторые: " он успокоится и заснет", " посмеется над своим прыжком", " разозлится на кошку, что раз­будила" и т. п. Все они так или иначе продолжают темы уже начатые, связаны с ними логически и эмоционально.

Губерман же заканчивает так:

Слава Богу - рукопись не сжег.

И возникают новые смыслы. Они поражают.

Поражает, во-первых, однозначность реакции на стук. Никаких других вариантов нет, нет ни удивления, ни недоумения... Есть только приказ самому себе:

" немедленно сжигай рукопись". Такую реакцию не может предсказать читатель, живущий спокойно в спокойное время, не знающий, что за рукопись, за ее хранение могут арестовать... Если к вам - даже ночью - вдруг постучат, вряд ли вы первым делом броситесь сжигать свои днев­ники. Мгновенность этой реакции - результат многолет­ней " выучки", страшной тем более (и это уже в подтексте), что такой дрессуре подвергались целые поколения. Арестовывать обычно приходили по ночам, и любой ночной стук мог значить только одно: за тобой пришли.

Герой испытывает не просто облегчение (" ничего страш­ного, это кошка" ), но радость - чувство, никак не выте­кающее из предыдущих трех строк.

 


 

 В этом коротком стихотворении главное - страх, еще более глубокий, чем просто страх ночи и неожиданности. НКВД. " Органы". ГУЛАГ. КГБ. Все, что стоит за этими понятиями, и есть подтекст. Глубина этого подтекста у всех разная. Чем больше вы знаете о той эпохе из книг А. Солженицына, В. Шаламова, О. Волкова, Е. Гинзбург, Ю. Орлова, А. Марченко, А. Жигулина, Г. Жженова, В. Фрида, многих других - тем глубже ваше понимание этого текста.

По-настоящему понять этот подтекст и осмыслить содержание четырех строчек стихотворения может только тот, кто пережил. Не обязательно на собственной судьбе. Но обязательно - пережил.

Ночью вдруг раздался стук в окошко.

Быстрым был короткий мой прыжок.

Это банку лапой сбила кошка.

Слава Богу - рукопись не сжег...

 

Задание 99

 

Вспомним знаменитый роман Сервантеса, созданный в самом начале XVII века. Скитаясь по Испании, Дон Кихот и его оруженосец Санчо Панса попадают к герцогу и герцогине, которые вовсю дурачат их, пользуясь их доверчивостью.

 

Чтобы потешиться над простодушным Санчо, герцог­ская чета предлагает ему стать губернатором острова. Подданные нового губернатора стараются поставить его в тупик, предлагая ответить на самые каверзные вопросы. Но Санчо каждый раз находит достойный выход из сложной ситуации.

Явился к нему некий приезжий и рассказал о поместье, которое делится на две половины многоводной рекой. Через реку переброшен мост, а с краю стоит виселица. Возле нее заседают четверо судей, которые судят по за­кону: " Всякий проходящий по мосту через эту реку дол­жен объявить под присягой, куда и зачем он идет, и кто

 

 


 

скажет правду, тех пропустить, а кто солжет, тех без всякого снисхождения отправлять на находящуюся тут же виселицу и казнить".

Однажды некий человек сказал: он-де клянется, что пришел только затем, чтобы его вздернули на эту виселицу, и ни за чем другим. Клятва эта привела судей в недоумение, и они сказали: " Если позволить этому человеку беспрепятственно следовать дальше, то это будет значить, что он нарушил клятву и, согласно закону, повинен смерти; если же мы его повесим, то ведь он клялся, что пришел только затем, чтобы его вздернули на этой виселице, следовательно, клятва его выходит не ложна, и на основании того же самого закона надлежит пропустить его". Приезжий просил Санчо дать судьям ответ. И губернатор нашел достойный ответ.

 

Попробуйте найти такой ответ.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...