Огарки сварочных электродов 6 глава
Рекреация и свободное время. В рекрационных услугах в условиях рыночных отношений начинает развиваться бизнес от туризма. По исследованиям Е.А.Котлярова[14] из годового бюджета времени используемого для отдыха человека на отпуска и каникулы проводит от 15-20% и около 80% свободного времени на субботу и воскресенье. Республика Саха (Якутия) имеет большой потенциал рекреационных ресурсов. Созданы биосферные заповедники с гибким режимом охраны природы – «Ытык Кэрэ сирдэр»: - национальный парк «Аан-Айылгы»; - ресурсные резерваты «Эркээйи сирдэр»; - охраняемые ландшафты «Улуу Эбэлэр»; - памятники природы. Внимание туристов привлекают природный парк «Ленские столбы», восхождение на гору «Киhилээх» в Верхоянии и «Полюс холода» (Оймякон), речные маршруты по реке Лене, сплавы по ее притокам рр.Амга, Буотама и др. Доходы от туризма составили 1179,2 млн. руб. Затраты на размещение туристов составили 965,5 млн. рублей. На начало 2008 г. в республике 43 фирмы, из них 90,7% имеющие частную форму собственности занимались обслуживанием туристов. Средняя численность работников республиканских турфирм составила 183 чел. Формированием, продвижением и продажей туров в республике занимались только 18,6% турфирм. Большинство турфирм (51,0%) в основном представляют интересы других регионов. Выручка туроператоров, в расчете на одну фирму, от реализации туристских услуг в 2007 году составила 200 млн. руб., а сумма комиссионных вознаграждений 2,4 млн. руб. В 2007 году было 153 иностранных туриста. Высокие транспортные услуги и неразвитая социальная инфраструктура влияет на развитие иностранного туризма. Численность иностранных туристов, посещающих Якутию по сравнению с 2004 годом сократилась в 4 раза.
В выездном туризме самыми привлекательными для туристов из Якутии являются Китай, куда ежегодно едут более 50% якутян, далее Турция (4,7%) и Египет (2,1%). Слабая материально-техническая база характеризуется тем, что 97% гостиниц не соответствует к международным стандартам. Только две гостиницы г.Якутска соответствуют существующей категории: пятизвездная «Полярная звезда» и трехзвездная гостиница «Дыгын Дархан». Для развития индустрии туризма до 2011 года было принято постановление Республики Саха (Якутия) №718 от 20 ноября 2003 года «О концепции развития туризма в РС (Я)» и №68 от 6 марта 2008 года «Об утверждении перечня мероприятий целевых программ, финансовое обеспечение которых предусмотрено осуществлять за счет госбюджета РС(Я)». К 2012 году, по сравнению с 2007 годом, объем туристских услуг увеличится в 2,1 раза и в денежном выражении составит 371,9 млн. руб. В сельских населенных пунктах Якутии, в местах традиционного проживания Якутии, капитальные вложения на развитие социальной инфраструктуры, без теплофикации и благоустройства, на одного жителя ориентировочно не превышал 25-30 тыс. дол. На строительство железной дороги, нефтегазовых трубопроводов и прочих сооружений государственного значения вкладываются большие капиталовложения, но мизерная часть земельной ренты поступает в казну Якутии. Более десяти лет в Госдуме «рассматривается» природно-климатическое районирование России, слабо изучаются проблемы развития регионов и повышение уровня и качества регионов страны. В особенности в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Постановлением правительства Российской Федерации от июля 2001 г. №564 утверждена Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года». Программа во временном разрезе разделена на три этапа: первый (2002-2033 гг.), второй (2004-2008 гг.) и третий (2009-2011 гг.).
В первом этапе намечается создание социальной и медицинской реабилитации коренных малочисленных народов Севера, подготовка инвестиционной и проектно-сметной документации, формирование нормативно-правовой базы. Во-втором этапе – создание рыночной экономики, развитие социальной инфраструктуры. В третьем этапе – обеспечение динамичного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Севера. Для осуществления перехода к устойчивому социально-экономическому развитию коренных малочисленных народов Севера поставлены следующие основные четыре задачи: 1. Развитие материально-технической базы (ТОХ) и переработки сырья продукции; 2. Социальная защита коренных малочисленных народов Севера, сохранение и возрождение национальной культуры, традиций и обычаев; 3. Охрана здоровья населения и окружающей среды; 4. Создание рынков сбыта, повышение роли органов местного самоуправления. Весь объем финансирования определен в сумме 2744,32 млн. руб., т.е. в среднем в год 274,4 без учета инфляции, что составляет 1372 руб. 16 коп. в год на одного человека из числа представителей коренных малочисленных народов Севера. Необходимость новых подходов к решению проблем социальной инфраструктуры населенных пунктов компактного проживания коренных малочисленных народов Севера продиктована острой потребностью защиты природной среды Севера от пагубных последствий промышленного освоения, необходимостью выживания и возрождения языка и духовной культуры КМНС и развития традиционных отраслей хозяйства. Требуется научная разработка новых социальных нормативов для дальнейшего развития материальной базы социальной инфраструктуры стационарных и мобильных (подвижных) поселений. Основное техническое условие для мобильного (подвижного) жилище многократное перемещение по бездорожью, ограниченный вес до 1000 кг с высокой транспортабельностью, компактное электро и теплоснабжение. Срок эксплуатации кочевого жилья - не менее 24 месяцев. В ХХ веке широко использовались шкуры, брезент и палаточный материал. В XXI веке нужны новые материалы, заменяющие их.
Номенклатура объектов социальной инфраструктуры малых сел на 50-100 жителей состояла из девяти типов зданий. В нее входили магазин, пункт бытового обслуживания, медпункт. Детясли – сад на 15 мест с квартирой, начальная школа на 20 учащихся с квартирой, клуб на 40 мест с административными помещениями и столовая на 15 посадочных мест. Большинство малых поселений имеют неразвитую социальную инфраструктуру, находятся в труднодоступных местностях. В сегодняшних условиях рынка и самоуправления на местах в этих поселениях надо подготовить кадры не только для традиционных отраслей северного хозяйства, но и менеждеров по экстремальному и экологическому туризму. Для этого необходимо организовать материально-техническую базу: кемпинги, сауну, автостоянки, вертолетную площадку или авиаплощадку для летательных аппаратов, разработать привлекательные наземные маршруты по тайге и тундре. Анализ современного состояния социальной инфраструктуры в улусах проживания коренных малочисленных народов Севера показывает, насколько она соответствует существующему нормативу: детские дошкольные учреждения на 50%, общеобразовательные школы – 78%, больничные койки – 65%, клубы – 63%, жилище – 97%. Для устойчивого развития социальной инфраструктуры поселений в местах компактного проживания этих народов необходимо: · обеспечение современным оборудованием для надежного электро и энергоснабжения стационарных поселений; · решение вопросов обеспечения мобильных (подвижных) поселений малогабаритным, устойчивым автономным источником тепло- энергоснабжения; · разработка комплексных архитектурно-планировочных решений номенклатуры модульных помещений, объектов социальной инфраструктуры мобильных (подвижных) поселений; · разработать четкий механизм формирования капитальных вложений на развитие социальной инфраструктуры стационарных и мобильных передвижных поселений, разработать закон о статусе этих поселений; · использование многовекового опыта строительства переносных жилищ коренными народами Севера;
· выборочное применение экологически чистых изобретений научно-технического прогресса; · создание и производство модулей помещений объектов производственной и социальной инфраструктуры кочевых (передвижных) поселений и стационарных баз в п.Нижний Бестях, будущей железнодорожной станции, расположенной на правом берегу р.Лены, расположенный недалеко от г.Якутска. Социальное обеспечение. Участники научно-практической конференции «Социальная политика Республики Саха (Якутия): опыт, проблемы, пути решения» (Якутск, 6-7 декабря 1994 г. одним из важнейших условий социально-экономического развития республики рекомендовали «повышение роли внебюджетных социальных фондов в разрешении социально-экономических проблем (Социальная политика Республики Саха (Якутия): опыт, проблемы, пути решения: Материалы научно-практической конференции. Ч. 1. – Якутск, 1995. – С. 97.). Рост цен на энергоносители, повышение услуг жилищно-коммунального хозяйства, безработица и т.д. требует постоянной адресной помощи для малоимущих граждан. В 2007 году 29146 семей получили субсидии на оплату коммунальных услуг, всего за год, 292706,3 тыс. руб. или среднемесячный размер субсидии на одну семью составил 836 руб. 90 коп. Из 82864 получателей пособия на детей, 57126 чел. (68,9%) из малообеспеченных семей, 20834 чел. (25,1%) на детей одиноких матерей и т.д. В 2008 году в среднем на одного ребенка выплачено 231 руб. В месяц на семью военнослужащего по призыву 449 руб., матери-одиночке 372, семье студентов-очников 268 руб., семье пенсионеров и инвалидов 265 руб., многодетной семье – 258 руб. и малоимущей – 186 руб. Необходимо учесть то, что пособие на ребенка почти 30 раз меньше от величины прожиточного минимума. Размер средних ежемесячных денежных выплат составляет от 5355 руб. (у военнослужащих, проходивших военную службу вне действующей армии) до 23868 руб. (Герои Советского Союза и РФ, полные кавалеры ордена Славы). В Республике Саха (Якутия) в 2002-2006 годы средний размер назначенных месячных пенсий увеличился с 1811 руб. до 3959 руб. (218,6%). Права человека. Основополагающее положение норм и гарантий прав человека заложено Уставом ООН и приняты в виде двух пактов 16 декабря 1966 года: первое – «Пакт об экономических, социальных и культурных правах», второе – «Пакт о гражданских и политических правах». Оба пакта отражают совокупность норм и гарантий коллективных прав и индивидуальных лиц, защиту национальных меньшинств. В этих документах включены основные принципы международных отношений: «сохранение и развитие этнических признаков и самобытности; защита от этноцида и геноцида; защита прав, связанных с языком обучения и религией; участие в политической, экономической и социальной жизни государства; право на самоуправление или автономию при решении собственных внутренних и местных вопросах; право на традиционные контакты и сотрудничество, осуществляемое через границы государства; гарантирование мест в законодательных и др. политических органах; назначение официальных лиц, делегированных национальными меньшинствами на особые посты, либо на фиксированное количество постов, в целях отражения интересов национальных меньшинств в официальной политике и др.». Эти два Пакта в 1973 г. были ратифицированы в СССР[15], [16].
Состоявшееся на 1 августа 1975 года общеевропейское совещание в г.Хельсинки (Финляндия) руководителей 33 европейских государств, США и Канады подписали акт о правах человека «права на жизнь для себя и для будущих поколений, права на мир в Европе и мирное сосуществование народов. В Российской Федерации в статье 69 Конституции РФ отмечается, что «Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации». Но, ни Президентом и ни Правительством Российской Федерации до сих пор не ратифицирована «Конвенция Международной Организации Труда №107 (1958 г.) «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах»[17]. В Декларации ООН о правах коренных народов, принятой 13 сентября 2007 года подтверждается, что «Коренные народы обладают коллективными правами, которые абсолютно необходимы для их существования, благополучия и всестороннего развития как народов» (Газ. «Илкэн», сент.2007 г.). По поручению Президента РФ, В.В.Путина от 03.02.2006 г. №Пр-154 ИПМНС СО РАН было разработано обоснование долгосрочных стратегических направлений развития производительных сил районов проживания КМНС. В условиях перехода на рыночную модель хозяйствования резко снизился уровень и качество жизни в местах традиционного проживания. Для создания комфортных условий быта, повышения уровня и качества жизни населения с учетом природно-климатических и социально-экономических условий региона и отдельных поселений необходимо развитие социальной инфраструктуры стационарных и мобильных (передвижных) населенных пунктов. В период реализации Президентской Программы СЭРС на 2002-2006 годы, с 2003 года ежегодно, по закону РС (Я) «О кочевом жилье для работников ТОС РС (Я)» на основании статьи «Кочевое жилье», выделяется по 7 млн. руб. Фактически в 2002-2006 годы на обустройство и приобретение кочевого жилья выделено 28,0 млн. руб., что составило 29,7% от плана. В 2007-2008 годы выделено средств в сумме 24,3 млн. руб. В 2009 году из бюджета РС (Я) по статье «Обустройство кочевого жилья» запланировано 14,98 млн. руб. Главной целью является создание условий для саморазвития и самообеспечения населения в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера[18]. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 г. №132-р утверждена «Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», где в IV разделе написаны цель, задача и основные направления концепции. Основой третьей задачи концепции является повышение качества жизни малочисленных народов Севера до среднероссийского уровня.
7.4. Оценка влияния строительства и эксплуатации объекта на социально-экономическую ситуацию и условия жизни коренного населения Одной из особенностей территории Южной Якутии является то, что здесь в условиях уязвимой природной среды представлены два диаметрально противоположных типа хозяйствования: традиционное аборигенное, экологически адаптированное к природной среде, а потому экологически чистое производство и современное промышленное, недродобывающее истощающее и разрушающее окружающую среду. Другая особенность то, что на протяжении всех лет советской власти территория была крупнейшим поставщиком в общесоюзный фонд золота, слюды, пушнины, в последующем угля. Это сырье обеспечивало благополучие большинства регионов страны в ущерб самой территории. В настоящее время начата реализация проекта «Комплексное развитие Южной Якутии». Согласно проводимой здесь кластерной политике намечается создание 7 крупных промышленных объектов, новые ответвления железных дорог к ним, возрастет численность населения, появятся рабочие поселки, учебные поселки и т.д. Интенсивное промышленное освоение территории Южной Якутии вновь угрожает окружающей среде, вступая в противоречие с их общинным сознанием. Статистика России и Республики Саха (Якутия) показывает негативные тенденции в социально-экономическом положении коренного населения, что было подчеркнуто 20 апреля 2009 года на круглом столе Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), посвященного реализации «Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока», утвержденного Правительством Российской Федерации 4 февраля 2009 года. Концепция предполагает укрепление социально-экономического потенциала народов Севера, сохранение исконной среды обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей на основе целевой поддержки государства. Реализация указанной концепции, а также положений Конституции РФ и РС (Я), федерального и республиканского законодательства по защите и обеспечению конституционных прав коренных малочисленных народов Севера становится особо актуальной в сфере исполнения инвестиционного проекта «Комплексное развитие Южной Якутии», который предусматривает интенсивное промышленное освоение Южной Якутии. В ходе реализации этой широкомасштабной программы резко усилится давление на природную среду региона, нарушится экологический баланс территории и воспроизводительные способности биологических ресурсов. В очередной раз коренное население принудительно отторгается от исконных территорий традиционного природопользования. Однако, реализация мегапроектов на территории Южной Якутии в целом не вызывает негативного отношения у коренного населения региона. Это подтверждают решения Парламентских слушаний Госсобрания Республики Саха (Якутия) (Ил Тумэн) «Интенсивное освоение Южной Якутии и развитие территорий компактного проживания коренных малочисленных народов Севера» (26 мая 2009 г.) и V съезда эвенков Республики Саха (Якутия) (12 марта 2009 г.). Строительство нефтепровода ВСТО, каскада гидроэлектростанций, металлургия, строительство железной дороги и другие мегапроекты сокращают территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, ухудшают экологическую среду. С началом реализации проекта кочевые родовые общины и коренное население Алданского, Нерюнгринского и Олёкминского районов, жители национальных поселений обращаются во все инстанции с просьбой учесть их интересы. Они также выступали на всех общественных слушаниях о проектах промышленного освоения Южной Якутии с инициативами заключения договоров о сотрудничестве, компенсации за наносимый материальный и моральный ущерб. Действующие промышленные предприятия оказывают разовую поддержку по обращению глав администраций и руководителей общин. Но нет еще долгосрочных полноценных соглашений с органами местного самоуправления коренного населения, федеральное законодательство фактически не настроено на налаживание равноправных отношений между недропользователями и коренными малочисленными народами Севера. Состоявшееся 26 мая 2009 г. Парламентское слушание Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) на тему «Интенсивное промышленное освоение Южной Якутии и развитие территорий компактного проживания коренных малочисленных народов Севера» приняло расширенные рекомендации: · внести на рассмотрение проект закона Республики Саха (Якутия) «Об этнологической экспертизе»; · разработать проект закона РС (Я) «О компенсационном фонде охраны и воспроизводстве охотничьих животных»; · обратиться в Федеральное Собрание РФ об ускорении рассмотрения законодательных инициатив субъектов и Республики Саха (Якутия) в части внесения изменение в ряд федеральных законов в защиту прав коренных малочисленных народов Севера. Президенту Республики Саха (Якутия): · создать попечительский совет по вопросам содействия коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) при Президенте Республики Саха (Якутия). Правительству Республики Саха (Якутия): · разработать и утвердить республиканские мероприятия по реализации Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока по республике; · разработать по согласованию с органами местного самоуправления республиканскую целевую программу «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) до 2015 года»; · обратиться Правительству Российской Федерации по вопросам: · ускорения утверждения Положения ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока»; · разработки и утверждения методики расчета ущерба за отторжение территорий традиционного природопользования; · разработки и утверждения Положения методики компенсационных выплатах представителям коренных малочисленных народов Севера за отторжение их от традиционных занятий и культуры;разработки механизма мониторинга состояния среды обитания и экологической ситуации в местах компактного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера; · провести работы по оценке фоновых показателей природных сред территорий Ингалинского, Таежнинского, Тарыннахского месторождений, Селигдарского, Эльконского комбинатов, железой дороги, состояния наземных и водных экосистем Южной Якутии. Составлен перечень проблемных вопросов национальных наслегов Южной Якутии для Министерства экономического развития Республики Саха (Якутия), администрациям Алданского, Нерюнгринского, Олёкминского и Усть-Майского районов для включения в программы социально-экономического развития районов и наслегов, а также учета при заключении соглашений с компаниями, ведущими промышленное освоение на территориях наслегов (табл. 7.4.1). Таблица 7.4.1Проблемы национальных муниципальных образований Южной Якутии
Министерству сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) и администрации МО «Алданский район» предлагается изучить возможность использования сельскохозяйственных угодий, оставленного производственного фонда бывших подсобных хозяйств «Ударник», «Пятилетка», выработать механизм их включения и использования при разработке и реализации планов социально-экономического развития района. Предприятиям – инвесторам промышленных проектов комплексного развития Южной Якутии, руководствуясь положениями Международной Декларации «О правах коренных народов мира», Конституций Российской Федерации, Республики Саха (Якутия), Федеральных законов «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» и «О соглашениях о разделе продукции» заключить договора-соглашения с органами местного самоуправления, родовыми общинами коренных малочисленных народов Севера по условиям партнерских отношений. Исполнительной дирекции по комплексному развитию Южной Якутии (Брук М.А.), республиканской инвестиционной компании (Федотов А.И.), вносится предложение добиться заключения полноценных договоров-соглашений между инвесторами проектов и органами местного самоуправления, территорий компактного проживания коренных малочисленных народов Севера, как обязательный элемент финансирования проекта. Органам местного самоуправления районов, национальных наслегов и Ассоциациям коренных малочисленных народов Севера районов Южной Якутии поручено обеспечить: · участие в осуществлении контроля за соблюдением федеральных и республиканских законов по охране окружающей среды при промышленном использовании земель и природных ресурсов, реконструкции хозяйственных и других объектов в местах компактного проживания и традиционной хозяйственной деятельности; · участие в проведении экологических и этнологических экспертиз. На состоявшемся в марте 2009 г. в г.Нерюнгри III Всероссийском и V республиканском съезде эвенкийского народа затронуты вопросы отношений коренных народов Севера с промышленными компаниями, учета интересов коренного населения, экологической обстановки в Южной Якутии. Приняты обращения властным структурам всех уровней.. Освоение недровых ресурсов Южной Якутии несет определенные прямые потенциальные выгоды для социально-экономического развития проживающих в регионе коренных этносов. Эти выгоды могут быть получены путем сотрудничества коренных народов с промышленными предприятиями в сфере потребительского и производственного характера, получением доли в рентных доходах. В связи с этим необходимо создание на местах национальных производственных структур по реализации продукции традиционного природопользования коренных народов, традиционного ремесленничества, туризм, строительных работах, обустройстве месторождения, услуги в гостиничном хозяйстве, участие коренного населения в мониторинге и контроле окружающей среды, особенно в местах разработок, вредного производства. По примеру зарубежного опыта переход от патернализма к партнерским отношениям должны происходить путем установления справедливых отношений между коренными народами и крупными промышленными предприятиями-недропользователями и государством. Механизмом этих новых отношений должны стать договоры сотрудничества между ними. Здесь следует учитывать, что освоение недр на землях коренных народов имеют существенные особенности, которые должны строиться: · активном равноправном участии коренных народов в процессах принятия решений в вопросах, связанных с разработкой недр на их территориях; · эти вопросы должны решаться заключением соглашений, имеющих твердую правовую основу; · часть доходов рентного происхождения от разработки ресурсов на территориях традиционного природопользования коренные народы получают напрямую от недропользователей. Российские примеры поведения недропользователей при промышленном освоении территорий в северных регионах, в Южной Якутии в частности, свидетельствуют, что недропользователи при поддержке государства доминируют в вопросах использования земель и ресурсов, отсюда экономически давлеют над коренным населением. На российском Севере формируется новая теория и идеология прогресса страны, в которой не учитываются экономические и социальные интересы, соответствующие статусу первопоселенцев на данной территории. Средства массовой информации придерживаются официальной идеологии, не дают реального положения коренных малочисленных народов Севера. Оправдываются ассимиляционные направления политики в сфере культуры и образования. Распространенным становится бытовой расизм: принадлежность к коренным народам высмеивается, их языки, обесценивается культура. В вопросах самоуправления: · растет зависимость от внешних политических решений; · растет социальная дезорганизация сообщества коренных народов; · разрушаются сформировавшиеся связи и институты коренных народов; · препятствуют формированию собственных структур власти с полномочиями регулирования землепользования, управления ресурсами и развитием. В экономической самостоятельности: · укрепляется зависимость жизнеобеспечения национальных сел от государственной помощи; · с возрастанием числа переселенцев коренные народы все больше теряют права на землю и ресурсы. Роль традиционных отраслей экономики падает; некоренные жители монополизируют новые отрасли экономики, контролируют коммерчески выгодные сферы деятельности в традиционных отраслях;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|