Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изготовление мачт и прочего рангоута




 

Для изготовления рангоута выбирают твердое дерево с малым количеством сучков: клен, бук или грушу. Рубанком придают заготовке суживающуюся восьмиугольную форму и округляют ее наждачной бумагой. Шпор делают четырехугольным, он должен точно соответствовать степсу. Четырехугольную форму (на модели английского судна) придают также топу и подгоняют его под эзельгофт.

В начале XVII в. реи поднимали при помощи крепких тросов — фалов, по-английски halliards — гарделей, которые на английских судах проходили через шкивы, находившиеся в чиксах. На голландских и других судах эти гардели проводили через эзельгофт.

Блинда-стеньгу крепили на бушприте при помощи кницы, укрепленной на ноке бушприта болтами. На эту кницу был насажен эзельгофт, через переднее отверстие которого и проводили блинда-стеньгу.

Вулинги

 

Фок- и грот-мачты, а иногда и бушприт для защиты от поломок укрепляли шлагами тросов — вулингами (рис. 37).

Предохранение мачт было необходимо и потому, что нижние мачты изготовляли не из одного ствола дерева, а из нескольких брусков, тщательно

подогнанных один к другому и обработанных по форме мачты. Английские судна имели от 8 до 10 вулингов на грот-мачте и от 6 до 8 — на фок-мачте. Голландские, немецкие и другие суда имели меньше вулингов — 5 или 6. Бизань-мачта, как правило, их не имела.

На бушприте вулинги накладывали в следующих местах: один между форштевнем и найтовом, другой приблизительно в 10 футах от нока и между указанными еще 3 или 4 вулинга. Вулинги состояли из нескольких шлагов однодюймового просмоленного троса и имели высоту, равную диаметру мачты. Часто сверху и снизу каждого вулинга на мачту надевали железные бугели шириной около 0,13 высоты вулинга.

 

 

Салинги

На каждой мачте и на конце бушприта находились салинги, марсы и эзельгофты, которые поддерживали стеньги и служили местом крепления нижних концов вант. Шпор стеньги проходил между лонга-са-лингами, установленными у мачты на чиксах. Стеньга поперечной чекой — шлагтовом — опиралась на лонга-салинги, а у топа мачты удерживалась эзель-гофтом. Устройство стеньги показано на рис. 44.

Для изготовления салинга (рис. 38) стараются выбрать дерево потверже, так как он должен иметь жесткие края. Длина лонга-салингов составляла 0,30 — 0,35 ширины судна, высота — 0,08 его длины, ширина — 0,90 высоты. Оконечности лонга-салинга были в два раза ниже его середины, так как снизу лонга-салинги закруглялись от середины к концам. Краспицы, вставленные в лонга-салинги, имели равную с ними ширину, но были в два раза меньше по высоте. Лонга-салинги устанавливали на мачте так, чтобы их середина совпадала с передним краем мачты. Длина фока-салинга * составляла 0,90 длины грота-салинга, салинги бизани и блинда-стеньги были почти в два раза меньше грота-салинга.

В передней части, сверху, бушприт был несколь ко стесан для установки кницы блинда-стеньги. Вертикальное колено этой кницы приблизительно равнялось половине длины топа грот-мачты, другое же колено, укрепленное на бушприте, было таким же или немного длиннее (рис. 39).

 

 

Марсы

 

В течение всего XVII в. марсы имели круглую форму. Только в начале XVIII в. заднюю сторону марса делают срезанной. До 1650 г. марсы имели довольно высокий обнос, который постепенно становился все ниже и ниже, пока в последней четверти столетия не превратился в низкое кольцо. Эволюция марса показана на рис. 40.

Диаметр марсовой площадки составлял 1,16 длины лонга-салингов. На тонкой дощечке, толщина которой в масштабе 1: 50 составляет около 1,5мм, вычерчивают и вырезают кольцо шириной 0,08 внешнего диаметра. Кольцо наклеивают на круг, вырезанный из той же дощечки, но немного меньшего диаметра, чем внешний диаметр кольца, располагая слои дощечек под прямым утлом один к другому. Отверстие в площадке марса должно быть четырехугольным с длиной сторон 0,33 — 0,40 диаметра.

Обнос вокруг марса поддерживался ребрами, расположенными лучеобразно и равномерно по площадке. На концах ребра имели квадратное сечение со стороной 3 - 4 дюйма. Ребра (количество их — всегда четное число) располагали на расстоянии 1 - 1,5 фута одно от другого, считая по краю площадки. В площадке сверлили несколько овальных отверстий для путенс-вант. Переднее отверстие находилось немного впереди передней кромки нижней мачты, заднее — посередине между этим отверстием и серединой задней половины марса. Остальные отверстия — от одного до трех — равномерно располагались между крайними. Марс блинда-стеньги имел только маленькое отверстие, достаточное лишь для прохода кницы и шпора стеньги. Конструкция марсовой площадки представлена на рис. 41.

 

 

Эзельгофты

 

Эзельгофты английских судов имели форму кирпичей, на голландских и других судах континента они были похожи на лежащую букву «р».

Эзельгофт английской формы (рис. 42) по длине равнялся половине длины топа мачты, иногда несколько меньше. Ширина его составляла 0,55 длины и высота 0,43 ширины. Вертикальные углы были немного закруглены. Центр квадратного отверстия, предназначенного для топа мачты, находился от задней кромки эзельгофта на расстоянии 1/3 его длины, центр круглого отверстия для стеньги был удален от передней кромки на 0,25 длины эзельгофта. Отметим, что диаметр круглого отверстия был несколько больше половины максимального диаметра мачты.

Ээельгофт голландской формы (рис. 43) имел длину 0,45 длины топа мачты, ширину 0,67 длины и высоту 0,67 ширины. Высота передней части эзельгофта составляла лишь половину его наибольшей высоты. По круглой части эзельгофта проходили два желобка — кипы, входившие впереди в два отверстия.

Кипы и отверстия были предназначены для надежного проведения репа гарделя, имевшего такую же толщину, как и нижние ванты.

Эзельгофты на бизани и блинда-стеньге, а также на стеньгах не имели ни кип, ни отверстий, как и эзелъ-гофт на книце кормового флагштока, на которой был установлен железный бугель для крепления штока.

Стеньги и брам-стеньги

 

У английских судов до 1650 г. соотношение между длинами грот-стеньги и грот-мачты было около 0,5:1, позднее 0,6:1. Это удлинение потребовалось в связи с введением в 1655 г. рифов на марселях. На судах континента стеньги были еще длиннее. В 1638 г. французское судно «Корона» («Couronne») несло грот-стеньгу, длина которой составляла 0,63 длины грот-мачты; в 1654 г. у шведского судна «Амарант» («Amaranthe») соотношение между этими длинами составляло 0,66, на голландских судах в 1671 г., по Николасу Витсену [21], — 0,64, а в 1697 г., по Корнелиусу ван Ику [22], — даже 0,70. Длины фор- и грот-стеньг относились так же, как длины их нижних мачт, а именно, длина фор-стеньги составляла 0,90 длины грот-стеньги, а иногда немного больше. Длины брам-стеньг составляли 0,40 — 0,50 длины стеньг.

Диаметр стеньги в эзельгофте был равен 0,55 — 0,60 диаметра нижней мачты в пяртнерсе. Отношение диаметров брам-стеньг было таким же, как диаметров соответствующих стеньг. Диаметры стеньги и брам-стеньги в салингах составляли три четверти диаметров в эзельгофтах нижней мачты или стеньги.

Шпоры стеньг, брам-стеньг, а также флагштоков были квадратными и легко проходили в салингах. Длина шпора составляла четырех- или пятикратную длину диаметра стеньги. Шлагтовная дыра была удалена от шпора стеньги на двойную толщину квадратной части. Над дырой находился шкив-гат с косым желобом и большим шкивом для проводки стень-вынтрепа, служившего для спуска и подъема стеньги. Стеньги под салингами тоже имели шкив-гат со шкивом. Диаметр шкива равнялся диаметру мачты. Через шкив-гат проходил фал для подъема рея, если для этого не употреблялись блоки. Топы стеньг и брам-стеньг были приблизительно на 0.10 длины стеньги короче топов нижних мачт.

Крюйс-стеньга

 

В начале XVII в. стеньга бизань-мачты на английских судах была сравнительно длинной. В 1640 г. крюйс-стеньга достигала 0,66 длины грот-стеньги, а к 1670 г. сократилась до 0,60 и даже до 0,50 этой длины. К 1720 г. она снова увеличивается и достигает 0,70 длины грот-стеньги. Суда других стран большей частью несли более короткие стеньги, длиной, равной 0,50 — 0,55 длины грот-стеньги.

Блинда-стеньга

 

Блинда-стеньга имела длину от 0,30 до 0,40 длины грот-стеньги и была похожа на брам-стеньгу.

Флагштоки

 

Длины флагштоков, по имеющимся сведениям, были различны. По Корнелиусу ван Ику [22], на грот- и фок-мачтах длина флагштоков составляла 1,14 длины соответствующих брам-стеньг, на бизань-мачте 0,80 и на блинда-стеньге 0,75. По другим же сведениям, длина флагштоков на всех мачтах равнялась половине длины брам-стеньг.

Салинги стеньг

 

Салинги стеньг* в принципе были похожи на салинги нижних мачт и достигали 0,40 длины салингов под марсами; бом-салинги составляли 0,50 длины салингов стеньг. На бизань-мачте салинги были несколько длиннее, чем на грот-брам-стеньге, а на блинда-стеньге имели такую же длину, как и на фор-брам-стеньге. Высота лонга-салингов

 

составляла 0,10 их длины, ширина — несколько меньше высоты. Краспицы были такой же длины, как и лонга-салинги, но только в два раза ниже последних.

Краспицы салингов стеньг были загнуты назад, что обеспечивало большой поворот брам-реев, Эзельгоф-ты стеньг имели такую же форму, как эзельгофты нижних мачт, но были соответственно меньше. Конструкции салингов стеньг показаны на рис. 45.

Реи и бизань-рей (бизань-рю **)

 

Длина грота-рея у малых судов составляла двойную ширину судна, а у больших колебалась от 0,85 до 0,95 длины грот-мачты. Длина фока-рея в начале XVII в. составляла 0,75 длины грота-рея, к 1675 г. она достигла 0,80, а позднее 0,85 — 0,90 этой длины.

В 1600 г. марса-реи равнялись половине длины нижних реев. После введения в 1655 г. рифов на марселях к 1680 г. марса-реи удлинились до 0,55 и к 1710 г. до 0,60 длины нижних реев.

До 1620 г. брам-реи были очень короткими. Их длина составляла лишь 0,40 длины марса-реев, а в 1640 г. — 0,50. Эту длину они сохранили до конца столетия.

Бизань-рю был приблизительно такой же длины, как и фока-реи- Бегин- и, крюйс-реи по длине равнялись соответственно грот-марса- и грот-брам-реям. После удлинения марса-реев длина бегин-рея достигла 0,60 длины грота-рея.

Блинда- и бовен-блинда-реи были такой же длины, как бегин- и крюйсель-реи.

По Николасу Витсену [21], длина марса-рея составляла 0,52, а блинда-рея — 0,65 длины грота-рея, в то время как Корнелиус ван Ик [22] для тех же реев приводит цифры 0,57 и 0,62. Диаметры реев в средней части составляли 1/4 дюйма на каждый фут длины рея, или 1/48 длины рея, а к нокам уменьшались до 1/3 наибольшего диаметра. Изменение толщины реев происходило по кривой кругового сегмента.

Бизань- и бегин-реи были тоньше: их диаметры составляли 1/4 дюйма на каждые 1,5 фута длины, или 1/72 длины. На нижнем конце диаметр бизань-рея уменьшался наполовину. Пропорции реев и бизань-рея приведены на рис. 46 и 47.


 

Четырехугольные ноки грота- и фока-реев до заплечиков составляли 0,04 длины реев, у блинда-рея 0,05. У остальных реев были точно такие же соотношения между длинами ноков и реев, как и у нижних реев, пока и здесь введение рифов на марселях не вызвало удлинения ноков. Первый ряд рифов на марселях появился в 1655 г.; двойные рифы на марселях и один ряд рифов на крюйселе были введены в 1680 г., в связи с чем ноки были удлинены до 0,08 длины реев, а на концах ноков были прорезаны шкив-гаты и установлены шкивы для проводки риф-талей.

После 1650 г. на передней стороне нижних реев стали устанавливать деревянные крепительные планки — заплечики, чтобы воспрепятствовать скольжению репа и раксов (рис. 48). Планки выполняли или цельными, или из двух половин со щелью посередине. Длина планок варьировалась от 0,10 до 0,13 длины рея, толщина равнялась 0,25 диаметра рея.

Лисель-спирты

 

Лисели на нижних реях упоминаются уже в 1625 г., но в то время они еще были редким явлением и ставили их лишь отдельные капитаны. После 1660 г. лисель-спирты и необходимые для них бугели на реях упоминаются в литературе и встречаются на моделях. Первоначально лисель-спирты устанавливали на нижних реях фока- и грот-мачт, после 1675 г. их начали применять и на марса-реях.

Лисель-спирты устанавливали перед реями, исключением являются голландские суда. Бугели изготовляли из железных полос, изогнутых в виде восьмерки, причем внешний, ноковый, бугель находился на ноке рея, а внутренний, третной, был сдвинут на V3 половины длины рея.

Лисель-спирты имели длину 0,30 — 0,40 длины рея и диаметр их внутреннего конца равнялся 0,02 их длины, а внешнего — вполовину меньше. Выстрелы, на которых были растянуты нижние края ун-дер-лиселей, закладывали гаками за обухи на русленях. Длина выстрелов составляла 0,50 — 0,60 длины марса-лисель-спиртов. Крепление лисель-спирта показано на рис. 49.

Блоки

 

Для подъема и поворачивания тяжелых реев с парусами применяли тали, которые состояли из одно-, двух- или многошкивных блоков, основанных лопарями. Впрочем, и юферсы, при помощи которых набивались ванты, в принципе являлись талями, хотя и были без шкивов. Тросы бегучего такелажа тоже проходили через блоки различной формы и величины. Всего для модели трехмачтового судна XVII в. требуется приблизительно 300 блоков и 140 юферсов.

Блоки состояли из корпуса и шкива, вращающегося на железной оси; ось от выпадения предохраняли медные пластинки, укрепленные на щеках корпуса. Для проводки такелажа употребляли блоки разной величины — от трех-, иногда даже четырехфутовых у грот-штага и до трехдюймовых у флаглиня. Различают одно-, двух-, трех- и многошкивные блоки. Их длина находилась в определенном соотношении с диаметром шкива и определялась диаметром троса. Наименьшим из применявшихся был шкив диаметром, равным шестикратному диаметру троса. В основном же диаметры шкивов были в восемь-девять раз больше толщины троса. Таблица дает представление о размерах блоков, употреблявшихся в те времена для тросов различных диаметров.

Кроме обычных блоков, имелся ряд их разновидностей, а именно: лонг-такель-блоки — двухшкив-ные блоки со шкивами, расположенными не рядом, а один над другим. Нижний шкив делали меньшего диаметра, чтобы проходившие рядом тросы не терлись один о другой. (рис. 50).

Шкотовые блоки, установленные на ноках реев для проводки марса- и брам-шкотов, тоже имели по два шкива, но поставленных под прямым углом один к другому, причем шкив, предназначенный для шкота, был значительно больше. Через малый шкив проходил топенант (рис. 51).

Очень длинные направляющие блоки топенантов обладали особой формой и были не остроплены, а имели на концах отверстия для крепления шкентеля и коренного конца топенанта (рис. 52). Канифас-блоки имели в щеке щель, чтобы трос можно было заложить в блок, не продергивая. Их применяли, например, для булиней грота (рис. 53).

Двух- или трехшкивные гардель-блоки служили для проводки гардель-репа. Для этого в блоке над шкивом имелось отверстие, через которое и проходил гардель-реп. С помощью маленького остропленного блока и линя тяжелый гардель-блок можно было поднять вверх вместе с его лопарем—гарделем (рис. 54). Почти все блоки были остроплены, т. е. оплетены сплесненной тросовой петлей, образующей над блоком очко, за которое блок и крепился. Если коренной конец снасти закреплялся у блока, то строп имел два очка. Блоки, предназначенные для больших нагрузок, имели двойные стропы (рис. 55).

На модели стропы блоков из-за их малой величины невозможно сплести хорошо,поэтому их имитируют ниткой, обернутой вокруг блока три или четыре раза и перекрученной так, чтобы создавалось впечатление наложенного троса. Концы нитки склеивают. После укрепления блока в петле оставшийся конец сворачивают в кольцо.

Для изготовления блоков выбирают дерево с прямыми волокнами — клен, бук, грушу — и колют его на палочки, соответствующие толщине и ширине блоков. На этих палочках с обеих сторон выпиливают желобки для стропов и просверливают отверстия для троса. После этого блоки округляют и, сделав вырезы для шкивов, разделяют и окончательно отделывают. Последовательность изготовления блоков показана на рис. 56.

Юферсы

 

До 1640 г. юферсы имели удлиненную треугольную форму и были почти плоскими. Позднее они стали круглыми и выпуклыми (рис. 57).

По сравнению с треугольными круглые юферсы труднее изготовить вручную. Если возможно, их вытачивают на токарном станке. Диаметры юферсов равнялись половине диаметра мачты, к которой они относились, или были несколько больше.

Чтобы просверлить отверстия в юферсах равномерно, надо изготовить из дерева шаблон одинаковой тол-шины с юферсом и сделать в нем вырез, соответствующий диаметру юферса. Над вырезом укрепляют пластинку жести. В каком-нибудь юферсе

 

как можно точнее просверливают три отверстия, затем эти отверстия переносят на пластинку и просверливают ее.

После сверления первого отверстия положение юферса надо зафиксировать, например с помощью гвоздика. Работа с шаблоном изображена на рис. 58.

Вант-клотни

 

Вант-клотни изготовить несложно. Их отверстия должны быть по величине такими, чтобы трос свободно проходил в них. Внешний диаметр вант-клотня равнялся тройному диаметру отверстия, а длина— внешнему диаметру. Плоским продольным желобком вант-клотень крепили к вантам (рис. 59).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...