Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Небольшая разница. Цезарь и Помпей




Небольшая разница

Одному восточному властелину приснилось, что у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов. Тот сказал: " Повели­тель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты поте­ряешь одного за другим всех своих близких. В гневе властелин приказал бросить в тюрьму несчастного и привести другого предсказателя. Тот сказал: " Я счастлив сообщить тебе радостную весть — ты переживешь всех своих родных". Властелин щедро наградил его за это предсказание. Придворные удивились: " Ведь ты сказал то же самое, что и твой бедный предшественник. Почему он был наказан, а ты вознагражден? " На что последовал ответ: " Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит от того, не что сказать, а как сказать".

Мысль сказки можно выразить более глубоко. Попробуйте это сделать.

 

Ответ

 

В каждом событии можно видеть либо светлую сторону, либо темную. И людям гораздо приятнее услышать хорошую оценку, чем плохую. Этим воспользовался проницательный человек, знающий человеческие слабости, умеющий на них сыграть и извлечь из этого пользу. Вот почему властелин наказал первого толкователя и наградил второго.

 

 

Задание 135        

 

" Расшифруйте" предложение.

Все, что случилось в последнюю неделю, вылетело у

 


 

меня из головы; я видел только этого сдержанного человека, теперь плакавшего передо мной, как мальчик.

 

 

Один из возможных ответов

 

Сильные переживания и непомерные страдания сломили сдержанного человека, который не привык давать волю чувствам. Что-то случившееся в последнюю неделю заставило его рыдать, как ребенка. Для другого человека это такое непривычное зрелище, что он забыл обо всем мучившем его последнюю неделю и только видел перед собой этого страдающего человека.

(Предложение взято из рассказа В. В. Вересаева " Порыв". )

 

Задание 136

 

Какие мысли, чувства, какое отношение к жизни выражены в следующих стихотворных отрывках?

 

1. Молитесь на ночь, чтобы вам

Вдруг не проснуться знаменитым.

(А. Ахматова. )

2. Матери сиротеют.

Дети их покидают.

Ты мой ребенок, мама,

Брошенный мой ребенок.

(А. Вознесенский. )

3. У души обиженной

Есть отрада тайная:

Помогите ближнему,

Помогите дальнему.

(А. Вознесенский. )

 

 


 

 Ответ

 

1. Это слова человека, который достоин известности и имеет ее, но она для него обременительна. Эти слова А. Ахматовой перекликаются с известными строчками Б. Пастернака: " Быть знаменитым некрасиво. Не это поднимает ввысь".

2. В этих словах выражено чувство любви взрослого сына к матери. Пока сын растет, он бесконечно нуждается в любви, заботе, защите — и получает все это от матери. Но вот он вырос, а мать состарилась. Теперь уже ей нужна забота, защита, поддержка. Но выросшие дети живут своей жизнью и не всегда помнят о матерях. И матери чувствуют себя сиротами, как брошенные дети. В строчках А. Вознесенского звучит чувство вины перед матерью и раскаяние в том, что не смог окружить ее тем вниманием и любовью, в которых она нуждается, желание загладить эту вину.

3. Эти строчки отражают отношение к жизни человека, чувствующего себя обиженным. Он считает, что выход из обиды, из душевной боли надо искать не в жалобах на жизнь, не в ожидании помощи от других людей, а в том, чтобы самому помогать людям и поддерживать их.

 

Задание 137         

 

Прочитайте внимательно помещенный ниже текст, который приводится по книге римского писателя Гая Светония Транквилла " Жизнь двенадцати цезарей".

 

Цезарь и Помпей

Около двух тысяч лет назад в Древнем Риме шла граж­данская война.

Одно войско возглавлял Цезарь, другое Помпей. Помпей объявил своими врагами всех, кто не станет а

 

 

284        


                                                  

сражаться на его стороне. Цезарь провозгласил, что тех, кто воздержится и ни к кому не примкнет, он будет считать друзьями. Когда стало ясно, что Цезарь одерживает победу, и начались переговоры о сдаче войска Помпея, солдаты того и другого войска стали общаться и приходить друг к другу. Внезапно в лагере Помпея были схвачены и убиты все солдаты Цезаря, которые находились там в этот момент.

Подумайте, как поступил Цезарь в этой ситуации.

 

Ответ

 

Цезарь не ответил на эти действия такими же. Он призвал своих воинов щадить жизнь римских граждан.

 

Задание 138

 

Прочитайте отрывок из поэмы А. С. Пушкина " Бахчисарайский фонтан".

Давно ль? И что же? Тьмы татар

 На Польшу хлынули рекою:

Не с столь ужасной быстротою

По жатве стелется пожар.

1. Образ ужасной картины татарского нашествия Пушкин создает при помощи двух сравнений. Найдите их и " переведите" в обычную для сравнений форму: добавьте как, или словно, или похоже на. ..

2. Как изменился бы смысл текста, если бы (представим) Пушкин написал:

Со столь ужасной быстротою...

Сравните:

Не с столь ужасной быстротою...

Как вы думаете, во втором варианте (пушкинском) быстрота вторжения уменьшена или увеличена? Какую роль играет отри­цательная конструкция?

3. Как вы понимаете выражение тьмы татар?

 

 


 

Ответ

 

1. Завоеватели хлынули на Польшу, как река. Это первое сравнение. Оно выражено творительным падежом существительного. Второе сравнение восстановить сложнее. У вас должно было получиться примерно вот так: " Татары завоевывали Польшу очень быстро, подобно тому как распространяется пожар по жатве, то есть по сухой, уже готовой к сбору пшенице, в сухой осенний день... " Представили ли вы, как горит сухая солома? Вот так же шли и татары.                            

2. Как вы заметили, уже сравнение нашествия с пожаром на жатве само по себе гиперболично. Такой скорости движения людей по территории просто не может быть. Но Пушкин еще увеличивает эту скорость, для этого-то и употреблено отрицательное сравнение: еще быстрее, чем " с ужасной быстротою", с какой горит сухая солома.

3. Тьма чего-нибудь - значит в современном разговорном языке " множество", например тьма народу. Тьмы значит еще больше, поскольку это множественное число.

В Древней Руси тьма значило " десять тысяч", а тьма тем - " сто тысяч". В современном языке тьма тем значит " великое множество". Чтобы еще усилить, мы говорим иногда тьма-тьмущая - " бесчисленное множество". А можно ли сделать еще больше? А. Блок в стихотворении " Скифы" написал так:    

                       Мильоны - вас.

Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы...

 

Задание 139

 

Потренируемся в прогнозировании. В том месте, где мы

 

286                                                       

    


  

                                                                           

прерываем текст, вам нужно будет продолжить фразу " за автора". Один совет. Не старайтесь выдумывать что-нибудь пооригинальнее, наоборот, используйте для продолжения самые обычные, типичные ассоциации - те, что первыми приходят в голову.

 

Хорошо бы начать свою пьесу так. Ведущий произносит:

- Был ясный, теплый, солнечный...

 

Как вы продолжите?

Читайте дальше.

 

Пауза.

- Предпоследний день...

 

Ваше продолжение? Если день теплый и солнечный, то это " предпоследний день" - чего? Читайте последний фрагмент.

 

И наконец, отчетливо:

- Помпеи!

 

1. Вы работали с миниатюрой современного писателя С. Довлатова из его " Записных книжек". Как вы думаете, зачем автору понадобилось разбивать фразу, вводить в свой рас­сказ слово пауза и ставить такие знаки препинания, как много­точие и восклицательный знак? Представьте, что фраза " веду­щего" записана одним простым повествовательным предложе­нием, вот так: Был ясный, теплый, солнечный предпоследний день Помпеи. Что изменится?

Как соотносятся по смыслу начало и конец фразы? Какой эф­фект производит появление последнего слова? Сверьтесь с ответом.

2. Явление монтажа и эффект, который при этом возникает, хорошо знают сами писатели. Иногда они раскрывают свои профессиональные секреты, делятся своим знанием с читателем. Обнажение приема - так называется этот способ привлечь внимание читателя, показывая ему свою " кухню". Ответьте на вопрос: какой прием " обнажает", то есть показывает в действии, писатель в рассматриваемом случае?

Вновь прочитайте миниатюру С. Довлатова, но теперь Целиком.

 

 


 

 Хорошо бы начать свою пьесу так. Ведущий произносит:

- Был ясный, теплый, солнечный...       

 Пауза.

- Предпоследний день...

И наконец, отчетливо:                               

- Помпеи!    

 

               

 

Ответ          

                          

1. Разбиение фразы на части, а также слово пауза знаки препинания позволяют замедлить восприятие текста, акцентировать наше внимание на том, что от начала к концу фразы настроение читателя меняется на противоположное: от безмятежного, радостного - к ужасу. Потому что " последний день Помпеи" - это день извержения вулкана Везувий, когда почти все жители города были погребены под слоем пепла...

Начало " последнего дня Помпеи" так же точно не пред­вещало ничего плохого, как начало фразы в миниатюре С. Довлатова. Ученые сказали бы, что автор смоделировал настроение человека, жившего в тот последний день. А мы подчеркнем, что такое необычное, замедленное построение фразы позволяет нам как бы пережить событие. В подобном " переживании", " проживании" - одна из самых главных задач искусства.

Заметьте, кстати, что у Довлатова не " последний день", а предпоследний. Это связано с тем, что выражение последний день Помпеи стало крылатым, и читатель узнал бы его сразу, что разрушило бы эффект неожиданности.

2. С. Довлатов показывает в действии прием, который называется эффект обманутого ожидания. Мы уже не раз встречались с ним в рассказах А. Чехова и 0'Генри. А " обнажение приема" состоит в том, что автор театрализует действие, то есть не просто рассказывает, а устраивает как бы маленький театр, рассчитывает на сценический эффект.

 

 


 

Задание 140        

 

" Расшифруйте" предложение. Исходите из того, что действие происходит в XX веке, в мирное время.

 

Теперь, когда ее письма оставались без ответа, она чувствовала себя наказанной за то, что уехала, и неотвратимо, безнадежно одинокой.

 

Один из возможных ответов

 

Женщина с кем-то рассталась (скорее всего, с мужчиной). Возможно, что он просил ее не уезжать. Но она уехала и стала писать ему письма, на которые он не отвечал, по-видимому, не простив ей ее отъезд. Отсутствие писем она воспринимала как наказание и понимала, что их больше не будет (неотвратимо). Не было вокруг нее близких людей, поэтому она была так безнадежно одинока.

(Предложение взято из повести В. А. Каверина " Перед зеркалом". )

 

Задание 141

 

Объясните, кого и почему жалеет В. Набоков — автор стихотворения, которое вы сейчас прочитаете.

Мой друг, я искренне жалею

того, кто в тайной слепоте,

 пройдя всю длинную аллею,

не мог приметить на листе

сеть изумительную жилок,

 и точки желтых бугорков,

    

 

 

289                


                                      

  и след зазубренный от пилок

голуборогих червяков.

 

Ответ

 

Смысл этого стихотворения в том, что природа прекрасна в каждой своей мелочи. Даже самые маленькие проявления ее красоты могут удивлять и радовать. Люди, лишенные наблюдательности, лишены этой радости. Таких людей можно только пожалеть.                 

Сравните стихи В. Набокова с отрывком из поэмы Н. М. Карамзина " Дарования", написанной еще в 1796 году - более двухсот лет назад!

Подобны камню их сердца.

Среди красот их око дремлет.

Природа вся для них пуста.                   

Их слух гармонии не внемлет;                

Безмолвны хладные уста.

О таких же людях писал Ф. Тютчев:                 

Они не видят и не слышат,

Живут в сем мире как впотьмах...

 

Задание 142        

                         

Прочитайте рассказ А. Грина, приведенный в сокращении.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...