Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Толщина тросов бегучего такелажа (диаметр грота-штага принят за единицу)




 

    Тол-   Тол-   Тол-   Тол-
  Носовая часть щина Фок-мачта шина Грот-мачта шина Бизань-мачта щина
        тросов   тросов    
  Блинд   Фок   Грот   Бизань  
  Блинда-реп   0,40   Фал (реп)   0,50   Фал (реп)   0,50   Фал   0,40  
  Фал   0,18   Гардель   0,35   Гардель   0,35   Лопарь фала   0,20  
  Шкентель браса   0,20   Галсы   0,50   Галсы   0,50   Дирик-фал   0,20  
  Лопарь браса   0,13   Топенанты   0,20   Топенантыы   0,20   Шкоты   0,25  
  Шкоты   0,20   Шкентель браса   0,35   Шкентель браса   0,35   Гордени   0,15  
  Гитовы   0,13   Лопарь браса   0,25   Лопарь браса   0,25   Галс-тали   0,13  
  Гордени   0,13   Шкоты   0,37   Шкоты   0,37          
          Гитовы   0,19   Гитовы   0,19          
          Гордени   0,16   Гордени   0,16          
          Булини   0,20   булини   0,20          
  Бом-блинд   Фор-марсель Грот-марсель Бегин-рей  
  Фал   0.25   Вынтреп   0,50   Вынтреп   0,50   Бегин-реп   0,25  
Лопарь фала   0,13   Фал   0,50   Фал   0,50   Топенанты   0,10    
Топенанты   0,08   Лопарь фала   0,25   Лопарь фала   0,25   Шкентель браса   0,13    
Брасы   0,12   Топенанты   0,13   Топенанты   0,13   Лопарь браса   0,11    
Шкоты   0,20   Шкентель браса   0,20   Шкентель браса   0,20            
Гитовы   0,10   Лопарь браса   0,13   Лопарь браса   0,13            
        Шкоты   0,36   Шкоты   0,44            
        Гитовы   0,22   Гитовы   0,22            
        Гордени   0,19   Гордени   0,19            
        Булини   0.20   Булини   0,20            
  Фор-брамсель Грот-марсель Крюйсель  
    Фал   0,25   Фал   0,25   Фал   0,25    
    Лопарь фала   0,13   Лопарь фала   0,13   Лопарь фала   0,13    
    Топенанты   0,08   Топенанты   0,08   Топенанты   0,08    
    Брасы   0,12   Брасы   0,12   Шкентель браса   0,12    
    Шкоты   0,20   Шкоты   0,20   Лопарь браса   0,08    
    Гитовы   0,10   Гитовы   0,10   Гитовы   0.10    
    Булини   0,10   Булини   0,10   Шкоты   0,20    
                    Булини   0,10    
                                 

 


 

УСТРОЙСТВО ПАРУСОВ

 

Паруса на модели должны как можно больше походить на настоящие.

Реи в начале XVII в. ставили довольно низко, от салинга вниз на расстоянии приблизительно 0,08 — 0,10 длины рея; позднее их стали ставить выше — до 0,06 длины рея. Нижняя шкаторина паруса имела вид дуги, высота которой приблизительно равнялась 0,04—0,05 ширины паруса. Изгиб шкаторины был необходим, чтобы парус не касался штагов или шпрюйтов марса. Ширина паруса была немного меньше длины между ноками рея, а именно: на 2 фута для нижних парусов и на 12 дюймов для брамселей.

Паруса шили вручную из отдельных полос, ширина которых была около 28 дюймов, после наложения кромок расстояние между швами составляло 26 дюймов. При этом было безразлично, шла ли посередине паруса полоса или шов. Для модели паруса изготовляют из тонкого полотна. Верхнюю шкаторину разделяют на полосы так, чтобы по краям, по возможности, не потребовалось добавочных маленьких полосок. Так как в масштабе 1: 50 изготовить паруса из отдельных полос невозможно, то полосы имитируют светло-коричневой нитью, прошивая паруса мелкими стежками на швейной маши-

не. У модели меньшего, чем 1: 50, масштаба отдельные полосы рекомендуется отметить карандашом. Прежде чем выкроить парус из материала, его первоначально вырезают из бумаги и подгоняют по месту.

При выкройке надо иметь в виду запас на кромки и то, что материала надо взять немного больше, так как парус должен быть не плоским, а выпуклым. Этот излишек парусины относительно длины ликтроса должен составлять 1/12 по верху и по низу паруса и приблизительно 1/24 по сторонам. На прямых парусах кромки загибают в сторону кормы, на бизани и стакселях в сторону левого борта. Вид кромок паруса и его крепление на ноке рея показаны на рис. 137.

Ликтрос

 

Ликтрос нижних парусов имел толщину 0,75 диаметра нижних вант, а на марселях был такой же толщины, как их ванты. Другие паруса имели более

слабые ликтросы. Маленькие петли в шкотовых углах образуют из самого ликтроса, кренгельсы на ноках и для шпрюйтов булиней изготовляют из вплесненного в ликтрос более тонкого троса. При масштабе меньшем, чем 1:50, кренгельсов не делают и шпрюйты крепят прямо к ликтросу (рис. 138).

Бонет

 

Бонет подвязывали к парусу посредством петель на верхней шкаторине бонета и отверстий — люверсов — на нижней шкаторине основного паруса. Петли после прохода через люверсы образовывали «цепное» соединение, последняя петля которого крепилась в шкотовом углу основного паруса. После отдачи этого крепления все петли освобождались и бонет снимался (рис. 139).

 

Рифы

 

Рифы на марселях (рис. 140) появились в 1655 г., двойные рифы — после 1680 г. После 1680 г. на нижних парусах стали ставить только рифы, боне-ты же перестали употреблять совсем.

В это же время начали применять рифы и на бизани (рис. 141), но применение бонета на бизани сохранилось еще некоторое время.

В местах крепления рифов на парус нашивали риф-бант. Люверсы, через которые проходили риф-сезни, были укреплены обметкой. На каждую полосу парусины приходилось по два люверса, аналогично и по верхней шкаторине, где их использовали для подвязывания паруса к рею.

ФЛАГИ

 

Для флагов и вымпелов

выбирают наиболее тонкий шелк. На нем можно рисовать акварельными красками, если вместо воды применить жидкий клей, а под шелк подложить промокательную бумагу. Рисунок на шелк переносится при помощи копировальной бумаги. После раскрашивания шелк пропитывают клеем, сушат, а затем вырезают из него флаг и укрепляют его на флагштоке. Флаги выглядят естественней, если их подержать над паром, а затем, придав волнистую форму, высушить.


Таблица для перевода английских футов и дюймов в метры

 

Дюймы Футы                          
Метры          
    0,025   0,051   0,076   0,102   0,127   0,152   0,177   0,203   0,228   0,254   0,279  
  0,305   0,330   0,356   0,381   0,407   0,432   0,457   0,482   0,508   0,533   0,559   0,584  
  0,610   0,635   0,661   0,686   0,712   0,737   0,762   0,787   0,813   0,838   0,864   0,889  
  0,914   0,939   0,965   0,990   1,016   1,041   1,066   1,091   1,117   1,142   1,168   1,193  
  1,219   1,244   1,270   1,295   1,321   1,346   1,371   1,396   1,422   1,447   1,473   1,498  
  1,524   1,549   1,575   1,600   1,626   1,651   1,676   1,701   1 727   1,752   1,778   1,803  
  1,829   1,854   1,880   1,905   1,931   1,956   1,981   2,006   2,032   2,057   2,083   2,108  
  2,134   2,159   2,185   2,210   2,236   2,261   2,286   2,311     2,362   2,388   2,413  
  2,438   2,463   2,489   2,514   2,540   2,565   2,590   2,615   2,641   2,666   2,692   2,717  
  2,743   2,768   2,794   2,819   2,845   2,870   2,895   2,920   2,946   2,971   2,997   3,022  
                             

 

 


* Гельмпортом в настоящее время называется отверстие для баллера руля (прим, перев.).

* В книге, как и в немецком издании, оставлены английские меры. Перевод английских мер в метрические см. в приложении II.

** Т. Шварц [19] приписывает введение пушечных портов, закрываемых крышками, судостроителю Дешаргу (Descharg) из Бреста (1500 г.).

* Х Винтер [20] указывает, что у модели голландскою двухпалубника 1660 г был иной кабаляринг Вместо штер гов он имел мусиш и, за которые крепились съемные ручные стропы

* По Р. Ритмейсру [18], пушки заряжали ядрами, ядрами со штангой или цепями, а также полуядрами, соединенными штангой или цепью. Последние в основном служили для разрушения такелажа. В ближнем бою пушки иногда заряжали несколькими ядрами. Вдаль стреляли картечью, состоявшей из кусков железа.

* 1 амстердамский фут=283мм; 1 фунт=500г.

Отметим, что в литературе нет единого мнения о том какой якорь на судне являлся наибольшим: у Хоккеля — шварт, у К. И. Самойлова (Морской словарь, тт. 1-2,1939—41 гг.) — бухт, у А. Глотова (Изъяснение принадлежностей к вооружению корабля, 1816 г. переиздана в СПб в 1994 г.) — плехт.

Так, Глотов пишет (стр. 155— 156) «шварт запасной якорь, который уау дагликс и бухт на 1/20 легче самого большого якоря плехта, а тот на 1 /10 легче его». В XVIII—XIX вв. воен ные суда России обычно несли 4 становых якоря, а именно на левом борту в носовой части первым дагликс (от немецкого taglich — ежедневный) за ним бухт, на правом борту плехт и той. Последний верповочный якорь иногда заменяли двумя стоп-анкерами. Шварт же (вероятно от немецкого schwer — тяжелый), откуда и названия — швартовы — является запасным.

 

* Der Bonaventuramast вернее — мачта «хороших приключений» (прим, перев.).

* Фока-, грота- и бизань-салинги — салинги, установленные под марсовыми площадками соответствующих нижних мачт (прим, перев.).

* Фор-, грот- и крюйс-салинги, а также фор-бом, грот-бом- и крюйс-бом-салинги устанавливались на топах соответствующих стеньг и брам-стеньг. Иногда в литературе последние салинги называют не бом-, а брам-салингами (прим перев.).

** Бизань-рей в отличие от других реев, висевших горизонтально, подвешивали наклонно под углом 45". Немцы его называли Besanrute, когда все остальные Rah. Поэтому лучше его называть «бизань-рю».

* По-немецки Tausendbein — тысяченожка (прим. перев.).

* Парус в Петровскую эпоху назывался бовен-блинде-зейль или бов-блинда-сейл, где бов —сокращенное boven — наверху, верхний (по-голландски). Позднее произошло изменение «бов» на более привычное для моряков слово «бом» и появилось название бом-блинд. Как будет видно из дальнейшего, правильнее называть бовен-блинд (прим перев.).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...