Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Времяпрепровождение, или развлечение




Это серия простых дополнительных взаимодей­ствий, сгруппированных вокруг одной темы с целью

структурирования определенного интервала време­ни. Начало и конец развлечения обозначаются ри­туалами.

Функция развлечений — это социальное зондиро­вание, когда поиск знакомств, связей ^информации не отягощен обязательствами. Развлечения обычно содержат в себе поглаживания, и каждый участник способен получить максимальный выигрыш.

Эта форма взаимодействия позволяет держаться на безопасной дистанции, избегать близости. Она помогает на время притупить чувства вины, отчая­ния. И часто постепенно приводит к скуке и ощу­щению неполноты жизни.

Впрочем, именно при времяпрепровождении люди находят себе партнеров для более сложных и ответственных форм взаимодействия— психологи­ческих игр и близости. Существуют наборы развле­чений, типичные для определенных возрастных, социальных, половых групп. Остановимся на неко­торых из них.

Для мужчин: «А наутро» — обсуждается, кто сколько выпил, что совершил и как себя чувствует. «Эта водка чище» — о достоинствах напитков. «Он победит на выборах» — политические новости. «Биз­нес» — о том, как заработать побольше денег. «А вот я вам расскажу про нее...»— донжуанские победы. «На рыбалке», «На охоте»— названия говорят сами за себя. «Современный автомобиль» — марки машин, их достоинства и недостатки.

Для женщин: «Гардероб» — в центре внимания фасоны одежды. «Эти современные дети» — воспи­тание детей и их проступки. «Все из-за него» — о муже-тиране и связанных с этим потерях. «Обаятель­ный молодой человек» — о флирте. «Кулинария» — передаются рецепты блюд. «Как быть красивой» — о мерах поддержания привлекательности.

И для мужчин, и для женщин характерно развле­чение «Цены» — обсуждаются различия цен в раз­ных местах.

Человек, начинающий то или иное развлечение, рассчитывает на поддержку интересных для него собеседников. Когда же кто-то один в группе начи­нает противоречить устраивающему других развлече­нию, то его обязательно не примут в другие формы взаимодействия. Он также не будет вновь приглашен в данную компанию.

Приведем пример из литературы.

Женщины в начале рабочего дня собрались, что­бы выпить кофе и поправить макияж. Традицион­ное развлечение в этой организации — «Все из-за него», когда каждая из них рассказывает, чего она лишилась в результате тирании мужа.

В их кругу появляется новая сотрудница, которая привыкла развлекаться, исполняя «Розовые очки»1. Она с энтузиазмом рассказывает, как прекрасен ее муж и какие блестящие условия для счастья он ей создает.

Можно быть уверенным, что новую сотрудницу не только больше не пригласят на утренний кофе, но в этот же день в учреждении станет известно о мно­гих ее недостатках.

При времяпровождении активизировано два эго-состояния — Родительское и Детское. Обмен инфор­мацией между участниками на поведенческом, соци­альном уровне позволяет избегать близких отношений и снять, таким образом, тревогу Ребенка, его боязнь наказания за более близкие отношения. Времяпреп­ровождение обеспечивает безопасный обмен погла­живаниями. Здесь разрешено посплетничать и дать коллективный пинок отсутствующим.

* Психологические игры будут рассмотрены в главе 5.

Деятельность

Деятельность направлена на достижение конкрет­ного, заранее определенного результата. Получаемые в результате деятельности поглаживания или пинки всегда условные. Это отсроченные поглаживания, которые получают за хорошо или плохо сделанную работу. Непредсказуемость получения поглаживаршй или пинков выше, чем в ритуалах и времяпровож­дении. Вместе с тем, в деятельности человек защи­щен предметом деятельности. Например, в деятель­ности партнерам не обязательно выражать свои чувства непосредственно друг другу, они могут их выразить опосредовано, выразив свое отношение к проекту, материалу, качеству, срокам. В деятельно­сти доминирует Взрослое эго-состояние, так как де­ятельность связана с достижением цели «здесь и сейчас». Иногда в деятельности человек поступает согласно правилам и требованиям. В этом случае он использует эго-состояния Воспитанного Ребенка и Поощряющего Родителя.

Близость

Близость — это свободный от игр и эксплуатации, искренний обмен чувствами, который исключает из­влечение меркантильной выгоды.

Во время близости не бывает скрытых целей, от­ложенных взаимодействий, и мы свободны от жес­ткой внутренней и внешней цензуры. Мы прямо и откровенно высказываем друг другу свои истинные, аутентичные чувства и желания. Мы открыты друг другу. Как ложь— необходимое условие игры, так искренность— необходимое условие близости.

Близость мало исследована научными методами. Наибольшие сведения о ней накоплены поэзией и ху­дожественной литературой. Принято считать, что бли­зость при попытках ее научного изучения разрушается.

Действительно, все три эго-состояния насторожен­но относятся к близости.

Родитель убежден, что близость — проявление слабости и, соответственно, боится таким образом себя скомпрометировать, сводя близость до миниму­ма и ограничивая ее рамками частной жизни.

Взрослый сознает, что доверие, оказанное чело­веку вероломному, дает тому возможность вредить, и, соответственно, также относится к близости с большой осторожностью.

Ребенок боится наказания за близость.

Может быть поэтому в нашей жизни так мало близости. А для того чтобы в ее отсутствие избежать невыносимой скуки, люди заполняют наиболее ин­тересные часы своей жизни изощренными психоло­гическими играми.

По мере усложнения форм взаимодействия и вос­хождения от изолированной замкнутости к близости возрастает степень психологического риска общения, увеличивается непредсказуемость поглаживаний— с одной стороны. И увеличивается возможность дости­жения незаурядного результата— с другой.

Самый важный и значимый для нашей жизни результат может дать именно близость.

И этот результат не всегда достигается путем вза­имных поглаживаний. Есть формы близости, которые предполагают интенсивный обмен пинками, позво­ляя прояснить позицию каждого, честно и откровен­но обсудить все претензии и негативные аспекты отношений и разрешить таким образом конфликты, даже застарелые и, казалось, вечные. Отсюда наша убежденность в том, что результат, достигаемый в условиях близости, всегда конструктивен.

В одной из своих работ Э. Берн описывал близость как искренние и свободные от игр и эксплуатации прямые транзакции между Детскими эго-состояни-

ями партнеров, условия для которых устанавливаются их Взрослыми состояниями.

Вместе с тем важно отличать близость от ложной близости, в которой есть скрытые мотивы и откла­дывание действий. Ложная близость — это по сути дела хорошо замаскированная сложная игра.

Игры пронизывают всю нашу жизнь и особенно важны для изучения. Мы подробно остановимся на психологических играх и общении людей друг с дру­гом. Анализ общения составит следующую главу книги.

Глава 4

АНАЛИЗ ОБЩЕНИЯ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...