Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Огарки сварочных электродов 3 глава




Из таблицы 7.2.4. видно, что производство всех видов местной сельскохозяйственной продукции в расчёте на 1 жителя региона исключительно низкое и далеко не соответствует нормативам потребления в республике и Дальневосточном Федеральном округе.

 

Таблица 7.2.4. Производство сельхозпродукции на душу населения в хозяйствах всех категорий, кг

Показатели               в среднем за 2002-2008 г.г. 2008 в % к 2002г.
Нерюнгринский район
картофель - - - - - 1,1 1,1 0,3 -
овощи всех видов 0,6 - - 0,6 0,6 0,6 0,6 0,4 100,0
мясо всех видов 3,1 4,4 1,5 1,8 3,3 7,9 6,9 4,1 2,2 раза
молоко - - - - - - - - -
Алданский район
картофель 49,6 47,8 95,7 83,2 91,4 80,0 86,7 76,3 1,7 раза
овощи всех видов 18,3 17,4 13,0 3,2 3,3 4,3 15,7 10,7 85,8
мясо всех видов 2,6 8,7 5,3 8,2 12,2 25,0 20,4 11,8 7,8 раза
молоко 2,8 16,8 17,7 15,7 5,8 8,9 10,9 11,2 3,9 раза
Олёкминский район
картофель 121,3 63,9 220,0 149,2 - 75,2 122,0 107,4 100,6
овощи всех видов 37,0 13,9 85,4 16,7 - 10,4 15,6 25,6 42,2
мясо всех видов 1,0 - - - - 4,3 - 0,8 -
молоко - - - - - 2,4 5,7 1,2 -
Итого в местах проживания КМНС региона
картофель 61,4 40,1 115,0 84,5 30,0 55,9 76,4 66,4 1,2 раза
овощи всех видов 20,0 11,2 36,2 7,3 1,3 5,6 11,4 13,4 57,0
мясо всех видов 2,2 4,4 2,3 3,3 4,9 12,1 8,6 5,4 3,9 раза
молоко 1,0 6,0 6,2 5,4 1,9 3,8 5,8 4,3 5,8 раза
Итого в местах проживания КМНС РС (Я)
картофель 22,3 18,4 40,1 36,6 23,9 24,2 33,7 28,4 1,5 раза
овощи всех видов 13,9 11,0 12,6 10,4 9,4 8,7 10,9 11,0 78,4
мясо всех видов 9,1 9,9 13,5 14,2 13,9 18,6 19,0 14,0 2,1 раза
молоко 9,6 10,3 10,6 9,6 9,2 8,3 6,7 9,2 69,8

 

По нашим расчётам в исследуемом регионе потребность в продуктах питания за счёт местного производства удовлетворяется по картофелю на 105,4%, по овощам – на 19,4%, по молоку – на 5,4%, по мясу - на 6,6%.

В Алданском районе в местах компактного проживания аборигенов за счёт местных товаропроизводителей на 121,1% покрывается годовая потребность в картофеле, в овощах – на 15,5%, в молоке – на 14,2%, в мясе – на 14,4%.

В Олёкминском районе местное производство обеспечивает потребности аборигенов в картофеле – на 170,5%, овощах – 37,1%, мясе – 1,0 %, молоке – 1,5%.

В Нерюнгринском районе местное производство продуктов питания очень низкое. Здесь производится продукция на покрытие нормативных потребностей потребителей: в картофеле – на 0,5%, в овощах - на 0,6%, в мясе – на 5,0 %.

В перспективе возможно увеличить производство мяса, в том числе оленины, свинины и картофеля за счёт применения современных технологий, освоения отдалённых пастбищ и сенокосов, расширения посевных площадей в частном секторе.

Потребление продуктов питания эвенкийского населения региона во многом зависит от завоза продовольственных товаров, находящемся на низком уровне, не отвечающем потребностям обеспечения рационального питания.

При решении вопросов продовольственного обеспечения основное внимание должно быть уделено удовлетворению потребностей всех социальных групп населения региона.

Структура потребления, уровень обеспечения спроса населения показывают, что по большинству основных видов товаров потребительский спрос удовлетворяется крайне недостаточно, особенно по таким продуктам питания, как овощи, фрукты, яйца, масло и жиры, молочные продукты, сыры, товары для детей и пр.

Производство сельскохозяйственной продукции на душу населения с учетом производственных расходов вызывает некоторые опасения в обеспечении населения региона продуктами питания. Отсутствие базы переработки сельскохозяйственного сырья в регионе диктует необходимость приобретения и установки оборудования по переработке местной и привозной сельхозпродукции. Для развития перерабатывающей отрасли сельского хозяйства имеются определённые условия: такие как, близость рынка сбыта (города, рабочие поселки и старательские артели), местное сырье (свинина, оленина, говядина), благоприятные транспортные условия (круглогодично действующие железная и автомобильные дороги).

Согласно медицинским обследованиям, проведенным проблемной научно-исследовательской лабораторией физиологии и патологии органов пищеварения Медицинского института ЯГУ им. М.К. Аммосова, наиболее целесообразным на Севере считается белково-липидный тип питания. В настоящее время произошел значительный рост цен на продукты животного и растительного происхождения, изменилась структура потребления продуктов питания в сторону повышенного потребления углеводов - хлебопродуктов, круп и картофеля.

По оценкам специалистов среднесуточное потребление продуктов питания на 1 человека должно составлять 3685 ккал для Дальневосточного экономического района. Фактическое потребление не достигает и половины требуемого научно обоснованного норматива. Для совершенствования структуры питания населения необходимо сочетать белково-липидный и белково-витаминный модели.

Существующая политика в области ценообразования также не способствует обеспечению рационального уровня питания. Ценовые скачки, постоянное повышение розничных цен на традиционные виды продовольственных товаров и низкие доходы не позволяют абсолютному большинству населения довольствоваться ими, что указывает на обострение проблем деструкции, ухудшение здоровья населения, особенно в местах компактного проживания эвенков Южной Якутии.

Следует отметить, что в республике, ссылаясь на различные центральные инструкции, всем категориям населения рекомендованы урезанные нормативы потребления продуктов питания - работающему вместо 3685 ккал по нормативу установлены 3000 ккал в сутки. Хотя общеизвестно, что значительная часть работников горнодобывающей промышленности, строительства, транспорта, сельского хозяйства постоянно проводит рабочее время под открытым небом и занято тяжёлым физическим трудом (трактористы, бульдозеристы, водители, оленеводы, охотники, рыбаки, лесозаготовители и др.), затрачивая большие энергетические ресурсы, которые не восстанавливаются скудным рационом питания.

Основной задачей сельскохозяйственных предприятий Южной Якутии является дальнейшее развитие и расширение производства, повышение продуктивности и урожайности, снижение себестоимости продукции, сохранение прежних и создание новых рабочих мест, поиск новых путей хозяйствования.

Крайне низкий уровень развития перерабатывающей промышленности региона обусловлен снижением объёмов сельхозпроизводства, отсутствием переработки на местах промысловой продукции, разрушением системы государственных закупок продовольственных товаров.

Отрицательная динамика производства промышленной продукции диктуется также резким сокращением поставок техники и технологического оборудования, его моральным и физическим износом. Отсутствие государственных и кооперативных (например Роспотребсоюза) заготовительных структур привело крестьянские хозяйства, родовые общины и личные подворья реализовать свою продукцию по низким ценам на местном рынке.

Для организации переработки сельскохозяйственной продукции в регионе необходимым условием являются: увеличение объёмов сельхозпроизводства, обеспечение перерабатывающих цехов (предприятий) технологическим оборудованием, сырьём, вспомогательными материалами, предоставление различных льгот и компенсаций, подготовка квалифицированных специалистов.

Финансовое состояние предприятий пищевой промышленности тяжёлое из-за непомерно высокого налогообложения, которое приводит к удорожанию продукции местного производства и неконкурентоспособности с завозимой продукцией.

При соответствующей государственной поддержке предприятий перерабатывающей промышленности возможно увеличение производства местного молока, мяса, а также хлебобулочных изделий и хлеба.

Организация переработки сельхозпродукции (молока, мяса) непосредственно в хозяйствах позволит самим распоряжаться с полученной прибылью. В новых условиях реформирования экономики такое желание – объективная реальность. Но для организации малого производства даже на уровне РФ пока не разработаны как технологическая, так и правовая документация, поэтому на местах приходится работать на глазок, с учётом интересов местных производителя и потребителя.

В перспективе для развития перерабатывающих производств, кроме финансовых вливаний в отрасль, необходимо урегулировать вопросы местного налогообложения, применения дотаций на ГСМ, транспортные расходы от мест производства до мест переработки и потребления, привести в соответствие закупочные цены на сельхозпродукцию, укрепить материально-техническую базу отраслей.

На территориях Алданского, Нерюнгринского и Олёкминского административных районов испокон веков проживают представители коренных малочисленных народов Севера эвенки, традиционно занимаются разведением домашних оленей, промыслом пушных зверей, диких копытных животных, боровой и водоплавающей дичи, добычей рыбы, сбором дикорастущих ягод, грибов, ореха и лекарственных растений.

В годы советской власти оленеводство и промыслы в республике были отраслями союзной специализации экономической основой функционирования национальных колхозов и совхозов. Отрасли в то время пользовались государственной поддержкой и регулированием. Это проявлялось в государственном зооветеринарном обслуживании оленеводства, в обогащении охотничьей фауны новым видом – ондатрой, восстановлении численности соболя, уничтоженного еще в XVIII веке, установлении природоохранной политики, способствующей устойчивому состоянию охотничьей фауне и флоре региона. Наконец, плановость пронизывала все сферы традиционного природопользования, начиная от материально-технического снабжения производства до социального обеспечения тружеников традиционных производств.

Однако все это утеряно в годы постсоветского реформирования и прокатившегося системного кризиса в стране. В результате поголовье домашних оленей в 1991-2001 гг. сократилось в Алданском районе на 35%, в Нерюнгринском – в 2,2 раза, добыча пушных сократилась наполовину.

В настоящее время оленеводы и промысловики региона в своей хозяйственной деятельности объединены в Алданском районе – ОАО КМНС «Хатыстыр», в Нерюнгринском – ГУП «Иенгра». Кроме этих крупных сельскохозяйственных предприятий в регионе имеются десятки национальных родовых общин в Алданском – 44 и в Олёкминском 11.

На начало 2009 по региону во всех категориях хозяйств имелось 22,3 тыс. голов домашних оленей, в т.ч. в Алданском районе – 12,2, в Нерюнгринском – 6,8 и в Олёкминском районе – 3,3 тыс. голов (табл. 7.2.5.). Из приведенной таблицы видно, что все 90-е и в годы нового века хозяйства не могут добиться численности оленей уровня 1990 года.

 

Таблица 7.2.5. Поголовье домашних оленей (на конец года, тыс. гол.)

  Во всех категориях хозяйств в т.ч. в сельхозпредприятиях, подсобных хозяйствах и родовых общин 2008 к 1990 в %
                   
Всего региону 30,5 28,2 18,5 18,0 22,3 25,0 25,6 15,5 16,9 22,3 73,1
в т.ч. Алданский 14,8 13,7 10,6 9,9 12,2 11,5 11,8 8,3 9,0 12,2 82,4
Нерюнгринский 12,0 12,0 5,1 6,0 6,8 10,3 11,3 4,7 5,7 6,8 56,6
Олёкминский 3,7 2,5 2,8 2,4 3,3 3,2 2,5 2,5 2,2 3,3 89,2

 

Южно-якутский регион традиционно основной поставщик шкурок соболя и белки. В 2008 году отсюда поступило 12,6 тыс. шкурок соболя и 9,0 тыс. белок. Это составляет соответственно 29,3 и 10,0% заготовок этих видов пушнины в республике в 2008 году. Против закупок 1990 года только Олёкминский район по соболю превысил уровень этого года. По шкуркам белки все эти годы произошел глубокий спад (табл. 7.2.6).

 

Таблица 7.2.6. Динамика закупок основных видов пушнины (тыс. шт.)

Виды 1990 г. 2000 г. 2005 г. 2008 г. 2008 к 1990, в %
Алданский
Соболь 5,0 3,9 4,9 4,5 90,0
Белка 2,2 0,3 1,0 0,5 22,7
Нерюнгринский
Соболь 2,0 1,4 1,9 1,9 95,0
Белка 1,2 0,2 0,2 - -
Олёкминский
Соболь 4,3 3,9 5,2 6,2 144,2
Белка 52,2 3,9 11,6 8,5 16,3
Всего по региону
Соболь 11,3 9,2 12,0 12,6 111,5
Белка 55,6 4,4 12,8 9,0 0,2

 

 

Причинами спада традиционного производства являются ослабление государственной финансовой, материально-технической, организационно-экономической помощи традиционному производству. Наконец, на территориях Алданского и Нерюнгринского районов, все сильнее оказывает угнетающее воздействие – антропогенный фактор, сокращаются охотничьи угодья и оленьи пастбища.

Традиционное природопользование связано с освоением обширных оленьих пастбищ, охотничьих угодий. К примеру, одному оленю при вольном содержании в год требуется около 40-50 га пастбищ, один охотник-промысловик использует около 30-40 га промысловых угодий.

В годы советской власти в хозяйствах повсеместно было развито клеточное пушное звероводство. С переходом к рынку и развалом совхозов эта отрасль в Алданском и Олёкминском районах ликвидирована, осталась только в Нерюнгринском районе в эвенкийском ГУП «Иенгра», в котором содержалось на начало 2009 г. 390 голов серебристо-черных лисиц. Отрасль эта содержится на исключительно завозных нормах из соседних регионов Приморского и Хабаровского краев.

Отрасль планово убыточная. Однако, сохранение ее здесь диктуется больше социальными причинами. Здесь занято около 20 человек, что для небольшого национального поселка является существенным в обеспечении трудовой занятости вторых членов семей.

Особенности разведения домашних оленей и охотничьего промысла является использование биологических ресурсов обширных территорий круглогодичной пастьбой животных, которая заключается в периодической, по сезонам года, смене пастбищ и охотугодий. Такая организация ведения оленеводства приравнивается к существующим в стране формам организации – отгонному животноводству – овцеводству, коневодству.

Отсюда оленеводы региона ведут кочевой, а охотники полукочевой образ жизни.

В далеком прошлом коренные этносы Южной Якутии родовыми общинами кочевали на обширных просторах региона, вступая в родственные связи с этносами соседних регионов – нынешнего Хабаровского края, Амурской и Читинской областей и даже Бурятской республики.

Коренные народы Южной Якутии принимали активное участие в работе первооткрывателей недр в окраинных частях региона. Современные поселения этносов представляет собой результат проведенных государством компаний – коллективизации, концентрации и специализации производства ликвидации неперспективных поселений, перевод кочевников на оседлый образ жизни и, наконец, патерналистская политика государства. В результате богатейшие и обширные глубинные истинные территории традиционного природопользования этносов региона остались заброшенными и при современной оснащенности оленеводов и охотников остаются недосягаемыми.

В связи с принятием Федерального закона «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» (2001) и аналогического закона Республики Саха (Якутия) (2006) в республике проведена работа по закреплению территорий за пользователями. В результате этого в регионе за 47 пользователями закреплено 22663,3 тыс. га угодий на долгосрочных условиях, в том числе в Алданском районе за 32 пользователями закреплено 9006,6 тыс. га, в Нерюнгринском соответственно – 9 и 4091,9 и в Олёкминском за 6 национальными предприятиями закреплено 9564,8 тыс. га. В составе общей площади региона – 416,5 тыс. км2, закрепленные за пользователями угодья составляют всего около 0,5%.

К этому следует добавить, что не все родовые общины успели оформить территории на долгосрочных условиях. Отсюда фактически в настоящее время осваиваемые оленеводами и охотниками земель несколько больше.

Основным руководящим документом, определяющим цели текущего социально-экономического развития малочисленных народов Севера Южной Якутии являются положения Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года», в которой в качестве ключевых сформулировано:

· создание условий для устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера на принципах самообеспечения, на основе комплексного развития традиционных отраслей хозяйствования, их ресурсной и производственной базы, духовного и национально-культурного развития, повышения уровня образования, профессиональной подготовки, обеспечения здоровья;

· воссоздание традиционного хозяйственного уклада коренных народов Севера и комплексное развитие хозяйственно-экономической структуры в районах их проживания при сохранении экологического баланса;

· социальная реабилитация, национально-культурное развитие и повышение роли этих народов в экономических и социальных процессах;

· повышение качества жизни коренных народов Севера, создание системы жизнеобеспечения и социально-бытовых условий, отвечающих удовлетворению их жизненно важных потребностей;

· активизация инвестиционной и предпринимательской деятельности, восстановление торговых, финансовых и хозяйственных связей и интеграция в региональную экономику.

Перечисленные задачи охватывают все важные аспекты жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера Южной Якутии.

В Республике Саха (Якутия) механизмом реализации этой программы является Государственная целевая программа «Социально-экономическое развитие села Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы».

В части традиционных отраслей Южной Якутии программой намечается решить следующие задачи:

По оленеводству: дальнейшее совершенствование механизма господдержки отрасли;

Переход к товарному производству;

Решение кадрового обеспечения отрасли;

Специализация отдельных стад.

Для решения перечисленных задач будут осуществлены следующие мероприятия:

· совершенствование ветеринарно-зоотехнической работы;

· мониторинг состояния оленьих пастбищ;

· субсидирование прироста численности оленей;

· организация регулирования численности хищников;

· организация обустройства промежуточных баз на маршрутах пастьбы оленей;

· страхование оленей основного стада;

· внедрение предубойного откорма оленей;

· субсидирование мясной и сопутствующей продукции;

· частичное возмещение транспортных расходов для развития отрасли;

· выплата подъемных средств лицам, впервые направляемых в отрасль;

· повышение квалификации специалистов и менеджеров отрасли;

· повышение семейных династий оленеводов;

· сохранение гарантированной оплаты труда работников отрасли;

· материально-техническое оснащение оленестад на основе лизинга;

Программой предусмотрен рост численности поголовья оленей в Алданском районе с 11,2 тыс. голов в 2007 г. до 11,8 тыс.гол. в 2011 г., Нерюнгринском соответственно с 6,8 до 7,8 тыс.гол., Олёкминском с 2,8 до 3,8 тыс. гол.

В охотничьем хозяйстве. Основными задачами отрасли в Южной Якутии будут:

- рациональное использование охотничьих ресурсов региона;

- установление мониторинга состояния запасов промысловых зверей и растительных ресурсов;

- обустройство закрепленных охотничьих угодий;

- совершенствование заготовительной деятельности и закупочных цен;

- укрепление материально-технической базы отрасли.

Для этого:

· предоставление право добычи охотничьих ресурсов по долгосрочным лицензиям;

· завершить закрепление угодий за охотпользователями;

· социальная защита промысловиков (обеспечение спецодеждой, пенсионное обеспечение, табельным снаряжением, санаторно-курортное лечение и т.д.);

· обустройство охотничьих участков.

Таким образом, традиционные отрасли в Южной Якутии имеют свои программы развития на текущую пятилетку.

Однако, трудности последних лет – вытеснение с традиционных территорий природопользования, убыточность отраслей и социальная непрестижность занятий породили проблему обеспеченности производства кадрами, которые будут решаться путем стимулирования привлечения молодежи на занятие оленеводством, созданием благоприятных условий работы.

Таким образом, традиционные производства коренных этносов Южной Якутии продолжают переживать последствия затянувшегося прошлого системного кризиса страны и вступили в полосу разразившегося мирового финансового и экономического кризиса.

В условиях ограниченных внутрихозяйственных резервов и возможностей расширения производства добиться этим устойчивого социально-экономического развития национальных хозяйств рассчитывать не приходится. Здесь нужна помощь промышленных предприятий, которые обязаны будут нести социальную ответственность за территории осваиваемых районов.

 

7.3. Современное состояние уровня и качества жизни коренного населения

 

По принятым ООН (1961 г.) установкам уровень жизни населения состоит из девяти компонентов: здоровье, потребление продуктов питания, образование, занятость и условие труда, жилищные условия, социальное обеспечение, одежда, рекреация и свободное время и права человека.

В середине 1970-х годов концепция выравнивания уровня жизни населения СССР с разным уровнем развития производительных сил советского общества предусматривала регулирование территориальных пропорций, важнейших показателей уровня жизни. Для рычагов управления использовались среднесоюзные показатели, но слабо учитывались различные факторы, как природно-климатические, дисперсное расселение населения, демографическая ситуация, этнические и бытовые особенности и различия коренных народов Севера и т.д.

Повышенная потребность в доходах характеризуется необходимостью компенсировать расходы на питание, приобретение теплой одежды и покупкой промышленных товаров через коммерческие структуры, а также постоянным ростом транспортных услуг и инфляцией.

В настоящее время для оценки уровня жизни населения чаще всего используются понятием «минимальный потребительский бюджет» (МПБ) и бюджет прожиточного минимума (БПМ). Прожиточный минимум оценивается в стоимостном выражении для обоснования минимальных размеров и соотношений заработной платы, пенсий, пособий, стипендий и других социальных выплат, для оказания адресной социальной помощи малоимущим гражданам. Малоимущим гражданам осуществляется оказание бесплатной медицинской помощи, дотации в виде субсидий на оплату квартирной платы. Но, постоянный рост цен на энергоносители увеличивает расходы на транспортные услуги, которые воздействуют на увеличение цен на продукты питания, включая продукты первой необходимости и коммунально-бытовые услуги. Темпы роста заработной платы, пенсии и пособии растут очень медленно. Единый усредненный бюджет прожиточного минимума недостаточно учитывает удорожание стоимости проживания на Севере. Сезонность и неравномерность завоза грузов увеличивает доли затрат на товары повседневного спроса населения.

По разработке «мониторинга, развития» А.Ю.Ретеюм, на основе анализа 25 статистических показателей 87 субъектов Российской Федерации с продолжительностью наблюдения до 12 лет показал, что рубль ежегодно обесценивается на 20-180% (Ретеюм А.Ю. Мониторинг развития. М.: Хорион, 2004. – 160 с.

В субъектах Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» местным законодательными органами устанавливается величина прожиточного минимума в соответствии с методиками исчисления потребительской корзины с минимальным набором продуктов питания, непроводовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и его жизнедеятельности с учетом региональных особенностей климатических социально-экономических и других факторов (табл. 7.3.1).

 

Таблица 7.3.1 Динамика снижения удельного веса населения регионов Дальневосточного федерального округа в 2000-2007 гг., имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума, в процентах х)

Регион           2000-2007 гг. Снижение уд.веса слабозащищенного населения, в %
Республика Саха (Якутия) 28,3 26,4 20,0 18,9 19,9 8,4
Камчатский край 38,8 36,0 26,8 25,1 22,8 16,0
Приморский край 55,9 52,1 27,6 23,0 21,9 34,0
Хабаровский край 35,5 32,1 21,5 18,2 15,5 20,0
Амурская область 47,7 45,3 31,0 30,1 27,2 20,5
Магаданская область 30,9 25,5 18,7 17,7 17,2 13,7
Сахалинская область 39,6 37,1 18,7 15,8 12,8 26,8
Еврейская автономная обл. 57,3 51,1 28,4 26,3 26,4 30,9
Чукотский автономн. окр. 50,1 32,8 14,7 19,9 23,3 26,8

х) Источник: Экономика Республики Саха (Якутия) в дальневосточном округе за 2000-2007 гг. Статсборник. Якутск, 2008. С. 50.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...