Рэкетные чувства и система рэкета 2 глава
век— на самообеспечении, он сам себя наградит и выпорет. Возбуждение — очень распространенный вид пассивного поведения. Раздражение, которое появляется у нас, если ситуация для нас неудобна, дискомфортна. Мы часто игнорируем возможность решения проблемы. И направляем энергию не на разрешение проблемы, а на освобождение от дискомфорта, возбужденно и абсолютно бесцельно повторяя какое-либо движение (постукивание ногой, рукой, жевание, курение, обкусывание ногтей) или нагнетая внутреннее раздражение. Здесь возбуждение выступает как рэкетное чувств©. Призвать Взрослого для решения проблемы «здесь и сейчас» — верный способ избавиться от пассивного поведения. Беспомощность, или пассивное насилие — широко распространенный вариант пассивного поведения, который основан на игнорировании. Насилие может быть направлено как вовне, а так и внутрь себя (разновидность аутоагрессии). Разберем пример. Уже немолодая женщина, которая посвятила себя уходу за матерью, собирается выходить замуж. Она с радостью делится своими планами с матерью, рассказывая о предстоящей свадьбе, переезде к мужу. Через пару дней — у матери тяжелый приступ неизвестной болезни. Она, к примеру, не может вдруг говорить или двигаться и прочее. Доктор не находит причин заболевания. Дочь испытывает чувство вины из-за того, что хочет уйти из дома и бросить мать. Она остается с матерью. Недееспособность матери, ее беспомощность — это на самом деле игнорирование матерью своих возможностей жить самостоятельно. Находясь в Детском эго-состоянии, мать верит, что своей беспомощностью может удержать дочь. Здесь «беспомощность» матери выражается в пассивном насилии над дочерью.
Девушка отказала юноше. Он хорошо выпил, а потом разбил все стекла в баре. Агрессия юноши является пассивным поведением, так как его агрессивные действия не привели к решению проблемы женитьбы и взаимоотношений с девушкой и ее мамой. Девушка -» наш клиент. Она пришла на терапию в депрессивном состоянии. Агрессоры направляют свои усилия не на решение проблемы. Их энергия направлена на деструктивные действия по отношению к себе (мама с неизвестной болезнью, девушка с депрессией) или другим (юноша с разбитыми стеклами) с целью заставить других решить за агрессора его проблему. Состояние возбуждения часто предшествует беспомощности или агрессии. В возбужденном состоянии человек накапливает энергию, которую затем направляет на цели разрушения. Другие признаки игнорирования Игнорирование проявляется как вербально, так и невербально. Обыденная речь людей засорена игнорированием, и мы учим своих учеников слушать речь клиента и определять слова, фразы, указывающие на игнорирование. Например, «Я попробую. Я буду стараться, пытаться», «как будто», «вроде бы» — это фразы, указывающие на элементы игнорирования. Это скрытые послания. На поведенческом уровне клиент сообщает об определенных намерениях, но истинный смысл сообщения может быть прочитан на скрытом, психологическом уровне — «Я не сделаю этого!». Недоговаривание части предложения, фразы, мысли. Девиз— «Догадайся сам». Авторы таких сообщений убеждены в своей неспособности точно формулировать собственные запросы, и, следовательно, ожидают, что собеседники сделают это за них, предлагая свои варианты реагирования. И останется только выбрать из них подходящие либо с негодованием отвергнуть все. Вследствие этого сообщение приобретает резко манипулятивный характер. Например, участник терапевтической группы говорит: «Я хочу, чтобы мне дали поглаживание». При этом он не говорит, какое именно поглаживание он хочет получить, от кого, когда. Это психологическая ловушка— приглашение к игре. Он фактически скрывает информацию, относящуюся к решению его проблемы. На открытом поведенческом уровне прочитывается призыв к спасению: «Я так чего-то хочу, а чего— не знаю». На психологическом уровне игнорируется сама возможность спасения и обесценивание «Спасителя»: «Ты все равно не поймешь и не поможешь». «Я с большим трудом сдерживался, чтобы вытерпеть ваши поглаживания. Мне нужно было совсем другое»,— говорит участник терапевтической группы своим Спасителям. Прояснение потребностей и условий их реализации, заключение обоюдного контракта освобождает от манипулятивного поведения.
Игнорирование можно обнаружить и по невербальные сигналам. Неконгруэнтность — несоответствие между вербальными и невербальным сигналам. Например, «Вам все понятно?»— задает вопрос учитель. «Конечно»,— отвечает ученик, морщась и пожимая плечами. «Смех висельника» — игнорирование, при котором человек говорит о неприятных или печальных, трагических вещах и смеется при этом. «Ну и аварию я видел по дороге сюда, ха-ха». «Ну и дурак же я, ха-ха». Приглашение посмеяться над своими сценарными убеждениями. Если партнер принимает участие в веселье, он тем самым подтверждает сценарное убеждение— «Да, с твоей головой явно не все в порядке» — «Ты не ОК». Однако определить игнорирование по невербальным сигналам сложно. Для подтверждения необходимо иметь информацию об эго-состояниях клиента. Ранее мы разбирали патологию эго-состо-яний. Неиспользование или игнорирование одного или даже двух эго-состояний личностью называется исключением. При исключении Детского эго-состояния я буду игнорировать свои желания, чувства, интуицию. Исключение Родительского эго-состояния приведет к игнорированию общепринятых этических правил, моральных устоев. При исключении Взрослого эго-состояния я игнорирую свои способности решать проблемы, принимать ответственность. Игнорирование происходит всегда, когда я нахожусь в любом негативном эго-состоя-нии. Игнорирование — это способ искажения реальности мира. Мы подстраиваем свою систему обмена поглаживаниями под «реальность» своего искаженного мира. Например, когда мы создаем дефицит поглаживаний и экономим их, то тем самым игнорируем себя, мир и других. Мы обесцениваем себя как достойного поглаживаний, своих возможностей добыть поглаживания. Мы обесцениваем мир с его бесконечным количеством поглаживаний и возможностей их получения. Мы обесцениваем окружающих нас людей, животных, растения, которые могут дать и получить от нас поглаживания.
В своей работе мы предлагаем клиентам или участникам группы создать для себя профиль поглаживаний. На рисунке (рис. 9) для примера приведен такой профиль поглаживаний. Рис. 9. Профиль поглаживаний При построении графика клиент отвечает на следующие вопросы: 1. Как часто Вы даете поглаживания, пинки? 2. Как часто Вы получаете поглаживания, пинки? 3. Как часто Вы просите поглаживания, пинки? 4. Как часто Вы отказываетесь давать поглаживания, пинки даже если Вас просят или Вы чувствуете, что это для Вас необходимо или выгодно? Построив график профиля поглаживаний, мы спрашиваем клиента: «Устраивает его такая система обмена поглаживаниями и пинками или нет? Что он хотел бы изменить? Какие отношения пересмотреть? Что и кого он игнорирует в своей жизни? Что ему хочется изменить прямо сейчас? Что он сделает сегодня, когда выйдет из кабинета психотерапевта? Когда придет домой? Что он скажет? Кому позвонит?...Вопросы могут быть самые разнообразные, они являются стимулом для всех эго-состояний клиента и позволяют принимать новые решения и реа-лизовывать их «здесь и сейчас». Игнорирование и игры Ярче всего представлено игнорирование в играх второго класса с переключением ролей. Напомним вам Драматический треугольник с тремя ролями — Жертва, Преследователь, Спаситель (см. рис. 7, стр. 177). В каждой роли уже заложено игнорирование (С. Кар-пман, 2000). Жертва: «бедный Я». Жертва будет игнорировать, обесценивать или минимизировать себя. Она будет рассматривать себя беспомощной во взаимоотношениях или ситуациях, а на самом деле она обманывает себя, не веря в свои способности к эффективному взаимодействию. Жертва ощущает беспомощность, безнадежность и пристыженность за эти факты. Жертва будет использовать различные варианты и стили поведения для усиления своей жертвенности: хныканье, нытье, будет дуться, жаловаться, обижаться. Станет выражать пессимистические взгляды, погибать — умирать и предаваться мрачным фантазиям о горе, о своей смерти, цинично относиться к себе. Девиз жертвы— «Я не могу этого сделать».
Жертва будет пытаться убедить вас, что она имеет ноль процентов ответственности во всех несчастьях, которые с ней происходят. Она не имеет контроля. Случившееся справедливо. В текущих, повседневных ситуациях она будет толкать вас к убеждению, что она не виновата и не влияла на события, обычно кто-то влияет, например, Вы, но не она! Если Вы будете как терапевт рисовать схемы Драматического треугольника, анализировать поведение Жертвы, то услышите в ответ: «Позиция жертвы. Я об этом не думал!». Жертвы обычно поощряют других персон участвовать в Драматическом Треугольнике, даже обосновывая это тем, что ей, Жертве, необходимо участие других для решения проблемы. На этом этапе тера- певт может утверждать, что он верит в способности клиента-Жертвы решить проблему самостоятельно. И если клиент нуждается в помощи, то терапевт готов слушать и рассматривать некоторые просьбы. Терапевту необходимо соблюдать условие— не давать советов, как решить проблему и не решать ее за клиента! Терапевт может проявлять эмпатию: «Да, я слышу Вас». Когда люди впервые слышат о позиции Жертвы, то существует постоянная тенденция обсуждать, что у каждого есть кусочек позиции Жертвы или, например, есть ли Жертва в терапевтической группе. Ключ — слушать сообщение о том, что «Я — беспомощная бедняжка»! Если слышите — тогда не покупайтесь. В противном случае вы будете поддерживать позицию «Жертвы», обесценивая и игнорируя другие возможности этого человека. Если вы имеете отношение к позиции Жертвы или играете в жертвенной позиции — то для Вас реально переключение в позицию Преследователя и нападение. Девиз Преследователя — «Это все из-за тебя! Ты во всем виноват». Преследователь будет игнорировать, обесценивать или минимизировать других персон, или самого себя. Он будет директивно или намеками заявлять, что другие персоны неадекватны, глупы, беспомощны, безнадежны, ленивы, бесполезны или еще хуже... Поведение Преследователя многообразно. Это и осуждение, критика, обвинение, сарказм, сплетни. Это и обольщение, соблазнение, надувательство, розыгрыш, обман. Это и более травмирующее поведение— жестокость, насилие, трети-рование.
Преследователь верит в неспособность Жертвы решить свои проблемы, вероятно, потому, что сам имеет личностную, характерологическую, эмоцио- нальную, душевную «трещину». Преследователь также думает, что человеку никто не может указать на его грехи и прибавить ум, кроме него. Жертва ответственна на двести процентов за свои грехи. Однако вклад самой Жертвы в изменение нулевой, она абсолютно беспомощна и несостоятельна. Люди, которые контролируют результат деятельности, будут вероятными кандидатами на роль Преследователя. Фигура Преследователя (вследствие самоограничений) имеет жесткий дефицит поглаживаний и просто принуждает вас к оплате его внимания. Для работы с Преследователем также необходимы ясные контрактные отношения. Например, терапевт задает вопрос: «Что вы реально хотите от меня?» Клиент не отвечает. Тогда выждите и настаивайте на ответе. Только ответ есть реальный путь к разрешению проблемы. Ответы могут быть различными, чаще с попытками утонченного обесценивания терапевта, или клиент назовет свои проблемы с использованием лживых поглаживаний. Это происходит, если терапевт инициирует ответ, находясь в позиции Жертвы. Преследователь не может силой заставить партнера играть роль Жертвы. Это выбор. И Жертва не может силой заставить играть партнера роль Преследователя. Это выбор. Если же выбор сделан, то дальше вступают в силу жесткие правила игры. Игроки внезапно займут новые позиции, в игре произойдет переключение. Спаситель. Девиз — «Ах, бедняжка. Я спасу Вас!». Спаситель будет игнорировать, обесценивать и минимизировать способности других персонажей. Он считает, что Жертвы беспомощны, безнадежны, неспособны решить свои проблемы и неспособны принять ответственное решение за выбор своего пути. Спаситель верит в то, что Преследователь мешает, портит, и поэтому Преследователь тоже обес- ценивается. Так Спаситель обесценивает обоих — Жертву и Преследователя! Спаситель считает, что в мире существуют реальные, настоящие Жертвы, которые нуждаются в спасении. И его миссия— им помочь. Эта позиция в драматическом треугольнике имеет тенденцию к утонченности и завуалированности подлинных целей. Это проявляется в ожидании поглаживаний и наград за спасение. На супервизии мы часто сталкиваемся с обидой психотерапевта на клиента за отсутствие благодарности за излечение. Это пример, когда терапевт выступает в роли Спасителя для клиента. Психология Жертвы реально дает Спасителям самим входить в ситуацию жертвенности. Например, Спаситель— терапевт, активно занимаясь семейными проблемами клиента, берет на себя функции члена семьи. Он нарушает профессиональные границы, ходит в гости, ездит вместе отдыхать под предлогом выполнения роли семейного врача. Терапевт горд своим подвигом во имя здоровья и благополучия семьи. Пока не происходит переключение. Клиент из Жертвы становится Преследователем. Он давно уже завершил первоначальный терапевтический контракт. И не понимает, что делает психотерапевт в его семье. После «изгнания» терапевт с тяжелыми психосоматическими заболеваниями попадает в больницу. Оказалось, что для терапевта эта игра имела третью степень. Для профилактики Спасения в ответ на эмоциональные стенания и стоны Жертвы спросите, нуждается ли Жертва в вас? Услышьте конкретную просьбу. Часто Жертва в своих фразах туманно будет обрисовывать просьбы, неясные пути, безнадежность любого предложенного вами варианта. Жертва использует определенные фразы, просьбы, чтобы поставить вас в позицию Спасителя. «Я так много о Вас слышал. Ваши успехи грандиозны. Я молю вас быть моим психотерапевтом. Я предвосхищаю свое будущее, работая с вами. Соглашайтесь. Ну, спросите меня что-нибудь о моей проблеме». Мы рассмотрели роли в Драматическом Треугольнике игр. Однако преследователи, жертвы и спасители могут быть и истинными, аутентичными ролями. Аутентичные роли— те, которые не разыгрывают, они действительно соответствуют реальной ситуации. Манипулятивные же роли являются частью системы игр. Каждый человек несет в себе всю свою жизнь — от зачатия до настоящего и от настоящего до смерти. Свою жизнь и своих предков. Отчасти даже жизнь своих потомков. Эти идеи развиваются в яркой и убедительной концепции Э. Берна о неосознаваемом плане жизни или жизненном сценарии. Мы достаточно подробно рассмотрим как классический, так и наш новый подход в учении о неосознаваемом плане человеческой жизни. Глава 7 УЧЕНИЕ О СЦЕНАРИЯХ ЖИЗНИ Введение в сценарии Неосознаваемый план жизни получил название жизненного сценария. Легко можно представить, что свой жизненный цикл проживают не только люди, но и семьи, группы, организации, города, государства, культуры, вся планета. Жизнь каждой личности— это единственная в своем роде драма, которая испытывает влияние более широких сценариев: семейных, учрежденческих, районных, городских, региональных, государственных. Взаимодействие жизненных сценариев влияет на жизнь каждого человека и в результате развертывается в историю народов. Более того, по мнению Дж. Кэмпбелл (1997), в своих жизненных проявлениях индивид только частично, в общих чертах представляет целостный образ человека. Целостность — полнота человека— заключена отнюдь не в отдельном лице, а в обществе как едином целом. Индивид может быть только его членом — органом. Сообществу, к которому он принадлежит, человек обязан своим образом жизни, языком своих мыслей и общения, идеями, которыми он живет; к прошлому его обще- ства восходят те гены, которые создают его тело. Отважившись отмежеваться, будь то в действиях, помыслах или чувствах, он отлучается от самих источников своего существования. Сценарий личности может более или менее гармонировать с другими, более общими сценариями. Тогда человек, возможно, проживет долгую и спокойную жизнь. Когда же сценарий личности входит в постоянное противоречие с более общими сценариями, жизнь человека превращается в тяжелую борьбу, становится короткой и ненадежной. Сегодня в нашем обществе сложилось или интенсивно развивается несколько самостоятельных субкультур. Они могут существовать автономно, могут игнорировать друг друга, конфликтовать или сотрудничать. Человеку важно жить в своей субкультуре. Попадание во враждебную субкультуру может привести к драматичному результату. Важно максимально быстро диагностировать враждебную субкультуру и покинуть ее. Убежищем для человека зачастую является семья. Помощь может оказать и организация, где работает человек. Организации, как и личности, могут иметь успешные, банальные и неуспешные сценарии. У них есть история, мифы и легенды, прошлое, настоящее и будущее. У них есть свои Родительские послания, этика, правила. Есть Взрослые технологии и стратегии решения проблем. Есть Детские развлечения, любопытство, мечтательность. У каждого из этих состояний есть свой энергетический уровень, свой ритм жизни. История организации не всегда начинается с даты ее регистрации. Часто история начинается с поступка значимого героя. Последующие герои продолжают историю, неся прежнюю миссию или давая но- вый смысл и энергию организации и отдельным ее группам. Все сказанное об организациях относится и к городам. И к целым народам. Так, когда-то народы Западной и Восточной Европы разделились на две части. Народы Западной Европы стали жить, опираясь на законодательство. Тогда как народы Восточной Европы — жить, руководствуясь «велениями сердца». Сегодня различия в сценариях этих народов весьма очевидны. Впрочем, это отдельная тема. Нас больше интересуют сценарии человека. Сценарный процесс «Сценарий вашей жизни уже написан вами. Вы начали писать его, едва родившись, а к четырем годам определили основные моменты его содержания. К семи годам вы внесли все существенные детали, а с семи до двенадцати совершенствовали его, добавляя отдельные положения. В юношеском возрасте вы усовершенствовали ваш сценарий, придав ему реальные черты» (Ян Стюарт, В. Джойнс, 1996). РОДИТЕЛИ Я И МОЙ ОПЫТ МОИ РЕШЕНИЯ Я БУДУ ЖИТЬ ТАК Рис. 10. Формирование сценарных решений Идея о том, что детские впечатления оказывают сильное влияние на поведение взрослых людей, является центральной во многих направлениях современной психологии. Отличительной чертой транзак-тного анализа является то, что ребенок сам формирует свой план жизни, а не является жертвой обстоятельств и детских травм (см. схему рис. 10). 9 Макаров В. В. Итак, сценарий — это неосознаваемый план жизни. Он представлен в форме драмы с началом, серединой и концом. Сценарий ведет к развязке, кульминационной сцене, ради которой и разыгрывается спектакль жизни. Это не обязательно конечная сцена смерти. Сценарий подкрепляется родителями вербально и невербально. С первых минут жизни родители передают ребенку послания, на основе которых формируются представления ребенка о себе, мире и других, так называемые сценарные послания. Ребенок сам принимает решение о сценарии, так называемое ранее решение, без тщательного обдумывания, под действием чувств и эмоций. В доказательство Эрик Берн приводил пример двух братьев, которые имели послание от матери: «Вы оба завершите жизнь в психушке». В последствии один из них стал хронически психически больным и постоянно находился в психиатрической больнице, другой ежедневно приходил в психиатрическую больницу, только в качестве врача-психиатра. Сценарий лежит вне пределов осознания. Это ближайшее и глубинное бессознательное человека. Во взрослой жизни приближение к детским воспоминаниям возможно через сны, фантазии, мечты, трансовые состояния. Человек искажает собственное объективное восприятие реальности с целью «оправдания» своего сценария. Искажение происходит с помощью механизмов игнорирования, обесценивания себя, другого или мира. А также другими путями, которые мы будем обсуждать ниже. В чем цель сценария? Адаптироваться и добиться любви и внимания со стороны значимых людей. Получить все те же поглаживания. Для чего мы следуем сценарию всю жизнь? Цель та же— желание быть любимым, значимым. Когда- то нам это удавалось, и мы повторяем «спектакль» каждый раз, когда испытываем потребность в любви. Однако мы пользуемся устаревшими стратегиями и способами добиться желаемого. Татьяна, женщина 25 лет, программист, разведена, детей нет. В 20 лет попытка суицида. Мать Татьяны неэмоциональный, холодный человек, постоянно занята на работе или домашними хлопотами. Когда Татьяна была маленькой то, чтобы добиться любви мамы, девочке надо было пораниться — разбить коленку, порезать палец. Вид крови заставлял маму — профессионального врача — быстро и оперативно оказывать помощь дочери. На детском языке — проявлять любовь к ребенку. Будучи подростком, Татьяна привлекала внимание матери и добивалась своего, вырезая название любимой рок-группы на своей руке бритвочкой. Когда в 20 лет у Татьяны была «несчастная любовь», она совершила попытку самоубийства. Она сидела всю ночь на подоконнике и ждала, когда мать проснется. С поломанными конечностями, вся в крови она снова была любима матерью, которая потом выхаживала Татьяну полтора года. Сценарные решения представляют собой наилучшую стратегию ребенка с целью выживания в мире, который часто кажется ему враждебным и даже угрожающим его жизни. «Только мать может защитить меня» — решение Татьяны. «Я уверена в ее любви, когда она лечит мои раны». «Разговоры бесполезны, надо «пустить себе кровь», чтобы быть снова с ней вместе» — слова Татьяны на психотерапевтической сессии. Сценарные решения определяют способ тестирования ребенком реальности. Сценарий принимается ребенком в соответствии с особенностями его мышления и чувств. Событие жизни взрослый чело- 9* век может объяснить себе логическим построением и, поверив в это, освободиться от страха и фрустрации. Мир ребенка включает острые переживания, его эмоции аутентичны: страх, гнев, печаль, радость, боль. Его логика и язык марсианский, не из взрослого мира, они конкретны. «Уйди с глаз долой!» — говорит мать. «Чтобы мама полюбила меня, я должен умереть»,— решает ребенок. Почему мы во взрослой жизни многократно проигрываем детские сценарные решения? Как и в детстве, мы хотим добиться любви и внимания. Однако мы пользуемся старыми стратегиями поведения. В детстве, возможно, они помогли бы выжить и адаптироваться, но у взрослого человека уже иные ресурсы, отличные от детских. Есть опыт, интеллект, знания, есть сила и энергия взрослого тела, есть социальный статус. На одной из групп родилась метафора о старом детском паттерне поведения. Собираясь в длительное путешествие по жизни, человек положил в рюкзак банки консервов, как «НЗ — неприкосновенный запас» на экстренный случай. Он был во многих походах, и они спасали его от голода. Сейчас он возмужал, а, возможно, даже состарился, и старые банки консервов всегда с ним, за его плечами, в рюкзаке. Однажды, когда голод был силен, он открыл одну из старых банок, но тут же выбросил, т. к. еда была несъедобной. Он носит банки до сих пор, надеясь на то, что они спасут его, как раньше. Но срок годности этих консервов давно истек! Когда личность автономна, с хорошими навыками осознания происходящего, то расшифровка сценария — приятное занятие, т. к. сценарий изначально был сценарием победителя. Когда сценарий середняка — есть возможность улучшить свою жизненную успешность. Сценарии неудачников, особенно трагические, требуют длительного сценарного анализа, порой для того, чтобы предотвратить трагическую развязку, не осознаваемую клиентом. Содержание сценария уникально, оно неповторимо, как отпечатки пальцев, и требует тщательного и длительного анализа. формула сценария Э. Берн предложил способ анализа сценария, который называется «Формула сценария». Формула сценария включает пять обязательных процессов которые должны присутствовать в поведении клиента. Наличие всех пяти процессов свидетельствует о том, что это поведение—'сценарное. Формула сценария— ранние родительские предписания (1); программа (2); подчинение, согласие следовать программе (3); важные поступки, подтверждающие подчинение (4); развязка (5). Рассмотрим пример. Регине 40 лет, она предприниматель. Одинока. Прародители Регины из репрессированных в советское время. Ее отец 10 лет провел в детском доме, из которого его в возрасте 14 лет и двух его младших сестер забрала бабушка, вернувшись из лагеря. Мать Регины из зажиточной семьи, которая во время войны оказалась на оккупированной территории. Все мужчины в семье погибают. Остаются только женщины и дети. Женщины «демонстрируют чудеса выживания и адаптации, поддерживая друг друга, они поднимают детей, дают всем высшее образование». Для родителей Регины это второй брак. Она желанный первенец. До двух лет ощущает себя принцессой, затем рождается брат, и мать тяжело заболевает, лежит по полгода в больнице. Отец отдает четырехлетнюю дочь в чужой дом, где семья бездетных пожилых людей за деньги присматривает за девочкой. Регине это не нравится, и она начинает бо- леть и, так же как и мать, подолгу лежит в больнице. Регина возвращается в семью в возрасте семи лет. Ранние родительские предписания. Она отчетливо помнит родительские предписания, полученные в раннем возрасте. Мама твердо и серьезно говорила: «Ты уже взрослая», «Ты можешь все». Отец же говорил: «Не высовывайся», «Выше себя не прыгнешь». По-видимому, эти предписания были переданы по наследству родителям Регины от их родителей. Именно следование этим предписаниям позволило выжить отцу Регины в детском доме, а женщинам в материнской семье адаптироваться и вырастить детей в сложных условиях послевоенного времени. Итак, предписанием матери было: «Не будь ребенком, ты уже взрослая, ты можешь все», а отца «Не будь первой, не доверяй, не высовывайся». Невыполнение этих ранних родительских предписаний подразумевало— гибель, смерть, которые были так реальны для родителей Регины в их детском опыте. Эти детские страхи родителей давали эмоциональную окраску предписаниям, тем самым усиливая их бессознательную передачу дочери. Программа. Ранние родительские предписания Регины были амбивалентными: «Ты можешь все», но при этом «не высовывайся, не будь первой». Программа должна была показать, какие стратегии поведения выбрала Регина для осуществления родительских предписаний. Отец говорил: «Терпи, за зимой будет лето», мать— часто повторяла: «Счастье не дается без борьбы». На этапе принятия стратегий поведения уже значительную роль играет и социальное окружение. Родительские стратегии хорошо уживались с советскими идеалами. «Будь сильной». «Пока я сильная, я выдержу все», «Женщина должна быть сильной!», «Счастье— удел сильных личностей». Возврат в семью в семилетнем возрасте дал возможность Регине общаться со своими родственниками. Бабушка (мать матери) любила поучать внучку: «Не важно, что с тобой происходит внутри, ты должна хорошо выглядеть, быть корректной с другими, аккуратной и опрятной». Радовать других, особенно внешним видом, — одна из важных поведенческих программ Регины. Итак, две яркие стратегии: будь сильной (терпи, борись, но не высовывайся) и радуй других внешне (при этом не будь близкой, не показывай, что у тебя в душе). Подчинение, Регина подчиняется своей программе. Она рано выходит замуж, вскоре теряет ребенка в родах, разводится. Но об этом никто даже не догадывается в институте, где она твердая отличница. Она не доверяет подругам, не высовывается со своими бедами, она аккуратна и корректна всегда и во всем. Она не проявляет слабости к себе, не берет академический отпуск. Если она проявит слабость и станет ребенком, начнет открываться и доверять — она может просто не выдержать и умереть от горя и слабости. Она считает, что ведет себя достойно, по-взрослому, однако она во власти сценария. Важное поведение. В 22 года Регина принимает решение заняться собственным бизнесом, это период перестройки в стране, и такой шаг требует силы и мужества. За последующие 18 лет она переживала взлеты и падения в бизнесе. На терапию она пришла с запросом разобраться в'своей неуспешности. В бизнесе Регина всегда выбирала области, где от нее требовались значительные усилия (дополнительные профессиональные знания, язык, жесткая конкуренция). Когда бизнес уже налаживался, она искусственно создавала новую ситуацию борьбы («Ты можешь все», «Счастье не дается без борьбы»). Однако то, как Регина создавала эти патовые ситуации в бизнесе, стоит рассмотреть отдельно. Это были тонкие манипуляции, интриги, где она была «серым кардиналом». Регина никогда не высовывалась, не была первой и значимой. Но именно она была автором интриги, которая поначалу приводила к успеху, и успех, кажется, нарастал... но в конце концов все довольно быстро приходило к краху бизнеса. «Не доверяй никому!» и «Не будь близкой ни с кем!» при этом «Не высовывайся!»— все отцовские предписания срабатывали, и разрушали то, что Регина с трудом создавала, следуя материнским посланиям «Ты уже взрослая и можешь все». Крах бизнеса приводил к отчуждению от коллег и партнеров, и давал новые возможности с трудом и усилиями строить новый бизнес. «С каждым крахом я становлюсь сильнее»,— с гордостью говорила Регина. Аналогичное поведение и в личной жизни. Все мужчины в ее жизни были компаньонами в бизнесе. Крах бизнеса позволял Регине не становится близкой и значимой для этих мужчин. Расставания всегда были неизбежными. Каждая последующая потеря закаляла ее и делала все «сильнее» — отчужденней, холодней, формальней.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|