Времяпрепровождение, или развлечение
Это серия простых дополнительных взаимодействий, сгруппированных вокруг одной темы с целью структурирования определенного интервала времени. Начало и конец развлечения обозначаются ритуалами. Функция развлечений — это социальное зондирование, когда поиск знакомств, связей ^информации не отягощен обязательствами. Развлечения обычно содержат в себе поглаживания, и каждый участник способен получить максимальный выигрыш. Эта форма взаимодействия позволяет держаться на безопасной дистанции, избегать близости. Она помогает на время притупить чувства вины, отчаяния. И часто постепенно приводит к скуке и ощущению неполноты жизни. Впрочем, именно при времяпрепровождении люди находят себе партнеров для более сложных и ответственных форм взаимодействия— психологических игр и близости. Существуют наборы развлечений, типичные для определенных возрастных, социальных, половых групп. Остановимся на некоторых из них. Для мужчин: «А наутро» — обсуждается, кто сколько выпил, что совершил и как себя чувствует. «Эта водка чище» — о достоинствах напитков. «Он победит на выборах» — политические новости. «Бизнес» — о том, как заработать побольше денег. «А вот я вам расскажу про нее...»— донжуанские победы. «На рыбалке», «На охоте»— названия говорят сами за себя. «Современный автомобиль» — марки машин, их достоинства и недостатки. Для женщин: «Гардероб» — в центре внимания фасоны одежды. «Эти современные дети» — воспитание детей и их проступки. «Все из-за него» — о муже-тиране и связанных с этим потерях. «Обаятельный молодой человек» — о флирте. «Кулинария» — передаются рецепты блюд. «Как быть красивой» — о мерах поддержания привлекательности.
И для мужчин, и для женщин характерно развлечение «Цены» — обсуждаются различия цен в разных местах. Человек, начинающий то или иное развлечение, рассчитывает на поддержку интересных для него собеседников. Когда же кто-то один в группе начинает противоречить устраивающему других развлечению, то его обязательно не примут в другие формы взаимодействия. Он также не будет вновь приглашен в данную компанию. Приведем пример из литературы. Женщины в начале рабочего дня собрались, чтобы выпить кофе и поправить макияж. Традиционное развлечение в этой организации — «Все из-за него», когда каждая из них рассказывает, чего она лишилась в результате тирании мужа. В их кругу появляется новая сотрудница, которая привыкла развлекаться, исполняя «Розовые очки»1. Она с энтузиазмом рассказывает, как прекрасен ее муж и какие блестящие условия для счастья он ей создает. Можно быть уверенным, что новую сотрудницу не только больше не пригласят на утренний кофе, но в этот же день в учреждении станет известно о многих ее недостатках. При времяпровождении активизировано два эго-состояния — Родительское и Детское. Обмен информацией между участниками на поведенческом, социальном уровне позволяет избегать близких отношений и снять, таким образом, тревогу Ребенка, его боязнь наказания за более близкие отношения. Времяпрепровождение обеспечивает безопасный обмен поглаживаниями. Здесь разрешено посплетничать и дать коллективный пинок отсутствующим. * Психологические игры будут рассмотрены в главе 5. Деятельность Деятельность направлена на достижение конкретного, заранее определенного результата. Получаемые в результате деятельности поглаживания или пинки всегда условные. Это отсроченные поглаживания, которые получают за хорошо или плохо сделанную работу. Непредсказуемость получения поглаживаршй или пинков выше, чем в ритуалах и времяпровождении. Вместе с тем, в деятельности человек защищен предметом деятельности. Например, в деятельности партнерам не обязательно выражать свои чувства непосредственно друг другу, они могут их выразить опосредовано, выразив свое отношение к проекту, материалу, качеству, срокам. В деятельности доминирует Взрослое эго-состояние, так как деятельность связана с достижением цели «здесь и сейчас». Иногда в деятельности человек поступает согласно правилам и требованиям. В этом случае он использует эго-состояния Воспитанного Ребенка и Поощряющего Родителя.
Близость Близость — это свободный от игр и эксплуатации, искренний обмен чувствами, который исключает извлечение меркантильной выгоды. Во время близости не бывает скрытых целей, отложенных взаимодействий, и мы свободны от жесткой внутренней и внешней цензуры. Мы прямо и откровенно высказываем друг другу свои истинные, аутентичные чувства и желания. Мы открыты друг другу. Как ложь— необходимое условие игры, так искренность— необходимое условие близости. Близость мало исследована научными методами. Наибольшие сведения о ней накоплены поэзией и художественной литературой. Принято считать, что близость при попытках ее научного изучения разрушается. Действительно, все три эго-состояния настороженно относятся к близости. Родитель убежден, что близость — проявление слабости и, соответственно, боится таким образом себя скомпрометировать, сводя близость до минимума и ограничивая ее рамками частной жизни. Взрослый сознает, что доверие, оказанное человеку вероломному, дает тому возможность вредить, и, соответственно, также относится к близости с большой осторожностью. Ребенок боится наказания за близость. Может быть поэтому в нашей жизни так мало близости. А для того чтобы в ее отсутствие избежать невыносимой скуки, люди заполняют наиболее интересные часы своей жизни изощренными психологическими играми. По мере усложнения форм взаимодействия и восхождения от изолированной замкнутости к близости возрастает степень психологического риска общения, увеличивается непредсказуемость поглаживаний— с одной стороны. И увеличивается возможность достижения незаурядного результата— с другой.
Самый важный и значимый для нашей жизни результат может дать именно близость. И этот результат не всегда достигается путем взаимных поглаживаний. Есть формы близости, которые предполагают интенсивный обмен пинками, позволяя прояснить позицию каждого, честно и откровенно обсудить все претензии и негативные аспекты отношений и разрешить таким образом конфликты, даже застарелые и, казалось, вечные. Отсюда наша убежденность в том, что результат, достигаемый в условиях близости, всегда конструктивен. В одной из своих работ Э. Берн описывал близость как искренние и свободные от игр и эксплуатации прямые транзакции между Детскими эго-состояни- ями партнеров, условия для которых устанавливаются их Взрослыми состояниями. Вместе с тем важно отличать близость от ложной близости, в которой есть скрытые мотивы и откладывание действий. Ложная близость — это по сути дела хорошо замаскированная сложная игра. Игры пронизывают всю нашу жизнь и особенно важны для изучения. Мы подробно остановимся на психологических играх и общении людей друг с другом. Анализ общения составит следующую главу книги. Глава 4 АНАЛИЗ ОБЩЕНИЯ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|