Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ракс-бугель (тросовый бейфут)




 

Ракс-бугель состоял из двух или трех рядов деревянных шариков — ракс-клотов, надетых на ракс-тросы. Ракс-тросы с одной стороны были собраны вместе и укреплены на рее, вторые же их концы огибали мачту и на другой ее стороне сплеснивались с тросом, который шел на палубу через коуш, укрепленный на рее. Трос оканчивался талями, закрепленными перед мачтой. Тали помогали ослаблять ракс-бугель при спуске рея на палубу. Ракс-клоты двух-или трехрядного ракс-бугеля отделялись один от другого пластинками — ракс-слизами. У трехрядных ракс-бугелей ракс-слизы имели длину, равную диаметру рея, или были еще немного длиннее. Ракс-бугель показан на рис. 85.

 

 

Топенанты

 

Топенанты состояли из талей, расположенных между мачтой и ноками рея; ходовые концы талей шли на палубу. Блоки у мачты при помощи длинных стропов крепили к петле штага, блоки же у ноков рея на английских судах были остроплены совместно с блоками марсель-шкотов. На голландских судах и судах других морских держав континента верхние и нижние блоки топенантов были особой формы, длина их составляла 1,75 диаметра рея.

В конце XVII в. верхние блоки крепили под эзель-гофтом или в обухах на нем. Толщина топенантов составляла 0,40 толщины грота-вант, а их шкентелей 0,50 толщины вант. На рис. 86 приведены английская и голландская схемы проводки топенантов.

 

Брасы

 

В течение всего XVII в. проводка нижних брасов не изменялась. Шкентели брасов начинались огонами у заплечиков ноков рей. Длина шкентеля составляла 0,40 длины рея, а его толщина 0,70 толщины грота-вант. В нижнем конце


шкентеля находился одношкивный блок, длина которого составляла 0,66 диаметра рея. Блок огоном удерживался на стопорном кнопе шкентеля. Через этот блок пропускался ходовой конец браса. Коренной конец фока-браса крепился на грота-штаге. Несколько ниже места крепления на штаге находились два направляющих блока, через которые ходовые концы брасов проходили на палубу, где их крепили у бортов на малых кнехтах (рис. 87). Толщина ходового конца браса составляла половину толщины вант.

Коренной конец грота-браса крепился в рыме на внешней стороне борта рядом с транцем. Несколько выше этого места, у релинговых стоек, находился направляющий блок. Иногда это был просто врезанный в фальшборт шкив, через который проводили ходовой конец. Этот конец крепили затем на бортовом кнехте. Проводка грота-браса изображена на рис. 88.

Шкотовые углы

 

В нижних углах паруса — шкотовых углах — находились блоки шкотов и гитовов, а у нижних парусов — и блоки галсов. Галсы имели такую же толщину, как и ванты, шкоты — 0,75 толщины вант и гитовы — 0,50 толщины шкотов. Длина блока шкота равнялась диаметру рея, а блока гитова — около 0,66 диаметра рея. Два блока крепили в огоне шкотового угла паруса при помощи стропов, а галс — посредством стопорного кнопа. Если парус нес добавочный парус — бонет, то блоки шкотов были легкосъемными. В этом случае строп шкотового блока имел два конца, из которых один оканчивался огоном, а другой — клевантом. На рис. 89 показаны два варианта блока шкотов для паруса без бо-нета и с бонетом.

Гитовы

 

Коренной конец гитова крепили на рее на расстоянии 1/3 половины длины рея плюс 2 фута, считая от середины рея к ноку. Далее гитов шел через блок в шкотовом углу, возвращался обратно к блоку на рее, по величине такому же, как и блок в шкотовом углу, и расположенному ближе к середине рея на 2 фута, чем место крепления коренного конца; затем гитов проходил через длинный вант-кло-тень, принайтовленный к вантине посередине ее высоты, и оканчивался на релингах бака около передних вант, где его и крепили.

Галсы

 

Простейшую проводку имели галсы. От шкотового угла галсы через направляющее устройство шли внутрь судна. Там их крепили на бортовом кнехте. В начале XVII в. направляющее устройство у фока-галсов состояло из бруса с двумя отверстиями на конце, укрепленного на княвдигеде гальюна. Около 1630 г. под княвдигедом устанавливают «очки» с двумя отверстиями. В середине столетия гальюн становится все более крутым и поэтому отверстия просверливают в самом княвдигеде. На английских же судах между гальюнными регелями была укреплена доска с отверстием, через которую и проходил галс. Изменение проводки фока-галсов с 1600 по 1690 г. показано на рис. 90.

Для грота-галса первоначально в борту устанавливали только деревянные плиты — галс-клампы, через отверстия которых и проходили тросы. Позже перед галс-клампами стали размещать вертикальные балки с отверстием или шкивом, чтобы галс перед

входом в галс-кламп имел меньший излом. Во второй половине XVII в. галс-клампы украшали вырезанными львиными или дельфиньими головами.

Шкоты

 

Фока-шкот крепили на борту в рыме, установленном на бархоуте под портами верхней палубы, несколько впереди грота-русленей. После блока фока-шкот через шкивгат со шкивом в борту, расположенный несколько выше и позади места крепления рыма, проходил внутрь судна. Коренной конец грота-шкота крепили в рыме на бархоуте над верхней палубой, несколько впереди галереи. От блока шкота грота-шкот через шкив-гат шел внутрь судна. Иногда перед шкив-гатом трос проходил через направляющий блок. Проводка фока- и грота-шко-тов приведена на рис. 91.

 

Булини

 

Фока-булини проводили к блокам, укрепленным на бушприте около фока-штага, и оттуда — к кофелъ-нагельной планке бака, где их и крепили. Грота-булини вначале тоже шли к бушприту, который в те времена был очень крутым.

Около 1625 г. блоки для проводки грота-булиней устанавливают на кормовых вантах фок-мачты или на кормовых ре-лингах бака. После 1660 г. грота-булини проводят к большому канифас-блоку у пяртнерса фок-мачты (рис. 92).

В начале XVII в. число шпрюйтов у булиней было очень велико, впоследствии оно уменьшалось до двух или трех шпрюйтов на фоке и трех на гроте. Шпрюй-ты проходили через вллесненные огоны или коуши и реже через маленькие блоки. Толщина булиней составляла около 0,40 толщины соответствующих вант, а их шпрюйты были немного тоньше. Крепление шпрюйтов булиней приведено на рис. 93.

Гордени

Различают бык- и нок-гордени. В то время как бык-гордени крепили к нижней кромке паруса — нижней шкаторине, нок-гордени крепили к боковым шкаторинам по одному или по два на каждой стороне паруса.

В начале XVII в. нок-гордени прикреплялись к боковым шкаторинам с помощью многочисленных шпрюйтов (рис. 94). Нок-гордени проходили с передней и задней сторон паруса, над реем раздваивались и каждый конец шпрюйтами прикреплялся к шкаторине. После ] 650 г. сложные гордени вытесняются простыми. Последние на английских судах состояли из одного или двух тросов, прикрепленных к кренгельсам у шкаторины и проведенных на палубу через направляющие блоки на рее и под марсом. На судах стран континента нок-гордени у рея проходили не через блоки, а через шкивы, установленные с передней стороны рея.

Особенности проводки нок-горденей на английских судах показаны на рис. 95.

Бык-гордени крепили к нижней шкаторине паруса и через блоки на рее проводили к блокам, укрепленным на штаге или на краспицах под марсом. Оттуда гордени через вант-клотни, принайтовленные к вантам, шли к кофель-нагельной планке, где их и закрепляли.

Толщина бык- и нок-горденей составляла приблизительно 1/3 диаметра грота-вант, иногда гордени были еще тоньше.

Марсели и брамсели

Стень-вынтрепы

 

Чтобы стеньгу можно было поднимать или опускать, применялся стень-вынтреп. Коренной конец его гаком заводился за рым, находившийся на нижней стороне эзельгофта. Затем трос проходил через шкив-гат со шкивом в шпоре стеньги и через большой блок, подвешенный за гак во втором рыме, установленном напротив первого, шел вниз под верхнюю палубу и далее через четвертый шкив кнехта на шпиль.

Большие суда с очень тяжелыми стеньгами имели два стень-вынтрепа и два блока. Стень-вынтрепы вплескивались в стропы блоков, проходили через шкив-гаты в шпоре стеньги, затем через противолежащие блоки и шли под палубу (рис. 96) Диаметры стень-вынтрепа и грота-вант были одинаковыми. На модели стень-вынтрепы можно не проводить, так как они использовались лишь в особых случаях.

Марса-фалы (драйрепы)

 

В начале XVII в. коренной конец фор-марса-фала крепили на фор-марса-pee. От рея драйреп через шкив в чиксе или шкив-гат со шкивом в стеньге шел к талям. Коренной конец талей при помощи многочисленных шпрюйтов был закреплен на грота-штаге; посредством же шпрюйтов к грота-штагу прикрепляли блок, через который проходил ходовой конец талей. От направляющего блока на штаге конец шел на палубу (рис. 97).

Грот-марса-фал между реем и стеньгой имел тали, ходовой конец которых был проведен на палубу. На судах с малыми марселями блоки у рея не устанавливали и драйреп крепили непосредственно к рею (рис. 98).

В течение большей части XVII в. на английских судах фал проходил через шкив-гат со шкивом под салингом и оканчивался блоком. Через этот блок проходил мантыль, коренной конец которого крепили у борта, а другой проводили к талям, закрепленным при помощи гака на другом борту. Ходовой конец

талей закрепляли там же. Драйреп по толщине был таким же, как и грота-ванты, мантыль составлял две трети, а лопарь талей половину толщины грота-вант. На рис. 99 изображены простой и двойной марса-фалы английской проводки.

Большие суда имели двойные фалы с одним двух-шкивным или двумя одношкивными блоками на рее и мощными талями, заложенными гаками на русленях с обеих сторон мачты.

Суда, кроме английских, после 1660 г. имели фал, проведенный через шкив-гат со шкивом в стеньге. Фал заканчивался лонг-такель-блоком или другим двухшкивным блоком. Этот блок вместе с блоком, установленным на кормовой краспице, составлял тали, ходовой конец которых шел на палубу (рис. 100).

Большие суда континента тоже имели двойные марса-фалы, которые, как и репы на нижних мачтах, свисали за мачтой петлей. Эта петля проходила через двух- или трехшкивный гардель-блок. Второй двойной блок крепили на краспице мачты. Гардель проходил между этими блоками и заканчивался талями, установленными за мачтой. На стеньге же реп проходил или через шкивы в чиксах, или через блоки.

 

Брам-фалы

 

Брам-фалы были такими же, как фалы марса-рея, только тоньше. Фор-брам-фал проводился к грот-стень-штагу. Около 1660г. стали применяться более простые брам-фалы. От рея реп проходил через шкив-гат со шкивом в брам-стеньге и заканчивался одно- или двухшкивными талями, укрепленными на краспице стеньги, ходовой же конец талей шел на палубу (рис. 101).

Ракс-бугели

 

Ракс-бугели марса- и брам-реев были проще, чем ракс-бугели реев нижних мачт. Так как стеньги по всей длине были почти одного диаметра, то растравливать ракс-бугели не требовалось. Ракс-бугели верхних реев состояли из двух рядов ракс-клотов, которые крепили на рее с обеих сторон мачты.


Топенанты

 

Топенанты марса-рея были похожи на топенанты нижних реев, но были несколько тоньше. Иногда, и особенно на английских судах, топенанты одновременно служили в качестве шкотов для брамселей. В этом случае их крепили в шкотовых углах брамселя, проводили через одношкивные блоки у ноков марса-рея, а затем через блоки на длинных стропах под салингом на палубу. Если же брамсели были очень маленькими, то ходовые концы закрепляли на марсе. Большей частью топенанты имели толщину, равную половине толщины стенъ-вант.

Брам-топенанты были очень простыми. Их крепили под бом-брам-эзельгофтом, проводили через блоки на ноках рея и под бом-салингом. Ходовые концы крепили на марсе.

Брасы

 

Фор-марса-брасы были аналогичны фока-брасам, но проводились к грот-стень-штагу. На палубу они шли через направляющий блок на грота-штаге или через блок под ворстом на кормовой фока-вантине, как показано на рис. 102.

Фор-брам-брасы шли таким же путем, но проводились к грот-брам-штагу. На малых судах брасы были закреплены огонами непосредственно на ноках реев. Направляющие блоки устанавливались на стень-штаге или кормовой стенъ-вантине на расстоянии от салинга, приблизительно равном одной трети длины стень-вант (рис. 103).

Коренные концы грот-марса-брасов крепились на носовой крюйс-стень-вантине под ворстом. Блок ходового конца находился на той же вантине, только на несколько футов ниже. Шкентели брасов имели длину, равную примерно половине длины соответствующих реев.

Грот-брам-брасы от огона крюйс-стенъ-штага шли к блокам шкентелей на рее, затем к блокам на длинных стропах под крюйс-салингом и далее на палубу.

Шкоты

 

Толщина марса-шкотов составляла 0,90 диаметра нижних вант. Коренные концы шкотов с помощью больших стопорных кнопов крепили в огонах шкотовых углов паруса. Там же крепили и строп блока гитова (рис. 104).

Шкоты через блоки на ноках нижних реев (см. рис. 86) и через направляющие блоки на тех же реях шли к кнехтам перед мачтами, где их и крепили. Кнехты имели шкив-гаты со шкивами, что позволяло при тяге шкотов использовать на палубе необходимое число людей. Толщина брам-шкотов составляла половину толщины марса-шкотов; их проводки были аналогичные. Большей частью брам-шкоты крепили на битенге.


Гитовы

 

Коренной конец марса-гитова крепили на марса-рее, на расстоянии от стеньги, равном 1/3 половины длины рея плюс 2 фута. Пройдя через блок в шкотовом углу, гитов возвращался обратно к блоку на рее, установленному на 2 фута ближе к стеньге, чем место крепления коренного конца. От рея гитов через отверстие в палубе марса и через вант-клотень шел к кофель-нагельной планке, где его и крепили. Шкотовый угол паруса с марса-шкотом и марса-гитовом изображен на рис. 104.

Брам-гитовы большей частью представляли собой простые тросы, укрепленные в шкотовых углах брамселей. Их проводили через блоки на рее и далее на палубу, как марса-гитовы, или на марс. На больших судах брам-гитовы, как и марса-гитовы, заводили двойными. Они, соответственно меньшей площади парусов, были тоньше.

Булини

 

Грот-марса-булини к боковой шкаторине паруса в основном крепили четырьмя шпрюйтами, фор-марса-булини — тремя. Верхний шпрюйт находился приблизительно посередине боковой шкаторины, другие же равномерно распределялись от середины до шкотового угла (рис. 105).

Фор-марса-булини проходили через два блока на фор-стень-штаге, установленных приблизительно на высоте фор-марса, и через два блока на бушприте между фока- и фор-стень-штагами. Дальнейшая проводка булиней была различной: иногда они прямо шли к кофель-нагельной планке носового фальшборта, иногда же предварительно проходили через направляющую деревянную обойму на бушприте, показанную на рис. 106.

После 1660 г. булини стали пропускать через направляющие блоки найтова бушприта *, расположенные по обеим сторонам найтова (рис. 107).

В конце XVII в. булини проводили через два крайних шкива трехшкивного блока на бушприте, через средний шкив которого проходил ходовой конец талей фор-брам-штага.

Грот-марса-булини пропускали на палубу или через два направляющих блока на грот-стень-шта-ге, расположенных ниже блоков фор-марса-брасов, или через двухшкивный блок под фор-марсом, или через два блока, укрепленных на огоне фока-штага. Заметим, что марса-булини были в 2, а шпрюй-ты в 3 раза тоньше шкотов.

 

Фор-брам-булини имели такую же проводку, как и фор-марса-булини, но их направляющие блоки были укреплены на фор-брам-штаге. От фор-брам-штага булини через два блока у вант блинда-стеньги и направляющие блоки на бушприте шли на бак.

Грот-брам-булини проводили через два блока на грот-брам-штаге и через два направляющих блока с длинными стропами под фор-бом-салингом. Затем они шли или на палубу, или крепились на фор-марсе. Брам-булини к парусу прикреплялись двумя или тремя шпрюйтами, толщина брам-булиней составляла половину толщины марса-булиней.

Гордени

 

Возможно, что в начале XVII в. некоторые суда имели шпрюйты на горденях марселей. После же 1640 г. на всех судах применяют только простые нок-гордени на марселях. Нок-гордени проходили через блоки, закрепленные на драйрепе над реем, и за реем шли на палубу (рис. 108). Спустя - 30 лет нок-гордени стали проводить через блоки на рее и огоне штага. Иногда направляющие блоки крепились на салинге.

Бык-гордени, по-видимому, начали входить в употребление только после 1660 г. Их пропускали через блоки, прикрепленные к огону штага несколько впереди и ниже блоков, предназначенных для проводки нок-горденей.

Брамсели не имели ни бык-, ни нок-горденей.

Риф-тали

 

После введения рифов на марселях потребовалось подбирать парус к рею, чтобы можно было вязать риф-сезни. Для этой цели на ноках рея были сделаны шкив-гаты со шкивами, через которые проходили риф-шкентели. Шкентель вплескивался в крен-гельс — петлю на ликтросе паруса, проходил через шкив-гат на ноке и заканчивался талями, укрепленными на раке-бугеле рея. Ходовой же конец талей проводили к марсу и там крепили на путенс-вантах юферсов. Проводка риф-талей приведена на рис. 109.

В конце XVII в. на голландских судах вместо шкив-гатов на ноках реев стали применять блоки и вместо талей на раке-бугеле — блок на риф-шкентеле и тали с мантылем. Коренной конец мантыля крепили на топе мачты выше вант и пропускали к марсу через блок риф-шкентеля и блок с длинным стропом под салингом стеньги. Риф-тали на голландском судне изображены на рис. 110.

 

Блинд

 

В течение всего XVII в., а также значительно позднее суда под бушпритом несли прямой парус — блинд. С 1600 по 1730 г. на судах имелся еще один прямой парус — бом-блинд*, который устанавливался на блинда-стеньге. В то время все большие суда и большинство малых имели блинда-стеньгу. Стаксели — паруса на штагах стали применять только с 1650г.

В принципе блинд был похож на другие прямые паруса. Рей подвешивали на бушприте на раке-бугеле или на петле — блинда-репе. Имелись фал и топенанты. Поворачивали рей блинда-брасами, парус ставили с помощью шкотов. Для уборки паруса служили гитовы и гордени.

Ракс-бугель

 

В начале XVII в. блинда-рей подвешивали на раке-бугеле, который, как и ракс-бугели на марса-реях, состоял из двух рядов ракс-клотов, но его, как и ракс-бугели нижних реев, можно было растравливать. Судя по изображениям того времени, рей при уборке паруса поворачивали на 90° и ставили вдоль бушприта. При расположении блинда-рея между фока- и фор-стень-штагами места для движения рея по бушприту было немного, что и вынудило впоследствии отказаться от ракс-клотов. Рей стали подвешивать на блинда-репе — петле из троса, толщина которого равнялась толщине фока-вант или была немного меньше. На рис. 111 показано, как вяжет ся блинда-реп.


Фал

Ходовой конец талей блинда-рей-фала выходил из лонг-такель-блока или, при больших реях, — из обычного двухшкивного блока, закрепленного в обухе на ноке под бушпритом. В горой блок талей с помощью петли крепили на рее. Толщина фала была несколько меньше половины диаметра фока-вант (рис.112).

Блинда-топенанты

 

Блинда-топенанты были или глухими (рис. 113) — неподвижными, или бегучими (рис. 114) — подвижными. Глухие топенанты состояли из талрепов с юферсами на рее и с юферсами на длинных стро-пах,закрепленных на бушприте. Юферсы на рее были укреплены не на ноках, а посередине половины длины рея.

Бегучие топенанты на рее крепили в тех же местах. Они состояли из талей по обеим сторонам бушприта, один блок которых закрепляли на рее, а другой — в обухе на ноке бушприта.

Блинда-брасы (трисы)

 

Блинда-брасы имели такую же проводку, как и фор-марса-брасы. От доков реез шли шкентели, длиной, приблизительно равной 1/4 длины рея. Шкентели имели остропленные блоки, длина которых составляла 2/3 диаметра рея. Коренные концы брасов были закреплены на фока-штаге почти посередине между баком и марсом. Несколькими футами выше места крепления коренных концов размещали направляющие блоки. От фока-штага брасы проходили через блоки шкентелей, возвращались к направляющим блокам на штаге и шли к блокам на бушприте рядом с найтовом или к блокам на верхнем регеле гальюна на бак, где их и крепили. Характерная проводка блинда-брасов показана на рис. 115. Диаметр шкентеля браса был равен половине диаметра фока-вант, иногда несколько меньше. Брасы были в 3 раза тоньше вант.


Шкоты

 

Блоки шкотов при помощи коротких или длинных стропов непосредственно присоединяли к шкотовым углам паруса. Иногда для крепления блоков использовали длинные шкентели. Коренной конец блинда-шкота крепили на передней части фока-рус-леней, ходовой же конец проводили от паруса на бак или верхнюю палубу.

При иной проводке ходовой конец блинда-шкота шел через шкив-гат со шкивом в борту, несколько ниже шкив-гата для фока-шкота. В этом случае коренные концы шкотов блинда и фока крепили в одном рыме, расположенном ниже и впереди упомянутых шкив-гатов (рис. 116).

Длина блока шкота равнялась диаметру рея. Шкоты были несколько толще, чем блинда-фал. При наличии шкентелей в шкотовых углах их толщина составляла 2/3 диаметра фока-вант.

Гитовы

 

Гитовы на блинде проводились так же, как и на других прямых парусах. Они были примерно в три раза тоньше фока-вант. Коренной конец гитова крепился на рее, проходил через блок в шкотовом углу, направлялся обратно к рею и оттуда через направляющий блок к кофель-нагельной планке на гальюне или на баке (рис. 117).

На малых блиндах гитов крепился в шкотовом углу, затем он шел к направляющему блоку на рее. Блоки гитов имели длину около 2/3 диаметра рея.

Гордени

 

Блинд имел гордени только на нижней шкатори-не, так называемые бык-гордени. В начале XVII в. бык-гордень, по-видимому, шел от середины нижней шкаторины через блок на рее и далее на бак. При двойных бык-горденях блоки подвешивали к реям на блинда-репе, а ходовые концы крепили на баке или гальюне.

Гордени были в три раза тоньше фока-вант.


Бом-блинд

 

Такелаж блинда-стеньги был аналогичен такелажу брам-стеньг.

Ракс-бугель имел один или два ряда клотов; фал бовен-блинда-рея проходил через шкив-гат со шкивом под салингом, реже через блок, и оканчивался простыми или двухшкивными талями, нижний блок которых был закреплен на задней краспице марса. Ходовой конец талей крепили на краспице или утке на книце блинда-стеньги, реже его проводили на бак.

Проводка бовен-блинда-фала показана на рис. 118.

Рис. 118. Бовен-блинда-фал

Топенанты

 

Хотя бом-блинд был невелик, рей большей частью вооружали двойными топенантами. Их коренные концы крепили под эзельгофтом, затем проводили к блокам на ноках рея, возвращали к салингу, далее направляли к марсу и закрепляли на нижних юферсах.

Брасы

 

Коренные концы бовен-блинда-брасов закрепляли на фока-штаге несколько выше, чем шпрюйты бакштагов блинда-стеньги. Затем брасы проходили через блоки с длинными шкентелями, укрепленные на ноках, возвращались к направляющему блоку на фока-штаге, установленному несколько ниже места крепления коренных концов, и через второй направляющий блок, расположенный на бушприте выше найтова, проходили к уткам на бушприте за направляющей обоймой, где их и крепили; иногда брасы закрепляли на баке (рис. 119).

Реже брасы представляли собой простые тросы, которые от ноков рея шли к направляющему блоку на штаге.

Шкоты

 

Шкоты бом-блинда от шкотовых углов паруса проводили через блоки на ноках блинда-рея к блокам, подвешенным на обеих сторонах блинда-репа. От этих блоков шкоты шли или прямо к ко-фель-нагельной планке в носовой части фальшборта бака, или предварительно проходили через направляющую обойму на бушприте. При иной проводке бовен-блинда-шкоты заменяли топенантами блинда-рея.

Гитовы

 

Гитовы бом-блинда были проведены так же, как и гитовы блинда, — коренные концы гитовов крепили на рее. Реже их закрепляли в шкотовых углах паруса и затем направляли к блокам на рее. Большей частью гитовы оканчивались на марсе блинда-стеньги.

Бизань и крюйсель

 

В отличие от фок- и грот-мачт с прямыми парусами, бизань-мачта имела латинский треугольный парус — бизань и лишь один маленький прямой парус — крюйсель. Последний был похож на брамсели передних мачт.

Бизань подвешивали на рее, укрепленном таким образом, что его задний нок круто задирался вверх, а передний находился на высоте всего нескольких футов над палубой. Ракс-бугель был двух- или трехрядным, а фал походил на фалы марса или брам-рея. Верхнюю часть рея (топ) поддерживала сложная снасть — дирик-фал, передним же концом управляли с помощью галс-талей. Бизань-рей подвешивали сбоку и в зависимости от требуемого положения паруса путем растравливания ракс-бугеля и перетягивания галс-талей поворачивали за мачтой, что позволяло устанавливать парус на подветренную сторону. По некоторым же картинам можно полагать, что бизань-рей не поворачивался, а всегда висел на одной стороне мачты, чаще всего на правом борту.

Ракс-бугель

Ракс-бугель (рис. 120) должен был легко распускаться, так как при каждом повороте рея его растравливали. Ракс-бугель имел два или три ряда кло-тов, охватывавших мачту и фал.

Обогнув мачту, ракс-тросы клотов сплетались в два конца; на одном конце троса был укреплен блок, через который проходил второй конец, заканчивавшийся за мачтой талями.

Иногда вместо блока на тросе ракс-бугеля ставили юферс, через отверстия которого и проходили ракс-тросы клотов (рис. 121).

Фал (драйреп)

 

Драйреп бизань-рея проходил через шкив-гат со шкивом под марсом бизань-мачты в направлении от кормы к носу и далее к одношкивному блоку. Лопарь талей шел от стропа этого блока к двухшкивно-му кнехту, установленному перед мачтой, и снова к блоку. Затем ходовой конец талей направлялся через второй шкив кнехта и тянулся горизонтально. Фал закреплялся на кнехте (рис. 122). Иногда фал проводился только через блоки. В этом случае за мачтой на краспице между лонга-салингами подвешивался двухшкивный блок, который вместе с одношкивным, укрепленным на рее, образовывал тали. Коренной конец талей крепился на нижнем блоке, а ходовой конец был направлен ко вторым талям, закрепленным на палубе гаком в рыме (рис. 123).

Фал был такой же толщины, как и бизань-штаг, а лопарь — в два раза тоньше последнего. Блоки фалов были несколько больше диаметра бизань-рея.

Дирик-фал

 

До 1625 г. дирик-фал пропускали над бизань-мачтой к блоку, укрепленному на шкентеле под салингом грот-стеньги, а оттуда — к направляющему блоку на марсе бизани и далее на палубу.

Иногда проводка дирик-фала была более простой — его прикрепляли к рею несколькими шпрюй-тами(рис. 124).

При сложной проводке дирик-фал присоединяли к рею одной или двумя анапутями, состоящими из шести — восьми шпрюйтов каждая (рис. 125).

Когда длина крюйс-стеньги увеличилась, дирик-фал стали проводить к блоку под салингом крюйс-стеньги, а оттуда с помощью талей на палубу (рис. 126).

Дирик-фал-анапуть

 

Шпрюйты на рее крепили с помощью длинной планки, установленной на том же рее. Они проходили через отверстия планки и оканчивались кнопами. Шпрюйты оттягивались посредством анапуть-блока, такого же, как и на анапутях нижних штагов. Схема крепления анапути дирик-фала представлена на рис. 127.

Галс-тали (писподы)

 

Галс-тали, или писподы, представляли собой тали, коренные концы которых крепились к кормовым вантам грот-мачты. На нижнем конце бизань-рея находился обух с двумя остропленными блоками, через

которые проходили лопари галс-талей. Затем лопари через направляющие блоки, подвешенные несколько ниже места крепления коренных концов, шли или к кофель-нагельной планке, или к маленькому кнехту, где и крепились (рис. 128). Иногда блоки присоединяли непосредственно к рею. Лопари галс-талей были в два раза тоньше вант бизань-мачты.

Шкоты

 

Бизань имела только один шкот, вернее шкот-тали, закрепляемые в кормовом шкотовом yrjry паруса. Если парус нес бонет, то тали крепили к нему. Нижний блок талей заводили за рым, укрепленный на книце флагштока. Малые суда имели одношкив-ные тали, большие — двухшкивные. Крепление бизань-шкота показано на рис. 129.

Толщина лопаря талей приблизительно равнялась толщине бизань-вант; длина блоков составляла 3/4 длины блоков фала. В начале XVII в. на четырех-мачтовых судах бизань на бонавентур-мачте выходила далеко за транец судна. В этом случае шкот-тали устанавливали на ноке выстрела.


Гордени

Бизань не имела гитовов, а имела только небольшое число горденей, охватывавших парус с обеих сторон. Гордени крепили к нижней и задней шкато-ринам паруса.

Уже в начале XVII в. на горденях стали применять шпрюйты, которые, как и шпрюйты на парусах передних мачт, над реем соединялись и шли к блоку на крюйс-стеньге или к блоку под марсом бизань-мачты. На нижней шкаторине применяли гордени, прикрепляемые к ликтросу двумя или тремя шпрюйтами (рис. 130).

Около 1650 г., а возможно немного раньше, сложные гордени вышли из употребления и были заменены простыми. Последние шли от кренгельсов нижней и боковой шкаторин через блоки, равномерно установленные на рее по обеим сторонам паруса. Обычно на рее устанавливали пять или шесть гордень-блоков (рис. 131). Ходовые концы горденей крепили или прямо на кофель-нагельных планках, или, главным образом, на английских судах в конце столетия, их проводили через направляющие блоки к кормовым вантам грот-мачты. Иногда гордени, особенно прикрепляемые к задней шкаторине, соединяли вместе, чтобы уменьшить число ходовых концов.

Галсы

 

Если бизань имела бонет, то последний снабжали галсом, чтобы бизань можно было поставить. Для малых парусов в качестве галсов было достаточно простого троса со стопорным кнопом, но для больших требовались одно- или двухшкивные тали, которые ввязывали в галсовый кренгельс бонета; другой же конец талей крепили в рыме на палубе за грот-мачтой (рис. 132). Бонеты на бизани были упразднены около 1680 г.

 


«Верхняя» бизань

 

Прямые паруса на бизань-мачте появились после 1610 г. На немногих изображениях показан еще один косой парус — «верхняя» бизань, однако ее проводка неизвестна. Можно полагать, что она была

похожа на проводку бизани. Вероятно, фал проходил через шкив-гат со шкивом в топе стеньги или через блок, дирик-фал шел к грот-мачте, шкот — к топу бизань-рея и галс или галс-тали — к марсу. Схема такой проводки показана на рис. 133.

Крюйсель

 

Бизань-мачта имела только один прямой парус — крюйсеяь. Расположенный под ним бегин-рей паруса не имел, так как его место занимала бизань. Крюйсель был похож на брамсель грот-мачты, только его брасы шли в нос, а не в корму.

Бегин-рей

 

Бегин-рей был подвешен на мачте наглухо. К середине рея прикреплялся одношкивный блок, через который проходил трос, огибавший мачту и оканчивавшийся на лонга-салингах. Этот трос имел такую же толщину, как и бизань-ванты; на одном конце троса находился огон, через который пропускался второй конец троса и двумя бензелями крепился на себя (рис. 134).

Так как бетин-рей спускали лишь в исключительных случаях и только с помощью вспомогательных талей, бугель у него не имел ракс-клотов.

Топенанты

 

По этой же причине бегучие топенанты на бегин-рее были излишними. В начале XVII в. крюйсель-шкоты служили и как топенанты. В 1640 г., или немного раньше, проводка топенантов была аналогична проводке топенантов марса-реев. После 1670 г. бегучие топенанты были заменены глухими, похожими на топенанты блинда-рея и тоже закрепляемыми на некотором расстоянии от ноков. Топенанты крюй-селя крепили на марсе бизань-мачты. Они походили на топенанты брамселя.


Крюйсель-фал

 

Большей частью крюйсель-фал шел через шкив-гат со шкивом под салингом и набивался талями, укрепленными на краспице марса. Конец талей крепился или на борту вблизи вант, или рядом с мачтой.

Шкоты

 

Шкоты проходили через блоки на ноках бегин-рея и через блоки посередине рея шли на палубу.

Гитовы

 

Проводка гитовов крюйселя была такой же, как и гитовов брамселя.

Брасы

Брасы бегин- и крюйсель-реев (или крюйс- марса-рея) проводили по-разному. Иногда их направляли к носу, иногда к корме — твердых правил не было. На английских судах с 1640 по 1720 г. брасы бегин-рея проводили к грота-вантам, крюйсель-рея — через топ бизань-рея.

Шкентели брасов крепили на бегин-рее вблизи топенантов или на ноках рея. Коренной конец шел от кормовой вантины грот-мачты через блок шкентеля браса и от гуда к направляющему блоку, укрепленному на вантине посередине ее высоты несколько ниже места крепления коренного конца. Ходовой конец крепили около вантины. Толщина шкентелей бегин-брасов равнялась половине толщины бизань-вант, толщина браса — 0,37 и длина блоков — 0,66 диаметра рея.

Шкентели крюйсель-брасов на ноках рея крепили огонами, а свободные концы шкентелей снабжали блоками длиной 0,66 диаметра рея.

Коренной конец крюйселъ-браса крепили на топе бизань-рея, затем он проходил через блок шкентеля, снова возвращался к бизань-рею и, пройдя направляющий блок, расположенный несколько ниже места крепления коренного конца, шел на палубу, где его крепили на рели

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...