Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Игрушки. Ответы учащихся. Окончание рассказа А. Грина. Ответ ученика




Игрушки

В одном из пограничных французских городков, занятых немцами, жил некто Альваж. ... Он жил очень уединенно, скрытно; единственным счастьем его жизни были игрушки. ... У него были великолепные картонные фермы с коровками и колодцами; целые городки, крепостцы, пушки, стреляющие горохом, деревянные солдатики, кавалеристы, кораблики и пароходы. Альваж

 


 

часто устраивал меж двумя игрушечными армиями примерные сражения. ...

На пятый день немецкой оккупации капитан Пупенсон отправился вечером в ратушу, или мэрию, руководить расстрелом тридцати французских заложников.

Путь Пупенсона лежал мимо дома Альважа. Весьма удивленный тем, что, несмотря на запрещение, в окне бокового фасада горит послевосьмичасовой огонь, Пупенсон... подкрался к окну и заглянул внутрь. Он увидел диковинную картину: тщедушный старик в ночном колпаке и халате заряжал вершковую пушечку, приговаривая: " Всех разнесу, постой! " И горошина с треском положила несколько березовых рядовых.

Пупенсон, гремя саблей, полез в окно. Альваж не испу­гался, он ждал, что дальше. " Что вы делаете? — сказал Пупенсон. — Что вы, ребенок, что ли? " - " Вам нравится ваша игра, мне - моя, - возразил Альваж. - Моя лучше. Не хотите ли сыграть партию? "...

Велика притягательность новизны и оригинальности!

Прошел час, другой. ... В комнате сидели двое: увлечен­ный, разгорячившийся Пупенсон и торжествующий Аль­важ; он... беспрерывно поражал армию Пупенсона прежде, чем тот успевал подстрелить у него десяток-другой. Горох, подскакивая, неистово прыгал по полу и столам.

Наконец Пупенсон вспомнил о деле и с сожалением по­кинул Альважа с его любопытными армиями. Но он опоздал - полчаса назад расстрел заложников был отменен. А не опоздай он - все было бы кончено для тридцати человек раньше, чем пришла бы отмена казни.

 

Попробуйте сформулировать обобщенный смысл этой истории, придумав завершающие фразы (одну или две).

 

 

Ответы учащихся

1. Этот случай показывает, что в каждом человеке спит ребенок.

 


 

 2. Случайность порой может на 100% изменить жизнь человека. Если бы Пупенсон пошел другой дорогой и не увидел освещенного окна... Опоздание на пять минут иногда продлевает жизнь планеты на миллиарды лет.

3. Из этой истории можно сделать вывод, что немощный старик может не только выиграть игру, но и спасти людям жизнь. Побеждает доброта, а не злоба.

4. Я думаю, что Альважа ожидает вознаграждение от Бога, ведь он спас 30 человек от смерти. Справедливость всегда побеждает.

5. Если Германия выигрывает в настоящей войне, то французы - в игрушечной. Но в конце концов выиграли французы и по-настоящему, в настоящей войне.

6. Альваж победил не только в игре, но и в жизни.

7. Тот, кто хочет убивать и стрелять, пусть лучше играет в игрушки.

 

Ответ

 

Окончание рассказа А. Грина

Отличные игрушки старика Альважа следовало бы завести всем воинственно настроенным людям.

 

 

Задание 146

 

" Расшифруйте" предложение.

 

Тот явился, сделал укол в руку Ивана и уверил его, что он больше плакать не будет и что теперь все пройдет, все изменится и все забудется.

 

Ответ ученика

Человек по имени Иван, по-видимому, пережил какое-то сильное потрясение и поэтому плакал. То, что с ним произошло, наверное, было очень страшным, потому что мужчины не так уж часто плачут. К Ивану позвали врача,


 

или фельдшера, или медбрата, который сделал ему успокоительный укол, но не обезболивающий, потому что после него, по обещанию делавшего укол, Иван должен был перестать плакать и забыть тот кошмар, который его терзал. Этот человек успокоил Ивана, говоря, что " все пройдет, все изменится, все забудется".

(Предложение взято из романа М. А. Булгакова

 " Мастер и Маргарита". )

 

 

Задание 147

 

Прочитаем две пушкинские строчки:

... ноздри пыльные уткнув в песок сыпучий,

 Голодный лев следит оленя бег пахучий.

Вначале нужно пояснить одну грамматическую конструкцию: лев следит бег оленя. Сейчас мы сказали бы за бегом. Но в прошлом веке конструкция следить (что? ) была нормативной. Если это понятно, то и фактуальную информацию понять несложно: лев идет по следу (выслеживает) оленя.

 

А теперь - задание. Попробуйте " включить воображение" и увидеть картинку во всех подробностях. Для этого нужно определить " точку зрения" в самом прямом смысле слова, то есть занять ту или иную позицию наблюдателя.

Откуда смотрит наблюдатель? Издалека? Находится рядом со львом? Можно ли доказать, кто прав, если вдруг мнения разой­дутся? А может быть, " наблюдателем" здесь является сам лев и вся ситуация дана " его глазами", через его восприятие? Как это доказать?

 

Ответ

 

Попробуем читать медленно, каждый раз спрашивая себя: кто и откуда может это наблюдать? кто может это чувствовать? Ноздри пыльные - можно увидеть только

 

 


 

очень близко, причем находясь не сверху, а сбоку от льва. Песок воспринимается как сыпучий - тоже с близкого расстояния. Обозначим эту позицию № 1. А вот картинку Голодный лев следит оленя бег... можно увидеть откуда угодно - хоть с вершины бархана, хоть с самолета. Это уже совершенно иная позиция наблюдателя, № 2.

Дальше появляется слово пахучий. Кто может так воспринимать след оленя? Конечно, не человек, а только сам лев. И это будет уже " точка зрения" № 3.

В двух строчках пушкинского текста никак не объяснен переход от одной " позиции наблюдателя" к другой, они не согласованы между собой, и читатель должен уметь " прыгать", по-разному смотря на один и тот же предмет. И это не недостаток стихов, а общий закон искусства. В кино прием перехода от " общего плана" и " крупному" распространен очень широко. А в литературе первым его применил именно А. С. Пушкин: до него " количество возможных в литературе точек зрения было невелико, они были читателю заданы", и смешение точек зрения было запрещено законами поэтики. Пушкин сначала в " Руслане и Людмиле", а потом в " Евгении Онегине" создал новую художественную систему, построенную на " игре точек зрения".                                                                                                                               

 ... Вот как далеко мы ушли от голодного льва. Этот пример приводит Ю. М. Лотман в своем спецкурсе " Роман в стихах Пушкина " Евгений Онегин", в главе «Проблема " точки зрения" в романе».

 

Задание 148

 

" Расшифруйте" предложение.

 

Письмо, полученное мною недели через две после того, было кратко - ласковая, но твердая просьба не ждать ее больше, не пытаться искать, видеть.

 

302        


                                                  

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...