Социально-культурный маркетинг и контроллинг.
По всей вероятности, уважаемый читатель помнит, что контроль является одной из функций управления и/или менеджмента. Контроль как бы логически завершает управленческий цикл и по-своему итожит всё, что сделано в части прогнозирования (оправдался ли прогноз?), планирования (оказалось ли учреждение культуры там, где оно рассчитывало быть?), организации (удалось ли путём мобилизации ресурсов реализовать намеченные планы?), мотивации и стимулирования персонала (стали стратегические и тактические задачи делом всего коллектива?). Если организация социально-культурной сферы (предприятие, учреждение искусства, культурно-досуговое учреждение, учебное заведение) функционирует на основе использования принципов и технологий маркетинга, она вынужденно сталкивается с необходимостью осуществления маркетингового контроля. А это означает опять же сбор и обработку информации, разносторонний анализ, специально организуемые исследования. КОНТРОЛЬ МАРКЕТИНГА ( marketing control) — процесс измерения и оценки результатов реализации стратегий и планов маркетинга, эффективности корректирующих действий, обеспечивающих достижение маркетинговых целей. Обычно выделяют четыре типа контроля маркетинга: контроль годовых планов, контроль прибыльности, контроль эффективности и стратегический контроль(8; с.69). КОНТРОЛЬ ГОДОВЫХ ПЛАНОВ МАРКЕТИНГА (control of annual marketing plans) — один из видов контроля маркетинга, при котором осуществляются измерение, оценка и корректировка уровня выполнения годовых заданий по объему продаж, прибыли и другим показателям плана. В ходе контроля анализируются объемы продаж (sales analysis,), доли рынка (market- share analysis), соотношение между затратами на маркетинг и объемом продаж (marketing expens-to sales analysis), отношение клиентов к организации и ее продуктам (customer attitude tracking). Анализ продаж предполагает измерение и оценку фактического объема продаж разных продуктов на различных рынках сбыта по отношению к поставленным в этой области целям. Анализ доли рынка направлен на выяснение позиции данной организации на рынке по отношению к конкурентам. Анализ соотношения между затратами на маркетинг и объемом продаж позволяет организации оценить эффективность маркетинговых затрат и определить их наиболее приемлемую величину. Наблюдение за изменением отношения к организации ее клиентов, дилеров и других участников маркетинговой деятельности позволяет руководству принять необходимые меры по поддержанию позиций организации на рынке.
Таблица 5.
Предложенная авторами типология рассчитана на крупные организации, имеющие это “высшее руководство”, однако при внимательном осмыслении целей контроля становится понятным: целевой контроль уместен и в средних и малых организациях, каких в социально-культурной сфере отыщется немало.
КОНТРОЛЬ ПРИБЫЛЬНОСТИ ( profitability control) — один из видов контроля маркетинга, при котором осуществляются оценка и корректировка планов маркетинга с целью обеспечения прибыльности различных продуктов, территорий, сегментов рынка, каналов распределения, деятельности на разных рынках. КОНТРОЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ (efficiency control) — один из видов контроля маркетинга, при котором осуществляется поиск ответов на вопрос, существуют ли более эффективные способы управления деятельностью проведения рекламных кампаний, стимулирование сбыта и доведения продуктов до потребителя. КОНТРОЛЬ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ (strategic control)— один из видов контроля маркетинга, при котором осуществляется критическая оценка эффективности маркетинга в целом. При этом определяют стратегическую эффективность маркетинга ориентацию на потребителей, степень организационной интеграции маркетинга, адекватность маркетинговой информации, стратегическую ориентацию, эффективность управления текущей маркетинговой деятельностью (8; с.68-69). Таким образом, контроль – это всеобъемлющая функция, от реализации которой зависит деятельность, как отдельных структурных подразделений так и организации культуры в целом. П.С. Завьялов и В.Е, Демидов (14; с.310) рассматривают в своей работе три типа маркетингового контроля, уточняя при этом цели, приемы и методы контроля (см. табл.5). В ряде случаев понятие “маркетинговый контроль” отождествляется с другим понятием – “маркетинговая ревизия ”. Такого подхода придерживается, в частности, Ф. Котлер, в известной мере положивший начало развитию интереса к маркетингу у широкой российской общественности. Ревизию маркетинга Ф. Котлер квалифицирует как системное, беспристрастное и регулярное исследование маркетинговой среды фирмы (предприятия), её задач, стратегий и оперативной деятельности с целью выявления возникающих проблем и открывающихся возможностей и выдачи рекомендаций относительно плана действий по совершенствованию маркетинговой деятельности этой фирмы.” О масштабах и содержании такой работы можно судить хотя бы по приведенному “Плану ревизии” (14; c. 312-313).
ПЛАН РЕВИЗИИ МАРКЕТИНГА Часть 1. Ревизия маркетинговой среды
Макросреда А. Демографические факторы Б. Экономические факторы В. Природные факторы Г. Научно-технические факторы Д. Политические факторы В. Факторы культурного порядка
Микросреда А. Рынки Б. Потребители (покупатели) В. Конкуренты Г. Система распределения и дилеры Д. Поставщики Е. Другие маркетинговые организации Ж. Контактные аудитории
Часть 2 Ревизия стратегии маркетинга А. Программа деятельности фирмы Б. Задачи и цели маркетинга В. Стратегия
Часть 3. Ревизия организации службы маркетинга А. Формальная структура Б. Функциональная эффективность В. Эффективность взаимодействия маркетинга с производством, научно-исследовательской, закупочной, финансовой сферами
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|