Небольшая разница. Цезарь и Помпей
Небольшая разница Одному восточному властелину приснилось, что у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов. Тот сказал: " Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких. В гневе властелин приказал бросить в тюрьму несчастного и привести другого предсказателя. Тот сказал: " Я счастлив сообщить тебе радостную весть — ты переживешь всех своих родных". Властелин щедро наградил его за это предсказание. Придворные удивились: " Ведь ты сказал то же самое, что и твой бедный предшественник. Почему он был наказан, а ты вознагражден? " На что последовал ответ: " Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит от того, не что сказать, а как сказать". Мысль сказки можно выразить более глубоко. Попробуйте это сделать.
Ответ
В каждом событии можно видеть либо светлую сторону, либо темную. И людям гораздо приятнее услышать хорошую оценку, чем плохую. Этим воспользовался проницательный человек, знающий человеческие слабости, умеющий на них сыграть и извлечь из этого пользу. Вот почему властелин наказал первого толкователя и наградил второго.
Задание 135
" Расшифруйте" предложение. Все, что случилось в последнюю неделю, вылетело у
меня из головы; я видел только этого сдержанного человека, теперь плакавшего передо мной, как мальчик.
Один из возможных ответов
Сильные переживания и непомерные страдания сломили сдержанного человека, который не привык давать волю чувствам. Что-то случившееся в последнюю неделю заставило его рыдать, как ребенка. Для другого человека это такое непривычное зрелище, что он забыл обо всем мучившем его последнюю неделю и только видел перед собой этого страдающего человека.
(Предложение взято из рассказа В. В. Вересаева " Порыв". )
Задание 136
Какие мысли, чувства, какое отношение к жизни выражены в следующих стихотворных отрывках?
1. Молитесь на ночь, чтобы вам Вдруг не проснуться знаменитым. (А. Ахматова. ) 2. Матери сиротеют. Дети их покидают. Ты мой ребенок, мама, Брошенный мой ребенок. (А. Вознесенский. ) 3. У души обиженной Есть отрада тайная: Помогите ближнему, Помогите дальнему. (А. Вознесенский. )
Ответ
1. Это слова человека, который достоин известности и имеет ее, но она для него обременительна. Эти слова А. Ахматовой перекликаются с известными строчками Б. Пастернака: " Быть знаменитым некрасиво. Не это поднимает ввысь". 2. В этих словах выражено чувство любви взрослого сына к матери. Пока сын растет, он бесконечно нуждается в любви, заботе, защите — и получает все это от матери. Но вот он вырос, а мать состарилась. Теперь уже ей нужна забота, защита, поддержка. Но выросшие дети живут своей жизнью и не всегда помнят о матерях. И матери чувствуют себя сиротами, как брошенные дети. В строчках А. Вознесенского звучит чувство вины перед матерью и раскаяние в том, что не смог окружить ее тем вниманием и любовью, в которых она нуждается, желание загладить эту вину. 3. Эти строчки отражают отношение к жизни человека, чувствующего себя обиженным. Он считает, что выход из обиды, из душевной боли надо искать не в жалобах на жизнь, не в ожидании помощи от других людей, а в том, чтобы самому помогать людям и поддерживать их.
Задание 137
Прочитайте внимательно помещенный ниже текст, который приводится по книге римского писателя Гая Светония Транквилла " Жизнь двенадцати цезарей".
Цезарь и Помпей Около двух тысяч лет назад в Древнем Риме шла гражданская война. Одно войско возглавлял Цезарь, другое Помпей. Помпей объявил своими врагами всех, кто не станет а
284
сражаться на его стороне. Цезарь провозгласил, что тех, кто воздержится и ни к кому не примкнет, он будет считать друзьями. Когда стало ясно, что Цезарь одерживает победу, и начались переговоры о сдаче войска Помпея, солдаты того и другого войска стали общаться и приходить друг к другу. Внезапно в лагере Помпея были схвачены и убиты все солдаты Цезаря, которые находились там в этот момент. Подумайте, как поступил Цезарь в этой ситуации.
Ответ
Цезарь не ответил на эти действия такими же. Он призвал своих воинов щадить жизнь римских граждан.
Задание 138
Прочитайте отрывок из поэмы А. С. Пушкина " Бахчисарайский фонтан". Давно ль? И что же? Тьмы татар На Польшу хлынули рекою: Не с столь ужасной быстротою По жатве стелется пожар. 1. Образ ужасной картины татарского нашествия Пушкин создает при помощи двух сравнений. Найдите их и " переведите" в обычную для сравнений форму: добавьте как, или словно, или похоже на. .. 2. Как изменился бы смысл текста, если бы (представим) Пушкин написал: Со столь ужасной быстротою... Сравните: Не с столь ужасной быстротою... Как вы думаете, во втором варианте (пушкинском) быстрота вторжения уменьшена или увеличена? Какую роль играет отрицательная конструкция? 3. Как вы понимаете выражение тьмы татар?
Ответ
1. Завоеватели хлынули на Польшу, как река. Это первое сравнение. Оно выражено творительным падежом существительного. Второе сравнение восстановить сложнее. У вас должно было получиться примерно вот так: " Татары завоевывали Польшу очень быстро, подобно тому как распространяется пожар по жатве, то есть по сухой, уже готовой к сбору пшенице, в сухой осенний день... " Представили ли вы, как горит сухая солома? Вот так же шли и татары. 2. Как вы заметили, уже сравнение нашествия с пожаром на жатве само по себе гиперболично. Такой скорости движения людей по территории просто не может быть. Но Пушкин еще увеличивает эту скорость, для этого-то и употреблено отрицательное сравнение: еще быстрее, чем " с ужасной быстротою", с какой горит сухая солома.
3. Тьма чего-нибудь - значит в современном разговорном языке " множество", например тьма народу. Тьмы значит еще больше, поскольку это множественное число. В Древней Руси тьма значило " десять тысяч", а тьма тем - " сто тысяч". В современном языке тьма тем значит " великое множество". Чтобы еще усилить, мы говорим иногда тьма-тьмущая - " бесчисленное множество". А можно ли сделать еще больше? А. Блок в стихотворении " Скифы" написал так: Мильоны - вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы...
Задание 139
Потренируемся в прогнозировании. В том месте, где мы
286
прерываем текст, вам нужно будет продолжить фразу " за автора". Один совет. Не старайтесь выдумывать что-нибудь пооригинальнее, наоборот, используйте для продолжения самые обычные, типичные ассоциации - те, что первыми приходят в голову.
Хорошо бы начать свою пьесу так. Ведущий произносит: - Был ясный, теплый, солнечный...
Как вы продолжите? Читайте дальше.
Пауза. - Предпоследний день...
Ваше продолжение? Если день теплый и солнечный, то это " предпоследний день" - чего? Читайте последний фрагмент.
И наконец, отчетливо: - Помпеи!
1. Вы работали с миниатюрой современного писателя С. Довлатова из его " Записных книжек". Как вы думаете, зачем автору понадобилось разбивать фразу, вводить в свой рассказ слово пауза и ставить такие знаки препинания, как многоточие и восклицательный знак? Представьте, что фраза " ведущего" записана одним простым повествовательным предложением, вот так: Был ясный, теплый, солнечный предпоследний день Помпеи. Что изменится?
Как соотносятся по смыслу начало и конец фразы? Какой эффект производит появление последнего слова? Сверьтесь с ответом. 2. Явление монтажа и эффект, который при этом возникает, хорошо знают сами писатели. Иногда они раскрывают свои профессиональные секреты, делятся своим знанием с читателем. Обнажение приема - так называется этот способ привлечь внимание читателя, показывая ему свою " кухню". Ответьте на вопрос: какой прием " обнажает", то есть показывает в действии, писатель в рассматриваемом случае? Вновь прочитайте миниатюру С. Довлатова, но теперь Целиком.
Хорошо бы начать свою пьесу так. Ведущий произносит: - Был ясный, теплый, солнечный... Пауза. - Предпоследний день... И наконец, отчетливо: - Помпеи!
Ответ
1. Разбиение фразы на части, а также слово пауза знаки препинания позволяют замедлить восприятие текста, акцентировать наше внимание на том, что от начала к концу фразы настроение читателя меняется на противоположное: от безмятежного, радостного - к ужасу. Потому что " последний день Помпеи" - это день извержения вулкана Везувий, когда почти все жители города были погребены под слоем пепла... Начало " последнего дня Помпеи" так же точно не предвещало ничего плохого, как начало фразы в миниатюре С. Довлатова. Ученые сказали бы, что автор смоделировал настроение человека, жившего в тот последний день. А мы подчеркнем, что такое необычное, замедленное построение фразы позволяет нам как бы пережить событие. В подобном " переживании", " проживании" - одна из самых главных задач искусства. Заметьте, кстати, что у Довлатова не " последний день", а предпоследний. Это связано с тем, что выражение последний день Помпеи стало крылатым, и читатель узнал бы его сразу, что разрушило бы эффект неожиданности. 2. С. Довлатов показывает в действии прием, который называется эффект обманутого ожидания. Мы уже не раз встречались с ним в рассказах А. Чехова и 0'Генри. А " обнажение приема" состоит в том, что автор театрализует действие, то есть не просто рассказывает, а устраивает как бы маленький театр, рассчитывает на сценический эффект.
Задание 140
" Расшифруйте" предложение. Исходите из того, что действие происходит в XX веке, в мирное время.
Теперь, когда ее письма оставались без ответа, она чувствовала себя наказанной за то, что уехала, и неотвратимо, безнадежно одинокой.
Один из возможных ответов
Женщина с кем-то рассталась (скорее всего, с мужчиной). Возможно, что он просил ее не уезжать. Но она уехала и стала писать ему письма, на которые он не отвечал, по-видимому, не простив ей ее отъезд. Отсутствие писем она воспринимала как наказание и понимала, что их больше не будет (неотвратимо). Не было вокруг нее близких людей, поэтому она была так безнадежно одинока. (Предложение взято из повести В. А. Каверина " Перед зеркалом". )
Задание 141
Объясните, кого и почему жалеет В. Набоков — автор стихотворения, которое вы сейчас прочитаете. Мой друг, я искренне жалею того, кто в тайной слепоте, пройдя всю длинную аллею, не мог приметить на листе сеть изумительную жилок, и точки желтых бугорков,
289
и след зазубренный от пилок голуборогих червяков.
Ответ
Смысл этого стихотворения в том, что природа прекрасна в каждой своей мелочи. Даже самые маленькие проявления ее красоты могут удивлять и радовать. Люди, лишенные наблюдательности, лишены этой радости. Таких людей можно только пожалеть. Сравните стихи В. Набокова с отрывком из поэмы Н. М. Карамзина " Дарования", написанной еще в 1796 году - более двухсот лет назад! Подобны камню их сердца. Среди красот их око дремлет. Природа вся для них пуста. Их слух гармонии не внемлет; Безмолвны хладные уста. О таких же людях писал Ф. Тютчев: Они не видят и не слышат, Живут в сем мире как впотьмах...
Задание 142
Прочитайте рассказ А. Грина, приведенный в сокращении.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|