Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5. Бюджетный процесс ^д




Одним из способов экстраполяции основных финансовых зако­номерностей могут быть линии регрессии, надежность которых по­вышается при построении многошаговых корреляционных моделей, ставящих прогнозируемые бюджетные показатели в зависимость от нескольких переменных. Поэтому работу над бюджетным прогно­зом следует начать с выявления и изучения факторов (переменных величин), влияющих на формирование бюджета. К таким факторам следует отнести развитие производительных сил страны и наличие общегосударственных финансовых ресурсов, демографические из­менения, развитие отраслей хозяйства и др.

Для расчетов основных показателей федерального бюджета на перспективу могут быть использованы корреляционные связи между объемом доходов федерального бюджета и двумя переменными: произведенным национальным доходом и валовой продукцией промышленности и сельского хозяйства, а также связь между этими показателями и налогом на прибыль. Коэффициенты корреляции показывают большую тесноту в изучаемых связях, и это понятно: доходы бюджета формируются прежде всего за счет национального дохода, а связь между налогом на прибыль и самой прибылью оче­видна.

При прогнозировании объема ресурсов бюджета на перспективу следует использовать глубокий экономический и статистический анализ сложившихся тенденций, позволяющий в среднем с опреде­ленной степенью вероятности нивелировать влияние множества факторов, выявить наиболее общее в совокупности тенденций. Ка­чественный анализ показал, что статистические модели, с помощью которых определяются ресурсы федерального бюджета, дали хоро­шо согласовывающиеся данные, касающиеся его объема на бли­жайшую перспективу.

Уравнения регрессии с указанными выше двумя переменными величинами имеют линейный вид:

у = а0 + ахх,

где у   — объем ресурсов федерального бюджета;

х  — произведенная в отраслях народного хозяйства продукция,

или ВВП (произведенный национальный доход); До, а\ — коэффициенты линии регрессии, определяющие ее кон­кретный вид на основе исходных данных.

При разработке этих моделей самостоятельную проблему пред­ставляет нахождение значений независимых переменных (нацио­нальный доход и произведенная продукция) в прогнозируемом пе­риоде. Для их определения используются прогнозные расчеты ука-


120 " ■ Централизованные государственные и территориальные финансы

занных обших экономических показателей. Экономический анализ дополняется изучением темпов развития исследуемых показателей, их взаимными соотношениями, расчетами среднегодовых темпов исследуемых явлений по годам, сопоставлением их развития с тем­пами других экономических величин (производственными основ­ными фондами, численностью населения и др. ). Такой анализ не­обходим потому, что федеральный бюджет связан с реальными эко­номическими ситуациями и поэтому быстро реагирует на измене­ния в любой отрасли народного хозяйства, связан с политикой в области социальной зашиты населения, изменениями в порядке финансирования основных затрат государства и т. д.

Прогнозирование развития территориальных бюджетов основы­вается на других показателях. Так как рост населения и изменения его структуры оказывают непосредственное влияние на развитие всех отраслей местного хозяйства, а следовательно, на развитие территориальных бюджетов, большое внимание в прогнозировании уделяется анализу перспектив демографических изменений.

Бюджетное прогнозирование позволяет определять направления использования средств, т. е. выявлять приоритеты в финансирова­нии отраслей местного хозяйства.

Функциональная зависимость объема территориальных бюджетов от роста численности населения описывается уравнениями:

у = а0 + а\х, у = ах3,

где у — объем территориальных бюджетов;

х — численность населения административно-территориальной единицы.

В первом случае использована линейная модель, во втором — параболическая. Коэффициенты корреляции этих уравнений пока­зали большую тесноту в изучаемых связях. И это вполне понятно, так как размеры расходов территориальных бюджетов зависят в первую очередь от численности населения, для которого эти расхо­ды предназначены.

С помощью этих экономике-математических моделей можно рассчитывать не только размеры общих расходов территориальных бюджетов, но и расходов на народное хозяйство, социально-культурные мероприятия.

Можно также спрогнозировать величину расходов на просвещение и здравоохранение. Для этих целей используется многофакторная линейная модель:

у = ах] + ах2,

где у  — расходы на социально-культурные мероприятия; *ь *2 — расходы на просвещение и здравоохранение.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...