Изготовление мачт и прочего рангоута
Для изготовления рангоута выбирают твердое дерево с малым количеством сучков: клен, бук или грушу. Рубанком придают заготовке суживающуюся восьмиугольную форму и округляют ее наждачной бумагой. Шпор делают четырехугольным, он должен точно соответствовать степсу. Четырехугольную форму (на модели английского судна) придают также топу и подгоняют его под эзельгофт. В начале XVII в. реи поднимали при помощи крепких тросов — фалов, по-английски halliards — гарделей, которые на английских судах проходили через шкивы, находившиеся в чиксах. На голландских и других судах эти гардели проводили через эзельгофт. Блинда-стеньгу крепили на бушприте при помощи кницы, укрепленной на ноке бушприта болтами. На эту кницу был насажен эзельгофт, через переднее отверстие которого и проводили блинда-стеньгу. Вулинги
Фок- и грот-мачты, а иногда и бушприт для защиты от поломок укрепляли шлагами тросов — вулингами (рис. 37).
подогнанных один к другому и обработанных по форме мачты. Английские судна имели от 8 до 10 вулингов на грот-мачте и от 6 до 8 — на фок-мачте. Голландские, немецкие и другие суда имели меньше вулингов — 5 или 6. Бизань-мачта, как правило, их не имела. На бушприте вулинги накладывали в следующих местах: один между форштевнем и найтовом, другой приблизительно в 10 футах от нока и между указанными еще 3 или 4 вулинга. Вулинги состояли из нескольких шлагов однодюймового просмоленного троса и имели высоту, равную диаметру мачты. Часто сверху и снизу каждого вулинга на мачту надевали железные бугели шириной около 0,13 высоты вулинга.
Салинги На каждой мачте и на конце бушприта находились салинги, марсы и эзельгофты, которые поддерживали стеньги и служили местом крепления нижних концов вант. Шпор стеньги проходил между лонга-са-лингами, установленными у мачты на чиксах. Стеньга поперечной чекой — шлагтовом — опиралась на лонга-салинги, а у топа мачты удерживалась эзель-гофтом. Устройство стеньги показано на рис. 44. Для изготовления салинга (рис. 38) стараются выбрать дерево потверже, так как он должен иметь В передней части, сверху, бушприт был несколь ко стесан для установки кницы блинда-стеньги. Вертикальное колено этой кницы приблизительно равнялось половине длины топа грот-мачты, другое же колено, укрепленное на бушприте, было таким же или немного длиннее (рис. 39).
Марсы
Обнос вокруг марса поддерживался ребрами, расположенными лучеобразно и равномерно по площадке. На концах ребра имели квадратное сечение со стороной 3 - 4 дюйма. Ребра (количество их — всегда четное число) располагали на расстоянии 1 - 1,5 фута одно от другого, считая по краю площадки. В площадке сверлили несколько овальных отверстий для путенс-вант. Переднее отверстие находилось немного впереди передней кромки нижней мачты, заднее — посередине между этим отверстием и серединой задней половины марса. Остальные отверстия — от одного до трех — равномерно располагались между крайними. Марс блинда-стеньги имел только маленькое отверстие, достаточное лишь для прохода кницы и шпора стеньги. Конструкция марсовой площадки представлена на рис. 41.
Эзельгофты
Эзельгофт английской формы (рис. 42) по длине равнялся половине длины топа мачты, иногда несколько меньше. Ширина его составляла 0,55 длины и высота 0,43 ширины. Вертикальные углы были немного закруглены. Центр квадратного отверстия, предназначенного для топа мачты, находился от задней кромки эзельгофта на расстоянии 1/3 его длины, центр круглого отверстия для стеньги был удален от передней кромки на 0,25 длины эзельгофта. Отметим, что диаметр круглого отверстия был несколько больше половины максимального диаметра мачты.
Кипы и отверстия были предназначены для надежного проведения репа гарделя, имевшего такую же толщину, как и нижние ванты. Эзельгофты на бизани и блинда-стеньге, а также на стеньгах не имели ни кип, ни отверстий, как и эзелъ-гофт на книце кормового флагштока, на которой был установлен железный бугель для крепления штока.
Стеньги и брам-стеньги
Диаметр стеньги в эзельгофте был равен 0,55 — 0,60 диаметра нижней мачты в пяртнерсе. Отношение диаметров брам-стеньг было таким же, как диаметров соответствующих стеньг. Диаметры стеньги и брам-стеньги в салингах составляли три четверти диаметров в эзельгофтах нижней мачты или стеньги. Шпоры стеньг, брам-стеньг, а также флагштоков были квадратными и легко проходили в салингах. Длина шпора составляла четырех- или пятикратную длину диаметра стеньги. Шлагтовная дыра была удалена от шпора стеньги на двойную толщину квадратной части. Над дырой находился шкив-гат с косым желобом и большим шкивом для проводки стень-вынтрепа, служившего для спуска и подъема стеньги. Стеньги под салингами тоже имели шкив-гат со шкивом. Диаметр шкива равнялся диаметру мачты. Через шкив-гат проходил фал для подъема рея, если для этого не употреблялись блоки. Топы стеньг и брам-стеньг были приблизительно на 0.10 длины стеньги короче топов нижних мачт. Крюйс-стеньга
В начале XVII в. стеньга бизань-мачты на английских судах была сравнительно длинной. В 1640 г. крюйс-стеньга достигала 0,66 длины грот-стеньги, а к 1670 г. сократилась до 0,60 и даже до 0,50 этой длины. К 1720 г. она снова увеличивается и достигает 0,70 длины грот-стеньги. Суда других стран большей частью несли более короткие стеньги, длиной, равной 0,50 — 0,55 длины грот-стеньги.
Блинда-стеньга
Блинда-стеньга имела длину от 0,30 до 0,40 длины грот-стеньги и была похожа на брам-стеньгу. Флагштоки
Длины флагштоков, по имеющимся сведениям, были различны. По Корнелиусу ван Ику [22], на грот- и фок-мачтах длина флагштоков составляла 1,14 длины соответствующих брам-стеньг, на бизань-мачте 0,80 и на блинда-стеньге 0,75. По другим же сведениям, длина флагштоков на всех мачтах равнялась половине длины брам-стеньг. Салинги стеньг
Салинги стеньг* в принципе были похожи на салинги нижних мачт и достигали 0,40 длины салингов под марсами; бом-салинги составляли 0,50 длины салингов стеньг. На бизань-мачте салинги были несколько длиннее, чем на грот-брам-стеньге, а на блинда-стеньге имели такую же длину, как и на фор-брам-стеньге. Высота лонга-салингов
Краспицы салингов стеньг были загнуты назад, что обеспечивало большой поворот брам-реев, Эзельгоф-ты стеньг имели такую же форму, как эзельгофты нижних мачт, но были соответственно меньше. Конструкции салингов стеньг показаны на рис. 45. Реи и бизань-рей (бизань-рю **)
Длина грота-рея у малых судов составляла двойную ширину судна, а у больших колебалась от 0,85 до 0,95 длины грот-мачты. Длина фока-рея в начале XVII в. составляла 0,75 длины грота-рея, к 1675 г. она достигла 0,80, а позднее 0,85 — 0,90 этой длины. В 1600 г. марса-реи равнялись половине длины нижних реев. После введения в 1655 г. рифов на марселях к 1680 г. марса-реи удлинились до 0,55 и к 1710 г. до 0,60 длины нижних реев. До 1620 г. брам-реи были очень короткими. Их длина составляла лишь 0,40 длины марса-реев, а в 1640 г. — 0,50. Эту длину они сохранили до конца столетия. Бизань-рю был приблизительно такой же длины, как и фока-реи- Бегин- и, крюйс-реи по длине равнялись соответственно грот-марса- и грот-брам-реям. После удлинения марса-реев длина бегин-рея достигла 0,60 длины грота-рея. Блинда- и бовен-блинда-реи были такой же длины, как бегин- и крюйсель-реи. По Николасу Витсену [21], длина марса-рея составляла 0,52, а блинда-рея — 0,65 длины грота-рея, в то время как Корнелиус ван Ик [22] для тех же реев приводит цифры 0,57 и 0,62. Диаметры реев в средней части составляли 1/4 дюйма на каждый фут длины рея, или 1/48 длины рея, а к нокам уменьшались до 1/3 наибольшего диаметра. Изменение толщины реев происходило по кривой кругового сегмента.
Бизань- и бегин-реи были тоньше: их диаметры составляли 1/4 дюйма на каждые 1,5 фута длины, или 1/72 длины. На нижнем конце диаметр бизань-рея уменьшался наполовину. Пропорции реев и бизань-рея приведены на рис. 46 и 47.
После 1650 г. на передней стороне нижних реев стали устанавливать деревянные крепительные планки — заплечики, чтобы воспрепятствовать скольжению репа и раксов (рис. 48). Планки выполняли или цельными, или из двух половин со щелью посередине. Длина планок варьировалась от 0,10 до 0,13 длины рея, толщина равнялась 0,25 диаметра рея. Лисель-спирты
Лисель-спирты устанавливали перед реями, исключением являются голландские суда. Бугели изготовляли из железных полос, изогнутых в виде восьмерки, причем внешний, ноковый, бугель находился на ноке рея, а внутренний, третной, был сдвинут на V3 половины длины рея. Лисель-спирты имели длину 0,30 — 0,40 длины рея и диаметр их внутреннего конца равнялся 0,02 их длины, а внешнего — вполовину меньше. Выстрелы, на которых были растянуты нижние края ун-дер-лиселей, закладывали гаками за обухи на русленях. Длина выстрелов составляла 0,50 — 0,60 длины марса-лисель-спиртов. Крепление лисель-спирта показано на рис. 49. Блоки
Блоки состояли из корпуса и шкива, вращающегося на железной оси; ось от выпадения предохраняли медные пластинки, укрепленные на щеках корпуса. Для проводки такелажа употребляли блоки разной величины — от трех-, иногда даже четырехфутовых у грот-штага и до трехдюймовых у флаглиня. Различают одно-, двух-, трех- и многошкивные блоки. Их длина находилась в определенном соотношении с диаметром шкива и определялась диаметром троса. Наименьшим из применявшихся был шкив диаметром, равным шестикратному диаметру троса. В основном же диаметры шкивов были в восемь-девять раз больше толщины троса. Таблица дает представление о размерах блоков, употреблявшихся в те времена для тросов различных диаметров. Кроме обычных блоков, имелся ряд их разновидностей, а именно: лонг-такель-блоки — двухшкив-ные блоки со шкивами, расположенными не рядом, а один над другим. Нижний
Очень длинные направляющие блоки топенантов обладали особой формой и были не остроплены, а имели на концах отверстия для крепления шкентеля и коренного конца топенанта (рис. 52). Канифас-блоки имели в щеке щель, чтобы трос можно было заложить в блок, не продергивая. Их применяли, например, для булиней грота (рис. 53).
На модели стропы блоков из-за их малой величины невозможно сплести хорошо,поэтому их имитируют ниткой, обернутой вокруг блока три или четыре раза и перекрученной так, чтобы создавалось впечатление наложенного троса. Концы нитки склеивают. После укрепления блока в петле оставшийся конец сворачивают в кольцо.
Юферсы
Чтобы просверлить отверстия в юферсах равномерно, надо изготовить из дерева шаблон одинаковой тол-шины с юферсом и сделать в нем вырез, соответствующий диаметру юферса. Над вырезом укрепляют пластинку жести. В каком-нибудь юферсе
как можно точнее просверливают три отверстия, затем эти отверстия переносят на пластинку и просверливают ее. После сверления первого отверстия положение юферса надо зафиксировать, например с помощью гвоздика. Работа с шаблоном изображена на рис. 58. Вант-клотни
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|