Характеристика восточной версии
Структура метода Восточная версия транзактного анализа дополняет классический его вариант и развивает его. Она также состоит из пяти больших разделов. 1. Анализ фиксированных экзистенциальных позиций, посвященный основным жизненным позициям или фиксированным эмоциональным установкам — основным, базовым представлениями человека о себе, своем месте в обществе и окружающем мире. Они складываются в период внутриутробной жизни или в раннем детстве. 2. Структурный анализ, исследующий составные части человеческой личности и взаимодействия между ними как осознаваемые, так и бессознательные. Неосознаваемое взаимодействие частей личности протекает весьма интенсивно, порой даже бурно. Структура человеческого «Я» в основном складывается в дошкольном возрасте. В дальнейшей жизни без специального терапевтического воздействия может развиваться не более чем одна треть из большого числа ее составляющих. Структурный анализ оперирует моделью эго-состояний. 3. Анализ взаимодействий, посвященный вариантам межличностного общения. Все варианты общения могут быть разложены на их составляющие. И вся полнота взаимодействий между людьми может быть описана с помощью семи вариантов общения. 4. Анализ психологических игр, исследующий особые варианты межличностного и внутриличнос-тного взаимодействия с обманами, ловушками, погонями, расплатами, разочарованиями и выигрышами. Все люди играют в игры. Распознавание игр — особая миссия психотерапевта. 5. И, наконец, увлекательный раздел анализа неосознаваемых планов жизни, или жизненных сценариев. Многие люди живут и действуют по сценарию, и мало кто без специальной психотерапевтической работы осознает свой сценарий, и то, насколько этот сценарий вписывается в изменяющийся на глазах мир.
Итак, пять составляющих данного направления консультирования и терапии: анализ экзистенциальных позиций, структурный анализ, анализ взаимодействий, анализ игр, анализ жизненных сценариев. Каждый базовый раздел может рассматриваться отдельно и самостоятельно. А все вместе они и составляют классическую систему современного анализа. Основная цель Транзактный анализ призван помочь человеку отказаться от поведения, не относящегося к делу, неуместного здесь и теперь, научить его владеть собой и принимать ответственность за последствия своих поступков, самостоятельно определять свою судьбу. Целью данного подхода также является освобождение от принуждения, достижение человеком не- зависимости и автономии, включенности в настоящий момент, свободных от игр взаимодействий, допускающий откровенность и близость. Конечная цель анализа — научить человека жить, полностью реализуя себя, и быть счастливым в изменяющемся мире. Достижение данных целей для неподготовленного человека может быть опасным. А стать подготовленным человеком можно, серьезно занимаясь анализом. Транзактный анализ в советском обществе Исходя из сказанного выше, понимаешь, что данная концепция очень подходит для понимания советского и постсоветского общества, организаций, групп людей, семей и отдельного человека. Ведь мы живем в обществе, где единственной стабильной характеристикой является нестабильность! Время больших перемен стремительно несется вперед, увлекая нас за собой. А ведь мы были воспитаны, подготовлены совсем другой для жизни, для другого общества. И если в странах Запада в индивидуальном развитии человека, формировании его мировоззрения значительную роль играют психоаналитики, психологи, священнослужители, психотерапевты, то у нас эти роли выполняли идеологи марксизма-ленинизма. В их числе было достаточно специалистов по социальной психотерапии. Ими была построена система воспитания советского человека, в самой сущности которой было заложено глубокое противоречие между стимулированием активности во имя достижения великих целей и подавлением естественного и справедливого Желания получать за этот труд адекватное вознаграждение. Так, была создана прекрасная система обра-
зования, позволявшая получить высокий уровень знаний и профессиональную квалификацию. Высокие трудовые достижения широко пропагандировались и поощрялись, но... не вознаграждались материально. И труд человека с высшим образованием всегда оплачивался ниже, чем труд человека без такового. Недовольство и инакомыслие жестоко пресекалось. Словом, основным принципом жизни было: живем не для себя и своих детей, а ради будущего человечества, поэтому чем ты талантливее и трудолюбивее — тем больше отвечаешь за бездаря и бездельника-соседа и тем меньше требуешь для себя. И мы — советские люди в третьем, четвертом и даже пятом поколении с молоком матери, леденящими страхами бабушек и дедушек впитали в себя мифологию советского человека. Все люди, живущие в нашей стране, — продукты системы социальной психотерапии. Это система красивых мифов, в которые мы свято верили. Они только частично осознавались, а частично уже стали нашим бессознательным. Как и другие варианты религии, они составляют значительную часть культуры, которую и усваивать то специально нет нужды. Человек просто живет и постоянно входит в эту культуру. Заполняет ею свое сознание и бессознательное. В частности, усваивая мифы. Выведение этих мифов на уровень сознания и анализ их содержания явно показывает их внутреннюю противоречивость и вопиющее несоответствие реальной жизни. Казалось бы, теперь от них можно освободиться, просто стряхнуть их с себя, как старую и ветхую одежду. Хочется поздравить тех, кому это удалось. Таких счастливцев очень немного. Впрочем, их жизнь сложна и требует постоянно принятия авто- номных решений. У всех других иногда или даже часто выползают из бессознательного то беспричинный страх и леденящий ужас, то идеи всеобщего братства и уверенность, что все должны давать просто так. Здесь переживания революций и гражданской войны, репрессий советского периода, Великой Отечественной войны, правовой незащищенности советского человека, страх перед неизвестным, нестабильным завтра.
Одна из основных идей социальной психотерапии состояла в мифологизации государственного переворота 1917 года, который был назван Великой Октябрьской Революцией и принят за точку отсчета в истории нашей страны. Эта дата действительно стала для России переломной, ведь революция повлекла за собой такие социальные катаклизмы, которые в корне изменили жизнь отдельных людей, семей, да и всей страны. При этом история нашей страны до революции была существенно исправлена и дополнена с учетом интересов новой правящей партии. Сейчас стали доступными многие исторические документы и книги, которые позволяют нам иметь более полное и объективное представление о том, какой была Россия в своем историческом развитии и, пользуясь редкой привилегией людей переходной эпохи, анализировать уходящие мифы прошлого и нарождающиеся мифы настоящего и будущего. Вместе с возвращением нашей истории сегодня возвращается и Православная Церковь. Нам, даже неверующим, приятно бывать в храме. Только, к сожалению, нельзя назвать ни одного подолгу процветающего православного народа. Жизнь православных народов как правило нестабильна, наполнена вызывающими неуверенность и страх смутами. Основные мифы советского человека В главе о структуре личности мы будем обсуждать три основных состояния, в которых пребывает человеческая личность— Родительское, Взрослое и Детское. Так вот, мифы поддерживают все три состояния. И каждое из них нуждается в мифах. Именно привычное чувство страха сегодня способствует тому, что мифы советского человека вновь погружаются в бессознательное и не только продолжают управлять нашей жизнью, но и передаются последующим поколениям. Поэтому социально ориентированная психотерапия и занята осторожным извлечением советских мифов из бессознательного и разрушением их.
У большинства людей выздоровление от тяжелого социально наследуемого заболевания, поведшего даже к своего рода зомбированию многих наших сограждан, происходит очень медленно. И у многих терапевтов возникает вопрос: «А что взамен?» Психика, так же, как и природа, не терпит пустоты. Давайте перечислим основные мифы советского человека. «Человек человеку друг, товарищ и брат». Оказалось, что далеко не всегда это так и не всякий человек на это способен. И часто человек просто не властен над собой. Он выполняет какую-то роль в государстве. О нашем государстве был еще один миф. «Рабочий класс является главной и определяющей силой мирового социального прогресса». Классовые ценности декларировались как самые важные, самые приоритетные. И в это же время вся безграничная власть оказалась в руках небольшой группы людей, составлявших элиту единственной в стране партии. «Нужно строить будущее, жить будущим, и оно наступит, а пока надо потерпеть». И вот все мы, строители будущего коммунизма, сегодня можем убедиться, что построили совсем другое общество. Более конкретно, построили прошлое — капитализм. Строили будущее, а построили прошлое. Именно оно, прошлое человечества, как мы когда-то хорошо усвоили из образовательных программ всех уровней, и стало не только настоящим, но и будущим для нас, наших детей и близких. Значит, усилия нескольких поколений были тщетными? Впрочем, сегодня многим ясно: тот, кто живет прошлым, — уже труп; тот, кто живет будущим, — еще не родился; и только тот, кто живет настоящим, — по-настоящему живет. И жизнь наша составляется нами из мгновений «здесь и сейчас». Другой миф советского человека гласит: «Каждый скромный труженик на своем месте делает свое дело, и никто не высовывается». Первая часть мифа говорит только о том, что каждый скромно трудится. Это достаточно важно для нашей культуры. Ведь в нашем эпосе, народных сказаниях, былинах, сказках мало кто регулярно трудится. И человек, достигающий самых высоких и желанных результатов, идет к ним не путем длительного, кропотливого труда, а путем счастливого случая, неожиданного избрания или везения. Поэтому, пусть даже упускается качество труда, все же остается сам факт: человек-труженик. Этот миф говорит нам и о том, что, как бы ты ни был талантлив и каковы бы ни были твои трудовые свершения, ты не можешь претендовать на материальное вознаграждение, ты должен быть скромен и счастлив от того, что твои успехи по достоинству оценены на уровне морального поощрения. Передовики производства ударники труда, победители социалистического соревнования— грамоты, значки, портреты на доске почета... А претензия на переход
из разряда скромных тружеников в лидеры и, не дай бог, в вожди— вот это уже не приветствуется. Такой человек откажется довольствоваться малым, затягивать пояс ради призрачного светлого будущего... И, к сожалению, отсутствие адекватного материального стимулирования начисто отбивало у значительного большинства сограждан желание действительно хорошо трудиться. А требования любой иеной выполнять план приводили к припискам и катастрофическому снижению качества работы, варварскому разрушению окружающей среды и наносили обществу непоправимый моральный ущерб. А вот еще один базовый миф: «Кто был ничем, тот станет всем». Этот миф вносил в головы немало сумятицы, ведь он по сути в корне противоречил предыдущему. И люди жили, руководствуясь двумя последними мифами одновременно. Оборотная сторона второго мифа была достигнута очень быстро. Кто был всем, стал ничем. Это понятно. Отстранить, лишить, разрушить — это легко. А вот тот, кто был ничем, — как он станет всем? Может быть, он будет учиться, пройдет длинную школу жизни? Конечно, было и так, только достаточно редко. Мы всегда очень спешили. Мы решали самые неотложные, самые горящие дела. Поэтому люди становились «всем» при помощи их назначения «всем». Так в нашей стране профессионализм был заменен исполнением ролей. «Всем» становились вовсе не подходящие по своим способностям, образованию, характеру персонажи. Но у них обязательно было соответствующее происхождение и биография. Надо сказать, что многие из них тяжело переживали свою несостоятельность. Другие, с менее развитым интеллектом и критическим отношением к себе, гордились карьерой. Они становились опытными чиновниками и усваивали правила большой бюрократической игры. Впрочем, и те и другие зачастую предпринимали усилия для того, чтобы любыми путями удержаться наверху. Есть люди, которые в любом обществе стремятся к власти. У них почти инстинктивная потребность властвовать над другими. Многие из тех, кто в советское время занимал руководящие места в Коммунистической партии, сегодня занимают руководящие места в иных организациях. Это естественно: такие люди стремятся к власти при любом общественном строе. И еще один миф, вводящий в заблуждение: «Каждая кухарка может управлять страной». Этот советский миф, с одной стороны, является как бы частным проявлением предыдущего, с другой стороны — еще большим обманом. Он внушал уверенность в то, что для управления страной вовсе не обязательны специальные знания, специальное образование. А необходимы только некоторые моральные качества, такие как честность, справедливость. И несколько десятилетий различного рода «кухарки», будучи непрофессионалами, делали вид, что управляют страной. Между тем на самом деле истинные правители манипулировали ими как хотели. И никто не был ответственен за результаты такого управления. Миф о вождях: «Он позаботится, он все даст, он думает о каждом». Вначале это был «кремлевский мыслитель», затем «кремлевский горец», затем «наш дорогой Никита Сергеевич», после этого «верный ленинец Леонид Ильич», затем наступила эра Бориса Николаевича. И каждый вождь думал за всех и каждого, заботился обо всех и каждом и обеспечивал всех и каждого. Жители нашей страны много раз переживали катастрофы разочарований в кумирах. И тем не менее этот миф очень живуч. Конечно, ведь лн позволяет оставаться пассивным, переложить ответственность на другие плечи. Еще один базовый миф: «Мы— великая страна, авангард прогрессивного человечества». Согласно этому мифу, загнивающие страны капитализма и их жители с завистью смотрели на наш труд, на наше бурное развитие, нашу счастливую жизнь. Они не имели таких возможностей, как мы, и им оставалось только завидовать. А мы развивались сами. Мы были первопроходцами, создающими будущее всей планеты. И каково же было разочарование, когда мы узнали, что на самом деле этот великий коммунистический эксперимент оказался тупиковым. А несколько поколений наших граждан стали заложниками или жертвами эксперимента. Миф о нашей незаурядности и авангардности развеялся, оставив горький вкус разочарования. И все равно не хочется верить в то, что все было напрасно! Существует и такой миф: «У нас стабильное общество с социальными гарантиями каждому гражданину». Гарантии действительно были. Причем они мало зависели от трудового результата, образования, квалификации. Впрочем, каждому человеку была гарантирована бедность. Большинству— малая успешность в жизни. И немногие задумывались: «Неужели я так мало стою и нужны ли такие гарантии?» Человек, желающий зарабатывать, зачастую не мог позволить себе это. Для многих категорий служащих были прямые запрещения совмещать, одну работу с другой работать в свободное время. Рабочие, занятые тяжелым, мало механизированным трудом, после окончания рабочего дня чувствовали себя обессиленными. Неквалифицированный труд оплачивался так же, как квалифицированный, а зачастую даже выше. Законопослушному гражданину оставалось вставать во всевозможные очереди и ждать этих самых гарантий. И многие дожидались. К завершению своей трудовой жизни они могли сформировать для себя минимальный набор удобств. Этот миф тоже рухнул и был погребен под обломками старого общества. Еще один миф: «У нас самое счастливое детство». Заявлялось, что все лучшее в нашей стране отдается детям. Дети якобы получают все необходимое и окружены заботой. В последующем оказалось, что многие годы у наших матерей был очень короткий дородовый и послеродовой отпуск. И дети отрывались от матерей, недополучив тепла, ласки, просто материнского молока. Множество детей у нас были на искусственном вскармливании. А детские ясли и многие детские сады больше напоминали места изоляции, чем учреждения, где воспитывались люди для счастливой и успешной жизни. В школах все было, да и во многом остается, направленным на воспитание человека скромного, без претензий и амбиций. Государство распространяло свое влияние и на детей раннего возраста, ограничивая воспитательные возможности семьи. Малообеспеченные и просто бедные семьи, где все взрослые были вынуждены трудиться за заработную плату, которая позволяла только «дотягивать от получки до аванса», просто не могли уделять нужного внимания детям. В связи с низким уровнем жизни в стране наши дети не получали многих благ, которые были привычны для большинства детей в экономически развитых странах. Таким путем мы сформировали поколения особых людей. Об этом скажем подробнее в дальнейшем изложении сути анализа. Следующий миф: «У нас самая читающая страна». Действительно, книги у нас выходили огромными тиражами. Подавляющую часть тиражей занимали произведения классиков марксизма-ленинизма и другая идеологическая литература. Их было много в пересчете на одного жителя. И вместе с тем большая часть мировой профессиональной, да и художественной литературы нам была просто недоступна. Поэтому мы всеми правдами и неправдами пытались достать и прочитать дефицитные книги, подписаться на «толстые» литературно-публицистические или научно-популярные журналы. И действительно, люди в метро до 1991 г. сплошь и рядом читали классику и те самые «толстые» журналы. Теперь же — в большинстве своем либо спят, либо решают примитивные кроссворды, либо читают желтую прессу и столь же «желтые» любовные романы и детективы. Новые реальности постсоветского общества Еще десять лет назад все мы жили в одной советской реальности. Сегодня несколько социальных реальностей. Каждый выбирает свою. И важно избегать попадания в чужую реальность. Многие стремятся оставаться в советской реальности. Они продолжают жить в традиционном обществе, которого уже нет. Эти люди ведут себя скромно, проявляют мало инициативы. Они довольствуются малым. И часто недовольны, так как не получают этого малого. Терпеливо ожидают своей очереди и накапливают злобу и агрессию. Очень рассчитывают на социальные гарантии, помощь и поддержку государства. В глубине души они считают, что их, скромных тружеников, заметят и отметят, государство их защитит. Часто именно эти люди становятся жертвами афер и обманов. Особенно когда они осуществляются якобы от имени государства. И многих обманывают по несколько раз. Другие люди рассчитывают только на себя, иногда на немногих близких людей. Все оценивают с точки зрения достигнутого успеха, результата. У них два основных критерия оценки успеха: власть и деньги. Впрочем, эти критерии сильно связаны между собой. Деньги приносят власть, а власть делает возможным получение, сохранение и приумножение денег. Такие люди должны часто отказываться от своей точки зрения, быстро, прямо на ходу создавать новую модель поведения и даже новую мораль. Или заимствовать из-за рубежа готовую, мелкобуржуазную или глобалистскую. Они живут в постоянном напряжении, тревоге, ожидании плохого. Они имеют значительно больше благ, чем те, кто остается в прошлой реальности. И вместе с тем слишком дорогой ценой платят за это. Эти люди зачастую отказались от своего прошлого, от ценностей своих предков и семьи. Они заново создают себя, свою жизнь, да и жизнь нашего общества. Как известно, полностью отказаться от наследия прошлого без специальных психотерапевтических технологий удается с большим трудом и лишь единицам. Другие создают себе мифы будущего возвращения в прошлое. Такие мифы позволяют жить в настоящем, но, несомненно, вызовут на закате жизни лишь разочарование. Люди, создающие новую реальность нашего общества, вынуждены платить слишком высокую цену за свои достижения. Они расплачиваются своим психологическим благополучием, здоровьем, а часто и самой жизнью. В обществе постепенно и медленно развивается демократическая реальность. Это третья реальность. Ее представители развивают гуманистические ценности и традиции. Высоко оценивают себя и окружающих других. Наибольшей ценностью и всеобщей единицей измерения в обществе для них является конкретный человек. Его интересы, чаяния, переживания, достижения. Впрочем, все чаще и для многих всеобщей единицей измерения становится семья. То, что полезно конкретной семье, важно и полезно для всего общества. Те, кто разделяет эти убеждения, как правило, ценят работу и ее результаты. Многие из них не нуждаются в религии. И современные гуманистические концепции психологии и психотерапии объясняют место человека в мире, дают направления развития и конкретные пути и технологии достижения поставленных целей. Многие из них считают, что деньги сопровождают результат и не должны являться самоцелью. Демократическая реальность нуждается в сохранении, а часто и в защите. И не только потому, что в нашей стране она только зарождается и не является доминирующей. И в странах с вековыми традициями демократии часто находятся лидеры, желающие узурпировать власть в обществе. По-видимому, в глубине души считающие, что именно они смогут лучше других распорядиться властью. Конечно, сегодня резко вышла за свои традиционные границы и широко распространилась в обществе уголовная субкультура. Ее тотальное проникновение во власть, силовые методы отымания материальных благ, абсолютное подчинение слабого сильному, противопоставление своих представителей законопослушным гражданам, грубый цинизм по отношению к их идеалам и ценностям, попытки «прикрыть беспредел» специфической романтикой— сегодня заметны повсюду. Эта субкультура заняла очень большое место на эстраде. В обиходном языке, да и в речи официальных лиц, на радио- и телепередачах все больше слов и оборотов, пришедших из «фени» уголовников. Жители больших городов подчас видят в криминальных «авторитетах» своих заступников и избирают их мэрами. Вместе с тем, возможности данной реальности ограничены. Она расцвела' когда рухнул подавлявший ее коммунистический режим. Режим не допускал никаких легальных конкурирующих с ним объединений граждан, поэтому в период тотальной дезорганизации на какое-то время криминальная субкультура осталась чуть ли не единственным организованным слоем общества. Этот слой значительно расширился за счет большого числа невостребованных государством граждан страны. И если в советском прошлом большинство людей практически не умело управлять деньгами, а хорошие менеджеры зачастую были не нужны вовсе либо со слишком большим трудом пробивались через плотные заслоны партийных чиновников, то в уголовном мире все было иначе. Там ценили деньги и умели с ними работать. В той среде в условиях жесткой конкуренции вырастали лидеры, способные эффективно работать Даже с условиях мало структурированного, переживающего кризис общества. Впрочем, большинство граждан нашей страны по-прежнему отрицательно настроено к уголовной субкультуре. Поэтому нынешние руководители социальных институтов, противодействующих ей, 2 Макаров В. В. оказываются особо востребованными и занимают первые строчки в списке деятелей государственной иерархии. Важно обратить внимание, что сегодня есть и множество иных реальностей. Их поддерживают все великие религии, а также большое число традиционных и новых сект, действующих на территории нашей страны. Каждая из них предлагает свою реальность. В основе выбора любой реальности, любого психологического пространства, в котором живут люди, в основе неосознаваемого плана жизни или жизненного сценария лежат конкретные экзистенциальные установки, основные жизненные позиции. Перейдем к их рассмотрению. Глава 2 ОСНОВНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ ПОЗИЦИИ Выбор жизненной позиции человеком Каждый человек уникален. Рождение его— следствие миллионов закономерностей, случайностей и совпадений. Сущность его сложна и противоречива. Однако, подобно дому, который опирается на свой фундамент, личность человеческая опирается на систему базисных убеждений и представлений о себе, других людях и окружающем мире. Эти убеждения и представления определяют жизненный выбор и поведение человека, являя собой экзистенциальную установку его личности (она называется также фиксированной (основной) эмоциональной установкой, или жизненной позицией). Выбор фиксированной жизненной позиции осуществляется самим человеком, но в значительной степени определяется семьей, в которой он родился и вырос, и ближайшим окружением. Формирование этой позиции начинается с первых мгновений жизни и, в основном, заканчивается к семи годам. То есть приходится на период, когда маленький человек еще не обладает необходимым для автономного существования запасом достоверных знаний о мире и не может поэтому до конца осознавать сте- 2* пень серьезности принимаемых им решений, которые будут решающими в его судьбе. Как только основная жизненная позиция определилась, все действия, все поведение человека направлено на ее подтверждение и закрепление. Уточняя вышесказанное, важно сообщить, что основная жизненная позиция человека складывается еще до рождения. И каждый ребенок до своего рождения считает, что он благополучен и другие люди благополучны. Я — хороший, вы — хорошие. Вы — это мама и еще те, кто ее окружает. Нами проводился большой многолетний опрос по обнаружению фиксированных эмоциональных установок во время внутриутробной жизни. У двух тысяч человек, проходивших обучение психотерапии на декадниках, в круизах на теплоходе, циклах профессионального усовершенствования, проводилась возрастная регрессия до ощущений и переживаний внутриутробной жизни. В связи с тем, что у многих память на дошкольный период и раннее детство блокирована Родительскими запретами, регрессию мы проводили в состоянии транса. У большинства был получен положительный результат, а, значит, удалось восстановить переживания внутриутробной жизни. Только у двух человек во внутриутробной жизни выявлена установка «Я не благополучен». От одного из них мать многократно пыталась избавиться при помощи криминальных абортов. Мать другого страдала тяжелым заболеванием позвоночника, и развивающийся плод доставлял ей дополнительные, с трудом переносимые боли. У остальных участников опроса во время внутриутробного развития сложилась фиксированная эмоциональная установка: «Я благополучен — Вы благополучны». И это очень важно! Мать вызывает доверие у своего малыша, родившегося или еще нет. Она выполняет свои материнские обязанности, которые сочетают безусловную любовь, чуткую заботу о потребностях малыша и неколебимую верность ему. Возникающее при этом у ребенка ощущение надежности и доверия формирует базовое представление о собственной идентичности, закладывая основу для позиции благополучия: «Я благополучен!», «Я являюсь самим собой!», «Я становлюсь тем, кем меня хотят видеть другие (мои близкие)!». К сожалению, в дальнейшем у большинства людей отношение к самому себе изменяется, формируя уже другую жизненную позицию, гораздо менее оптимистичную: «Я не благополучен — Вы благополучны». Как же это происходит? Характеристики основных жизненных позиций «Я не благополучен — Вы благополучны» Человек в нашей стране рождается обычно в крайне недоброжелательной, если не сказать, враждебной, обстановке стандартного государственного учреждения, что, конечно, отражается на его дальнейшем развитии. Ведь происходит это публично, зачастую в окружении чужих, незаинтересованных людей. Они недовольны тем, что роды обычно происходят ночью. Иногда без необходимости стимулируют родовую деятельность. А это приводит к травмам матери и ребенка. Студентам-медикам, да и другим людям, часто приходится слышать, будто бы современные женщины разучились рожать. Может быть, в этом и есть какая-то доля истины. А вот что в родильных домах, разучились, да, в общем-то, особенно и не умели, бережно и с уважением относиться к роженицам — это сплошь и рядом! Матери в муках удалось родить ребенка. И безразличные люди тут же уносят его от нее. Часто надолго. И теперь от них зависит, когда же он снова попадет к маме, как его будут кормить и пеленать, в какой температурной среде он будет находиться, да и какие процедуры, лекарства и инъекции будут ему назначены. У такого ребенка формируется ощущение заброшенности, беспомощности и собственной ненужности. Он оценивает себя: «Я не благополучен». А окружающие, от которых он полностью зависит и которые представляются ему огромными всесильными фигурами, — благополучны. Так весьма часто в первые дни жизни у детей, рожденных в нашей стране, формируется установка «Я не благополучен— Вы благополучны». Фиксированная эмоциональная позиция, сформировавшись, должна подтверждаться. И этого не приходится долго ждать. Каждый человек имеет свой опыт, связанный с недостатком любви в детстве. В этом возрасте ребенок особенно хорошо воспринимает информацию, передаваемую прямыми физическими контактами. И многое в первые месяцы жизни малыша зависит от высокой чувствительности его кожных покровов. Испытывающий массу дискомфортных ощущений и взывающий о помощи младенец зачастую получает ее далеко не сразу, а только тогда, когда в его состоянии появляются явные признаки нездоровья, поэтому он очень скоро может обучиться понимать: чтобы привлечь внимание, следует заболеть. Обиды и унижения детства ограничивают нашу свободу и резко уменьшают возможности выбора. Ребенок начинает ходить. Он очень неловок, падает, разбивает посуду, портит вещи. Он неуклюж и вызывает насмешки. Его часто наказывают. Затем детские ясли, детский сад, школа. И везде позиция «Я не благополучен— Вы благополучны» воспитывается, навязывается, вдалбливается. Впрочем, это наиболее адаптивная позиция для советского человека — скромного труженика, смиренно ждущего вознаграждения. Человек с негативным образом собственного «Я» отягощен происходящими событиями и принимает на себя вину за них. Он недостаточно уверен в себе, не претендует на успех и результат. Низко оценивает свой труд. Отказывается брать на себя инициативу и ответственность, подвержен стрессам и часто болеет. Причем заболевания развиваются медленно, протекают вяло, период выздоровления затягивается на длительное время. Он часто испытывает депрессии, страдает неврозами, нарушениями характера, склонен к саморазрушающему поведению: курению, злоупотреблению алкоголем, наркотиками. Для него типичны вегетосо-судистые и психосоматические расстройства, снижение иммунитета. Типичны гастриты, язвы, болезни тонкого и толстого кишечника, дискинезии желчевы-водящих путей и почечные колики. Для женщин характерны расстройства о в ариально-менструального цикла, для мужчин — простатиты. У них снижены половое влечение и потенция. Типичен гипотиреоз, гипотония, динамические расстройства мозгового кровообращения, возможны ишемические инсульты. Такие люди зачастую неряшливы в одежде, да и в образе жизни. Они выбирают для себя сценарии непобедителя или побежденного. Весьма часто их можно встретить на приеме у врача, среди пациентов соматических, психиатрических или наркологических стационаров. Важно отметить, что большинство членов нашего общества всю жизнь несет в себе фиксированную эмоциональную установку «Я не благополучен — Вы благополучны». Мы их встречаем постоянно и повсюду. Им живется тяжело и грустно. Они оказывают влияние на окружающих, и нам вместе с ними нелегко. «Я предполагаю, что Вы знаете (умеете, сделаете), а я нет» — их тезис. Уход, депрессия — их стратегия. Пассивность— их социальная позиция. И все же это не самая минорная установка. Есть еще одна: «Я не благополучен — Вы не благополучны». «Я не благополучен — Вы не благополучны» Такой человек недостаточно энергичен; он, скорее, апатичен, склонен к подавленности, пассивной враждебности к себе и другим. Не способен проявлять настойчивость. Его постоянно преследуют неудачи, и он свыкся с этим. Ему не свойствен творческий подход к работе и вообще к жизни. С его точки зрения, он не заслуживает положительной оценки и похвал. Более того, он их не воспринимает или даже не слышит. Он мрачен, ироничен, труден в общении. Его пассивность в конце концов формирует отрицательное отношение к нему окружающих. Своей неопрятной, скандализирующей одеждой, внешностью, запахом, исходящим от одежды и тела, он постоянно заявляет: «Со мной все не в порядке— С вами все не в порядке». Это позиция безнадежного отчаяния, когда жизнь бесполезна и полна разочарований. Человек бессилен, и другие не могут помочь ему. Остается опуститься на дно и ждать кончины. Установка неблагополучия складывается у ребенка, лишенного внимания, заброшенного, когда окружающие безразличны и не интересуются им. Или же когда человек понес большую утрату и не располагает ресурсами для собственного восстановления, когда все окружающие отвернулись от человека и он лишен поддержки. Такие люди страдают множеством различных болезней. Это депрессии и апатия. Различные простудные, инфекционные и соматические заболевания, вызванные пониженным иммунитетом. У них резко подавлено половое влечение, снижена потенция. У женщин ограничены возможности беременеть и рожать. Для них типичны все нарушения здоровья, вызванные саморазрушающим поведением: непомерное курение, злоупотребление алкоголем и его суррогатами, наркотическими и токсичными веществами. Причем они предпочитают особо вредные и особо токсичные вещества. Характерны травмы тела, а также черепа и мозга и их последствия. Заболевания и нарушения здоровья у них протекают длительно. По большей части такие люди медленно «разбаливаются». Сами заболевания текут вяло, сопровождаясь осложнениями. Период выздоровления затягивается. Часто присоединяются сопутствующие заболевания. Лекарства, используемые для их лечения, дают много побочных действий и осложнений. Часто они болеют сразу несколькими заболеваниями. И не удается понять, где завершилось одно и началось другое. Только часть людей с установкой «Я не благополучен— Вы не благополучны» живет в обществе. Многие из них проводят жизнь в ожидании конца в наркологических, психиатрических и соматических стационарах, домах для хронически больных, в местах лишения свободы. Многие сегодня просто выброшены из жизни и завершают свой печальный жизненный путь на улице, пополняя ряды бомжей. У них нет ни сил, ни ресурсов для борьбы. И они не ждут помощи. «Все бесполезно и бессмысленно в этом мире и от меня ничего не зависит» — их девиз. Стратегия — либо длительное ожидание конца, либо суицид. Следующая установка не столь пессимистична. И все же ее носители доставляют множество забот и неудобств окружающим. Она формулируется следующим образом: «Я благополучен— Вы не благополучны». «Я благополучен - Вы не благополучны» Это установка надменного превосходства. Такой человек сообщает себе и миру: «Со мной все в порядке — с вами все не в порядке». Он выглядит чванливым и самодовольным. В какой бы деятельности он ни участвовал, всегда преувеличивает свою роль, свой вклад в общий результа
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|