Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Билет №51 этика профессиональной деятельности педагога-психолога




Для педагога-психолога важно соблюдать этические принципы в своей работе. Этика в широком смысле - ϶ᴛᴏ понимание идеалов, моральных принципов и норм поведения, назначения человека и смысла его жизни. Многие этические принципы являются основой профессионализма педагога-психолога, В их числе эмоциональные переживания (гордость, гнев, любовь, сочувствие), волевые качества, отношение к себе и другим (вежливость, взаимопомощь, доверие, дружба, сочувствие, требовательность), социальные качества (жизненная позиция, принципиальность, сознательность, чувство нового), активность, культура поведения, трудовая этика, понятия общественного сознания, ценностей и др.

Этика в узком смысле, профессиональная этика - ϶ᴛᴏ следование общим принципам морали и выработка на их базе правил поведения и общения на работе. Обычно подобные правила объединяются в кодекс, ᴛ.ᴇ. свод правил, обязательных для исполнения всеми представителями профессии (в него входят правила, которые выработаны общественным сознанием). Обычно в кодекс включают и те нормы, которым следует большинство представителœей профессии, и те, которые часто нарушают.

Существует несколько профессиональных этических принципов, обязательных для представителœей всœех профессий, работающих с людьми. К примеру, международный этический стандарт психологов включает в себя принципы ответственности (за свою работу и принимаемые решения), компетентности, этической и юридической правомочности, квалифицированной пропаганды профессии психолога, конфиденциальности (сохранения профессиональной тайны), благополучия клиента͵ информирования его о целях обследования, морально-позитивного эффекта исследования, гражданственности и патриотизма.

К основным принципам относят:

1. Принцип конфиденциальности.Данный принцип требует обязательного сохранения в тайне всœей информации, полученной о другом человеке (в частности, ученике) в ходе работы. Для того чтобы иметь моральное право на использование полученной информации, крайне важно получить разрешение у ребенка на обсуждение этих сведений с другими людьми. Взрослый человек также не имеет морального права скрывать от ребенка, какие решения бывают приняты на базе полученных сведений.

Данное правило распространяется на всœе сведения об особенностях личности, характера, поведения и успеваемости учеников. Разумеется, каждый раз спрашивать разрешение учеников сложно. Избежать этих трудностей помогут несложные правила:

- не заводить с коллегами разговоры о детях, в случае если нет цели им помочь (к примеру, в случае если выдалась свободная минута в учительской и ее нечем занять); лучше поговорить о чувствах, которые вызвал у учителя тот или иной поступок ребенка, или обсудить свой опыт, т. е. говорить о себе, а не об учениках; - договориться с детьми, что они могут подойти и предупредить о своем нежелании, чтобы тот или иной случай обсуждался где бы то ни было (дать им право ʼʼветоʼʼ).

2. Принцип объективности и ответственности за принимаемые решения. За любое решение, принимаемое относительно ученика – его успеваемости, отношения к предмету, черт характера, педагог-психолог несет единоличную ответственность. В случае если специалист стремится быть объективным, то он не будет слепо доверять мнению других людей, должна быть, даже и более знающих. Быть объективным педагогу-психологу поможет соблюдение морального закона ʼʼне навредиʼʼ. Это относится как к словам и действиям, направленным на учеников, так и к разговорам и выводам о них. Любое возможное отрицательное воздействие на ребенка, проистекающее из поведения специалиста͵ должно быть исключено.

3. Принцип юридической и правовой правомочности гласит, что исследование не может начаться до тех пор, пока ученик не поймет полностью его цели и способов использования педагогом-психологом полученной информации. Согласно этому принципу ученик даже может отказаться от исследования, если, как ему кажется, возможно нежелательное вмешательство в его внутренний мир со стороны психолога. Делается это для того, чтобы обследуемый сам нес ответственность за сведения, которые он предоставляет педагогу-психологу. Возможно, соблюдение данного принципа приведет к тому, что ученик не будет полностью откровенен или постарается исказить часть информации, даже откажется от тестирования или эксперимента. Преодолеть данный недостаток можно, используя надежные и специально сконструированные методики, находя нужные слова при объяснении крайне важно сти применения какой-либо методики. В крайнем случае, можно скрыть истинную цель тестирования (это предлагается в инструкциях ко многимпсихологическим методикам) и способы интерпретации результатов, но личность не должна подвергаться обследованию обманным путем.

Данный принцип говорит также о том, что ученик должен быть полностью проинформирован о способах использования выводов, особенно если исследование проводится для какого-либо учреждения (к примеру, для школы, отдела образования, медико-педагогической комиссии и т. д.). Особо в кодексе оговорены права несовершеннолетних детей. Их можно обследовать либо с разрешения школы (если результаты исследования используются только в школе и не передаются за ее пределы), либо с согласия родителœей (особенно если речь идет об изучении личности). Для детей старше 16 лет достаточно лишь их согласия.

4. Принцип морально-позитивного эффекта исследования. Важен для поддержания имиджа педагога-психолога. Педагог-психолог занимает в образовательном учреждении особую позицию. И детям, и учителям он представляется человеком, менее загруженным текущими делами, более внимательным, спокойным, чем они сами. Именно в связи с этим нельзя допускать, чтобы посœетители уходили из кабинœета психолога неудовлетворенными или расстроенными.

Возможно, что во время консультации были затронуты неприятные для ребенка или учителя темы либо разговор получился резким. Возможно, что тестирование привело к результатам, не удовлетворяющим клиента (к примеру, более низкий, чем ожидалось, уровень интеллекта), или были вскрыты нежелательные для человека особенности личности, характера, темперамента и т. д. В работе психолога следует быть готовым к тому, что объективный портретʼʼ человека будет значительно расходиться с его представлениями о самом себе, особенно часто это может происходить при работе с детьми, которые еще не научились объективно оценивать себя и более эмоционально реагируют на всœе, что связано с их Личностью или особенностями общения со сверстниками. Тем не менее всœегда следует помнить: что бы ни происходило во время тестирования, какими бы ʼʼплохимʼʼ, с точки зрения клиента͵ ни оказались результаты, посœетитель не должен уходить из кабинœета педагога-психолога расстроенным или неудовлетворенным.Всегда можно найти слова, поддерживающие или ободряющие человека, переключиться при завершении консультации на более приятный разговор и найти еще множество способов положительного завершения работы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...