Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Огарки сварочных электродов 1 глава




Норматив образования отходов при деповском ремонте вагонов составляет 0,2 – 0,8 кг/вагон.

Масса отхода составляет:

Мог = Мв х 0,0002 т/год.

где Мв – количество грузовых вагонов, шт.

Норматив образования отхода: Мог= 400 х 0,0002 = 0,080 т/год.

 

 


7. ВЛИЯНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБЪЕКТА НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКУЮ СИТУАЦИЮ И УСЛОВИЯ ЖИЗНИ КОРЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ

Реализуемый в Южной Якутии инвестиционный проект «Комплексное развитие Южной Якутии» направлен на создание мощной инфраструктуры развития всего Дальнего Востока и Забайкалья. Предусматривается дальнейшее наращивание развития существующих предприятий горнодобывающей промышленности, транспортных сетей и строительства, создание новых отраслей добывающих и перерабатывающего производства.

На территории рассматриваемого региона испокон веков проживают и занимаются разведением домашних оленей, промысловых диких охотничьих зверей и птиц, добычей рыбы, сборов дикорастущих ягод и лекарственных растений представители коренных малочисленных народов Севера – эвенки. Это категория населения Южной Якутии, как и все коренные народы мира в своем социально-экономическом и культурном развитии защищена специальными международными правовыми актами: Конвенция №169 «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах» (1989), «Декларация организации объединенных наций о правах коренных народов! (2007), «Второе Международное десятилетие коренных народов мира» (2004) и других.

Права коренных малочисленных народов российского Севера оговорены в Конституции Российской Федерации (1993), защищены федеральными законами «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (2000), «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»(2001) и других. Наконец, разработана Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (2009), в которой определены цели и задачи создания в Российской Федерации условий формирования устойчивого развития малочисленных народов Севера на основе укрепления их социально-экономического потенциала при сохранении исконной среды обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей этих народов.

В работе освещены современное социально-экономическое состояние коренных этносов Якутии, показаны возможные влияния создаваемых промышленных объектов на жизнь и деятельность населения, меры необходимые для сохранения и обеспечения устойчивого развития в условиях интенсивного промышленного освоения региона.

 

7.1. Демографическая ситуация населения Южной Якутии

Территория Алданского, Олёкминского улусов и Нерюнгри с прилегающими территориями, на которых планируется строительство новых промышленных объектов, составляет 416,5 тыс. кв. км. Население расселено в трех городах, 10 поселках городского типа, четырех наслегах и 16 сельских населенных пунктах. Численность населения в трех улусах, по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия), на начало 2008 года составляло 159,6 тыс. человек[1]. Самая низкая плотность населения на начало 2008 г. отмечается в Олёкминском районе – 0,16 человек на 1 кв.км., в Алданском улусе соответственно – 0,30, в Нерюнгри и прилегающих его администрации населенных пунктах - 0,89[2].

По данным Госстатистики в Алданском улусе на 1 января 2008 г. насчитываются 46733 человек (23151 – мужчины, 23582 - женщины). В Нерюнгринском улусе соответственно – 87507 человек (41812 – мужчины, 45695 – женщины), в Олёкминском районе – 25371 (12633 – мужчины, 12738 - женщины)[3].

Численность населения в трех рассматриваемых улусах характеризуется некоторым снижением показателей в последние годы. Так, среднегодовая численность населения в Алданском улусе в 1995 году составляла 60,6 тыс. человек, а к 2006 году снизилась до 47,6 тыс. человек, в 2007 г. – 47,1, в 2008 г. – 46,7. В г. Нерюнгри с подчиненными его администрации населенными пунктами в 1995 г. население в среднем составляло 108,0 тыс. человек, а к 2006 г. – 89,0 тыс. чел., в 2007 г. – 88,3, в 2008 г. – 87,5[4]. (рис.7.1.1).

Рис.7.1.1. Динамика численности населения региона

 

Численность населения в районах проживания народов Севера в рассматриваемых улусах отличается от вышеуказанной динамики и сохраняет относительную стабильность. Так, например, в Нерюнгри и прилегающих его администрации населенных пунктах она составляет 1,8 тыс. чел. в последние 5 лет и в 2008 г. – 1,7 тыс. чел., в Алданском районе сократилась на конец 2008 г. на 0,2 тыс. чел. относительно 2004 г. и составляет 2,1 тыс. чел., а в Олёкминском районе численность населения увеличилась на 0,1 тыс. чел. относительно 2004 г. и составила 2,5 тыс. чел.

Национальный состав Нерюнгринского и Алданского районов имеют сходства, обусловленные социально-экономической инфраструктурой территорий. По данным Всероссийской переписи населения 2002 г. в указанных улусах абсолютное большинство населения составляет русское население: в Алданском районе 78,8%, в Нерюнгри и прилегающих его администрации населенных пунктах 75,6%. Якуты составляют в Алданском районе – 3,9%, в Нерюнгри и прилегающих его администрации населенных пунктах – 2,1%. Совершенно иная ситуация в Олекминском районе – якутское и русское население здесь составляет почти равное соотношение – 41,7% и 48,2%. Коренные малочисленные народы Севера в Алданском улусе составили 4,5%, в Олёкминском районе – 3,9%, в Нерюнгри и прилегающих его администрации населенных пунктах – 1,2%.

На территории Алданского улуса по данным Всероссийской переписи населения 2002 года в районах проживания коренных малочисленных народов Севера проживали 1573 эвенков, 29 эвенов, 4 чукчи и 4 долгана. На территории Олёкминского района проживали 814 эвенков, 6 эвенов, 5 юкагиров. На территории г. Нерюнгри с прилегающими территориями проживали 858 эвенков, 6 эвенов, 1 чукча, 1 нанаец.

На конец 2008 г. численность коренного населения в сельской местности Алданского района составила: эвенков – 1707, эвенов – 11, чукчи – 2, долган – 2 человека. В Олёкминском районе: эвенков – 916, эвенов – 4, юкагиров – 5 человек. В сельской местности Нерюнгри с прилегающими территориями: эвенков – 920 человек.

С начала промышленного освоения в Южной Якутии отмечалось значительное положительное сальдо миграции. Миграционная активность населения указанных улусов претерпевает значительные изменения в связи с социально-экономическими преобразованиями, приведшими к значительным изменениям и масштабной деструктуризации былой производственной и социальной инфраструктуры, экономического облика территорий интенсивного сырьевого освоения природно-ресурсного потенциала, обуславливающих структуру населения. Это привело к потере рабочих мест, резкому сокращению объемов производства и ликвидации различных льгот для лиц работающих на Севере и приравненных к ним территориях, что спровоцировало отрицательную механическую подвижность пришлого населения.

Таким образом, в указанных районах сократилась численность населения не только в результате естественной убыли, но и механического оттока населения. Отмечается резкий отрицательный прирост населения в конце прошлого столетия во всех трех улусах. Например, если в среднем по республике по предварительным данным коэффициент миграционного прироста (снижения) за 2008 г. был равен -79 на 10000 населения, то в Алданском районе равен -118, в Олёкминском районе - -181, а в Нерюнгри с п.т. -172[5]. Наибольшую миграционную активность проявляют мигранты в трудоспособном возрасте, особенно – 20-24 года, среди которых женщины составляют численное преимущество (рис.7.1.2)..

[6]

Рис.7.1.2. Динамика прироста населения

 

В отличие от общей миграционной ситуации в целом по районам, численность сельского населения, где преимущественно проживают коренные малочисленные народы Севера, имеет незначительные изменения. Снижение численности коренного населения в районах их преимущественного проживания связано с внутри региональной миграцией из сел в городские поселения в связи с отсутствием адекватного рынка труда, с сужением естественного ареала для ведения традиционного образа жизни в связи с загрязнением окружающей среды.

После ощутимого снижения численности сельского населения в период с 1995 по 2000 годы, миграционная активность сельского населения незначительна. Так, по данным переписей населения сельское население Алданского улуса в 1979, 1989 г.г. составляло 9,1 тыс. человек, в 2002 г. 4,1, в 2007 г. сельское население составило 4,4 тыс. человек, а в 2008 г. – 4,2 тыс. чел. В Олёкминском районе по данным переписей населения соответственно – 16,7, 17,9, 16,8 тыс. чел., в 2007 г. сельское население составляет 16,1 тыс. чел., а в 2008 г. – 15,9. В Нерюнгри по данным переписей населения соответственно – 3,2, 2,9, 1,7 тыс. человек, в 2007 г. сельское население составило 1,5 тыс. чел., а в 2008 г. – 1,4 тыс. человек[7] (рис.7.1.3).

Рис.7.1.3. Динамика численности сельского населения региона

 

Некоторое усиление внутриреспубликанской миграции аборигенов детерминировано такими факторами как: 1. разрушение былой системы государственного обеспечения и планового развития традиционных производств и стихийный, лишенный всякого экономического расчета и планирования, так называемый “переход к рыночной экономике”, который, скорее, сводится к вандалистскому использованию и грошовой реализации сырья северных промыслов; 2. ухудшение экологической ситуации, загрязнение и отравление рек и озер, отсутствие культурного, экологического землепользования при промышленном освоении территорий проживания коренных малочисленных народов Севера, заболачивание территорий пастбищных, рыболовных и охотничьих угодий, т.е. искусственное сужение ареала обитания; 3. углубление социальной дифференциации между городом и селом в связи с разрушением товарных сельскохозяйственных предприятий, банкротством образованных крестьянских хозяйств, экономическая деятельность которых не была основана на реальных расчетах; 4. развал сети объектов производственной и социальной инфраструктуры поселений, в том числе транспортной схемы и безработица.

Возрастно-половая структура в Южной Якутии обуславливается не только и не столько демографическими факторами. Возрастно-половой состав отражает, прежде всего, социально-экономическую политику развития региона. Для поло-возрастной структуры указанных улусов характерен высокий удельный вес трудоспособного населения мужского пола, что отражает основную причину расселения на данной территории – развитие промышленного производства на природно-ресурсном потенциале. Так, в Алданском районе мужское население трудоспособного возраста составляло в 2008 г. 16647 человек (71,9% от общего количества мужчин в районе), женщин – 14145 (60,0% от общего количества лиц женского пола). В Олёкминском районе – 8452, 7527 соответственно (66,9% и 59,1%). В Нерюнгри с п.т. – 31696 и 30485 соответственно (75,8% и 66,7%) (табл. 7.1.1).

 

Таблица рис.7.1.1 Распределение по полу и возрасту на 01.01.2008 г.[8]

Алданский район Мужчины % Женщины % Итого
  49,5   50,5  
Моложе трудоспособного возраста   20,9   20,5  
В трудоспособном возрасте   71,9   60,0  
Старше трудоспособного возраста   7,2   19,5  
Олекминский район   49,8   50,2  
Моложе трудоспособного возраста   26,1   24,3  
В трудоспособном возрасте   66,9   59,1  
Старше трудоспособного возраста   7,0   16,6  
Нерюнгри с п.т.   47,8   52,2  
Моложе трудоспособного возраста   19,0   18,3  
В трудоспособном возрасте   75,8   66,7  
Старше трудоспособного возраста   5,2   15,0  

Учитывая специфику состава населения, обусловленную производственными факторами, отмечается низкий удельный вес детей до 15 лет. Наряду с вышеуказанными причинами сложившейся демографической структуры, низкие показатели рождаемости, так называемые демографические инвестиции, в данном случае прогнозируют проблемы с перспективным трудовым потенциалом, о перспективах огромных транспортных затрат в связи с использованием вахтовой или иной формы производства на данных территориях.

В ввиду сложившейся демографической ситуации ожидаемое постарение трудовых ресурсов, рост числа населения старше трудоспособного возраста помимо трудовых потерь имеют своим следствием снижение мобильности трудовых ресурсов, увеличение иждивенческой нагрузки пожилыми и престарелыми, приведут к росту затрат на социальное обеспечение и социальное обслуживание и тем самым к снижению возможностей повышения заработка занятых и инвестиций в экономический прогресс.

В связи с отсутствием статистических данных о половозрастной структуре коренных малочисленных народов Севера в районах региона – поскольку основным населением коренных малочисленных народов Севера в указанном регионе являются эвенки, ниже приводятся показатели возрастной структуры эвенков по итогам Всесоюзной переписи населения 2002 г.

Как видно из таблицы 7.1.2, половозрастная структура эвенкийского населения республики существенно отличается как от половозрастной характеристики в целом населения республики, так и от половозрастной характеристики рассматриваемых улусов. Так доля населения в возрасте моложе трудоспособного у эвенкийского населения республики выше среднереспубликанских показателей и составляет 34,1%, в то время как в среднем по республике – 26,5%. Для сравнения: на 1 января 2008 г. в Алданском улусе – 20,7%, Олёкминском улусе – 25,2%, в Нерюнгри с п.т. - 18,6%). Значительно ниже доля трудоспособного населения: 57,7% у эвенкийского населения, в то время как доля трудоспособного населения по республике составляет 63,5%

 


Таблица 7.1.2. Показатели возрастной структуры эвенков (по итогам переписи 2002 года)

Категории Городское и сельское население Городское население Сельское население
                 
Из общей численности – населения в возрасте: Оба пола Муж-чины Жен-щины Оба пола Муж-чины Жен-щины Оба пола Муж-чины Жен-щины
моложе трудоспособного                  
Доля населения моложе трудоспо-собного возраста, %   34,1   36,1   32,1   26,2   29,0   23,2   36,5   38,3   34,7
трудоспособном                  
Доля населения в трудоспособном возрасте, % 57,7 58,1 57,4 66,9 66,2 67,6 55,0 55,6 54,3
старше трудоспособного                  
Доля населения старше трудоспо-собного возраста, % 8,1 5,8 10,6 6,9 4,8 9,1 8,5 6,1 11,0

 

Для коренных малочисленных народов Севера характерным является относительно высокий удельный вес детей до 15 лет, меньший удельный вес трудоспособного населения. Такая ситуация является показателем не столько высокой рождаемости, а скорее высокого уровня смертности и низких показателей средней продолжительности жизни, особенно в связи с переходом от традиционного к современному типу воспроизводства населения, к планированию семьи. По данным Всероссийской переписи 2002 года доля детей и подростков коренных малочисленных народов Севера превышает одну треть населения, в то время как в целом по республике – чуть выше одной четверти.

За последние годы рождаемость по всем рассматриваемым улусам, как и в целом по стране, имеет стойкую тенденцию к снижению. А среди коренных малочисленных народов Севера рождаемость снизилась на 53,2% в сравнении с 80-ми годами. Казалось бы, возрастно-половая структура аборигенов должна обуславливать благоприятную рождаемость. Но здесь решающими факторами явились социально-экономические условия и новое репродуктивное поведение коренных малочисленных этносов Севера.

Значение социально-экономических факторов в демографическом развитии коренных малочисленных народов Южной Якутии является определяющим. Так, например, если в районах проживания коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) в 1980 г. родилось 1428 детей, в 1985 г. – 1611, то в 2000 г. родилось 870 детей, в 2003 г. – 796, а в 2005 г. – 760, в 2008 г. – 879. Дальнейшее усложнение социально-экономической ситуации и снижение рождаемости вполне могут привести коренные малочисленные этносы к неминуемой депопуляции.

В рассматриваемый период увеличилось число неполных семей, матерей-одиночек, детей-сирот. В среднем в районах проживания коренных малочисленных народов Севера в 2008 г. 42,0% родившихся живыми младенцев родились вне зарегистрированного брака, 87,3% от отцов другой национальности. Так, например, в Алданском районе в 2007 г. удельный вес детей, рожденных женщинами, не состоявшими в зарегистрированном браке, в общем числе родившихся составил 43,5%, в Олёкминском районе – 47,6%, в Нерюнгри и п.т. – 33,2% (Для сравнения: по Республике Саха (Якутия) – 38,5%).

В Алданском районе число зарегистрированных браков за 2007 г. снизилось на 50,6% относительно 1990 года, в Олёкминском районе – на 47,0%, в Нерюнгринском районе - на 56,6%[9]. В то же время число разводов в Алданском районе также снизилось на 68,7%, в Олёкминском районе на 76,9%, в Нерюнгринском - на 58,1%.

Кроме этого, ухудшается репродуктивное здоровье женщин фертильного возраста. Повысилось количество заболеваемости беременных женщин и осложнения родов и послеродового периода, что отражается на здоровье новорожденных детей. Значительный рост заболеваемости беременных женщин многие исследователи связывают с ухудшением социально-экономических условий жизни населения и с усложнением экологической ситуации. Общие коэффициенты рождаемости в рассматриваемых улусах ниже среднереспубликанских во все годы.

Смертность в Алданском и Олёкминском улусах в целом выше среднереспубликанских во все годы. Исключение составляет Нерюнгри с прилегающими территориями. Показатели низкого коэффициента смертности населения Нерюнгри можно связать с относительно благополучной социальной инфраструктурой города, с достаточным обеспечением больничными учреждениями, сравнительно благополучной транспортной системой и близким расположением населенных пунктов от районного центра (рис.7.1.4, 7.1.5).

Рис.7.1.4. Динамика младенческой сметрности в регионе

Рис.7.1.4. Динамика общей сметрности в регионе

 

А коэффициент смертности в Алданском районе в среднем самый высокий по республике. В Алданском районе с наиболее устойчивым населением коэффициент смертности неуклонно выше коэффициента рождаемости. Так, например, в 1995 г. коэффициент рождаемости составлял 11,9 на 1000 человек населения, а смертности – 13,3, в 2000 г. – 10,7 и 13,8 соответственно, в 2001 г. – 11,0 и 14,3, в 2002 г. - 11,0 и 14,5, в 2003 г. – 11,6 и 14,0, в 2004 г. – 12,6 и 14,2, в 2005 г. – 11,6 и 14,3, в 2006 г. – 12,1 и 14,9, в 2007 г. – 12,2 и 13,3. По Нерюнгри и Олёкминскому району ситуация иная. Здесь коэффициент рождаемости (в 2007 г. в Нерюнгри с п.т. – 11,2, в Олекминском районе – 14,6) неизменно выше коэффициента смертности (7,9 и 12,5 соответственно).

Вызывает особую тревогу, что наибольший процент смертности в Южной Якутии связан с употреблением алкоголя и в последнее время занимает первое место в ряду причин смерти мужчин. По показателям розничной реализации алкогольных напитков и пива в натуральном выражении Алданский район и Нерюнгри с п.т. занимают первые места наряду с Якутском, Мирнинским, Ленским и Оймяконским районами республики[10].

С 70-х годов специалисты стали обращать серьезное внимание на дезадаптивное поведение коренных малочисленных народов Севера: деградация, вымирание, алкоголизация, люмпенизация, сложности с этнической идентификацией. Так, например, по мнению И.И. Винокурова, продолжительное время исследовавшего фактор влияния строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали и развертывания территориально-производственных комплексов на “неподготовленных этнических территориях”, долгосрочные последствия массированной экспансии промышленного освоения могут быть поняты, скорее всего, на популяционно-генетическом уровне исследования. Существуют также неблагоприятные генетические факторы, отрицательное воздействие которых особенно опасны для малочисленных популяций. Это, прежде всего, разрушение адаптивных генных комплексов, складывавшихся в течение жизни десятков поколений. Усиливается проявление спонтанного мутационного процесса и выщепление наименее приспособленных генотипов.[11]

Уже с 70-х годов смертность коренных малочисленных народов Севера была выше, чем у остального населения республики. В 90-е гг. смертность повысилась и в настоящее время продолжает расти, что создает в перспективе реальную опасность депопуляции малочисленных этносов Севера. Так, например, в 1980 г. коэффициент умерших составлял среди аборигенов 9,4, а в целом по республике – 8,6. Исключение составляет 1995 год, когда коэффициент умерших аборигенов был ниже смертности остального населения республики. В 2008 г. эти показатели составляют 10,1 в среднем по республике и 12,5 среди аборигенов (рис.7.1.5)

Рис.7.1.5. Коэффициенты сметрности в регионе

С 70-х годов специалисты отмечают увеличение числа суицида среди коренных малочисленных народов Севера. Так, например, в эвенкийском селе Иенгра Нерюнгринского района, согласно показателям причин смертности, составленным по справке главного специалиста мэрии г. Нерюнгри по работе с малочисленными народами Севера Н.Д.Герасимовой в 1999 г., суицид представителей эвенкийского народа в 1992 г. достигает почти половины (47,1%) от общей численности смертности (табл. 7.1.3).

 

Таблица 7.1.3. Показатель причин смертности в с. Иенгра Нерюнгринского улуса

Год Всего умерло Из них эвенки, в % Из них естеств. смерть в % Суицид в % из них суицид по возрасту до 30 лет в % Несчастн ые случаи на почве пьянства
    88,2(15) 41,1(7) 47,1(8) 75(6) 11,8(2)
    93,3(14) 53,3(8) 20(3) 33,3(1) 26,7(4)
    100(13) 61,5(8) 15,4(2) 100(2) 23,1(3)
    73,9(17) 56,5(13) 17,4(4) 75(3) 26,1(6)
    73,9(17) 43,5(10) 30,4(7) 42,9(3) 26,1(6)
    80(12) 86,7(13) 6,7(1) - 6,6(1)
    89,4(17) 68,4(13) 21(4) 50(2) -

 

С середины 90-х годов прошлого столетия коэффициент естественного прироста по Алданскому району неизменно отрицательный. А по Нерюнгри с п.т. весьма высокий коэффициент естественного прироста населения в первое десятилетие со дня основания города начиная с 90-х годов неуклонно снижается. В Олёкминском районе с 2006 г. наблюдается положительный прирост населения (рис.7.1.6).

Рис.7.1.6. Коэффициенты прироста населения в регионе

 

Коэффициент естественного прироста коренных малочисленных народов Севера резко снизился с середины 90-х годов. Так, например, если в 1985 г. коэффициент естественного прироста равнялся 18,6 на 1000 человек населения, то в 1995 году этот показатель снизился до 7,3, т.е. более 2,5 раза. Начиная с нового тысячелетия коэффициент естественного прироста малочисленных народов Севера в целом по Республике Саха (Якутия) неизменно ниже средне республиканских показателей и имеет тенденцию к дальнейшему понижению (рис.7.1.7).

Рис.7.1.7. Коэффициент естественного прироста малочисленных народов

 

В Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации утвержденной распоряжением Правительства РФ от 4 февраля 2009 г. №132-р задача сохранения и поддержки традиционного образа жизни малочисленных народов Севера является одной из приоритетных при реализации стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года и стратегии социально-экономического развития Сибири на период до 2020 года. Сохранение традиционного образа жизни основанного на кочевом образе жизни оленеводов, полукочевом образе жизни охотников и рыбаков обеспечивает все сферы жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера. И от степени развития, сохранности и обеспечения условий традиционной жизнедеятельности зависит и уровень, и качество демографического развития этих народов. Одной из задач в целях создания условий для формирования устойчивого развития малочисленных народов Севера является создание условий для улучшения демографических показателей малочисленных народов Севера, в том числе путем снижения детской смертности и увеличения продолжительности жизни до среднероссийского уровня.Согласно «Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», решение этой задачи предусматривается:· осуществление мер по улучшению экологической ситуации в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера;· реализация программ укрепления здоровья малочисленных народов Севера;· реализация мер по сокращению уровня материнской и младенческой смертности, укреплению репродуктивного здоровья малочисленных народов Севера;· проведение регулярных профилактических мероприятий в целях раннего выявления нарушений состояния здоровья малочисленных народов Севера и социально значимых заболеваний;· укрепление материально-технической базы стационарных учреждений лечебного и лечебно-оздоровительного профилей, включая фельдшерско-акушерские пункты в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;· развитие мобильных форм медицинской помощи и повышение доступности экстренной медицинской помощи в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;· создание сети консультационных центров телемедицины на базе районных и областных больниц и сети удаленных пунктов телемедицины для получения первичной информации о состоянии здоровья пациентов;· реализация мер, направленных на снижение количества потребляемого алкоголя, регулирование продажи и потребления алкогольной продукции в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, осуществление в образовательных учреждениях профилактических программ, направленных на недопущение потребления алкоголя и табачных изделий детьми и подростками;· поддержка и развитие физической культуры и спорта малочисленных народов Севера;· разработка показателей состояния здоровья малочисленных народов Севера и санитарно-эпидемиологической ситуации в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, мониторинг их соответствия среднероссийским показателям.Кроме этого, в Концепции указывается, что за последние годы в рамках развития государственно-частного партнерства сформировалась практика заключения крупными промышленными компаниями, в том числе топливно-энергетического комплекса, договоров с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общинами малочисленных народов Севера, районными и поселковыми объединениями малочисленных народов, отдельными национальными домохозяйствами - владельцами "родовых угодий", что позволило создать внебюджетные фонды кредитной поддержки предприятий малочисленных народов Севера. К сожалению, на территории Южной Якутии до сего дня подобная практика не использовалась широко и программно, как, например, в Западной Якутии договор между АК АЛРОСА и Нюрбинским районом. Социально-экономическая инфраструктура поселений коренных малочисленных народов Севера оставляет желать лучшего. Если школы в малокомплектных национальных поселениях Южной Якутии находятся в более или менее удовлетворительном состоянии, здания фельдшерско-акушерских пунктов или ютятся в неприспособленных помещениях, или вовсе отсутствуют и населению лишено соответствующего медицинского обслуживания.Реализация указанных в Концепции мероприятий, нацеленных на улучшение демографических показателей малочисленных народов Севера, явилось бы долгожданной, действенной и реальной поддержкой демографического развития коренных малочисленных народов Севера Южной Якутии. Однако в механизмах реализации Концепции не указаны конкретные разработчики целевых программ и планов мероприятий – ни на федеральном уровне, ни на любом другом. При формировании федерального и региональных бюджетов возникает усложнение механизмов финансирования реализации указанных мероприятий в силу разрозненности исполнителей: федеральных, региональных министерств и ведомств. И остается традиционная проблема: «у семи нянек дитя без присмотра». Единственным действенным механизмом реализации данной Концепции, на наш взгляд, является назначение конкретной ответственной структуры: из имеющихся исполнительных органов государства, либо организация соответствующей целям и задачам реализации данной Концепции новой исполнительной структуры.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...