Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Огарки сварочных электродов 7 глава




· уделом сельских коренных жителей Севера становятся низкие доходы, высокие показатели безработицы, неблагоустроенные жилье, низкий уровень образования и медицинского обслуживания[19]

Особое внимание заслуживает в Южной Якутии вопросы реализации Федерального закона «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российского Федерации» (2001) и закона Республики Саха (Якутия) «О территориях традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) (2006). Территории традиционного природопользования, содержание которых имеет стратегическую цель – вывести территории традиционного природопользования из гражданского оборота, исключить их из сферы купли-продажи, наследования, дарения, аренды и тем самым были бы сохранены для будущих поколений коренных малочисленных народов. Непосредственными же целями создания ТТП: защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов; сохранение и развитие самобытной культуры малочисленных народов; сохранение на территориях традиционного природопользования биологического разнообразия. Ключевыми словами указанных целей ТТП являются сохранение и защита отсюда приоритет закона охранительная функция[20]

Создание территорий традиционного природопользования федерального значения в Южной Якутии особенно необходимо потому, что здесь создалась угроза когда внешние условия таковы, что иные меры защиты (общегражданские) не выполняют свои функции и не способны предотвратить уничтожению.

Со дня принятия этих законов в республике не образованы ни одной такой территории. Образование ТТП его обустройство, взаимодействие с промышленными предприятиями послужило бы моделью для будущих ТТП в других регионах республики.

Здесь должно быть достигнуто активизация, участие коренных народов в процессах освоения недр может и должно привести к коренному улучшению общественного благосостояния за счет:

· сокращения издержек на освоение месторождений полезных ископаемых (от участия коренных народов в предоставлении производственных и потребительских услуг для промышленников);

· более объективной оценкой экологического влияния проектов на окружающую среду (и ТТП в частности).

В целом политика государства при освоении недровых ресурсов Южной Якутии должна быть направлена на создание условий для формирования в регионе устойчивого развития малочисленных народов Севера на основе сохранения укрепления их социально-экономического развития потенциала при сохранении исконной среды обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей этих народов.

Для достижения указаний цели предстоит решить следующие задачи:

1. Сохранение исконной среды обитания и традиционного природпользования, необходимых для обеспечения и развития традиционного образа жизни этносов.

2. Модернизация традиционной хозяйственной деятельности народов.

3. Повышение качества жизни до среднероссийского.

4. Создание условий для улучшения демографических показателей.

5. Повышение доступа к образовательным услугам с учетом этнокультурных особенностей.

6. Содействие развитию общин и других форм самоуправления.

7. Сохранение культурного наследия народов.

Стратегия должна строиться, начиная с политико-правовых решений в первую очередь – на федеральном уровне. Здесь должна начинаться политика справедливого учета интересов коренных малочисленных народов Южной Якутии – первых поселенцев территории. Она включает:

· учет при принятии решений о недропользовании соблюдение условий и процедуры участия общественности, начиная с подготовки до реализации инвестиционных проектов;

· ужесточение норм и правил регулирования сферы недропользования, в том числе в сфере экологии;

· повышение роли не только региональных, но и местных органов власти в выработке и реализации экономической политики в области регулирования сферы недропользования, разработке и реализации программ социального и экономического развития и адаптации коренных народов всего южно-якутского региона.

· крупномасштабная интервенция промышленности в регион окажет огромное негативное воздействие на традиционное природопользование, образ жизни коренного населения. Она приведет к изменению экологической обстановки в регионе – основы традиционного природопользования;

· изменение социально-экономической обстановки приведет к трансформации социальной организации и приоритетов носителей традиционной экономики.

Не благоприятствует устойчивому развитию традиционного природопользования в регионе и политика государства открыто лоббирующая деятельность недропользователей.

Так, федеральные власти всячески препятствуют реализации в регионе ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (2001).

Более того, за последние годы из российского законодательства изъяты ряд норм, гарантирующих коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации особые права в недропользовании и социальной сфере, что привело к неблагоприятным последствиям.

Так из ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» исключены нормы:

· о совместном регулировании правового режима владения, пользования и распоряжения землями традиционного природопользования и землями историко-культурного назначения в местах проживания малочисленных народов;

· о представительстве малочисленных народов в законодательных (представительных) органах субъектов Российской Федерации и представительных органах местного самоуправления.

Из ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» исключена норма о налоговых льготах.

Из Земельного, Лесного и Водного кодексов Российской Федерации были изъяты нормы о бесплатном пользовании землями различных категорий для коренных народов.

Из ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» изъяты нормы о получении рыбопромысловых участков для традиционного рыболовства без проведения конкурса.

Подготовленный проект ФЗ «Об охоте» также страдает серьезными изъянами. В частности, не учитывает особенности промысловой охоты коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока. В результате российское законодательство стало во многом бессистемном, внутренне еще больше противоречивым. Выдвигается предложение исключить территории традиционного природопользования из перечня особо охраняемых природных территорий.

В целях защиты жизненных интересов коренных малочисленных народов Севера при строительстве промышленных объектов в регионе следует:

· разработать механизмы согласования и принятия нормативно-правовых актов, регулирующих взаимоотношения малочисленных коренных народов с хозяйствующими субъектами, ведущими свою деятельность на территориях их традиционного природопользования, в том числе порядка передачи отдельных участков под промышленное использование на договорных условиях компенсации платы за земли, добываемые природные ресурсы и за наносимый ущерб окружающей среде;

· подготовить и рассмотреть ряд Федеральных Законов, направленных на регулирование отношений в области северного оленеводства, охоты и охотничьего хозяйства, рыболовства, повышения эффективности производства на основе внедрения современных технологий;

· внести изменения и дополнения в Федеральные Законы «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Россииской Федерации», «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в части определения льгот и компенсаций для представителей коренных малочисленных народов Севера;

· разработать и принять Федеральный Закон «Об экологическом залоге» - нормативного документа, предписывающего внесения залога всеми предприятиями, проектирующими и осуществляющими свою деятельность по использованию природных ресурсов в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера;

· при разработке федеральных и региональных государственных программ освоения природных ресурсов в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов необходимо проводить не только экологическую, но и этнологическую экспертизу с участием представителей коренного населения и их общественных объединений с целью выявления влияния изменений исконной среды обитания на развитие коренных малочисленных народов;

Государственная экологическая и природоохранная политика должна исходить из природно-климатических особенностей районов, ожидаемых естественных изменений климата, современного экологического состояния территорий, прав коренных малочисленных народов Севера в части традиционного природопользования и возмещения им материальных убытков от негативных последствий индустриализации.

Негативными экологическими последствиями промышленного освоения южных территорий проживания эвенков Якутии являются интенсивное нарушение структуры и биоценозов сельскохозяйственных земель, загрязнение атмосферного воздуха, деградация лесных массивов, истощение поверхностных и подземных пресных вод и рыбных запасов, активизация негативных мерзлотно-гидрологических процессов, повышение уровня заболеваемости населения.

Актуальным является создание системы и проведение регулярных комплексных проверок исполнительными и правоохранительными органами власти и общественными природоохранными организациями качества исполнения природоохранных и экологических законов, требований международных договоров и соглашений, иных нормативно-правовых актов Российской Федерации к территориям антропогенного воздействия.

В целях сохранения и развития коренных малочисленных народов и обеспечения им достойного уровня жизни намечаемые промышленные предприятия региона обязаны:

· обеспечить компенсацию родовым общинам стоимости затопляемых и нарушенных площадей (пастбищ, охотничьих угодий и водоёмов), а также за загрязнение территории, воды и воздуха;

· построить очистные сооружения в населённых пунктах, находящихся на берегах рек;

· обеспечить выплату ренты за пользование природными ресурсами в местах исконного проживания коренных малочисленных народов Севера (ст.13 ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» от 30.12.1995 г. №225-ФЗ в ред. от 29.12.2004 г. №199-ФЗ);

· финансировать научные разработки и региональные целевые программы социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера, а также проведение комплексных экспедиций региональными научными центрами в местах компактного проживания коренных малочисленных этносов.

Учитывая имеющиеся возможности и потенциал, в целях обеспечения социальных гарантий жизнеобеспечения жителей районов Южной Якутии предлагаются рекомендации по удешевлению затрат на местную сельскохозяйственную продукцию, проведению эффективной полити­ки поддержки и регулирования аграрного сектора, а также рациональному использованию производственных и земельных ресурсов в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера, предусматривающие следующий комплекс мероприятий:

· взаимовыгодное сочетание экономических интересов различных форм собственности путем рациональной интеграции, с одной стороны, крупных унитарных промышленных предприятий и с другой, мелких и средних сельских товаропроизводителей;

· создание сети различных форм кооперации для решения производственных, снабженческо-сбытовых и других вопросов, требующих значительные материально-трудовые и финансовые ресурсы;

· безвозмездное выделение земельных угодий хозяйствам всех форм собственности коренных малочисленных народов Севера, исходя из классности и расстояния имеющихся земельных фондов;

· в соответствие с федеральной национальной программой развития агропромышленного комплекса увеличение объемов республиканского и улусного финансирования в сфере племенного и семеноводческого хозяйств, ветеринарной службы, а также на мероприятия мелиорации сельскохозяйственных угодий, водоснабжения и культурно-технических работ;

· ежегодно предусматривать в республиканском бюджете средства на субсидирование 50% затрат сельхозтоваропроизводителей на приобретение минеральных удобрений и средств защиты растений; на поддержку производства многолетних семян, продукции овощеводства и животноводства;

· установить льготные тарифы на тепловую и электрическую энергию для потребителей аграрного сектора на производственные цели;

· тарифы на энергоносители для перерабатывающих предприятий приравнять к тарифам для сельхозтоваропроизводителей;

· законодательно решить вопрос об особом порядке кредитования сельхозтоваропроизводителей региона;

· предусмотреть создание регионального фонда поддержки сельскохозяйственного производства за счет рентных платежей за использование природных ресурсов в районах Южной Якутии.

Осуществление этих мер позволит создать системные условия для устойчивого развития малочисленных народов Южной Якутии, модернизировать хозяйственную деятельность и всей социальной сферы (системы образования, здравоохранения и культуры). Станет реальностью достижение среднероссийских показателей качества жизни населения.

 

8. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММ МОНИТОРИНГА

В современных условиях интенсивного антропогенного воздействия на природную среду, обусловленного высоким уровнем развития техники и более активным вмешательством деятельности человека в природные процессы, возникла необходимость создания системы наблюдений за состоянием окружающей среды с целью контроля, прогноза и управления этим состоянием.

Экологический мониторинг – это информационная система наблюдений, оценки и прогноза изменения и состояния природной среды под воздействием строительства и эксплуатации промышленного объекта. На основании данных, полученных в результате экологического мониторинга, будет осуществляться выработка долгосрочных и оперативных управляющих решений в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

На стадии ОВОС предлагается разработка системы экологического мониторинга, включающей предложения и рекомендации по организации природоохранных мероприятий и экологического мониторинга.

Программа мониторинга будет представлена в разделе «Мероприятия по охране окружающей среды».

Согласно СП 11-102-97 стационарные экологические наблюдения следует проводить в следующих случаях:

- при проектировании и строительстве объектов повышенной экологической опасности (предприятий нефтехимической, горно-добывающей, целлюлозно-бумажной промышленности, черной и цветной металлургии, микробиологических производств, ТЭЦ, АЭС, ГЭС, установок по обогащению ядерного топлива, нефте- и газопроводов и др.);

- при проектировании и строительстве жилищных объектов и комплексов в районах с неблагоприятной экологической ситуацией;

- при проектировании и строительстве объектов в районах с повышенной экологической чувствительностью природной среды к внешним воздействиям (на территориях, подверженных действию опасных геологических и гидрометеорологических процессов, в районах распространения многолетнемерзлых грунтов, вблизи особо охраняемых территорий, заповедных и водоохранных зон и т.п.).

Проектирование, организация и проведение мониторинга требуют специальных методических проработок и финансирования.

Смета затрат на проведение мониторинга составляется на предпроектной стадии (стадии ТЭО) с последующей корректировкой состава и объемов наблюдений на стадии проекта и при строительстве, эксплуатации и ликвидации объекта.

Оптимальная организация стационарных наблюдений (локального экологического мониторинга) должна предусматривать четыре последовательных этапа:

- проведение предварительного обследования с целью установления основных компонентов природной среды, нуждающихся в мониторинге, определение системы наблюдаемых показателей, измерение фоновых значений;

- проектирование постоянно действующей системы экологического мониторинга, ее оборудование и функциональное обеспечение, организация взаимодействия с аналогичными системами других ведомств;

- проведение стационарных наблюдений с целью определения тенденций изменения показателей состояния среды;

- отслеживание и моделирование экологической ситуации, составление краткосрочных и долгосрочных прогнозов и выдача рекомендаций.

Программа мониторинга разрабатывается совместно со специально уполномоченными территориальными природоохранными органами и другими заинтересованными организациями и согласовывается с территориальными органами исполнительной власти.

Программой мониторинга устанавливаются:

- виды мониторинга (инженерно-геологический, гидрогеологический и гидрологический, мониторинг атмосферного воздуха, почвенно-геохимический, фитомониторинг, мониторинг обитателей наземной и водной среды);

- перечень наблюдаемых параметров;

- расположение пунктов наблюдения в пространстве;

- методика проведения всех видов наблюдений;

- частота, временной режим и продолжительность наблюдений;

- нормативно-техническое и метрологическое обеспечение наблюдений.

Виды мониторинга и перечень наблюдаемых параметров определяются в соответствии с механизмом техногенного воздействия (физическое, химическое, биологическое) и компонентами природной среды, на которые распространяется воздействие (атмосферный воздух, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, растительность, животный мир, наземные и водные экосистемы в целом и т. п.).

Расположение пунктов наблюдения стационарной сети определяется содержанием решаемых задач, особенностями природной обстановки, контролирующими пути миграции, аккумуляции и выноса загрязнений.

Методика проведения наблюдений должна отвечать требованиям соответствующих государственных стандартов, общегосударственных и ведомственных нормативно-правовых и инструктивно-методических документов.

Частота, временной режим и длительность наблюдений должны устанавливаться в соответствии с характером, интенсивностью и длительностью воздействий, условиями функционирования и сроком эксплуатации производственных объектов, особенностями природной обстановки, определяющими скорость распространения неблагоприятных воздействий и их возможные последствия.

Стационарные наблюдения следует начинать на предпроектных стадиях и корректировать в дальнейшем на основе полученных данных.

Техническое обеспечение наблюдений должно предусматривать предварительное проведение вспомогательных работ (бурение и обсадку скважин, оборудование реперной сети, наблюдательных постов и створов), установку и отладку аппаратуры и технических средств автоматической регистрации параметров.

Результаты полевого пробоотбора при мониторинге должны проходить обработку в стационарных лабораторных условиях, с соблюдением требований пп. 4.40-4.43 СП 11-102-97. Изменения состояния флоры и фауны следует регистрировать в типовых условиях их существования в пределах зоны возможного воздействия.

Результаты стационарных наблюдений должны быть включены в единую информационную систему (банк данных БД или геоинформационную систему ГИС).

По результатам инженерно-экологических изысканий составляется технический отчет (заключение) или раздел в сводном отчете по комплексным инженерным изысканиям, с текстовыми и графическими приложениями.

 

Цель, задачи и методики выполнения работ

Система мониторинговых наблюдений за динамикой изменения состояния компонентов окружающей среды при строительстве железной дороги составлена в соответствии с Законом «Об охране окружающей среды» (N 7-ФЗ от 10.1.2002); СНиП 11-02-96; СП 11-102-97; Постановлением Правительства РФ от 31.03.2003 №177 «Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (Государственного экологического мониторинга)», а также ГОСТ 17.2.3.01-86 «Охрана природы. Атмосфера»; ГОСТ 17.1.3.07-82 «Охрана природы. Гидросфера»; ГОСТ 17.4.4.02-84 «Охрана природы. Почвы» и другими нормативными документами, регламентирующими разработку программы организации и ведения экологического мониторинга по следующим средам: атмосфера, недра, наземные и водные экосистемы, социальная среда.

Виды, объемы, периодичность мониторинговых наблюдений в дальнейшем будут определены «Программой организации и ведения экологического мониторинга» в составе проектной документации в главе «Охрана окружающей среды».

 

Мониторинг атмосферного воздуха

Цель ведения мониторинга атмосферного воздуха в период строительства железнодорожного полотна заключается в выявлении динамики изменения состояния воздушной среды на всех этапах строительства и после его завершения.

К основным задачам мониторинга атмосферного воздуха относятся:

· оценка вкладов объекта строительства и других источников выбросов в загрязнение атмосферного воздуха в зоне влияния объекта строительства;

· определение постов наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха;

· наблюдения за основными загрязнителями атмосферного воздуха с использованием технических средств измерений.

Пункты наблюдения для ведения мониторинга атмосферного воздуха будут выбраны в соответствии с требованиями нормативных документов, ОНД-90, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1031-01, СанПиН 2.1.6.1032-01, ПНД Ф 13.1.5-97, ГОСТ Р 50820-95, ГОСТ 17.2.4.05-83, ПНД Ф 12.1.1-99, ПНД Ф 13.1:2.3.19-98, ПНД Ф 13.1.4-97, РД 52.04. 186-89, РД 52.04.306-92 и др.

Места расположения пунктов наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха должны быть выбраны в расчетных зонах влияния строительства на открытых, хорошо проветриваемых участках.

Точка мониторинга должна соответствовать следующим критериям:

- гарантированно характеризовать зону загрязнения (зона загрязнения определяется по результатам расчетов рассеивания и последующего анализа);

- характеризовать уровень воздействия в границах установленной зоны на здоровье населения и окружающую среду в целом;

- позволять характеризовать вклады основных источников загрязнения.

Периодичность измерений на источнике выбросов определяется категорией источника и может корректироваться территориальными органами по охране окружающей среды в зависимости от экологической обстановки в городе, регионе (Методические рекомендации по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, Санкт-Петербург, 2005г.).

Измерения (отбор проб) в контрольных точках, в том числе на границе СЗЗ, следует выполнять при тех же метеоусловиях, которым соответствует значения расчетных концентраций в контрольных точках. Одновременно с отбором проб измеряются метеорологические параметры: температура воздуха, скорость и направление ветра, состояние погоды в период отбора.

 

Мониторинг поверхностных водных объектов

В соответствии с Водным кодексом РФ и Постановлением Правительства РФ от 14 марта 1997 г. N 307 "Об утверждении Положения о ведении государственного мониторинга водных объектов" мониторинг водных объектов осуществляется в целях:

- своевременного выявления и прогнозирования развития негативных процессов, влияющих на качество вод и состояние водных объектов, разработки и реализации мер по предотвращению вредных последствий этих процессов;

- оценки эффективности осуществляемых водоохранных мероприятий;

- информационного обеспечения управления и контроля в области использования и охраны водных объектов.

Мониторинг водных объектов включает:

- регулярные наблюдения за состоянием водных объектов, количественными и качественными показателями поверхностных и подземных вод;

- сбор, хранение, пополнение и обработку данных наблюдений;

- создание и ведение банков данных;

- оценку и прогнозирование изменений состояния водных объектов, количественных и качественных показателей поверхностных и подземных вод.

Мониторинг водных объектов состоит из:

- мониторинга поверхностных водных объектов;

- мониторинга подземных водных объектов;

- мониторинга водохозяйственных систем и сооружений.

 

Мониторинг подземных вод

Объектом исследований будут являться источники нецентрализованного (скважины) и централизованного (разведочно-эксплуатационные скважины) водоснабжения, а также места разгрузки подземных источников и родники. В ряде случаев для более детального наблюдения за подземными водами (определение уровенного режима) предлагается провести проработку мониторинговой сети из ряда скважин для отбора проб.

Отбор проб будет осуществляться в соответствии с ГОСТ Р 51592-2000.

 

Мониторинг экзогенных геологических процессов

Целью данного вида мониторинга является оценка распространения наиболее опасных экзогенных геологических процессов (ЭГП) на территории строительства железной дороги, оценка активности проявления наиболее опасных ЭГП в районе строительства, выбор полигонов для организации мониторинга на участках развития опасных ЭГП, включая криогенные процессы и прогнозирование развития опасных экзогенных геологических процессов.

Мониторинг экзогенных геологических процессов в соответствии с ГОСТ Р 22.1.06-99 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование опасных геологических явлений и процессов»; СНиП 22-01-95. «Геофизика опасных природных воздействий»; "Методическими указаниями по инженерно-геологическим исследованиям россыпей, курумов и осыпей" (Дружинин М.К., - М:, ЦНИИС, 1970); "Рекомендациями по определению морозной пучинистости грунтов оснований зданий и сооружений" (Лапшин В.Я. Свердловск, УПИ, 1979); "Рекомендациями по наблюдению за состоянием грунтов оснований и фундаментов зданий и сооружений, возводимых на вечномерзлых грунтах" М.: Стройиздат, 1982); "Методикой изучения и прогноза экзогенных геологических процессов" (Под ред. А.И. Шеко, С.Е. Гречищева, М.: Недра, 1988); "Методическими рекомендациями по стационарному изучению криогенных физико-геологических процессов" (С.Е.Гречищев, В.Л. Невечеря. М.: ВСЕГИНГЕО, 1979); "Рекомендациями по методике изучения процессов сезонного промерзания и протаивания грунтов (ПНИИИС, М., 1986); "Рекомендациями по производству опережающих исследований для строительства в районах распространения вечномерзлых грунтов (ПНИИИС, М., 1986); и другими стандартами и методическими рекомендациями включает наблюдение за следующими процессами, возможными в районе строительства: обвально-осыпными процессами, курумами, эрозионными процессами, процессами наледообразования, процессами пучения; за развитием термокарста, а также за геокриологическими изменениями сезонно-мерзлых пород.

Мониторинг опасных геологических процессов будет осуществляться посредством проведения маршрутного обследования на исследуемых участках путём первичного обследования участков, характеризующихся проявлением опасных экзогенных процессов (обвально-осыпными процессами, курумами, эрозионными процессами). Для наблюдения мерзлотных явлений необходима закладка скважин.

 

Мониторинг земель и почвенного покрова

Основная цель мониторинга земель и почвенного покрова – наблюдение и контроль за состоянием почв объектов и сооружений для своевременного выявления изменений и оценки негативного воздействия в период строительства.

Мониторинговые исследования состояния почвенного покрова предполагается проводить в соответствии с СанПиН 2.1.7.1287-03, МУ 2.1.7.730-99, «Методическими рекомендациями по выявлению деградированных и загрязненных земель», ГОСТ 17.4.1.02-83, ГОСТ 17.4.03-85, Гост 17.4.4.02-84 и др.

Почвенные образцы предполагается анализировать по следующим показателям:

1. Физико-механический состав

2. рН

3. Содержание тяжелых металлов

4. Общее содержание нефтепродуктов

Исследование почвенных образцов будет проводиться в аттестованных лабораториях, имеющих право на проведения данных видов исследований по ГОСТ 17.4.4.02-84; ПНД Ф 16.1:2.2.22-98 «Методика выполнения измерений нефтепродуктов в почвах и донных отложениях методом ИК-спектрометрии».

 

Мониторинг радиационной обстановки

Объектами радиометрического опробования должны служить почвы и грунты различных типов ландшафтов, поверхностные и подземные воды (в первую очередь, в зоне действующих водозаборов), донные осадки водоемов и техногенные объекты (карьеры, терриконы, свалки, полигоны промышленных и бытовых отходов, склады строительных материалов, а также консервируемые объекты с повышенной радиоактивностью).

Мониторинг радиационной обстановки в период строительства предполагается проводить с учетом требований, изложенным в СП 2.6.1.758-99 «Нормы радиационной безопасности НРБ-99», СП 2.6.1.799-99 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности ОСПОРБ-99», СП 11-102-97 «Инженерно-экологические изыскания для строительства», ГОСТ 17.4.2.01-81 «Почвы. Номенклатура показателей санитарного состояния».

Периодичность отбора проб будет определена программой мониторинга.

 

Мониторинг растительного покрова

Растительный покров является биотическим компонентом природной среды, играющим основную роль в структурно-функциональной организации экосистем, кроме того, он выступает в роли индикатора уровня техногенной нагрузки на природную среду (повреждение техногенными выбросами, механические нарушения, изменение видового состава, уменьшение продуктивности и т.д.). Для сохранения существующего разнообразия растительности, флоры и микобиоты, а также своевременного контроля возможной активизации негативных процессов (образование оврагов, трансформация биоценозов, ухудшение фитопатологической обстановки), предусматривается мониторинг растительного покрова.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...