Покраска мачт, реев и блоков
Нижние мачты до чиксов и бушприт красят коричневой краской. Чтобы облегчить скольжение реев, стеньги покрывают олифой. Соответствующего тона окраски стеньг добиваются, применяя разведенную охру. Чиксы, салинги, эзельгофты, рей и лисель-спирты, а также блоки и юферсы покрывают темно-коричневой или черной краской. Палубу марсов красят в светло-коричневый цвет, а флагштоки — в темно-коричневый. Чтобы предотвратить появление глянца, после окраски мачты и реи натирают воском.
СТОЯЧИЙ ТАКЕЛАЖ
К стоячему такелажу судна относятся штаги, ванты, фордуны, найтов бушприта, перты и пр., т. е. снасти, которые при работе всегда остаются неподвижными. Диаметры тросов стоячего такелажа определялись диаметром грот-мачты в пяртнерсе. Так, диаметр грота-штага — самого мощного троса стоячего такелажа — равнялся 0,166 диаметра грот-мачты, а фока-штага — 0,80 диаметра грота-штага. Диаметры остальных снастей стоячего такелажа приведены в таблице (см. стр. 84). Изготовление такелажа
Перед изготовлением троса одну прядь, образующую трос, желательно выкрасить в черный цвет и хорошо провощить. После скрутки трос слегка подогревают, чтобы воск растопился и стали видны отдельные шлаги.
Найтов бушприта — ватер-вулинг
Толщина троса найтова равнялась 0,37 — 0,40 диаметра грота-штага. Трос петлей охватывал бушприт, проходил отверстие княвдигеда, затем снова над бушпритом, и так восемь — десять раз. В середине тросы пересекались, и на это место ходовым концом накладывалось восемь — десять шлагов. Чтобы найтов не скользил, на бушприте крепили несколько клинообразных планок. Планки были несколько толще троса, а их длина равнялась ширине найтова. Последовательность крепления найтова бушприта показана на рис. 61. Ватер-штаг
Сей-тали
Сей-шкентели на топы мачт накладывали первыми. Чтобы шкентели не перетирались о края лонга-салингов, на последних ставили калвы—деревянные подушки, которые имели длину, несколько большую диаметра мачты, и поперечное сечение в форме четверти круга (см. рис. 38). Сей-шкентели по толщине равнялись вантам. Их, как и ванты, накладывали на топ мачты так, чтобы с каждой стороны вниз спускалось по два конца. У топа на эти концы попарно накладывали бензели, в результате чего образовывались петли; в нижние концы шкентелей вплескивались лонг-такель-блоки или другие двухшкив-ные блоки. Через эти блоки и нижние, которые тоже были двухшкивными, проходили тросы. В стропе нижнего блока находился гак, с помощью которого тали закладывали за рым на русленях. Рым имел свой маленький вант-путенс. Огоны сей-талей и вант были оклетневаны, но на модели этого можно не делать.
Бизань-мачту редко вооружали сей-талями, но если вооружали, то одними на каждой стороне.
Ванты
величине судах континента число вант было приблизительно таким же. При нечетном числе вант на стороне последняя вантина имела большой огон, надетый на мачту, или петлю образовывали при помощи малого огона и кнопа на ванте (на голландских судах). При таком креплении вант с каждой стороны вниз спускался только один конец. Ванты обтягивались талрепами, проходившими через юферсы. Юферс вплескивался в вантину так, чтобы ходовой конец ее находился слева, если смотреть снаружи на судно, следовательно, по правому борту — со стороны кормы и по левому борту — со стороны носа. Один бензель ставили непосредственно у юферса, другой — фута на четыре выше и один — между ними. Нижний юферс был заключен в вытянутое книзу железное кольцо, в которое заходил гак вант-путенса (рис. 65).
Толщина бизань-вант была в два раза меньше толщины грота-вант; юферсы бизань-вант тоже были небольшими: их диаметр приблизительно равнялся диаметру юферсов стень-вант.
Талрепы
конец талрепа обрезают. Все верхние юферсы должны находиться на одной прямой линии, идущей параллельно русленям. Расстояние между юферсами было в два или более раза больше диаметра юферсов. Последний составлял половину диаметра соответствующей мачты. Талреп показан на рис. 66. Чтобы юферсы попарно находились на равных расстояниях один от другого, из проволоки изготовляют скобы. Одни концы скобы вставляют в два отверстия нижнего юферса, другие — в два отверстия верхнего (рис. 67).
После замены проволочных скоб талрепами надо быть осторожным и не обтягивать одну сторону судна полностью, так как вследствие тяги талрепов мачта наклонится в эту сторону, причем тягой с другой стороны этот наклон не всегда удается устранить. Как попеременно накладывали ванты — пару на правый борт, пару на левый, так же обтягивают и талрепы. Не рекомендуется обтягивать ванты при незаведенном штаге, в противном случае вследствие наклона вант к корме мачта наклонится назад. Устранить наклон мачты путем обтягивания штага не всегда возможно, так как при этом задние ванты сильно набьются, а передние ослабнут. Поэтому, прежде чем снять все излишние концы и закрепить их клеем, следует поставить штаг. Штаг и ванты обтягивают совместно. Выбленки
Расстояние между выбленками составляло 15 — 16 дюймов. Их вяжут на вантах из тонких черных ниток слева направо: начинают задвижным штыком, продолжают выбленочными узлами и заканчивают снова задвижным штыком. Выбленки и выбленоч-ный узел показаны на рис. 68. Толщина выбленок составляла около полудюйма. Между вантами они должны иметь слабину. Начало и конец выбленки укрепляют слабо разбавленным клеем, окрашенным в черный цвет. После высыхания клея оставшиеся концы обрезают накоротко. Выбленки вяжут на всех вантах, кроме брам-вант. Вант-путенсы
Штаги
Фока-штаг крепили на бушприте. Для этого использовались обычные или коушеобразные юферсы (рис. 73) и блоки. Юферсы штагов были особенно большими и имели по пять отверстий. Диаметр юферсов составлял 0,70 диаметра мачты. Блоки имели по три шкива, но были и такие, которые имели только отверстия без шкивов. Длина блока составляла 0,80 диаметра грот-мачты. Коушеобразные юферсы представляли собой деревянные коуши, длина которых равнялась диаметру юферсов. До середины XVII в. применялись как блоки, так и юферсы. Позже на судах континента употреблялись только блоки. На английских судах до 1690 г. фока-штаг набивался или обычными, или коушеобразными юферсами. Фока-штаг проходил почти параллельно грота-штагу и составлял как бы продолжение грот-стень-штага. Грота-штаг заканчивался так же, как и фока-штаг. Но имелось и различие: нижний блок грота-штага или нижний юферс был ввязан в длинный строп — краг-штаг, который шел по обеим сторонам фок-мачты. Краг-штаг имел диаметр, равный 0,75 диаметра грота-штага, и представлял собой петлю, проходившую от нижнего блока за фок-мачтой до форштевня. В самом форштевне или в конце у форштевня находилось отверстие для прохода краг-штага. Блоки грота-штага были самыми большими на судне, их длина равнялась диаметру мачты. Штаг набивали с помощью шпиля, поэтому талреп должен был иметь соответствующую длину. После обтягивания талреп укладывали в бухту и подвешивали под нижним блоком штага. На голландских судах талреп удлиняли специальным тросом, который применялся для тяги вант. Если же вместо блоков использовались обычные или коушеобразные юферсы, то они находились между носовым фальшбортом бака и фок-мачтой. Штаг же тогда шел сбоку фок-мачты, большей частью по правому борту. Бизань-штаг был с юферсами или блоками; штаг накладывали на топе нижней мачты бизани на ванты, а внизу крепили у основания грот-мачты на высоте 4 — 5 футов над палубой. Одна или две крепительные апанки на мачте препятствовали скольжению троса вверх. Грузовые тали
Стень-сей-тали
Стоячий такелаж стеньг был таким же, как и такелаж нижних мачт, но только проще. Стень-ванты и шкентели стень-сей-талей были вполовину тоньше нижних вант. На больших английских судах, по-видимому, в течение всего XVII в. сей-тали находились только на грот- и фор-стеньгах, и редко на крюйс-стеньге. В отличие от сей-талей нижних мачт, которые всегда были двойными на больших судах, стень-сей-тали были одинарными. На мачты стень-сей-тали накладывали огонами. Голландские и французские суда имели подобные тали на стеньгах только с последней четверти XVII в. Стень-ванты
Фордуны
Стень-штаги
мачты. Фор-стень-штаг обтягивали сложными талями, имевшими много разновидностей. Фор-стень-штаг-тали даже на однотипных судах проводили различно. В конце XVII в. тали стали несколько проще (рис. 77). Ходовой конец талей фор-стень-штага крепили на утке на нижнем конце бушприта или, реже, на кофель-нагельной планке фальшборта бака.
Во второй половине XVII в. крюйс-стень-штаг посредством юферсов или блоков крепили на грот-марсе или, реже, с помощью талей — на палубе. Имелось несколько разновидностей проводки крюйс-стень-штага, аналогичных проводке и закреплению фор-стень-штага. Как видно из рис. 79, составленного по картинам и моделям того времени, крейс-стень-штаг при проводке к кормовым грота-вантам делили различным образом: чем более ранней постройки судно, тем проводка крюйс-стень-штага, так же как и фор-стень-штага, сложнее. Брам-ванты
Брам-стеньги походили на стеньги, но были короче и тоньше. На каждой стороне брам-стеньги имелась только одна пара вант с юферсами и только очень большие суда имели по три пары вант. Юферсы брам-вант по диаметру были в два раза меньше юферсов нижних вант. В случае установки фордунов последние были такой же толщины, как ванты, и оканчивались или талями, или юферсами, установленными на русленях. Брам-штаги
Брам-штаги не имели мусингов, а накладывались на топы мачт длинными огонами. Фор-брам-штаг шел к блоку на салинге блинда-стеньги и оканчивался талями на марсе блинда-стеньги. Грот-брам-штаг направлялся к блоку укрепленному на длинном стропе под салингом фор-стеньги, и обтягивался талями на фор-марсе. Крепление штага на стеньге при помощи блоков или юферсов наблюдалось реже. Блинда-стень-ванты
Стоячий такелаж блинда-стеньги состоял из вант и бакштага толщиной соответственно 0,16 и 0,20 диаметра грота-штага. Две вантины, а у больших судов три, оканчивались юферсами, такими же, как и юферсы брам-вант. Заметим, что талрепы были вполовину тоньше вант. На марсе юферсы крепились в вант-путенсах, которые в свою очередь закреплялись на бушприте. На рис. 80 изображены марс и вант-путенсы блинда-стеньги.
Блинда-стень-бакштаги
Анапути
Чтобы избежать зацепления марселями за марсы, между передней кромкой марса и штагом устанавливали анапуть. Анапуть состояла из нескольких тросов, закрепленных в просверленном крае марсовой площадки и проходивших через деревянный брусок с отверстиями — анапуть-блок (рис. 127). Анапуть-блок талями крепили к штагу (рис. 82). Перты
БЕГУЧИЙ ТАКЕЛАЖ И ПАРУСА
Бегучий такелаж прямых парусов состоял из тросов, с помощью которых управляли реями: фалов для подъема и спуска реев, ракс-бугелей с талями для подтягивания реев к мачте, топенантов для удержания реев в горизонтальной плоскости или отопливания их, брасов для поворачивания реев, — и тросов, непосредственно обслуживавших паруса. К таким тросам относились: шкоты для растягивания нижних (шкотовых) углов парусов, гитовы, с помощью которых подтягивают шкотовые углы к реям при уборке парусов, гордени для подтягивания парусины к реям, булини для оттягивания наветренного края паруса при крутом ветре и галсы для удержания шкотовых углов спереди. До начала оснастки модели надо тщательно просмотреть соответствующие разделы книги, чертеж парусности модели и план проводки бегучего такелажа (см. приложение III). При этом надо иметь в виду, что на плане парные снасти указаны только на одной стороне: топенанты и брасы — на левой, гитовы, шкоты и булини — на правой. У ходовых концов показано только их направление. Для наглядности вооружение на мачтах приведено раздельно, поэтому все, что изображено у грот-мачты, соответственно относится и к фок-мачте, и наоборот. На фок-мачте показана передняя сторона парусов, на грот-мачте и на блинда-стеньге — задняя, бизань же показана сбоку. Мачты и корпус вытянуты в высоту. Крепление бегучего такелажа показано в приложении IV, где изображена и проводка стоячего такелажа. Бегучий такелаж трехмачтового судна в ХУЛ в. в основном состоял из снастей, перечисленных в таблице.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|