Основные направления и задачи деятельности педагога-психолога
⇐ ПредыдущаяСтр 25 из 25 Решение приоритетных задач учреждений образования, обеспечивающих получение среднего образования, требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Главной целью деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования является «необходимость своевременной комплексной личностно – ориентированной социально-педагогической, психологической помощи обучающимся и воспитанникам в вопросах личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения». Реализация данной цели требует от педагогов-психологов наряду с диагностическими, консультативными и коррекционными умениями способности к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию инициативной деятельности, направленной на их разрешение, соорганизации собственных усилий с деятельностью всех участников образовательного процесса учреждения образования. Объектом комплексной помощи выступает учебно-воспитательный процесс, предметом – ситуация развития ребенка как система его отношений с миром, с окружающими сверстниками и взрослыми, с самим собой. Основная цель деятельности педагога-психолога в рамках социально – педагогической и психологической службы (СППС) учреждения образования – повышение эффективности деятельности учреждения образования посредством гармонизации психического развития учащихся, обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков, предупреждения отклонений в их развитии и поведении. Для достижения этой цели педагогами-психологами учреждений образования решаются следующие задачи:
изучение личности учащихся и ученических коллективов в целяхорганизации индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания; пропаганда среди учащихся, педагогов и родителей здорового образа жизни, содействие в преодолении школьных факторов риска утраты здоровья; реализация программ преодоления трудностей в обучении, созданиеусловий для получения коррекционно-развивающей поддержки всем нуждающимся школьникам, содействие в социализации, преодолении кризисных периодов на всех этапах обучения; своевременное выявление детей и подростков, оказавшихся всоциально-опасном положении, содействие созданию условий для формирования адаптивных социальных навыков; предупреждение семейного неблагополучия; ранняя профилактика отклонений в развитии, поведении,деятельности и общении несовершеннолетних; содействие в приобретении обучающимися, педагогами иродителями психологических знаний, умений, навыков необходимых для успешного обучения, воспитания и развития; оказание целенаправленного влияния на формированиеблагоприятного социально-психологического климата в учреждении образования, создание условий для социально-психологического развития классных коллективов; создание психологических условий для реализацииобразовательных программ (профилизация обучения, работа с одаренными детьми, идейно-нравственное воспитание учащихся и пр.). Психолого-педагогическое сопровождение на разных этапах (ступенях) образования имеет специфические особенности. Так, на этапе дошкольного образования приоритетными направлениями сопровождения являются диагностика раннего развития, содействие развития и коррекция нарушений в развитии, психологическая подготовка к обучению в школе. В начальной школе основными направлениями являются: определение готовности к обучению в школе; содействие адаптации к школе, формированию эмоционально позитивного отношения к школе; развитие самостоятельности и самоорганизации, развитие творческих способностей.В базовой школе – психологическое обеспечение адаптации при переходе в среднее звено школы; поддержка учащихся в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития; помощь в решении проблем социализации; содействие в формировании благоприятной атмосферы в детских и педагогическом коллективах; помощь в выборе профиля обучения, формировании жизненных навыков, построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками; профилактика асоциального поведения, наркозависимости; поддержка талантливых детей.
В старших классах школы специфика психолого-педагогической деятельности заключается в оказании помощи в профильной ориентации и профессиональном самоопределении; поддержке в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности); развитии временной перспективы, способности к целеполаганию; развитии психосоциальной компетентности, профилактике девиантного поведения, наркозависимости у учащихся. 55. Психологическое консультирование в коррекционной работе педагога-психолога Психологическое консультирование – самом общем виде, это деятельность по созданию специальных рефлексивно-коммуникативных ситуаций для осознания человеком своей проблемы и нахождения оптимальных путей ее решения, а также для отреагирования актуального эмоционального состояния. Клиентами психолога могут быть и учащиеся, и взрослые – педагоги и родители.Основным содержанием консультирования учащихся в деятельности именно педагога-психолога выступают:
- проблемы в межличностных отношениях; - внутриличностные конфликты; - актуальный стресс; - потеря, горе, насилие; - экзистенциальные проблемы.
Содержанием консультирования взрослых являются:- проблемы в межличностных отношениях с учащимися (собственными детьми для родителей учащихся);- проблемы построения отношений в педагогическом коллективе;- психологические проблемы профессиональной деятельности.
Психолого-педагогическое консультирование носит характер индивидуальной или групповой работы и реализуется по отношению ко всем участникам учебно-воспитательного процесса. Для учащихся возможны такие консультативные формы, как телефон доверия, консультирование в школьной печати, групповые консультации на классных часах, а также психологическая поддержка в экстренных случаях. Консультации для родителей организуются по специфическим проблемам учащихся (например, информирование о школьных трудностях их ребенка, разъяснение особенностей переживаемого ребенком возрастного этапа, информирование об особенностях взаимодействия с детьми-подростками, характере оказания помощи в подготовке домашних заданий и т. п.). С педагогами проводятся психолого-педагогические консилиумы по вопросам предотвращения дезадаптации учащихся, индивидуальные консультации в случаях возникновения острых проблемных ситуаций. В случае появления запроса на психотерапевтическое и психологическое консультирование по личным проблемам со стороны родителей или педагогов педагог-психолог выполняет диспетчерскую функцию, направляя к другим специалистам, сведениями о которых он располагает.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|