Гнев отца. Ответ ученика
Гнев отца Накануне возвращения Беринга из долгого путешествия его сын маленький Том Беринг подвергся нападению тетки Корнелии и ее мужа дяди Карла. Том пускал в мрачной библиотеке цветные мыльные пузыри. За ним числились преступления более значительные, например дырка в желтой портьере, сделанная зажигательным стеклом, ... драка с сыном соседа, но мыльные пузыри особенно взволновали Корнелию.
Корнелия долго пророчила Тому страшную судьбу проказников... и сказала: " Страшись гнева отца! " ... Дядя Карл... прибавил: " Его гнев будет ужасен! " Том... попытался представить, что его ожидает. Правда, Карл и Корнелия выражались всегда высокопарно, но неоднократное упоминание о " гневе" отца его сильно смущало. ... Он сознавал, что погиб. ... Он сидел и вздыхал, стараясь представить, что произойдет, когда из клетки выпустят гнев. По мнению Тома, клетка была необходима для чудовища. ... Том... крадучись проник через террасу в кабинет дяди Карла. Там на стене висели пистолеты и ружья. ... Едва Том вскарабкался на спинку дивана и начал снимать огромный пистолет с медным стволом, как вошел дядя Карл и ухватил мальчика жесткими пальцами за затылок. - " Мне, дядя, нужен был пистолет. Я не хочу сдаваться без боя. Ваш гнев, который приедет с отцом, возьмет меня только мертвым. Живой я не поддамся ему". Дядя Карл помолчал, издал звук, похожий на сдавленное мычание, и стал к окну... - " Я тебя запру здесь и оставлю без завтрака, - сказал дядя Карл... -Оставайся и слушай, как щелкнет ключ, когда я закрою дверь. Так же щелкают зубы гнева". ... Увидев, что дядя скрылся за поворотом, Том открыл окно, вылез на крышу постройки и спрыгнул с нее на цветник. ... Им двигало холодное отчаяние погибшего существа. Он хотел пойти в лес, вырыть землянку и жить там.
... Около ограды Том увидел через решетку автомобиль, несущийся по шоссе к дому дяди Карла. В экипаже рядом с пожилым черноусым человеком сидела белокурая молодая женщина. ... " Неужели это мой отец? " - думал Том... с жаждой утешения и пощады. С заднего входа Том пробрался через все комнаты в переднюю, и сомнения его исчезли. ... Все были здесь, все суетились вокруг высокого человека с черными усами и его спутницы. " Я выехал раньше, - говорил Беринг, - чтобы скорее
291
увидеть мальчика. Но где он? " - " Я пришел", - сказал Том, протискиваясь между Корнелией и толстой служанкой. ... Его затормошили и повели умываться. Однако на сердце у Тома не было достаточного спокойствия потому, что он хорошо знал как Карла, так и Корнелию. Они всегда держали свои обещания и теперь, несомненно, вошли в сношения с гневом... Том бросился к комнате, которая, как он знал, была приготовлена для его отца. ... Том потянул дверь и вошел в комнату. ... На кровати лежал настоящий револьвер. ... Том схватил браунинг... и подступил к раскрытому сундуку. Тогда он увидел гнев. ... Белое четырехрукое чудовище озлило на него из сундука страшные, косые глаза. Том вскрикнул и нажал то, что нужно было нажать. Сундук как бы взорвался. Оттуда свистнули черепки, лязгнув по окну и столам. Том... бросился, рыдая, к бледному, как бумага, Берингу, вбежавшему вместе с Карлом и Корнелией. - " Я убил твой гнев! - кричал он в восторге и потрясении. - Я его застрелил! Он не может теперь никого трогать! Я ничего не сделал! Я прожег дырку, я пускал мыльные пузыри, но я не хотел гнева! " Придумайте окончание этого глубоко психологического рассказа.
Ответ
У А. Грина рассказ кончается так. " Успокойся, Том, - сказал Беринг, со вздохом облегчения сжимая трепещущее тело сына. - Я все знаю. Мой маленький Том... бедная живая душа! "
Задание 143
" Расшифруйте" предложение. Она сорвала конверт и торопливо пробежала письмо глазами;
прочитала его еще раз и бросила быстрый, хитрый взгляд на Неваду, для которой весь мир в эту минуту, казалось, свелся к перчаткам, а письма молодых, но идущих в гору художников имели не больше значения, чем послания с Марса.
Ответ ученика Действующие лица - две женщины. Одна из них сгорает от любопытства: она хочет как можно скорее узнать содержание письма (сорвала конверт, торопливо пробежала письмо глазами). Письмо ее заинтересовало, и она прочла его второй раз. Это письмо от молодого преуспевающего художника и, очевидно, имеет какое-то отношение ко второй женщине - Неваде, которой она должна прочитать письмо. Та почему-то хочет скрыть свою заинтересованность в этом письме и художнике, поэтому делает вид (казалось), что больше всего на свете она в этот момент интересуется перчатками.
Такой рассказ по предложению написал один десятиклассник. Ему удалось немало извлечь из одного предложения, однако не все. Что же он пропустил? Какие слова не " обыграл"? Кроме того, в " расшифровке" предложения, сделанной учеником, есть лишняя информация. Укажите, какая.
Ответ
Слова бросила быстрый, хитрый взгляд на Неваду не привлекли внимания ученика. Между тем из этих слов ясно, что что-то кроется за этим хитрым взглядом. Замышляет ли эта женщина против Невады какую-то хитрость, или в самом письме что-то говорится о Неваде? (Текст ответа не дает, но высказать предположения мы можем. ) Лишняя информация: из данного предложения вовсе не следует, что письмо должно быть прочитано Неваде. (Предложение взято из перевода рассказа О`Генри " Разные школы". )
Задание 144
Прочитайте строфу из стихотворения О. Мандельштама. Мне не надо пропуска ночного, Часовых я не боюсь. За блаженное, бессмысленное слово Я в ночи январской помолюсь.
Долгие годы эта строфа в разных изданиях, в том числе и в учебнике " Русская литература XX в. Часть 1" (М.: Просвещение, 1991. - С. 33), печаталась именно в таком варианте. В то время как у самого Мандельштама четвертая строка выглядела так: Я в ночи советской помолюсь. 1. Определите, как меняется значение слова ночь при такой замене. Какие смыслы уничтожаются при изменении авторского эпитета? Как меняется значение последних двух строчек в целом? При размышлении учитывайте, что они являются смысловым центром стихотворения. 2. Почему слово названо блаженным? Как вы понимаете это определение? 3. Что означает выражение бессмысленное слово? Как вы думаете, в прямом смысле употреблено это сочетание или в переносном? А может быть, в том и в другом сразу? Если слово названо бессмысленным - это положительная или отрицательная его оценка? Какое отношение эта " бессмысленность" имеет к поэзии? Знаете ли вы примеры такой поэзии? Почему, на ваш взгляд, нужно молиться за бессмысленное слово?
Ответ
1. Слово ночь - в авторском варианте! - приобретает дополнительное значение и начинает называть не просто время суток, а как бы " время жизни", то есть эпоху, век. Ночь советская расшифровывается примерно как
" советский строй, жить при котором - все равно что ночью: страшно". Отрицательные смыслы слова ночь Мандельштам не сам придумал. Они существуют в языке объективно. А сам образ ночи для выражения своего отрицательного отношения к существующему политическому строю многие поэты использовали еще задолго до Мандельштама: Душно без счастья и воли. Ночь бесконечно длинна, - писал Н. А. Некрасов о самодержавии, призывая бороться с ним. Цензурная замена в стихотворении ночи советской на ночь январскую уничтожает те смыслы, которые говорят об отношении поэта к современной ему политической эпохе. Мне на плечи бросается век-волкодав... - писал Мандельштам в другом стихотворении. Ясно, что такие стихи не могли печататься открыто. Поэтому появляется " политически благонадежный" вариант: ведь ночь январская указывает только на время суток и ни на что больше...
2. В " Словаре русского языка" С. И. Ожегова слово блаженный имеет два значения: 1) В высшей степени счастливый. Блаженное состояние. 2) Глуповатый [первоначально юродивый]. В. И. Даль относит слово блаженный не к слову благо, как можно было ожидать, а к слову блажь и толкует так: " благополучный, благоденствующий и благоденственный, счастливый". Однако это не единственное его значение. В псковских, тверских, пензенских говорах это слово значит " блажной, шалун, повеса, проказник", а в вологодских, архангельских, нижегородских — " калека, уродливый, юродивый, божий человек, малоумный, дурачок". Эти изыскания значения слова блаженный показывают, что первое и второе значения в нем слиты, смыслы благо и блажь в нем сосуществуют. Таким образом, блаженное слово можно понимать по-разному, однозначного ответа здесь не существует. Одна из трактовок: блаженное слово - это слово искусства, которое приносит блаженство. Другое понимание - это
слово сумасшедшего, юродивого, обладающего, по мнению верующих, даром прорицания. Именно " блаженненьким" дозволяется говорить любую, казалось бы, бессмыслицу, за которой часто стоит истина, пророчество... Примеры здесь можно приводить как самые серьезные - советуем вам прочитать рассказ В. Тендрякова " Параня" и стихотворение А. Тарковского " Юродивый в 1918 году", так и шутливые - одно время на эстраде звучала песня " Я городская сумасшедшая"... 3. Если понимать сочетание бессмысленное слово вне контекста в прямом значении, то оно имеет, конечно, отрицательную оценку; синонимами будут идиотское, глупое, дурацкое слово (Словарь синонимов русского языка. - Т. I. - С. 62). Если понимать его в переносном - то бессмысленное слово будет означать поэзию сложную, темную, неясную, смысл которой скрыт от непосвященных. Такой можно считать и поэзию самого Мандельштама, возможно, потому она и притягивает. И, наконец, есть поэзия в прямом смысле этого слова бессмысленная, то есть абсурдная, заумная. Знаменитым стало такое стихотворение поэта начала века А. Крученых: Дыр-бул-щыл убещур скум вы-со-бу р-л-эз. Конечно, это бессмыслица. Но " заумные" стихи сочиняет и сам народ — вспомните хотя бы детские считалки: " Эне, бене, рес, квинтер, финтер, жес... " Какой же в этом смысл? То же самое и у других народов: вот как С. Маршак перевел старинную английскую считалку:
Интер, мици, тици, тул, Ира, дира, дон. Окер, покер, доминокер, Шишел, вышел вон.
Проще всего объявить заумь непонятной и поэтому ненужной. Но все не так просто, как кажется на первый взгляд. Велимир Хлебников по этому поводу писал: " Говорят, что стихи должны быть понятны. Так вывеска на улице, на которой ясным и простым языком написано: " Здесь продаются... " — еще не есть стихи. А она понятна. С другой стороны, почему заговоры и заклинания так называемой волшебной речи, священный язык язычества, эти " шагадам, магадам, выгадам, пиц, пац, пацу" - суть вереницы набора слогов, в котором рассудок не может дать себе отчета, и являются как бы заумным языком в народном слове. Между тем этим непонятным словам приписывается наибольшая власть над человеком, чары ворожбы, прямое влияние на судьбу человека. В них сосредоточена наибольшая чара. ... волшебная речь заговоров и заклинаний не хочет иметь своим судьей будничный рассудок". И — добавим - волшебная речь поэзии тоже иногда не хочет иметь ничего общего с нашим бытовым " практическим" языком. Это ее право... Таким образом, бессмысленное слово в контексте стихотворения Мандельштама - это литература, поэзия. И молитва поэта - о том, чтобы поэзия выжила во времена пропусков, часовых, конвоиров... Прочитайте стихотворение О. Мандельштама, фрагмент которого мы разбирали, полностью: В Петербурге мы сойдемся снова - Словно солнце мы похоронили в нем - И блаженное, бессмысленное слово В первый раз произнесем. В черном бархате советской ночи, В бархате всемирной пустоты Все поют блаженных жен родные очи, Все цветут бессмертные цветы.
Дикой кошкой горбится столица, На мосту патруль стоит, Только злой мотор во тьме промчится
И кукушкой прокричит. Мне не надо пропуска ночного, Часовых я не боюсь: За блаженное, бессмысленное слово Я в ночи советской помолюсь.
Слышу легкий театральный шорох И девическое " ах" - И бессмертных роз огромный ворох У Кипр иды на руках. У костра мы греемся от скуки, Может быть, века пройдут, И блаженных жен родные руки Легкий пепел соберут.
Где-то хоры сладкие Орфея И родные темные зрачки, И на грядки кресел с галереи Падают афиши-голубки. Что ж, гаси, пожалуй, наши свечи, - В черном бархате всемирной пустоты Все поют блаженных жен крутые плечи, А ночного солнца не заметишь ты. 1920 Задание 145
Прочтите приведенный в сокращении рассказ А. Грина.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|