Глава 5 психологические игры
Игры большого города Мы выходим из дома. Недалеко от нашего парадного продают сувениры. Цена на одни и те же изделия зависит от того, кто интересуется покупкой: иностранец из дальнего зарубежья, житель СНГ, соотечественник или москвич. У расторопных продавцов много игр. Остановимся на одной. Вам приглянулась чудесная маленькая шкатулка с изящной миниатюрой на крышке. Вы с удовлетворением узнаете, что и цена, по сравнению с другими подобными вещицами, вполне приемлема. Вы решаете купить. Продавец заворачивает вам вашу покупку. В это время второй продавец, не умолкая и старательно фиксируя на себе все ваше внимание, предлагает вам другие товары. Он беззастенчиво фантазирует об их свойствах и происхождении. Вы уходите с покупкой, еще долго вспоминая и обдумывая то, что говорил вам второй продавец. И... когда вы разворачиваете свою покупку... Вместо изумительной деревянной шкатулочки с лаковой миниатюрой, у вас шкатулка из картона с наклеенной цветной открыткой. У вас отсутствует чек или иной документ, удостоверяющий ваши права потребителя. Остается только горько сетовать, а лучше — громко рассмеяться... Вы вновь стали жертвами игры. Я выхожу из дома. Недалеко от моего парадного, под памятной доской Анатолию Рыбакову— автору «Детей Арбата», «Страха», «Кортика» рядом с магазином «Овощи, фрукты» продают и овощи и фрукты. И в самом магазине продают овощи и фрукты. Только в магазине цены выше. Конечно, эти женщины заняты неразрешенной торговлей, и милиция иногда ими интересуется. Тогда часть из них убегает, а другие лишь чуть-чуть отходят в сторону и спокойно пережидают. Вы спрашиваете: «Откуда фрукты?» Вам отвечает чернявая женщина: «Молдавские, свежие, сладкие, красивые, дешевые». И все вы это сами видите. Да и сама приветливая и опрятная женщина похожа на молдаванку. И вы говорите: «Свешайте мне три килограмма». Она начинает взвешивать и вдруг вскрикивает: «Милиция, побежали». Подхватив свои фрукты, она спешно удаляется в полутемную подворотню. Вы бежите рядом с ней. И там, в полумраке она взвешивает вам три килограмма фруктов. Даже не задавая традиционного для московских рынков вопроса: «Вам завесить или вы на своих весах взвесите?» В хорошем настроении вы приходите домой. С гордостью отдаете свою покупку жене. И вдруг слышите ее слова: «И для чего же покупать такие плохие яблоки? А, кстати, сколько здесь?» В каждой московской семье есть весы. Многие ходят с ними на рынок, чтобы контролировать вес своих покупок. И вскоре оказывается, что яблок вовсе не три килограмма, а значительно меньше... Вы вновь стали жертвой игры. Перед тем, как перейти к следующему примеру, важно дать два пояснения, имеющие отношение к играм.
При покупках на рынках Москвы продавцы задают вопрос: «Вам взвесить или вы на своих ве,сах взве- сите?» Чаще всего у такого продавца двое весов типа безмен. Одни точные, другие подкрученные. И в зависимости от того, будете ли вы перевешивать, в ход идут те или иные весы. Теперь о продавщице фруктов. Она действительно молдаванка. Только из Молдавии уехала очень давно и круглый год продает в Москве фрукты. А когда она не торгует, то в шикарной шубе проходит мимо своих товарищей, продающих фрукты. Никогда не останавливаясь, она заходит в магазин «Овощи и фрукты» и делает покупки там. Я выхожу из дома. Недалеко от моего парадного находится пункт обмена валюты. Как только курс рубля начинает колебаться, возле обменного пункта выстраивается очередь. И сразу появляются люди, предлагающие разные услуги. Кто-то из них предлагает просто обменять без очереди, кто-то даже по более выгодному курсу. И в результате нескольких несложных манипуляций в ваших руках вместо денег может оказаться то, что называется «куклой». То есть бумага, сверху «обернутая» в деньги. Или вы можете лишиться денег и быть сильно напуганными возможностью возбуждения уголовного дела, когда в вашем незаконном обмене денег в качестве нежданного участника появляется фигура в форме милиционера и сообщает вам о предстоящем уголовном преследовании. Милиционер задерживает человека, пытавшегося поменять вам деньги. Вы, расставшись с некоторой суммой, спешно покидаете опасное место. И когда на другой день проходите мимо, с удивлением обнаруживаете, что ваш «меняла» преспокойно выискивает новую жертву, а человек в милицейской форме маячит совсем рядом... вы вновь стали жертвой игры.
Я выхожу из дома. И направляюсь в метро. Рядом с метро место всегда оживленное. Слышу: «Мужчи- 6 Макаров В. В. на, можно вас. Интересная игра, бросьте...» Вы не останавливаясь идете дальше. И только слышите вдогонку «Я за вас бросил, получите выигрыш...» Если вы остановитесь, чтобы получить выигрыш, вас окружит группа игроков, и вы точно лроиграете в одном из многих вариантов игр, получивших название «лохотрон». То есть игре, рассчитанной на простаков. Или к вам подходит милая девушка и сообщает, что проводится лотерея туристических путевок или социологический опрос об отдыхе. И она хотела бы задать вам несколько вопросов. Отвечая на вопросы, вы сообщаете свои данные. Вскоре вам звонят и торжественно сообщают, что именно вы выиграли «апартаменты в экзотической стране» и вам обязательно необходимо быть на презентации и явиться обязательно с супругой. На презентации выясняется, что выигравших «апартаменты» очень много. И этот выигрыш нельзя получить деньгами или каким-то другим путем. А нужно обязательно ехать в эту экзотическую страну и там получить свой приз. И если вы это сделаете, то обнаружите, что вы заплатили за путевку слишком дорого, переплатили за визу, авиабилеты. Что вы оказались далеко не в лучшем пансионате и далеко не в самое удобное время. И когда вы все осознаете и посчитаете, то с неприятным чувством поймете... вы вновь стали жертвой игры.
Или к вам подходит скромный мужчина и сообщает, что в метро авария. И вам лучше ехать на такси, и цены низкие. Это так называемый подсадчик. Он приводит таксистам клиентов и зарабатывает как посредник. Подсадчиков особенно много в аэропортах и на вокзалах. Позвольте немного отвлечься. Описывая эту игру, я слышу звонок в дверь. Входит редкий гость, мой друг и коллега. Он живет в Сиби- ри и только что прилетел в Москву. В аэропорту он сел в такси и поехал на железнодорожный вокзал. Водитель такси без умолку рассказывал московские истории. И как-то мимо ушей пропустил заявление пассажира о той сумме, которую он может заплатить. И когда пассажир все же настоял на том, чтобы сумма была определена, водитель сказал, что в Москве принята оплата по счетчику километров, и каждый километр стоит... и назвал сумму, большую, чем пассажир готов был заплатить за всю поездку. Пассажир к своему неудовольствию узнал, что должен будет заплатить сумму в 60 раз большую, чем он рассчитывал и о которой заявил в начале поездки. Дальше мы будем обсуждать антитезисы, которые представляют собой приемы внешнего освобождения, разрушения игры. Сейчас сообщим лишь о том, как человек, хорошо знающий игры, использовал антитезис. Пассажир заявил, что он отказывается оплачивать поездку исходя из такого расчета и потребовал, чтобы таксист отвез его в аэропорт, где он обратится к диспетчеру такси. Таксист остановил машину на ближайшей автобусной остановке. Пассажир вышел. Остановил проходящую легковую машину и сразу, внятно условившись о приемлемой цене, благополучно добрался до вокзала. Вернемся к метро. К вам подходят цыгане с разнообразными предложениями. Стоит принять любое из их предложений и... вы вновь станете жертвой игры. Где они, кстати, часто используют состояния измененного сознания, так называемый цыганский гипноз. А нищие... Нищенство в нашей стране настолько распространено, что мы обычно не замечаем, что часто это игра. Сообщим об этом подробнее немного позже.
Я выхожу из дома и захожу в метро. Я очень спешу и быстро помещаю свой многоразовый билет для б* поездок в компостер. В это время происходит короткое замыкание и все билеты в компостерах блокируются. Ими теперь нельзя пользоваться. Дежурный говорит: «Пройдите в кассу метро». Кассир вас просит подождать, пока освободится старший кассир. Дождавшись старшего кассира, вы узнаете, что вам следует ехать до станции «Проспект Мира», там выйти на поверхность, найти здание управления метрополитена. В этом большом офисе найти сотрудника, который изучив ваш проездной билет, разблокирует его. Предположим, что вы отложили свои дела, купили билет на одну поездку и поехали в управление метрополитеном. Там вы, скорее всего, обнаружите очередь из нескольких сотен пассажиров метрополитена и одного сотрудника, вдумчиво и подробно разбирающегося с каждым заблокированным проездным билетом. Когда вы все-таки выстоите очередь, у вас могут попросить удостоверение личности. Если у вас его не окажется, учтивый сотрудник предложит прийти в другой раз с удостоверением. Может быть, лучше сразу после того, как ваш билет блокирован компостером, осознать, что... вы вновь стали жертвой игры. Принципиальное отличие этой игры состоит в том, что против вас играет могущественная государственная структура, а не отдельные, пусть даже особо предприимчивые, граждане. Я выхожу из дома и осознаю, что игр, в которые меня вовлекают, становится все больше. А может быть, я просто их все лучше и лучше вижу, осознаю и избегаю. Как тяжело тем, кто приезжает в Москву из других городов. Именно они часто становятся жертвами игр. А вот москвичи часто приобретают иммунитет ко многим играм вовсе не за счет их распознавания, а за счет формирования множества личностных защит. Они формируются чаще бессозна- тельно и исходят из интуитивной оценки опасной ситуации. Иногда на основании негативного опыта в одной ситуации, экстраполируясь в последующем на многие аналогичные. Конечно, такие защиты помогают адаптироваться в огромном мегаполисе. Только они еще и препятствуют усвоению новой информации, снижая открытость и восприимчивость человека. Я уж не говорю о многих профессиональных качествах специалистов, работающих с людьми. Впрочем, вернемся к играм. Значение игр Все люди, за некоторым незначительным исключением, играют в игры. Игры позволяют занять, заполнить или, как принято говорить в теории тран-зактного анализа, структурировать время. Игры будоражат чувства и наполняют жизнь переживаниями, давая энергию для свершений или для удерживания себя от деятельности.
Игры позволяют человеку без существенных усилий поддерживать свой образ, а также образы других людей, сохранять их такими, какие для него выгодны. Заполняя жизнь человека, игры постепенно начинают определять ее качество и стиль и могут превращаться в судьбу. При этом происходит обеднение жизни человека. Ведь люди, судьбу которых определяют игры, не могут быть удачниками, победителями. С момента рождения каждый человек становится участником игр в своей семье, а позже, подрастая, и в обществе. Каждое эго-состояние человека испытывает свои неудачи и получает свое вознаграждение в играх. Играя из Родительского состояния, мы повторяем игры наших родительских фигур. Иг- рая из Детского состояния, мы вновь и вновь повторяем неуспешность и иллюзии первых лет своей жизни. Такие игры обычно содержатся в ближайшем бессознательном, а когда осознаются, — то разрушаются. Правда, часто возникают вновь и повторяются. Игры, разыгрываемые из Взрослого состояния, рассчитаны и осознаваемы. Взрослые игры, разыгрываемые продавцами, финансовыми пирамидами, чиновниками — то есть те, которые сознательно рассчитаны на получение наживы. Это игры профессионалов с дилетантами. Причем со стороны профессионалов они осознаваемы, тогда как со стороны дилетантов — бессознательны. Каждое действие игры сопровождается поглаживаниями. В начале игры поглаживаний больше, пинков меньше. Чем дальше, тем интенсивнее поглаживания. И в конце игры — самые сильные поглаживания и самые сильные пинки. Игры могут включать в себя момент переключения, когда игроки испытывают чувство будто что-то произошло или скоро произойдет. Одни воспринимают это чувство как непредвиденное и весьма неприятное. Другие ощущают скорую развязку и выигрыш. Впрочем, такое чувство может длиться лишь несколько мгновений, затем уходит и забывается. Итак, игры — это: • структурирование времени и в, конце концов, судьбы; • укрепление старых решений; • стимуляция чувств, эмоций и энергии; • репетиция будущих сцен; • отчаяние при отказе партнера играть: «А что же теперь делать?» Определение игр Существует несколько определений игр. Так, под играми понимается продолжите л ьный ряд действий с определенной скрытой целью, движущихся к определенному, предсказуемому исходу. В таком общем определении суть игр остается непонятной. Вот еще одно определение. Последовательность действий, часто заученных, на первый взгляд, очевидных, но со скрытой мотивацией, называется игрой. Это определение хорошо дополняет представление об играх. Есть совсем простое и короткое определение, где играми называется ряд движений с ловушкой. Здесь внимание акцентируется на ловушке. А вот и более подробное определение, содержащее формулу игры. Игрой называются взаимодействия, содержащие слабость, ловушку, ответ, удар, расплату, вознаграждение. Каждое действие в них сопровождается определенными чувствами. Более того, ради получения чувств часто и совершаются действия игры. Приведем еще одно определение, предложенное И.А. Чегловой. Игра— это цикл манипулятивных взаимодействий, неосознанно направляемых человеком на переживание привычных эмоций и ощущений с целью подтверждения ранее избранной жизненной позиции (фиксированной эмоциональной установки) и организации своей судьбы. Результат игрового поведения — это предлог для искомых переживаний {«купоны», дающие право на них— термин Э. Берна), что прямо противоположно тому, что наблюдается при деятельности, сознательно предпринимаемой для удовлетворения конкретных биологических, социальных или духовных потребностей человека. Ведь чувства в случае деятельности — это критерий оценки получаемого результата, а не самоцель. Антитезисы Для понимания игры важно и даже обязательно раскрыть ее антитезис, который представляет собой внешнее освобождение от игры, отключение сценарного поведения или сценарной стратегии посредством внешнего воздействия. Оно необходимо в случае, если человек осознает бесперспективность игры, но не имеет внутренних ресурсов для того, чтобы выполнить свое собственное решение о ее прекращении. В каждой игре возможно внешнее освобождение. Или даже несколько освобождений. Изучив большое количество игр, мы задались вопросом о том, существует ли универсальное освобождение от игр. Мы считаем, что таким общим, а, может быть, и всеобщим внешним освобождением является отсутствие лжи. Осознание истинных мотивов своего поведения и отказ от ложных взаимодействий делают игры невозможными. Впрочем, не всякая ложь — игра, хотя всякая игра содержит ложь. Можно привести еще два общих антитезиса для игр, — это контрактные отношения и обращение к профессионалам. Контракт— это договор с самим собой, другим лицом или организацией о деятельности для достижения определенных, оговоренных целей: Умение заключать контракты, до конца их выполнять, изменять, когда это необходимо, приводит человека к желаемым результатам. Важными характеристиками контракта являются четкость целей и обязательств, ясность и краткость. В таких контрактах исключаются возможные игры. Контракт в психотерапии обязательно включает в себя четыре части: 1. Цель, сформулированную ясно, простым языком. 2. Решение предпринять что-либо, связанное с определенной целью. 3. Возможности и технологии выполнения задач, определенные целью. 4. Санкции при невыполнении задач, не достижении цели. Одна из важнейших характеристик успешного, результативного человека •*-* умение заключать контракты, формулировать их так, чтобы избежать игр. Также чрезвычайно важно уметь изменять контракты, когда это необходимо, и доводить дело до конца. Желание обратиться к профессионалам в сложных ситуациях вполне естественно и обычно для западного человека. И достаточно новое и редко встречающееся для нас. Мы слишком долго жили в стране, где профессионализм ценился низко, более того — разрушался. Неквалифицированный труд часто оплачивался выше, детей интеллигенции ограничивали в праве получения высшего образования, и так далее. Поэтому сегодня пока сплошь и рядом мы, будучи дилетантами, любителями вступаем в игровые отношения с профессионалами. И, конечно, проигрываем. Ведь против профессионалов должны играть профессионалы. Поэтому обратиться к профессионалам — это третий всеобщий антитезис в психологических играх. Итак, использовав антитезис, мы можем разрушить игры. Применив договорные отношения, можем не допускать. А обратившись к профессионалам— можем выиграть. Впрочем, иногда возникают такие ситуации, что, распознав игру, лучше довести ее до конца к обоюдному удовлетворению сторон. В иных случаях, человеку, который почувствовал себя втянутым в игру, ничего не остается, как начать встречную игру и выиграть в ней. Эта увлекательная, заманчивая и рискованная стратегия поведения может показаться очень интересной, и даже особенно соблазнительной. И более того, весьма результативной. Вместе с тем, игровое поведение, как правило, все же не является оптимальным. Самыми результативными формами взаимодействия представляются операции и близость. Операции эффективны при простых взаимодействиях. Близость— при любых. Операции и близость мы уже рассмотрели ранее. Итак, особенности игр состоят в следующем: • игры постоянно повторяются; • в большинстве случаев игры проигрываются вне Взрослого сознания; • во время игры и при ее завершении испыты-ваются чувства, знакомые с самого детства; • игры включают в себя обмен скрытыми взаимодействиями; • игры всегда содержат в себе ложь; • игры укрепляют старые решения и позволяют репетировать будущие сцены. Степени игр Выделяются три степени игр. Игры первой степени приняты в обществе, не скрываются и не приводят к тяжелым последствиям. Игры второй степени скрываются, не приветствуются обществом, приводят к ущербу, который, однако, нельзя назвать непоправимым. Игры третьей степени скрываются, осуждаются, ведут к непоправимому ущербу для проигравшего. И еще, как нам удалось установить, выигрыш почти всегда значительно меньше, чем проигрыш. Игры зачастую разыгрываются двумя игроками. В некоторых играх значительно больше двух ролей. Каждый игрок может исполнять несколько ролей. Иногда игрок разыгрывает игру с организацией. Значительный интерес представляют игры, разыгрываемые человеком с самим собой. Мы еще остановимся на них. Классы игр Игры первого класса В определении игр мы уже назвали формулу игры. Игра может состоять из огромного многообразия действий. Только шесть из них являются и обязательными и необходимыми. Приведем их на схеме (рис. 6). Рис. 6. Схема игры первого класса Эту формулу для наглядности, большей доступности понимания и простоты запоминания мы называем мышеловкой. Итак, в доме завелась мышка. Она доставляет много хлопот и неприятностей хозяйке. Хозяйка покупает мышеловку. Она знает, что мышка любит сыр, и кладет сыр в мышеловку. Мышка, улавливая запах сыра, приближается и хватает вожделенный кусочек. Мышеловка срабатывает, мышка погибает. Хозяйка получает удовлетворение, избавившись от мышки. Ходы игры здесь следующие. Мышка — участник 1. Хозяйка — участник 2. Слабость мышки состоит в том, что она любит сыр. Хозяйка на данную слабость ставит ловушку, заряжая сыром мышеловку. Мышка отвечает, дергая свой обожаемый сыр. Мышеловка захлопывается. Мышка расплачивается жизнью. Хозяйка получает вознаграждение, навсегда избавившись от мышки. Внешнее освобождение или антитезис для игры сформулирован известной пословицей — бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Жаль, что мышки эту пословицу не знают. Данный класс игр мы назвали первым, или играми с мышеловкой. Важно обратить внимание, что в выдающейся работе основоположника анализа Э. Берна «Игры, в которые играют люди. Психология человеческих отношений» описан именно этот класс игр. А в каталоге приводится 36 игр, подразделяемые на 7 групп. Перечислим эти группы: бытовые, супружеские, общественные, сексуальные, преступного мира, в приемной врача и хорошие игры. Выше мы описали игры городских улиц. Позже мы добавим еще шесть групп: игры маленьких детей, игры финансовых пирамид, семейные игры, административные игры, игры нищих, игры с самим собой. А в группу Игры в приемной врача — еще и суицидные игры. Во многих играх в качестве выигрыша или приманки фигурируют деньги. В данном издании мы остановимся на описании только одной такой игры. В дальнейшем мы планируем создать постоянно дополняемый, максимально полный каталог психологических игр России и всего постсоветского пространства. И призываем тех, кто знает еще не описанные игры, присылать их описания. С нашей стороны мы даем гарантию, что публиковаться игры будут с указанием авторства того, кто сообщит нам об игре. Теперь вернемся к описанию игры. Главному врачу большой городской больницы позвонил один из наиболее известных в городе бизнесменов и сообщил, что он плохо себя чувствует и хотел бы обследоваться и пройти курс лечения в больнице. Он сказал, что, конечно же, осведомлен, что в городе имеется больница для привилегированных пациентов. Для него не важно, что там высокие цены за обследование и лечение. Что можно лечиться в столичных клиниках или за рубежом. А он просто хотел бы воспользоваться услугами данной большой городской больницы, зная уровень ее возможностей. Главный врач был явно польщен. И вскоре известного бизнесмена как национального героя встречала вся администрация больницы. Бизнесмен осмотрел скромный вестибюль больницы и многозначительно произнес: «Да... нужно поправить». Администрация и коллектив больницы постарались создать ему все возможные удобства. Он был обследован и получал самое лучшее лечение. И все это за счет государства и самоотверженности сотрудников. Конечно, он обещал материально помочь больнице. А некоторым сотрудникам отдельно — трудоустроить их на более оплачиваемые места. И вот он выписывается из стационара. Он получил все согласно добровольно взятых администрацией больницы и сотрудниками обязательств. Он обещает вскоре приехать в больницу для деловой встречи. И действительно вскоре приезжает, привозит с собой две бутылки шампанского и коробку конфет. Говорит слова благодарности и восхищения бескорыстным трудом администрации и сотрудников больницы и уезжает. Важно отметить, что последующие попытки встретиться с ним администрации больницы и сотрудников оказываются тщетными. И еще: и шампанское, и конфеты, ко- торыми бизнесмен благодарил сотрудников больницы, производятся на его предприятиях. В анализе этой игры можно отметить, что администрация больницы и ее сотрудники являются участниками игры № 1. Бизнесмен— № 2. Слабость участников игры №1 состоит в отсутствии опыта взаимодействия с богатыми людьми такого уровня и в надежде на то, что найдется благодетель, который чудесным образом исправит их бедственное материальное положение. Ловушка состоит в том, что человек, известный как очень богатый, обещает им это. В ответ они делают для него значительно больше, чем обязаны, задействовав государственные и личные ресурсы. Удар обрушивается, когда выясняется, что бизнесмен вовсе не намерен оказывать учреждению и им лично какую-либо помощь и поддержку. Их расплата состоит в том, что они осознают бесполезность произведенных затрат. Его вознаграждение состоит в том, что удалось провернуть пусть небольшое, но выгодное дельце, бесплатно обследоваться и лечиться. В этой игре может быть несколько антитезисов, один из них состоит в том, чтобы сразу осуществлять взаимно выгодное взаимодействие. Ане ограничиваться собственными иллюзиями и удовлетворяться туманными обещаниями со стороны бизнесмена. Впрочем, далеко не все игры построены так просто. Перейдем к играм второго класса. Игры второго класса Если игры первого класса мы назвали «мышеловкой», то игры второго класса отличаются от первого сменой ролей или наличием переключения. Их формула описана Э. Берном как: «Крючок + Клев = Реакция — Переключение — Смущение — Расплата». А сама игра определяется автором как серия скрытых транзакций с клевом, которая обычно ведет к хорошо скрытой, однако четко определенной расплате. А вот еще одно определение (В. Джоинс): «игра — это процесс какого-либо действия, совершаемого со скрытым мотивом, который: находится вне сознания Взрослого; явно не проявляется до момента изменения участниками своего поведения и приводит к тому, что участники испытывают смущение, непонимание и желание обвинить партнера». В играх этого класса всегда присутствует удивление происходящим и смущение по поводу происходящего. В формуле это соответствует четвертому действию, переключению, когда игроки меняются ролями и смущение испытывается именно по этому поводу. Для лучшего понимания и запоминания мы используем такую историю. Человек пошел на рыбалку. Он насадил червячка, забросил удочку и стал мирно ждать клева. И вдруг леску очень сильно потянуло. Рыбак попытался вытянуть предполагаемую рыбу. Из воды с леской, торчащей из пасти, вылез большой крокодил, который начал преследовать рыбака. В отличие от первого класса игр, данные игры мы называем ловлей крокодила на удочку. При переключении оба участника отдают и получают интенсивные пинки. Вот именно в этот момент происходит осознание, что на крючке не рыбка, а крокодил. И кто кого поймал!? Это даже уже не вопрос. Просто вы попались. Анализировать игры второго класса удобно, используя драматический треугольник С. Карпмана (рис. 17). В играх люди проигрывают одну из трех ролей: Жертва, Спаситель, Преследователь. Жертва признает свое неблагополучие, игнорирует свою спо- собность самой решать свои проблемы и ищет помощи. Получая помощь от Спасителя, она подтверждает свое неблагополучие и беспомощность. Когда же жертва находит Преследователя, он унижает ее или ставит на место. Спаситель считает себя благополучным и, исходя из своего более высокого положения, игнорирует возможности других людей, считая их неблагополучными. Преследователь, считая себя благополучным, нуждается в том, чтобы вокруг были неблагополучные люди. Он игнорирует их способности и возможности. Все три роли считаются не аутентичными, ведь человек действует не из реальных потребностей аутентичной личности, а с позиций своего прошлого, очередной раз проигрывая свои сценарные стратегии поведения. Важно обратить внимание, что в играх второго класса люди всегда меняют свои роли и являются то в роли жертвы, то спасителя, то преследователя. Я. Стюард и В. Джойс (1996) приводят изменения в представлениях об играх основоположника транзак-тного анализа Э. Берна. Они убедительно показывают, что в начале он говорил об играх первого класса, затем об играх второго класса. В последующем некоторые аналитики стали относить к играм только игры первого класса, другие — лишь игры второго класса. С нашей точки зрения, как игры первого, так и второго класса — явления, открытые и изученные Э. Берном. Возможно, будут открыты еще и другие классы игр. Ведь человеческая предприимчивость в стремлении удалиться от близости и, тем не менее структурировать время, не знает границ! Игры второго класса классифицируются по типам переключения. Исходя из схемы драматического треугольника возможно 6 вариантов переключения: переключение Преследователь — Жертва; переклю- Рис. 7. Драматический треугольник С. Карпмана чение Жертва — Преследователь; переключение Жертва — Спаситель; переключение Спаситель — Жертва; переключение Спаситель — Преследователь; переключение Преследователь — Спаситель. Приведем примеры игр второго класса. Переключение Преследователь — Жертва покажем на примере жизни одной семьи, состоящей из матери и двух детей: сестры Оли и брата Коли. Мать, в одиночку воспитывающая двоих детей, постоянно жалуется на то, что дети связали ее по рукам и ногам. Она совсем не может уделять достаточно времени себе: заниматься самообразованием, путешествовать, делать карьеру на службе. А уж тем более — обратить на себя внимание достойного мужчины и выйти за него замуж. Хотя на улице мужчины не только обращают на нее внимание, но и, по ее мнению, оказывают ей знаки внимания. А она не реагирует, и все из-за детей. Здесь отмечается известный вариант игры первого класса «Все из-за тебя». Мать является преследователем, дети— жертвами. Старшая дочь в 17 лет уходит из дома и, преследуемая проклятиями матери, уезжает с нелюбимым мужчиной подальше от матери. В дальнейшем она поддерживает отношения только с братом, который пересказывает ей все злобные высказывания матери в ее адрес. Мать постоянно, впрочем, достаточно вяло, пытается найти ее, чтобы «все сказать этой неблагодарной твари». Однако удовлетворяется своей игрой и продолжает заочно преследовать свою дочь. После ухода дочери, несмотря на высвободившееся время, образ жизни матери мало меняется. Она продолжает преследовать дочь и подрастающего сына. У сына начали появляться девушки. Мать против того, чтобы он с ними «где-то ходил по подворотням» и разрешает приглашать девушек домой. Знакомится с ними. Через короткое время у каждой девушки отношения с сыном не складываются. Причем, бывает по-разному, то он девушку не устраивает, то девушка — его. Только они расстаются. Мать говорит, что у сына тяжелый характер, что он весь в нее и жить может только с ней. Возраст сына уже приближается к 30 годам. Теперь он делает попытки хотя бы некоторое время пожить не с мамой, а с другой женщиной. Мать просит только одного — обязательно звонить вечерами. И когда он звонит, то обычно выясняется, что мама очень плохо себя чувствует. Она больна и нуждается в уходе. Если подруга этого мужчины включалась в помощь его матери, то их отношения быстро расстраивались. Если же она не включалась, то мама говорила слабым голосом сыну: «Что же она даже не придет познакомиться. Неужели ты выставляешь меня такой страшной?» Однажды у сына возникла настоящая привязанность, и он часто не ночевал дома. И позвонить было неоткуда. И встреч с мамой подруга сына избегала. Утром он как обычно пришел домой и нашел свою маму лежащую на полу без сознания. Когда он привел ее в чувство, она ничего не помнила. С тех пор сын всегда ночевал дома. Он боялся за жизнь своей мамы. И только иногда у этого тридцатидвухлетнего мужчины появлялось некое неприятное воспоминание и вопрос, который оставался без ответа. Почему в то утро, когда он застал маму без сознания, входная дверь в их квартиру была заперта на один-единственный и самый ненадежный замок? Ведь в других случаях всегда было четыре запора. Из них два открывались только изнутри. Теперь Николай начал выпивать. И когда он приходил домой выпивши, он ругал свою маму. Он высказывал ей всю горькую правду о своей не складывающейся жизни. Аон-а становилась жалкой и какой-то забитой и ничего не возражала. Только соглашалась, плакала и говорила, что любит сына. Такие пьяные вечера становились все чаще. Приезжала сестра, Ольга. Первый брак у нее оказался коротким. Вскоре она вновь вышла замуж, и жизнь ее сложилась счастливо. Оля часто встречалась со своим отцом. Он жил счастливо во втором браке. С мамой у Оли отношения так и не наладились. Она редко бывала у матери. И вот во время своего короткого визита Оля стала свидетелем пьяного дебоша брата. Когда он кричал, плакал обвинял во всем мать. А она соглашалась, плакала и пряталась. Такие откровенные высказывания на Олю произвели очень большое впечатление. Ведь в их семье откровенность ранее не была принята. Зато наутро мать взяла реванш. Она отчитывала и выговаривала Николаю. А он молчал или бурчал себе под нос, что виноват. У Оли возникла идея — нужно лечиться у врача-нарколога. Маме эта идея тоже очень понравилась, да, Коле нужно к наркологу! Врач, обследовав Николая, не нашел алкогольной зависимости, а обнаружил выраженные расстройства отношений в семье. Николай получил курс психотерапии с акцентом на алкогольную экологию. И вскоре, неожиданно для мамы, переехал в другой город. Там Николай вскоре женился. Теперь в его семье уже двое детей и супруги сообщают, что не желают на этом останавливаться. Мама Николая рвется переехать к ним. Пока Николаю удается не только противостоять этому, но и практически исключать общение мамы с женой. Кстати, здоровье мамы значительно улучшилось. А образ жизни остался прежним, хотя у нее теперь много свободного времени. Анализируя данную игру, нужно отметить, что она, конечно же, третьей степени. Мама была преследователем, а дети жертвами. Дочь вышла из игры, сбежав из семьи с нелюбимым мужчиной. Игра продолжалась без ее непосредственного участия и длилась много лет. Впрочем, она оставалась заочным участником игры. Эта достаточно частая ситуация — игра с заочным участником — пока мало изучена в теории и практике игр. Переключение в игре наступило, когда выпивающий сын начал играть роль преследователя, а мать — жертвы. Впрочем, обратное переключение происходило каждое утро после эксцесса сына. Игра матери и сына была разрушена при помощи использования проверенного антитезиса: когда участники игры стали жить в разных городах и не встречались. С позиции игр первого класса здесь даже две самостоятельные игры. Одну мы уже называли. Это — «Если бы не ты». Название второй звучит «Будь счастлив — только не покидай меня». Впрочем, в такую сценарную игру родители чаще играют с девочкой, младшим ребенком в семье. Родители готовят ее для того, чтобы она обеспечивала им комфортную старость. Такой девочке внушают идеи почитания родителей и семьи. Она получает одну из помогающих профессий: врача, психолога, социального работника. Ей чаще всего непозволительно выходить замуж. И она живет, обслуживая родителей. Впрочем, для этого родители должны быть достаточно беспомощны и больны. И они становятся такими. Когда же игра разрушается, состояние и самочувствие родителей даже может улучшаться. Переключение Жертва — Преследователь можно показать на следующем примере. Участница учебно-тренинговой психотерапевтической группы в одном медицинском учреждении, назовем ее Натальей Сергеевной, вдруг сделала заявление: «У меня не складываются отношения с мужем, и я ему изменяю». Данное заявление имело эффект разорвавшейся бомбы. Ведь в этом, традиционно женском врачебном коллективе именно семья Натальи Сергеевны считалась примерной. Группа только начинала работу и, как это обычно бывает, участники начали давать советы Наталье Сергеевне. Предложения формулировались так: «Наталья Сергеевна, а вы пробовали...» или «Наталья Сергеевна, а почему бы вам не...». Ведущий группы с самого начала испытывал дискомфорт и ощущение, что что-то здесь не так. И когда Наталья Сергеевна очередной раз сказала: «Да, я это пробовала, но не помогло...», стало ясно, что это игра. Ведущий принял решение не препятствовать игре, сколько бы она ни длилась. Это решение оказалось верным. И когда через 2 часа 20 минут советчики иссякли со своим морализированием и своими советами, наступила тягостная пауза молчания. Участники группы выглядели уставшими, растерянными, беспомощными и р
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|