Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5. Бюджетный процесс 109. ■\ \ 0 II. Централизованные государственные и территориальные финансы




5. Бюджетный процесс                                                                                   109

При формировании бюджета расходные обязательства разделя­ются на действующие и принимаемые, что позволяет:

(1) существенно упростить и ускорить процедуру составления и рассмотрения бюджета в части, касающейся исполнения действующих обязательств, сосредоточив процесс подготов­ки и рассмотрения бюджета в основном на принимаемых обязательствах, отражающих цели и приоритеты государст­венной политики;

(2) поддерживать более жесткие бюджетные ограничения, по­скольку выделение ассигнований на принятие новых обяза­тельств возможно лишь после выделения бюджетных ассиг­нований на выполнение действующих обязательств либо за­благовременного их сокращения или отмены;

(3) удлинить период и повысить надежность среднесрочного бюджетного планирования за счет устанавливаемых правил прогнозирования объема действующих обязательств (в том числе с их распределением между администраторами бюд­жетных средств);

(4) ввести в бюджетный процесс элементы конкуренции при распределении между администраторами бюджетных средств бюджетных ресурсов с целью направления их на реализацию наиболее эффективных бюджетных программ.

Бюджет действующих обязательств — это объем ассигнований, необходимый для исполнения в планируемом периоде расход­ных обязательств РФ (субъекта РФ, муниципального образова­ния), обусловленных действующими нормативными правовыми актами.

К действующим обязательствам, в частности, относятся:

(1) трансферты населению, установленные нормативными пра­вовыми актами РФ (субъектов РФ, муниципальных образо­ваний);

(2) обязательства по предоставлению (оплате) государственных (му­ниципальных) услуг в соответствии с законодательством РФ;

(3) обязательства, вытекающие из долгосрочных бюджетных це­левых программ РФ (субъекта РФ, муниципального образо­вания), а также адресной инвестиционной программы РФ (субъекта РФ, муниципального образования);

(4) погашение и (или) обслуживание государственного (муни­ципального) долга в соответствии с условиями привлечения заемных средств;


■ \ \ 0 II. Централизованные государственные и территориальные финансы

(5) обязательства, вытекающие из договоров (соглашений), в том числе международных, действующих в планируемый пе­риод;

(6) средства, подлежащие перечислению в соответствии с зако­нодательством РФ либо сложившимися принципами (прак­тикой) бюджетного планирования в другие бюджеты бюд­жетной системы РФ.

Под бюджетом принимаемых обязательств понимается объем ассигнований, необходимых для исполнения в планируемом пе­риоде расходных обязательств Российской Федерации (субъекта Российской Федерации, муниципального образования), обу­словленных вступающими в силу нормативными правовыми ак­тами, договорами и соглашениями, вводимыми или планируе­мыми (предлагаемыми) к введению в плановом периоде.

К принимаемым обязательствам, в частности, относятся:

(1) увеличение действующих или введение новых видов транс­фертов населению;

(2) увеличение заработной платы, денежного довольствия;

(3) досрочное погашение государственного (муниципального) долга;

(4) предоставление (оплата) государственных (муниципальных) услуг сверх установленных нормативов (требований законо­дательства Российской Федерации);

(5) увеличение по сравнению с ранее предусмотренными пла­нами ассигнований на реализацию действующих или новых бюджетных программ;

(6) новые бюджетные инвестиции;

(7) предоставление бюджетных кредитов.

Конкретный состав бюджетов действующих и принимаемых обя­зательств, порядок и методика определения их объемов устанавлива­ются органами исполнительной власти соответствующего уровня.

Основным принципом бюджетного планирования становится гарантированное обеспечение в полном объеме действующих обяза­тельств в соответствии с целями и ожидаемыми результатами госу­дарственной политики. Выделение ассигнований на новые обяза­тельства может и должно осуществляться только в случае и преде­лах превышения прогнозируемых бюджетных ресурсов над расчет­ным объемом действующих обязательств, которое может образо­ваться за счет:


5. Бюджетный процесс                                                                                       \\\

• сокращения части действующих обязательств (путем внесе­ния изменений в законодательство, отмены ранее принятых решений, пересмотра действующих программ в отношении непринятых обязательств, реструктуризации бюджетного сектора и т. п. );

• применения консервативных (например, ниже уровня ин­фляции) методов корректировки действующих обязательств в зависимости от условий планируемого периода;

• опережающего по сравнению с прогнозируемым объемом действующих обязательств роста бюджетных доходов (для региональных и местных бюджетов прежде всего налоговых и неналоговых доходов).

Исходя из этого объем бюджета действующих обязательств не может превышать планируемого объема доходов и сальдо источни­ков покрытия дефицита соответствующего бюджета при консерва­тивном сценарии социально-экономического прогноза на соответ­ствующий год, условия (внешние параметры) формирования кото­рого должны быть определены нормативными правовыми актами соответствующих органов власти. В случае невыполнения указанно­го условия действующие обязательства подлежат сокращению.

Соответственно объем бюджета принимаемых обязательств оп­ределяется разницей между доходами бюджета и сальдо источников финансирования дефицита при консервативном сценарии социаль­но-экономического прогноза, с одной стороны, и объемом бюджета действующих обязательств — с другой. Формирование конкретных направлений использования средств бюджета принимаемых обяза­тельств осуществляется в соответствии с приоритетами бюджетной политики на основе оценки их эффективности. При этом раздельно рассматриваются и планируются:

(1) мероприятия, требующие выделения ассигнований только в
очередном финансовом году, в том числе:

• приводящие к сокращению действующих обязательств по­следующих лет (досрочное погашение государственного или муниципального долга, реорганизация, передача бюджетных учреждений на соответствующий уровень бюджетной систе­мы, сокращение штата работников и т. д. );

• не включаемые в состав действующих обязательств после­дующих лет (реализация краткосрочных, не выходящих за пределы финансового года программ и проектов, выплаты единовременных/разовых надбавок к заработной плате, по­собиям и т. д. );

(2) мероприятия, включаемые с очередного финансового года в
состав действующих обязательств или приводящие к увеличению


Ц2 " ■ Централизованные государственные и территориальные финансы

объема действующих обязательств последующих лет (увеличение размера трансфертов населению, заработной платы государствен­ным или муниципальным служащим, работникам бюджетных учре­ждений, создание новых бюджетных учреждений, принятие новых бюджетных программ, нормативных правовых актов, устанавли­вающих новые расходные обязательства, и т. д. ).

Пропорции распределения средств между указанными меро­приятиями определяются в рамках бюджетного процесса исходя из стратегических приоритетов государственной политики и обеспече­ния сбалансированности бюджета в среднесрочной перспективе.

Одним из ключевых элементов реформы бюджетного процесса является распределение основной части средств бюджета прини­маемых обязательств только между действующими и (или) вновь принимаемыми бюджетными программами с учетом оценок их ре­зультативности (включая программы, обеспечивающие реализацию вновь принимаемых нормативных правовых актов). Такой подход создаст для субъектов бюджетного планирования стимулы пред­ставлять свои расходы в форме бюджетных целевых программ и приведет к поэтапному формированию системы мониторинга эф­фективности их деятельности, что будет способствовать общему повышению результативности бюджетных расходов.

В ближайшей перспективе разделение бюджета действующих и принимаемых обязательств трудно реализуемо, поскольку отсутст­вует прозрачная методология определения и корректировки (пере­счета) объема действующих обязательств при том, что, даже по об­щим оценкам, он существенно превышает прогнозируемые ресурсы бюджетов всех уровней, требуя принятия ежегодно мер по оптими­зации и реструктуризации финансируемых расходов. В то же время на аналитическом уровне такое разделение частично уже осуществ­ляется и требует лишь более четкого отражения в обоснованиях среднесрочного финансового плана и бюджета.

5. 3. Основы планирования централизованных финансов

Кругооборот внутреннего валового продукта (ВВП) совершается в материально-вещественной и стоимостной форме. В ходе оборота валового продукта в стоимостной форме возникают финансовые отношения по поводу создания, распределения, перераспределения и потребления финансовых ресурсов. Управление процессами соз­дания, распределения, перераспределения и потребления финансо­вых ресурсов осуществляется с помощью финансового планирования.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...