Рынок продукции производственного назначения
(industrial market) совокупность организаций и частных лиц, приобретающих продукты, которые используются при производстве других продуктов. РЫНОК ПЕРЕПР0ДАЖ (resseler market) — совокупность организаций и индивидуальных лиц, приобретающих товары с целью их перепродажи или сдачи в аренду. РЫНОК ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (government market) — государственные учреждения всех уровней (от общегосударственного до местного), покупающие или арендующие товары и услуги для выполнения своих функций (8; с.188-191). Как видим, позиции близки, но не совпадают. Так, в зарубежном маркетинге государство и его органы на местах выступают не всегда в качестве потребителей; нередко они выполняют роль кредиторов, спонсоров, источников финансирования. Для более обстоятельного изучения общего и различий в государственном регулировании культурных процессов в разных странах отсылаем читателей к двум интересным источникам – уже упомянутой работе Ф.Колбера и к книге “Культура на перепутье”, под ред. Б.Ю.Сорочкина и Г.М. Галуцкого (1994г.). Важно различать еще и такие два типа рынков, как доступный (освоенный) и потенциальный. РЫНОК ОСВОЕННЫЙ (penetrated market) — совокупность потребителей, уже купивших какой-то продукт. В маркетинге Р.о. характеризует степень вовлеченности потребителей в процесс продаж на рынке. РЫНОК ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ (potential market) — совокупность потребителей, проявляющих некоторый интерес к определенному продукту. В маркетинге Р. п. характеризует степень вовлеченности потребителей в процесс продаж на рынке. А теперь о субъектах. Читатель уже понял, что главными субъектами рынка выступают производитель продукта и его потребители. В маркетинге потребителей иногда называют клиентами.
Клиенты в социально-культурной сфере - это посетители и участники массовых культурных акций, члены культурно-досуговых объединений, пользователи в библиотеках, экскурсанты в музеях, туристы в кемпингах и гостиницах, слушатели всевозможных курсов, наконец, просто зрители на концертах, спектаклях и киносеансах. Но это еще и покупатели книг, сувениров, изопродукции, а также арендаторы помещений, заказчики сценариев, профессиональные артисты, нуждающиеся в посредничестве культурно-досуговых учреждений и т.д. и т. п. В реальной практике реальная и потенциальная аудитории подразделяются на ряд социальных слоев и групп. Культурные услуги, все равно платные они или бесплатные, оказываются, сориентироваными на детей дошкольного возраста, младших школьников, подростков, старшеклассников. В др. случаях выделяют такие группы, как рабочая молодежь, студенчество, военнослужащие, техническая и творческая интеллигенция, допризывники, домохозяйки, ветераны труда и пенсионеры, верующие и т.п. Иногда возникает необходимость дифференцировать потребителей культурных услуг по национальному или профессиональному, а также по половому признаку. Случается, что та или иная услуга заранее ориентируется на людей определенного культурного уровня, а в ситуации с платными услугами на потребителей с желательным уровнем обеспеченности покупательской способности. Для того, чтобы состав реальных и потенциальных потребителей знать, а знать его совершенно необходимо, его надо постоянно изучать. К сожалению, в отечественной практике социологические (а тем более маркетинговые!) исследования - все еще большая редкость, чего нельзя сказать о зарубежном опыте достаточно частого и глубокого изучения потребительского спроса в сфере культуры. Тот же Ф.Колбер приводит в своей работе любопытные данные: Например, в Канаде статистика показывает, что 36,4% канадских семей, по меньшей мере, раз в год ходят в театры и на концерты, 56,3% — в кино; 25,9% — в музеи и художественные галереи; в Соединенных Штатах цифры такие: 15,6% для классической музыки; 4,7% для оперы, 24,5% для мюзикла, 15,8% для драмы, 5,8% для балета; 34,5% для художественного музея и 46,9% для исторических парков. В Австралии соответствующие цифры таковы: музыкальный театр — 19,3%, классическая музыка — 7,7%, фестивали —2 1,9%, концерты — 23%,музеи-27,8% (22; с.63)
Посредниками в сфере культуры могут выступать работники рекламных служб, распространители билетов, организаторы экскурсий, культорганизаторы трудовых и учебных коллективов, транспортные конторы, работники связи, журналисты и др. Следует прямо заметить: руководители, возглавляющие различные организации в сфере культуры, ценили прежде и ценят теперь, в порой неблагоприятных для сферы культурно-творческой деятельности условиях, усилия своих коллег из соседних, сопредельных с ними организаций по совместному осуществлению каких-либо культурных акций: смотров, фестивалей, массовых гуляний, театрализованных праздников и т.п. К такого рода сотрудничеству и взаимодействию наши руководители приучены, можно сказать, всем предшествующим развитию рыночных отношений опытом. Как уже отмечалось, клубы давно и традиционно сотрудничали с общеобразовательными и музыкальными школами, библиотеками, парками культуры и отдыха, театрами и музеями. Находились “точки касания” у театров и школ, библиотек и книжных магазинов, туристических агентств и спорткомитетов. К сожалению, рынок внес нежелательные коррективы в эти отношения сотрудничества. Однако это вовсе не означает, что с этой поры все организации в сфере культуры и досуга должны работать исключительно в автономном режиме. К счастью, сохраняются покуда культурно - спортивные комплексы, объединяющие организационно сопредельные очаги досуга и просвещения, успешно функционируют сохраняющиеся в современной практике библиотечные системы, работают объединения музеев, создаются социально-культурные объединения, ассоциации и т.п. Поставщики в социально-культурной сфере тоже имеются. Одни поставляют ресурсы, другие - кадры, третьи - информацию, четвертые - транспорт, пятые - продукты питания. Понятно, что названными субъектами их возможный список не исчерпывается.
Поставщиками в теории управления называют тех, кто обеспечивает организацию ресурсами. А поскольку организация в сфере куль туры получает и перерабатывает самые разнообразные ресурсы, ей приходится иметь дело с самым различными поставщиками. Так, поставщиками информации будут выступать социологические службы, статуправления, руководители трудовых, учебных, воинских и иных коллективов, средства массовой и (радио, печать, телевидение), научно-методические центры народного творчества, культактив других предприятий и учреждений, всевозможные общества, объединения, ассоциации, союзы и т.п. - словом, все, кто, так или иначе, обеспечивает учреждение культуры необходимыми данными политического, экономического, социально-демографического, социально-культурного и иного характера. С каждым из таких и подобных им поставщиков устанавливаются приемлемые для обеих сторон способы взаимосвязи и общения, формы передачи и получения информации. Поставщиками кадровых ресурсов выступают, прежде всего, учебные заведения, готовящие кадры для отрасли: университеты и академии культуры, консерватории, институты культуры и искусства, училища культуры, библиотечные техникумы и т.п. Поскольку в настоящее время фактически отсутствует практика государственного распределения специалистов, учреждениям культуры и искусства приходится самостоятельно устанавливать контакты с учебными заведениями и решать вопросы подбора персонала. Собственно, с этого и начинается интернальный маркетинг в организациях социально- культурной сферы. Косвенно роль поставщиков кадровых ресурсов выполняют также бюро по информации и трудоустройству населения, курсы и факультеты повышения квалификации и переподготовки кадров, отделы и управления культуры, биржи труда для творческих работников сферы искусства. Еще важнее для нормальной жизнедеятельности организаций - финансовые ресурсы. Поставщиками капитала выступают бюджетные финансовые органы, коммерческие банки, акционеры, инвесторы, спонсоры, отдельные организации - соучредители и частные лица. Идет ли речь о плановом финансировании учреждении культуры или дотациях профсоюзных органов, о “прямых вливаниях” местных администраций или перечислениях от организаций, оплачивающих те или иные культурные услуги - во всех случаях важно свободно ориентироваться в финансовых вопросах, уметь своевременно привлечь дополнительные средства для развития деятельности и повышения эффективности управления организацией.
Конкуренты Еще каких-нибудь десять лет назад само слово “конкуренция” небезопасно было произносить вслух. Считалось, что в социалистическом обществе, а тем более в развитом, т.е. почти в коммунистическом, конкуренции нет и быть не может. Не должно! Еще бы: ведь конкуренция рассматривалась не иначе как “борьба между частными товаропроизводителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров”, а то и еще определеннее и жестче: “борьба между капиталистами за получение наивысшей прибыли”. Между тем, в словаре под редакцией С. И. Ожегова слово “конкуренция” объясняется, прежде всего, как “соперничество, борьба за достижение лучших результатов на каком-либо поприще”. Стало быть, на поприще культурно-творческой деятельности можно и должно конкурировать, причем из самых добрых и гуманных соображений. Принято различать прямую и косвенную конкуренцию. С той и другой приходится встречаться в сфере культуры. Упрощая ситуацию, скажем, что прямыми конкурентами для библиотек будут другие библиотеки, для театров - другие театры, для видеозалов другие видеозалы. Если, конечно, в зоне деятельности конкретной организации таковые имеются. В ряде случаев учреждение культуры является единственным в своем роде в “акватории’ влияния на потенциальных потребителей. Такому учреждению, казалось бы, не с кем конкурировать. На самом деле это не так. Для любого учреждения культуры и искусства, функционирующего в сфере досуга, конкуренцию может составить учреждение иного типа, например, ресторан, общеобразовательная школа, специальное учебное заведение даже военкомат, решивший провести какое-либо массовое мероприятие для допризывников, заполнив тем самым их свободное время. Борьба здесь идет даже не за качество “культурного обслуживания” а за потребителя как такового, за его свободное время. Косвенными конкурентами для парка культуры и отдыха могут в конкретной ситуации стать клубы и библиотеки, кинотеатры и музеи города, приглашающие в одно и то же время дня примерно один и то же контингент потребителей культурных благ. Равным образом в число косвенных конкурентов театра в определенной ситуации могут попасть концертные залы, центры культуры и досуга, телевизионные центры, предлагающие в этот вечер очередную серию полюбившегося телезрителям фильма.
Разумеется, лучшим “средством от конкуренции” является безупречное обслуживание потребителей и высокое художественное качество услуг. В других случаях необходимо точно рассчитывать состав потенциальных зрителей, выбирать наиболее удачное время проведения какого-либо мероприятия, стимулировать сбыт продуктов культурно-творческой деятельности. В любом случае необходимо как можно больше знать о планах реальных и потенциальных конкурентов, выводимых ими рынок культурных услугах, используемых методиках и технологиях, если хотите - профессиональных секретах. Только в этом случае можно сознательно и целеустремленно повышать собственную конкурентоспособность и не тревожиться ни за ожидаемую прибыль, ни за авторитет организации в окружающей среде.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|