Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рэкетные чувства и система рэкета 3 глава




Расплата. Эрик Берн указывает на существование четырех типов развязки сценария или наказания за следование сценарию: одиночество, истощение, су­масшествие и убийство себя или другого.

Расплата Регины— это одиночество. Она созна­тельно отказывается иметь детей. После первого мертворожденного ребенка она пылала желанием родить и долго методично лечилась. Наконец, она

стала беременеть. И каждая ее беременность завер­шалась абортом. Причем ее партнеры, ее возможные мужья и отцы ее будущего ребенка не участвовали в принятии решения о прерывании беременности. Им сообщалось постфактум. Регина оправдывает свое по­ведение тем, что этот мужчина не достаточно силен, чтобы поддержать ее с ребенком в дальнейшей жиз­ни. Замужество Регина рассматривает как недостой­ное для себя, сильной женщины, существование, оценивая его как финансовую и эмоциональную ловушку и зависимость от мужчины.

Возможен ли выход из сценария? Как избежать расплаты? Для Регины— это полный отказ от рас­смотренного нами сценария. Если анализировать семейное генеалогическое древо Регины, то появле­ние такого патологического сценария произошло под воздействием внешних социальных событий, кото­рые вызвали перестройку семейного родового сцена­рия. Война, оккупация, детский дом — внешние при­чины, которые заставили семьи искать новые стра­тегии поведения и адаптации. Именно они помогли выжить, но для Регины это чужые, устаревшие сред­ства выживания, «протухшие консервы» из семейного «Неприкосновенного Запаса».

До революции, со слов Регины, «в семейных пре­даниях зафиксированы только страсти по поводу любви и наследства. До замужества все девушки вели беззаботный образ жизни. Получали хорошее воспи­тание и образование. Главное для девушки — это хорошо и счастливо выйти замуж, а потом иметь хороший дом и здоровых детей. Меньше 7 детей не было никогда». Мощные социальные влияния при­вели к коренному изменению сценария этой семьи.

В своей терапевтической работе со сценариями мы используем метафору дерева. На сценарном ро-

довом дереве Регины много ветвей и почек. Мы сами выбираем, в каком саду нам жить. Решение прини­мается ребенком в детстве. Взрослый же может, об­резав старые, больные ветки, дать жизнь новым ро­сткам.

Образцы сценарного процесса

Анализ жизненных сценариев выявил удивитель­ный факт — существует ограниченное количество способов проживания сценария. В современном ана­лизе известно шесть способов проживания сценария, которые названы паттернами или образцами сценар­ного процесса.

Они универсальны для любого пола, возраста и даже национальной культуры. Эрик Берн проиллю­стрировал каждый способ темой из древнегреческих мифов.

«Никогда»

Иллюстрируется мифом о Тантале. Сын Зевса Тантал как любимец богов был удостоен чести по­сещать собрания и пиры на Олимпе. Однако он про­гневал богов (по одной из версий мифа, разгласил людям тайные помыслы Зевса, по другой — похитил со стола богов нектар и амброзию и угощал ими людей), за что был жестоко наказан. Низвергнутый Зевсом в Тартар (область Забвения— самая жуткая часть в царстве мертвых), он стоял в воде, но не мог утолить жажду. Над ним висели ветви с плодами, которыми он не мог насытиться. Вода отступала, когда он собирался напиться, ветви отодвигались. Когда он протягивал к ним руку. Отсюда выражение «Танталовы муки» — означающее нестерпимые стра­дания из-за невозможности достичь близкой и же­ланной цели. Древнегреческий философ и ученый

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) в сочинении «О небе» рассказал о человеке, который, несмотря на голод и жажду, находясь на одинаковом расстоянии от пищи и воды, продолжает оставаться на прежнем месте, не решаясь протянуть руку ни к тому, ни к другому. Аналог «буриданов осел» (Жан Буридан, 14 век), который не может выбрать между двумя одинаковы­ми охапками сена, и поэтому обречен на голодную смерть. Такое поведение означает крайнюю степень нерешительности и безволия в выборе. Вы никогда не будете способны делать то, что вы больше всего хотите делать или получить. Вы не сможете закон­чить то, что вы начали, независимо от того, как усер­дно вы трудитесь и интенсивно желаете. Например: человек утверждает, что хочет выучить иностранный язык или защитить кандидатскую, описывает, сколь­ко у него возможностей и желаний. Однако он ни­чего не делает, чтобы достигнуть желаемых целей. Речь таких людей постоянно переполнена словами об их желаниях и о трудностях в их достижении. Например, одинокая женщина средних лет постоян­но говорит о желании иметь семью, ребенка, одна­ко ничего не предпринимает для этого. Ее круг об­щения ограничен сотрудниками по работе и соседя­ми, все выходные она проводит дома одна, она не посещает мест, где можно познакомиться с мужчи­нами. Она рассуждает, что можно ребенка усыно­вить, но как же без отца его воспитывать. «Долгоиг­рающая пластинка» — позволяющая ей оставаться на прежнем, удобном и привычном месте. «Я никогда не получаю того, чего больше всего хочу!» Удивитель­ны сны людей с таким способом проживания сце­нария. Например, Олег 35 лет, имеет высокооплачи­ваемую работу, но не интересную для него. Очень любит преподавать и бесплатно работает в вузе, про­водя много времени со студентами, выезжает летом

с ними в экспедиции в счет отпуска. У него уже мно­го лет жена и любовница, каждая из которых требу­ет определенности в отношениях. Уже много лет ему снится один и тот же сон. Одновременно приходя­щие на перрон две электрички, идущие в одном направлении и приходящие в пункт назначения в од­но время. Необходимо сделать выбор между ними. Обе стоят всего минуту. Сон постоянно обрывается на одном и том же месте — двери начинают закры­ваться. Олег просыпается в «холодном поту», так и не сделав выбор ни во сне, ни в жизни.

«Пока не»

Второй способ проживания сценария называется «Пока не». В его основе лежит миф о подвигах Ге­ракла (Геркулеса у римлян). Сын Зевса и царицы Алкмены, Геракл обладал необыкновенной физичес­кой силой, совершил 12 подвигов на службе у царя Эврисфея. Совершая подвиги, Геракл прошел через всю Европу и Африку (Ливию) и в память о своих странствиях соорудил одно из 7 чудес света — две горы на берегах Гибралтарского пролива — Геркуле­совы столбы. В античные времена у Геркулесовых столбов проходила граница мира, известного людям. Поэтому существует выражение «дойти до геркуле­совых столбов» — что означает «дойти до последней точки, до предельной черты». «Геркулесов подвиг» — означает невероятно трудную и тяжелую работу, требующую огромных усилий. Однако награда рав­ноценна — стать богом, бессмертным и жить на Олимпе. Девиз этого паттерна — Вы не можете иметь награды, пока Вы не заплатили за нее высокую цену. «Пока что-то не случится, добра не жди». Вы не мо­жете испытать радости, пока сполна не настрада­лись. Вы не сможете радоваться и отдохнуть, пока не выполните Вашу работу. Существует многочис-

ленное количество вариантов этого сценарного по­ведения, но в каждом мысль о том, что ничто хоро­шее не наступит до тех пор, пока что-то менее хо­рошее не закончится. Пример: «Я должен до конца понять себя, прежде чем смогу измениться»; «Жизнь начинается после сорока»; «Когда я выйду на пен­сию, то смогу путешествовать»; «В этой жизни надо терпеть, но мне воздастся по заслугам в раю»; «Пока не вышла замуж, то и не мечтай»; «Вот кончишь институт, то делай что хочешь, пока— нет». Про­живается паттерн в течение как короткого, так и дли­тельного времени. Например, мать считает: «Вот дети вырастут, и я вздохну с облечением, займусь любимым делом» — длительное проживание. И, вме­сте с этим короткое — «Я буду смотреть сериал, вот только вымою посуду». Для людей верующих— от­дохнуть можно в раю, при коммунизме, в другой жиз­ни, а сейчас надо успеть — отработать грехи, терпеть и не грешить, или терпеть во имя светлого будуще­го последующих поколений. Это часто встречающий­ся паттерн у трудоголиков— «Отдохнем в могиле». «Белка в колесе». Построение фраз речи у людей с таким паттерном тоже специфическое. Они часто используют вводные предложения: «Я говорил жене — имей в виду, то же я сказал и дочерям, стар­шей и младшей, — домом надо заниматься, а не глу­постями!» Он прерывает себя, чтобы вставить еще одну, две фразы, он должен успеть как можно боль­ше. Девиз: Прежде, чем отдохнуть, я должен успеть сделать все! Отдых надо заслужить, и чем тяжелее ты трудишься, тем выше будет награда. Например, Ирина всегда была отличницей в школе, институте, общественницей, участвовала во всех кружках, собра­ниях и на первых ролях. Она делала это искренне, с полной отдачей. Но не испытывала радости от дос­тижений. «Так должен трудиться каждый. Это нор-

мально». Сейчас она директор торгового центра. Она не имеет выходных, ее рабочий день не нормирован. В ее кабинете есть диван, где она спит почти каж­дую ночь. Муж привык. В такой жизни ее устраива­ло все, за исключением часто повышавшегося арте­риального давления. И когда высокое давление уже не реагировало на самые современные лекарства, врач-кардиолог направила Ирину на консультацию к психотерапевту. Прошло достаточно много време­ни, прежде чем Ирина смогла позволить себе уверен­но выполнять свой терапевтический контракт. Ее психотерапевтический контракт был такой — рабо­тать только 4 дня в неделю и уходить домой в 17.00. Важно то, что ее успехи в бизнесе еще более возрос­ли. Кроме того, Ирина теперь знает, какую и от кого награду она должна получить за свои труды. И ее жизнь наполнена большими и малыми наградами.

«Всегда»

В его основе миф о пряхе Арахне. Из всех людс­ких грехов, которые вызывают у богов раздражение, худший — высокомерная гордыня. Она побуждает людей вызывать богов на состязания и даже пренеб­регать ими. Одной из таких неразумных смертных была Арахна — простая крестьянская девушка, но очень хорошая пряха. Она славилась по всей Гре­ции мастерством прясть и ткать. Искусства пряде­ния и ткачества изобрела богиня Афина. И вот Арахна вызывает богиню Афину на состязание. Богиня рассмеялась над вызовом смертной и не откликнулась, за что поплатилась уменьшением количества жертвоприношений в своих храмах. Тог­да богиня, всегда рассудительная и терпеливая, разгневалась. Афина спустилась на землю и пред­стала перед Арахной, вызвав ее на состязание. Со­стязание началось. Арахна оказалась достойной

соперницей. Афина была восхищена ее мастерством. Все бы закончилось хорошо, если бы Арахна не начала высмеивать богиню и хвастаться, что прядет лучше богини. Тогда Афина, взглянув на Арахну сказала; «Если ты прядешь лучше всех, так делай это всегда». И Арахна превратилась в паука... Чело­век, имеющий сценарный паттерн «Всегда», часто задает себе вопрос: «Почему это всегда случается со мной». Например, девушка, выросшая в алкоголь­ной семье, будет неоднократно выходить замуж, при этом каждый раз выбирая себе в мужья алкоголи­ка. Одним из вариантов поведения является сохра­нение первоначального неудовлетворительного по­ложения вместо того, чтобы достигнуть лучшего. Речь таких людей путанна, как паутина Арахны. Они начинают фразу, говоря об одном, затем, прерывая фразу, перескакивают на другую, забывая первую, и так их мысль перескакивает с одного предмета на другой. «Я зашла к тебе для того, чтобы, да кстати, по дороге к тебе встретила нашу старую подругу.., помнишь, как мы в школе с ней.., да между прочим у меня сегодня радость, ты сказала, что не повезет. А тут такое началось.., просто ужас». Сценарный процесс «Всегда» отражает убеждение: «Я должен всегда оставаться в той же самой приятной ситуа­ции». (В паутине, которую я хорошо плету, или в алкогольной среде, которая мне так хорошо знако­ма с детства).

«После»

Цицерон в сочинении «Тускуланские беседы» по­ведал о древнем придании про сиракузского тирана Дионисия Старшего (432-367 гг. до н. э.) и его царед­ворца Дамокла. Завидуя властелину, Дамокл всем го­ворил о нем как о счастливейшем из людей. И тогда Дионисий решил проучить Дамокла, повелев пове-

сить над его головой во время пышного пира острый меч. Этот меч держался на одном конском волосе. Правитель объяснил всем присутствующим, что меч— символ постоянных опасностей, которым он, Дионисий, подвергается. Выражение «Дамоклов меч» — символ грозящей опасности, отсюда — «ви­сеть на волоске», «быть на волоске от смерти». Де­виз: «Я могу радоваться сегодня, но завтра я должен буду заплатить за это». «За сладкую жизнь надо пла­тить». Речь человека с таким сценарием имеет сло­ва «после», «но». Например: «После свадьбы, начи­наются будни семейной жизни»; «Да, вечеринка класс, но завтра голова будет раскалываться», «Это тебе горькие плоды после сладкой жизни», «Слад­кую ягоду рвали вместе, горькую— я одна». «Да, но» — излюбленный оборот и любимая психологи­ческая игра людей, чей сценарный паттерн «После».

«Снова и снова» (Почти)

Коринфский царь Сизиф за многочисленные свои грехи (хвастовство, корыстолюбие, хитрость) был наказан богами: в загробном царстве он был осуж­ден выполнять вечную, мучительную работу. Он вка­тывал на гору камень, который, едва достигнув вер­шины, скатывался вниз, и Сизиф вынужден был все начинать сначала. Бесконечная, тяжелая и бесполез­ная работа — наказание за грехи в прошлом. Девиз: «Я почти сделал это, но не до конца!». Ю.М. Луж­ков в книге «Закон Паркинсона по-российски» на­зывает это качество недоделывать до конца нацио­нальной русской чертой. Чуть-чуть недоделать, чтобы потом переделывать или вечно ремонтировать. В пример он приводит известные швейные машин­ки «Подольск», которые не шьют, но если детали подточить, то все замечательно работает. «Каче­ство— это когда сделано на 100%». Вот реальные

примеры. Денис читает книги, но много раз броса­ет, не дочитав до конца. Ксюша хорошо учится в течение четверти, за четверть выходит «5», но конт­рольную пишет на «2», четвертная— «4», Катя моет посуду, но оставляет пару недомытых ложек. При­меры демонстрируют паттерн сценарного поведения «Почти— тип 1». Вариант второй «Почти— тип 2» характерен для людей, которые вкатили свой камень на вершину, но, не останавливаясь, сразу же ищут очередную вершину повыше и продолжают свое бес­конечное движение. Такие люди не чувствуют, что они уже на вершине. И это повторяется бесконечно. Виктор хорошо закончшьшколу, институт, защитил диссертацию, одну, вторую. Он уважаемый член профессионального сообщества. Несмотря на зависть коллег, Виктор не считает, что чего-то достиг и про­должает профессиональный рост. Это требует еще большего напряжения сил, у него совсем не остает­ся времени на общение с друзьями, на отдых и раз­влечения. Речь людей со сценарием «Почти» имеет особенности. Основная тема разговора прерывается, иногда резко иными темами, которые договариваются до конца. Например, читается лекция студентам по узкой профессиональной теме, вдруг она резко пре­рывается без ассоциативных связей, темой о пред­стоящих мероприятиях, которые произойдут через 5-6 месяцев, например, на каникулах. Кроме того, человек со сценарием «Почти» может сделать ряд по­ложительных высказываний, за которыми следует отрицательное, например: «Белые ночи на парохо­де просто замечательны. Однако комары кусают, да».

«Открытый конец»

Этот сценарный паттерн описывается мифом о Филемоне и Бавкиде, благочестивой супружеской паре из Фригии. Однажды селение, где они жили,

посетили Зевс и Гермес под видом странников. Ни один дом в селении не открыл перед ними дверь, кроме бедной четы Филемона и Бавкиды, которые приютили богов и накормили, отдав последнее. Боги покарали всех жителей селения, затопив их дома. Уцелела только хижина Филемона и Бавкиды, став­шая позднее храмом, жрецами которого стали суп­руги. Они жили счастливо и умерли в один день, превратившись в деревья, растущие из одного кор­ня. Раньше мы делали все сами, а теперь только смотрим, как все происходит само собой. Для этого сценарного паттерна характерно наличие «точки переключения», границы раздела. Человеку с откры­тым сценарием время после этого момента представ­ляется пустотой. Например, Анна— мать троих де­тей, которые уже выросли и покинули дом. Она с облегчением вздохнула: «Теперь наступило мое вре­мя!» Спустя месяц Анна чувствует себя заброшенной, ненужной, растерянной. Она ждет внуков, чтобы вновь хлопотать, заботиться и быть нужной. «Откры­тый конец» может проживаться как кратковремен­но, так и длительное время. Например, люди, кото­рые ставят перед собой только кратковременные, тактические цели, достигнув результата, мечутся и не знают, что делать дальше, пока не найдут новую, также тактическую задачу. Девиз: «Достигнув цели, я не знаю, что делать дальше». Яркий пример сце­нария с открытым концом в моей практике наблю­дался у Марины, активной преуспевающей женщи­ны 40 лет. Марина из маленького сибирского городка хотела любыми путями остаться в Москве после окончания вуза. Москва привлекала своими возмож­ностями. Тактическая задача была выйти замуж за москвича и пользоваться возможностями столицы. Сейчас она уже пятый раз замужем. Каждый после­дующий избранник предоставляет все более высокие

возможности. Интерес к семейной жизни пропада­ет через несколько месяцев после очередной свадь­бы. Интервал до нового замужества воспринимает­ся как пустота, амнезия («Это было не со мной»), со временем забывается предыдущая семейная жизнь и все начинается с чистого листа. Интересно то, что, будучи здоровым человеком, она забывает друзей, события, яркие переживания тех лет, с трудом вспо­минает имена своих мужей.

Каждый человек проявляет все шесть паттернов сценарного процесса. Но один из них обычно доми­нирующий. Существует типичные комбинации двух паттернов. Например, «Почти — тип 2» и «Пока не», что было в примере с Виктором. Его девиз: «Я не могу отдохнуть, пока не достигну вершины. Но я никог­да ее не достигну, так как впереди всегда будет сле­дующая, еще более высокая». Обратимся к психоте­рапии.

Психотерапия сценарных паттернов

Существуют следующие этапы терапевтической работы со сценарными паттернами.

1. Выявление.

2. Осознание и разрешение не следовать сценар­ному поведению.

3. Контроль с целью не повторять сценарного поведения.

Остановимся на разрешении не пользоваться сце­нарным паттерном. Для каждого из них существует свое разрешение. И терапевт— на период терапии значимая родительская фигура — дает клиенту раз­решение не следовать старым сценарным паттернам. Одновременно терапевт дает поддержку и заботу Детскому эго-состоянию клиента, так как клиент обычно испытывает неосознаваемый страх быть на-

казанным за новое поведение. И терапевт стимули­рует Взрослое эго-состояние клиента к анализу, осоз­нанию старых деструктивных сценарных паттернов и принятию ответственности за новое решение. Та­ким образом, терапевт учитывает в своей работе все эго-состояния клиента, поощряя и давая поглажи­вания за продвижение к новой цели— жизни без сценария. Здесь уместно вспомнить материал из гла­вы про особенности поглаживаний для каждого эго-состояния. Какие существуют разрешения? Напри­мер, для сценарного поведения «Пока не» разреше­нием будет девиз — «Жить и радоваться сегодня, не ждать окончания работы». Находить радость в каж­дом шаге, мгновении, которые приближают к цели. Для сценарного паттерна «После» разрешением бу­дет— «Жить и радоваться сегодня, разрешив себе также радоваться и завтра». Для «Никогда» разре­шение наступит, когда клиент определит, что он действительно хочет, и последовательно будет идти к цели. Конкретизировать цель и планомерно идти к ней.

Для сценарного паттерна «Всегда» разрешение будет в осознании, что не следует повторять одни и те же ошибки и пора измениться. Для «Почти — тип 1»— Доводите дела до конца! При этом очень важно учить клиента вознаграждать себя за получен­ный результат, не игнорировать свой успех. Разре­шением для сценарного паттерна «Почти — тип 2» будет разрешение радоваться любому достигнутому успеху, каждому шагу, усилию. Не стремитесь к но­вой цели, не добившись предыдущей. Ощутить ра­дость победы, насладиться ею без обесценивания ре­зультата. Если клиент имеет сценарный паттерн, который называется «Сценарий с открытый концом», то это подарок для клиента и терапевта. Можете со­здавать конец, так как его пока нет.

При индивидуальной и групповой работе мы часто используем трансовые техники, которые позво­ляют визуализировать желаемое состояние, поведе­ние и «пожить в новой облике». Обычно мы пред­лагаем клиенту выбрать паттерны, которые подходят для него. Предлагаем использовать фантазию, твор­чество, интуицию и найти от трех до пяти новых типов поведения, отличных от сценарного. Подроб­но обсуждаем их. Просим запомнить. В трансе мы воссоздаем знакомую для клиента ситуацию, где он вел себя согласно старым моделям, под влиянием сценарных паттернов. Затем в тексте речи терапев­та появляются слова, которые характеризуют новые стили поведения, предложенные ранее клиентом. Клиенту предлагается понаблюдать со стороны, что происходит, когда он начинает вести себя по-ино­му, по-новому. Терапевт говорит: «Пофантазируйте, покрутите картинку знакомой ситуации. Посмотри­те, что нового происходит, послушайте, что говори­те Вы, Ваши партнеры, почувствуйте свои новые ощущения, эмоции, настроение, посмакуйте новый вкус измененной ситуации. Делайте это, пока Вас полностью не устроит новое поведение. Когда резуль­тат Вам понравится и устроит, вберите эти чувства, ощущения и глубоко вдохните. Задержите дыхание, теперь медленно выдохните».

Мы говорили о том, что, согласно классических представлений анализа, сценарии пишутся нами в детстве. Откуда ребенок, не имеющий опыта, берет столь сложные способы проживания жизни? До 12 лет ребенок проходит сложный путь воспитания и социализации с помощью родителей, учителей, зна­чимых взрослых. Ребенку взрослые декларируют прописные истины, библейские заповеди или ко­декс строителя коммунизма. Детские грехи оцени­ваются взрослыми мерками. И для ребенка суще-

ствуют те же запреты — не завидуй, не хитри, не об­манывай, не ленись, не будь жадным, невоздержан­ным, подави гордыню, смирись. В основе каждого сценарного паттерна лежит как раз метафорическое описание наказания за грех, за детский грех. Напри­мер, в сценарии «Всегда» пряха Арахна возгорди­лась, что она лучше богини и за хвастовство была наказана превращением в паука. В сценарии «Никог­да» Тантал за невоздержанность был наказан вечными муками голода и жажды. В сценарии «После» Дамокл поплатился за зависть. В сценарии «Почти» Сизиф наказан за греховную жизнь. Геракл в сценарии «Пока не», родившись полубогом и имеющий все по праву рождения, должен был не лениться, а дока­зывать свое право на наследство, а, возможно, заво­евывал любовь отца, доказывая свое божественное родство с ним.

Итак, сценарные паттерны — это ответ на жест­кое родительское приказание— «НЕ ГРЕШИ, А ТО БУДЕШЬ НАКАЗАН. ВОТ ТАК...».

Родительские приказания, или предписания

Мэри и Роберт Гулдинги исследовали родительс­кие приказания (иногда их еще называют предписа­ниями). Напомним, что они посланы ребенку из эго-состояния фрустрированного Дитя реальных родителей. Родитель может посылать иррациональ­ные послания своему ребенку, исходя из внутреннего чувства растерянности, гнева, беспомощности, несо­стоятельности. Когда родитель не в состоянии спра­виться со своим деструктивным состоянием и решить свои проблемы, он передает их ребенку. Например, молодая мать не справляется со своими функциями. Она устала и раздражена. Внутренний монолог ее заброшенного внутреннего Ребенка звучит в ее голо­ве: «Все радуются малышу. А обо мне забыли. Я не

высыпаюсь. У меня все болит. Подарки все были для малыша, а я...». И тогда транзакции этой матери будут внешне на социальном, поведенческом уров­не исходить от Родителя. А на скрытом, истинном, психологическом уровне они будут посланиями раз­гневанного или обиженного Ребенка. Часто предпи­сания звучат как приказания, требующие подчине­ния и неукоснительного выполнения. Например, «Сглаз долой!», «Чтоб я тебя не видела!». Ребенок на своем марсианском языке понимает как «Сгинь! Умри!».

Предписания могут быть и из позитивного Ребен­ка — «Живи, радуйся, наслаждайся! Давай делать это вместе». Итак, предписания— это скрытые транзак­ции, они имеют два уровня— внешний, видимый, исходящий как будто бы от Родителя, и скрытый, истинный, он исходит от фрустрированого Ребенка матери или отца.

Супруги Гулдинги определили 12 приказаний. Уильям Корнэл считает, что приказаний бесконеч­ное множество и их можно распределить по 12 груп­пам. Психотерапевт поощряет клиента к самостоя­тельному описанию родительских предписаний, работа осуществляется через озвучивание клиентом своих чувств, так как многие послания довербаль-ные. Но если в детстве клиент не мог воспроизвес-

Рис. И. Сценарная матрица

* О драйверах см. со стр. 290.

ти и проанализировать свои чувства и ощущения, то, пользуясь своими взрослыми ресурсами, он в состо­янии это сделать «здесь и сейчас». Клиент может описать свои ощущения, чувства вербально, анали­зируя воспоминания, вспоминая реальные события или свои чувства, после психотерапевтических рег­рессивных сеансов и трансов.

«Не будь» (Сгинь, Умри)

Варианты посланий: «Не будь», то есть не будь там, где есть я. «Не живи»— либо как послание «Лучше бы ты умер» либо не проявляй себя как живой, активный— «Не живи сейчас». «Не суще­ствуй» — «Лучше бы ты вообще не родился».

Это группа смертельных предписаний. Если че­ловек имеет такое предписание, то терапевт находит­ся в трудной ситуации. С одной стороны, выполне­ние приказания — смертельно, с другой стороны, его невыполнение требует значительных физических и психических сил, энергии. Например, Полина роди­лась слабой, и ее выхаживали. Мать испытывала чувство вины за то, что ребенок болен. Впервые же месяцы жизни Полины мать бросает работу и зани­мается ребенком. Муж уходит из семьи. На уроки в первый класс мать носит Полину в одеяле. К подро­стковому возрасту девочка окрепла, занялась спор­том. Успешно окончила институт. Мать не вернулась к прежней работе, не смогла адаптироваться, зани­малась неквалифицированным трудом, хотя имела высшее образование. Со временем мать все чаще озвучивала свои чувства: «Если бы не ты, то я бы сделала карьеру, муж не ушел бы. Ну, умерла бы, я здоровая женщина, родила бы других, здоровых де­тей». Скрытое послание матери— «лучше бы ты умерла». И Полина активно отрабатывает грех свое­го существования — она занимается только матерью.

У Полины нет семьи, детей, интересной работы, друзей, любимого мужчины. У нее есть только пре­старелая мать, которая давно не только не работа­ет, но и ничего не делает по дому. Она «болеет». Врачи в поликлинике не находят у 50-летней жен­щины никаких болезней и ставят какие-то пустяко­вые диагнозы... «Ты к психотерапевту? Лучше бы на эти деньги купила бы маме новое лекарство»,— го­ворит мать дочери, которая решила начать психоте­рапию. Полина теперь худая, изможденная женщи­на, безразличная, не живая.

К этой группе можно отнести послания, передан­ные родителями, которые не хотели иметь детей, или беременность была нежелательной, или мать умер­ла в родах. «Все из-за тебя, лучше бы умер ты». В ана­лизе существует сценарий «Порванная мать». Пред­писания ребенку звучат так: «Ты меня всю порвал, когда рождался», «После родов я так и не смогла восстановиться, стать прежней». Если родители по­вторяют это послание часто, то появляется семей­ный миф рождения, в который ребенок начинает верить и принимает детские решения— например, «Я всем приношу беду!», «Если бы я не родился, всем было бы лучше».

Люди с такими предписаниями очень страдают в связи с тем, что самые близкие люди — мать, отец, родственники, говорят о бесполезности, бессмыслен­ности или вреде его существования и демонстриру­ют отчужденность, холодность. Такой человек име­ет разрешение от самых близких на свою смерть. Если же он живет, то старается всеми силами оправдать свое существование. И, в первую очередь, перед ро­дителями, родственниками.

По-видимому, это группа самая разнообразная, в том числе и по силе воздействия, поэтому необходимо здесь различать подгруппы и уточнять их с клиентами.

«Не делай»

Различают подгруппы: «не делай чего-то конкрет­ного» и запрет на способность делать что-либо во­обще — «Не будь самостоятельным».

Чаще всего это послание передается родителя­ми, которые сами боятся что-либо делать, прояв­лять активность. Такие родители могут быть соци­ально пассивными, безвольными, неуверенными. Или сверхопекающими, демонстрирующими ги­перпротекцию, гиперопеку— «не ходи туда, не катайся, не лазай, не плавай» и т. д. «Я буду вол­новаться» или «Мир ужасен, в нем так много дур­ного». Это предписание характерно для родителей, которые имеют опыт потери ребенка. Взрослея, такой ребенок будет иметь трудности в принятии решений. Он будет осторожен. Его стратегиями будут — «лучше подождать», «все само собой об­разуется», «береженого бог бережет», «семь раз отмерь, один отрежь».

Для современного постсоветского человека это по-прежнему очень распространенное предписа­ние— «Все авось, само решится!».

«Не расти»

Контекст послания— оставайся маленьким, не будь взрослым.

Обычно такое предписание невербально переда­ется матерью младшему ребенку. Распространено в семьях, где ценность женщины определяется толь­ко ролью матери. У матери существует страх, что дети будут расти, и ее значимость в семье будет умень­шаться. Если у женщины неудача в личной жизни, и все эмоции, чувства она получает только от ребенка. Если материнство — единственная социально значи­мая роль женщины, и она не умеет заниматься собой или своей карьерой. Нерешенные личные проблемы

мать передает своему ребенку в виде скрытого посла­ния не взрослеть, чтобы не менять ничего.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...